Путь к стабильному финансированию

Любинин Дмитрий

    В настоящее время в экономике России прослеживается постепенный переход от разноплановых и не всегда удачных попыток регионов и предприятий наладить стабильное финансирование, порожденных непростыми условиями нынешнего периода, к цивилизованным и подтвержденным мировой практикой методам.
    Недостаток ресурсов для финансирования программ администраций и предприятий пытались решать путем выпуска неэмиссионных ценных бумаг (векселей), характерной особенностью которых было их погашение не денежными средствами, а малоликвидной продукцией отдельных предприятий (для администраций - зачетами по налоговым платежам).
    В результате подобной практики проблема недостатка инвестиционных средств решалась только на короткое время - реально же положение лишь усугублялось. Ликвидность данных бумаг была невысока, что приводило к завышению подрядчиками цен на поставляемые ими товары и предоставляемые услуги. В целом эффективность капитальных вложений с использованием неэмиссионных ценных бумаг была крайне низкой.
    Правительство в этих условиях приняло меры по упорядочению ситуации. Федеральным законом была запрещена возможность выпуска собственных векселей администрациями субъектов Федерации. Определенные меры приняты в области контроля за выпуском и обращением корпоративных векселей. Прекращена практика проведения зачетов с федеральным бюджетом.
    На данном этапе более актуальна возможность увеличения инвестиций в регионы с использованием современных технологий привлечения и инвестирования ресурсов. К этим технологиям, в частности, относятся:

  • выпуск облигационных займов;
  • синдицированное кредитование;
  • предоставление банками гарантий и выставление аккредитивов под приобретение техники для нужд региона и предприятий;
  • совместное с международными финансовыми институтами финансирование инвестиционных проектов;
  • выпуск корпоративных облигаций;
  • аккумуляция и вовлечение в кредитно-финансовую сферу средств частных лиц.
        Основной целью региональных администраций и предприятий должна стать организация системы заимствований, т.е. долгосрочного, гибкого и качественного рынка собственных долговых обязательств в соответствии с перспективным планом финансовых потоков.
        Например, для администрации субъекта Федерации целесообразными становятся разработка и принятие финансово-эмиссионной программы, в которой должна быть предусмотрена сбалансированная система заимствований:
  • внутренний (номинированный в рублях) заем;
  • внешний (еврооблигационный или иной валютный) заем;
  • синдицированные кредиты.
        Рассмотрим некоторые варианты привлечения дополнительных средств в экономику регионов России.

    ВЫПУСК ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ

        Способ привлечения местными властями денежных ресурсов путем выпуска региональных ценных бумаг считается нормой в любом государстве с развитой экономикой. Восприятие и осознание экономических реалий 1997 г. привело к установлению принципиально новых взаимоотношений между финансовыми структурами и администрациями субъектов Федерации.
        На фоне наметившейся стабилизации в финансовой сфере страны и собственно в региональных финансах (отмечена определенная стабилизация, а в некоторых регионах - положительная динамика доходной части бюджета) популярность использования региональными администрациями различных долговых инструментов возрастает.
        Сформулируем в общем виде принципы, соблюдение которых позволит эмитентам муниципальных облигаций создать эффективно работающую и не требующую лишних затрат инфраструктуру и даст возможность, не теряя контроля над ходом заемного процесса, эффективно управлять уже существующим долгом:
        1. Независимо от целей заимствования и характера займа (внешний, внутренний общего покрытия, целевой) для организации выпуска и обращения муниципальных облигаций эмитенту необходимо выбрать одного или нескольких консультантов из числа профессиональных участников фондового рынка, с которыми желательно согласовать план будущих заимствований.
        2. Выбор тех или иных участников инфраструктуры, призванной обслуживать размещение и обращение облигационного займа, должен осуществляться эмитентом по согласованию и рекомендациям определенного им консультанта(ов) на основе таких критериев, как независимость от эмитента и потенциальных инвесторов, обладание необходимыми технологиями, репутация среди участников фондового рынка.
        Именно построение инфраструктуры облигационного займа и подбор ее участников являются основными задачами финансового консультанта региональной администрации, так как в дальнейшем это станет, пожалуй, вторым по значимости (после финансового положения эмитента) фактором, способствующим или, наоборот, препятствующим успешной реализации эмиссионной программы.
        3. Процесс выпуска собственных ценных бумаг должен стать составной частью общей системы заимствований, о которой говорилось ранее.

    КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

        К новостям российского финансового рынка, кроме динамического развития рынка долговых обязательств региональных администраций, безусловно, относится появление обязательств крупнейших российских добывающих и индустриальных компаний с фиксированным доходом.
        До осеннего (1997 г.) кризиса российские банки оказались перед непростым выбором: государственные ценные бумаги давали довольно низкую доходность. Покупка акций представлялась делом высокодоходным, но и рискованным. Рынка же долговых обязательств с фиксированным доходом выше ГКО, но с меньшими рисками, чем вложения в акции, практически не было. Векселя банков, которые быстро скупались самими же банка-ми, и нескольких крупнейших компаний - вот то немногое, что было на рынке.
        Непосредственно перед кризисом российский финансовый рынок уже был готов к появлению на нем корпоративных обязательств. Реальное формирование этого рынка начнется, вероятно, в ближайшее время. Компании, в первую очередь добывающие, смогут приступить к выпуску долговых обязательств, номинированных в рублях. Это позволит обеспечить инвестору приемлемую доходность и диверсификацию рисков, а банковской системе в целом - значительно улучшить ее устойчивость и ликвидность.

    АККУМУЛЯЦИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В КРЕДИТНО-ФИНАНСОВУЮ СФЕРУ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ

        Важнейшая составляющая увеличения капиталовложений в масштабах государства - мобилизация средств населения. Российская специфика такова, что, по различным оценкам, средства населения, хранимые в наличной форме, прежде всего в иностранной валюте, составляют десятки миллиардов долларов. Являясь долгосрочными сбережениями значительной группы населения, они практически исключены из хозяйственного оборота и не работают на российскую экономику. Вовлечь эти средства в кредитно-финансовую систему - вполне реальная задача.
        Чрезвычайно интересно формирование важнейшего для развития российского финансового рынка набора инструментов, которые позволяют гражданам осуществлять инвестиции на рынке ценных бумаг. Возьмем, к примеру, общие фонды банковского управления (ОФБУ). Этот инструмент позволит реально привлечь средства граждан как в государственные, так и в корпоративные ценные бумаги.
        Таким образом, в настоящее время сложились предпосылки для увеличения инвестиций в российские регионы и отдельные предприятия. У региональных администраций и предприятий есть широкий выбор различных инструментов финансового рынка. В целях создания комплексной и сбалансированной системы финансирования, оптимизации заимствований по стоимости и срокам администрациям субъектов Федерации или предприятиям выгодно и целесообразно привлекать в качестве консультантов крупнейшие российские банки.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".