Эскиз к портрету АвтоВАЗа

Шадрин Александр

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ

    Волжский автомобильный завод создан при техническом содействии итальянского концерна FIAT. Первые малолитражки сошли с главного конвейра ВАЗа в апреле 1970 г.
    По состоянию на 1 января 1998 г. на Волжском автомобильном заводе трудилось 111530 человек. На начало 1998 г. здесь насчитывалось 26 предприятий со стопроцентным капиталом ОАО <АвтоВАЗ>, 179 дочерних и зависимых предприятий с капиталом ОАО <АвтоВАЗ> (в том числе 143 предприятия, составляющие систему техобслуживания по всей стране), а также 13 предприятий с капиталом ОАО <АвтоВАЗ>, находящихся за рубежом. Производственные показатели за прошедший год впервые превысили <докризисные> значения, на конвейер поставлен относительно новый модельный ряд <2110>, рентабельность производства поднялась до 24,3%, в соответствии с европейскими стандартами на территории Финляндии организовано сборочное производство автомобилей <21093> под маркой Lada Samara Baltik (совместный проект АвтоВАЗа - ОАО - Valmet Automotive), которые реализуются исключительно за рубежом.
    Несмотря на постепенную утрату позиций монополиста и множество нерешенных проблем, АвтоВАЗ по-прежнему является ведущим в России производителем относительно недорогих малолитражных автомобилей (6-10 тыс. долл.) с достаточно широким модельным рядом.

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И СТРУКТУРА СОБСТВЕННИКОВ

    Держателем реестра ОАО <АвтоВАЗ> является ЗАО <ИнкоВАЗ>, расположенное по адресу: 445057, Самарская область, г. Тольятти, Приморский бульвар, д. 31.
    На заседании ФКЦБ России 20 апреля 1998 г. было принято решение о регистрации отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и отчета об итогах выпуска привилегированных именных бездокументарных акций типа А ОАО <АвтоВАЗ> (государственные регистрационные номера соответственно: 1-03-00002-А от 18 марта 1998 г. и 2-02-00002-А от 18 марта 1998 г.). В результате состоявшейся эмиссии, связанной с переоценкой основных фондов, уставный капитал ОАО <АвтоВАЗ> составил 16062482000 деноминир. руб. Он разделен на 27194624 обыкновенные акции и 4930340 привилегированных акций типа А с одинаковым номиналом 500 деноминированных рублей. Динамика изменения уставного капитала АвтоВАЗа, а также количество и вид акций приведены в табл. 1.

Показатель

1993 г.

1994 г.

1997 г.

1998 г. (с учетом деноминации)

Величина устав-ного капитала, тыс. руб.

21416643 32124964 32124964 16 062 482

Обыкновенные акции, шт.

9 637 489 номинал 1 000 руб. 20 345 810* номинал 1 000 руб. 27 194 624 номинал 1 000 руб. 27 194 624 номинал 500 руб.
Привилегирован-ные акции, шт.:

типа А

5 354 161 номинал 1 000 руб. 5 354 161 номинал 1 000 руб. 4 930 340** номинал 1 000 руб. 4 930 340 номинал 500 руб.

типа Б

6 424 993 номинал 1 000 руб. 6 424 993 номинал 1 000 руб. - -

    Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 32 гл. 3 федерального закона <Об акционерных обществах>) и уставом ОАО <АвтоВАЗ> (который в п. 12.11 определяет размер гарантированного ежегодного дивиденда на одну привилегированную акцию) все размещенные в настоящий момент акции являются голосующими. Такая ситуация сохранится до тех пор, пока ежегодные дивиденды по привилегированным акциям не будут выплачиваться в полном объеме.
    Следует учитывать, что, помимо размещенных акций, акционерное общество имеет право осуществить дополнительный выпуск из 27194625 объявленных обыкновенных акций, решение о котором было принято на внеочередном собрании акционеров 2 августа 1997 г. Эти акции должны быть переданы в залог федеральному правительству в качестве обеспечения погашения суммарного основного долга АвтоВАЗа в федеральный, областной и местный бюджеты. Данные действия регламентируют-ся постановлением правительства РФ № 1316 от 15 октября 1997 г. <О реструктуризации задолженности акционерного общества АвтоВАЗ по платежам в федеральный бюджет>. Правда, остается неясным, каким образом дополнительный выпуск обыкновенных акций обеспечит 50% + 1 голос на собрании акционеров, как того требует постановление правительства, если привилегированные акции сейчас также являются голосующими? И как быть с номиналом объявленных акций - 1000 <старых> рублей? В повестку дня собрания акционеров, состоявшегося 30 мая 1998 г., эти вопросы включены не были.
    Сформирован ли контрольный пакет акций ОАО <АвтоВАЗ> и, если да, кто им реально распоряжается? Всего в собственности юридических лиц, как следует из материалов, подготовленных к собранию акционеров, в данный момент находится 22577280 акций, что составляет около 70,3% уставного капитала (в том числе 21781312 обыкновенных акций и 795968 привилегированных); в собственности физических лиц - 9547684 акции (в том числе 5413312 обыкновенных и 4134372 привилегированных).
    Основными акционерами ОАО <АвтоВАЗ> на начало 1998 г. являются три юридических лица - ОАО , ЗАО <Центральное отделение АФК (Автомобильной финансовой корпорации)>, ОАО ЧИФ <РУСС-ИНВЕСТ>. По различным оценкам, в собственности двух первых компаний в виде обыкновенных акций находится около 50% уставного капитала АвтоВАЗа, а в собственности третьей - около 5%. У государства в лице Российского фонда федерального имущества (РФФИ) имеется остаток акций от чекового аукциона в количестве 658777 штук. При проведении приватизации высший менеджмент автозавода получил право приобрести и приобрел в собственность 5% уставного капитала (1070832 акции).
    Если вспомнить, каким образом акции АвтоВАЗа попали в собственность ОАО , то получится следующая картина (<Коммерсантъ> № 37 от 04.10.94 г.): около 1500000 акций (7% уставного капитала) внес в уставный капитал Российский фонд федерального имущества, около 1400000 акций (6,5%) были куплены на чековом аукционе, на инвестиционном конкурсе летом 1994 г. было получено 3318746 акций (15,5% уставного капитала на начало 1994 г.), причем условиями договора было предусмотрено увеличение уставного капитала АвтоВАЗа в пользу победителя инвестиционного конкурса - отсюда еще 10708321 акция. Таким образом, в собственности ОАО , гордо именовавшегося тогда главным партнером и стратегическим инвестором автозавода, оказалось около 17 млн обыкновенных акций АвтоВАЗа (более 52% сегодняшнего уставного капитала), часть из которых, видимо, перешла впоследствии к ЗАО <Центральное отделение АФК>. Нелишним будет вспомнить и то, что по условиям инвестиционного конкурса ОАО должно было до конца 1995 г. инвестировать в АвтоВАЗ 111 млн долл. Каким образом было выполнено данное обязательное условие - в настоящий момент неизвестно, так как от реализации собственных ценных бумаг, по словам генерального директора АвтоВАЗа А. В. Николаева, смогло получить не более 50 млн долл. (газета <Площадь Свободы> от 24.03.98 г.).
    Несколько запутывает решение задачи о собственнике акций АвтоВАЗа, принадлежащих ОАО и ЗАО <Центральное отделение АФК>, то обстоятельство, что из материалов, подготовленных к собранию акционеров автозавода в мае 1998 г., следует, что доля самого АвтоВАЗа в уставном капитале первого юридического лица равна 80,83% , а в уставном капитале второго - 49%. Однако анализируя состав руководящих органов всех трех акционерных обществ в 1997 г., можно сделать следующий вывод: сформированным в конце 1994 - начале 1995 г. контрольным пакетом акций ОАО <АвтоВАЗ> реально распоряжается топ-менеджмент автозавода (табл. 2).

Показатель

1993 г.

1994 г.

1997 г.

1998 г. (с учетом деноминации)

Величина устав-ного капитала, тыс. руб.

21416643 32124964 32124964 16 062 482

Обыкновенные акции, шт.

9 637 489 номинал 1 000 руб. 20 345 810* номинал 1 000 руб. 27 194 624 номинал 1 000 руб. 27 194 624 номинал 500 руб.
Привилегирован-ные акции, шт.:

типа А

5 354 161 номинал 1 000 руб. 5 354 161 номинал 1 000 руб. 4 930 340** номинал 1 000 руб. 4 930 340 номинал 500 руб.

типа Б

6 424 993 номинал 1 000 руб. 6 424 993 номинал 1 000 руб. - -

ПРОИЗВОДСТВО

    Сегодня АвтоВАЗ выпускает легковые автомобили следующих основных моделей (не считая модификаций): заднеприводные ВАЗ-2104 (универсал), ВАЗ-2105 (седан), ВАЗ-2106 (седан), ВАЗ-2107 (седан); переднеприводные ВАЗ-2108 (хэтчбек), ВАЗ-2109 (хэтчбек), ВАЗ-2110 (седан); полноприводной <Нива>. Кроме этого, опытно-промышленное производство научно-технического центра ВАЗа (департамент развития) мелкими сериями выпускает полноприводную пятидверную <Ниву-2131> с удлиненной базой, а на ее основе - фургоны и пикапы, а также мини-вэны с условным названием <Надежда-2120>, которых в 1998 г. планируется изготовить около 500 штук.
    В связи с постановкой на главный конвейер модельного ряда ВАЗ-2110 совет директоров автозавода принял решение о выносе производства устаревшей <шестой> модели <Жигулей> на завод <Луч> (г. Сызрань Самарской области), построенный в 1986 г. при содействии Чехословакии. Сборка линии и начало производства планируются на 1998 г., сборка первых автомобилей - на июль. Всего за год планируется собрать 600 штук, а затем выпуск будет наращиваться до 40000 автомобилей в год. Для реализации этого проекта создано ЗАО <РосЛада>, контрольный пакет акций которого принадлежит одному из крупнейших дилеров ВАЗа - фирме <СОК> (Самара) (газета <Миллион +> от 17.03.98 г.).
    Для сборки в Финляндию за прошедший год было отгружено 8350 автокомплектов разобранных серий автомобиля ВАЗ-21093, планировалось же отгрузить 23800 автокомплектов.
    Кризис производства на АвтоВАзе пришелся на 1994 г. (изготовлено всего 529403 автомобиля). Однако результаты 1997 г. показывают, что автозавод в основном сумел преодолеть спад производства: было выпущено максимальное количество продукции за все годы существования АвтоВАЗа.
    На одного работника основного производства в год выпускается около 23-24 автомобилей (минимум в 1994 г. - 17,5; максимум в 1989 г. - 23,8, но вполне вероятно, что результаты 1997 г. окажутся еще выше). Этот показатель вполне сопоставим с аналогичными показателями западных производителей. Если учитывать всех работающих на ВАЗе, включая сопутствующие производства, то его величина снизится до значения 6-7 автомашин в год на одного работника.
    В 1998 г. планируется выпустить око-ло 748 тыс. автомобилей, из них около 100 тыс. - семейства <2110>. Благодаря целенаправленной борьбе за качество производимой продукции АвтоВАЗ сумел получить сертификат омологации от специалистов центра ЮТАК на автомобиль ВАЗ-21102 (с электронным впрыском), что дает право продавать данную модель на европейском рынке. Предполагается создание совместного предприятия с фирмой Opel AG (европейское подразделение Gene-ral Motors) по выпуску новой модели автомобиля Opel Astra, однако GM будет выступать в данном проекте лишь в качестве партнера, обеспечивающего техническую часть, а не как стратегический инвестор. (Следует отметить: переговоры о привлечении GM на АвтоВАЗ ведутся уже с 1994 г.)

ЭКСПОРТ

    В СССР на экспорт направлялось до 40% выпускаемых АвтоВАЗом автомобилей. Основная его доля приходилась на Восточную Европу и <третий мир>. Впоследствии объемы экспорта неуклонно снижались. Причем доля реэкспорта, по различным оценкам, составляла до 60% от количества экспортных поставок.
    Сейчас картина несколько изменилась: основная часть продукции реализуется внутри страны, доля реэкспорта уменьшилась. По данным пресс-центра АвтоВАЗа, в 1996 г. на экспорт было поставлено 132288 автомобилей (около 19,5% от всего выпуска), в 1997 г. - 95375 (около 13%). В 1998 г. совет директоров ОАО принял решение поставить на экспорт до 100 тыс. автомашин, что составит чуть более 13% от объема планируемого производства. И уже в первом квартале 1998 г. за рубеж было отправлено 34900 автомобилей.

Фамилия, инициалы

ОАО "АвтоВАЗ"

ОАО "AVVA"(по дан-ным базы AK&M-list)

Каданников В. В.

Председатель совета директоров

Член совета директоров

Косов Н. Н.

Член совета директоров

Генеральный директор

Ляченков Н. В.

Первый вице-президент; член совета директоров

Член совета директоров

Николаев А. В.

Президент - генеральный директор; член совета директоров

Председатель совета директоров

Норов Э. Р.

Вице-президент; член совета директоров

Член совета директоров

Сахаров К. Г.

Вице-президент; член совета директоров

Член совета директоров

Степанов Ю. Б.

Вице-президент; член совета директоров

Член совета директоров

    Сложилось общее мнение, которое поддерживается и руководством АвтоВАЗа, что сегодня экспорт вазовских автомобилей является крайне убыточным. Например, генеральный директор А. В. Николаев сообщил, что убытки при поставках на экспорт составляют около 30% (еженедельник <Дело> № 44 от 17.12.97 г.). Действительно, по данным тольяттинской таможни, в конце 1997 - начале 1998 г. при поставках на экспорт цена <среднего> вазовского автомобиля составляла примерно 3700 долл. (в ноябре 1997 г. было поставлено 5670 автомобилей на сумму 21269710 долл.; в декабре 1997 г. - 5997 на сумму 22156189 долл.; в феврале 1998 г. - 14575 на сумму 53454393 долл.), что намного ниже цен, по которым они реализуются на внутреннем рынке. Однако, по сообщениям прессы, зарубежные дилеры АвтоВАЗа продают его продукцию в Европе по куда более высоким ценам: в Швейцарии, где торгует LADA (Suisse) S.A., ВАЗ-21093 стоит около 7300 долл., ВАЗ-2110 - 10230 долл., финская - 8690 долл., <Нива> - 11260 долл., <Нива> с ограничителем скорости для подростков - 13990 долл. (<Коммерсантъ daily> № 39 от 06.03.98 г.). В Германии, где располагается главный европейский дилер АвтоВАЗа - фирма Euro Lada GmbH, в 1997 г. было продано и зарегистрировано 6000 вазовских машин. Компания , которая непосредственно торгует <Ладами> в Германии, продает их по следующим ценам (еженедельник <Цена?! Авто> № 16 от 08.05.98 г.): самая дешевая машина ВАЗ-21083 () в стандартной комплектации предлагается по цене 12990 DM; ВАЗ-21093 () cтоит от 13990 DM до 15990 DM; ВАЗ-21099, названный немцами , продается по ценам от 14990 DM до 16990 DM; вазовский внедорожник <Нива> предлагается за 22990 DM. <Десятка> будет продаваться за 17990 DM, но реально в продаже ее пока нет.
    На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы: экспорт вазовских автомобилей даже сейчас имеет рентабельность минимум 50% (если, вспомнив слова А. В. Николаева, определить уровень <безубыточной> экспортной цены в 5300 долл.); с появлением на внешнем рынке автомобилей семейства ВАЗ-2110 возможности экспортного бизнеса возрастут; работа АвтоВАЗа с зарубежными дилерами, экспортными ценами и использование возможностей экспорта в интересах акционерного общества на данном этапе оставляют желать лучшего.
    Остается добавить, что, по некоторым оценкам, на баланс заводу было передано около 850 млн долл. невозвращенных долгов за еще советские поставки в <дружественные страны>, осуществлявшиеся через государственный Автоэкспорт, а долги европейских дилеров составляют 300 млн долл. (газета <Самарское обозрение> № 46 от 17.11.97 г.); по другим источникам, эти долги оцениваются в сумму более 4 трлн <старых> руб. (газета <Презент> № 32 от 06.03.98 г.). По словам руководства автозавода, не прекращаются попытки вернуть часть этих долгов или переуступить их с дисконтом.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА

    Табл. 3 представляет основные финансовые результаты деятельности ОАО <АвтоВАЗ> в 1996-1997 гг., все суммы (здесь и далее по тексту) приведены в неденоминированных рублях и для удобства переведены в доллары по среднегодовым курсам 1/5130 (в 1996 г.) и 1/5786 (в 1997 г.).

Год

Выпуск авто-мобилей, шт.*

Количество рабочих*

1980 714 000 31 530
1981 720 000 31 964
1982 714 000 31 947
1983 719 000 32 279
1984 723 000 33 002
1985 726 000 32 413
1986 725 000 32 161
1987 727 000 31 924
1988 732 000 31 224
1989 735 000 30 774
1990 734 619 30 489
1991 674 884 30 536
1992 673 821 31 027
1993 656 403 30 976
1994 529 403 30 085
1995 607 091 29 879
1996 676 456 29 126
1997 742 470 Нет данных

    Дебиторская задолженность на 1 января 1998 г. составила 7202247 млн руб., увеличившись за год на 220682 млн руб.
    В течение 1997 г. в убыток было списано 415886 млн руб. дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и 213246 млн руб., по которым сроки исковой давности еще не истекли.
    Кредиторская задолженность на 1 января 1998 г. составила 18942836 млн руб., увеличившись за год на 1870302 млн руб. Как следует из заключения аудиторской фирмы <Прайс Уотерхаус АО> о бухгалтерской отчетности ОАО <АвтоВАЗ> за 1997 г., в соответствии с постановлением правительства РФ № 1316 от 15.10.97 г. автозавод заключил договоры с налоговыми органами, определяющие отсрочку выплат сумм основного долга и относящихся к ним штрафов и пеней (табл. 4). Проценты за отсрочку начисляются ежеквартально на сумму основного долга перед федеральным бюджетом в размере одной четвертой официальной учетной ставки Центрального банка РФ. Однако на дату составления аудиторского заключения (31 марта 1998 г.) эти договоры не вступили в силу, поскольку не были подписаны РФФИ (залоговые акции не были выпущены и переданы в РФФИ в установленном порядке).
    В заключении ревизионной комиссии по итогам деятельности ОАО <АвтоВАЗ> за 1997 г. отмечается, что в течение всего отчетного года не была закончена сверка расчетов с АФК (Автомобильной финансовой корпорацией), взаимная задолженность по которой составляла на конец 1997 г. 65% от общей суммы дебиторской и 40% кредиторской задолженности: 4276055 млн и 5913722 млн руб. соответственно.
    Стоимость чистых активов на 1 января 1998 г. составляла 18092977 млн руб. Рентабельность производства в 1997 г. согласно заключению ревизионной комиссии составила 20,3%. Всего за год получено прибыли (по счету прибылей и убытков) 2916598 млн руб., распределение которой показано в табл. 5. В итоге хозяйственно-финансовой деятельности в 1997 г. был получен балансовый убыток в размере 12655 млн руб.
    Таким образом, самый успешный по производственным показателям за всю историю АвтоВАЗа год оказался на удивление неудачным с точки зрения достигнутых финансовых результатов.
    Дивиденды по обыкновенным акциям ОАО <АвтоВАЗ> со дня образования акционерного общества не выплачивались ни разу. Дивиденды по привилегированным акциям выплачивались один раз - по результатам 1993 г. - и составили на тот момент 6787 руб., включая все налоги.
    Пункт 12.11 устава ОАО <АвтоВАЗ> гласит: <Общество гарантирует направлять ежегодно на выплату дивидендов по привилегированным именным акциям 10% чистой прибыли, определяемой по итогам завершившегося финансового года, разделенной на 5354161 - число акций, которое составляет 25% уставного капитала общества по состоянию на 05.01.93 г.>. Так как по результатам 1997 г. вновь получен балансовый убыток и совет директоров не рекомендует выплачивать дивиденды по итогам года, это означает, что до очередного годового собрания акционеров в 1999 г. привилегированные акции имеют право голоса по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания акционеров.

РЫНОК АКЦИЙ

    В начале мая 1998 г. акции Авто-ВАЗа на организованном рынке ценных бумаг не торговались. На неорганизованном <телефонном> рынке они продаются и покупаются в основном лотами по 5, 10 тыс. шт. по цене 2,5-3,5 долл. за одну привилегированную акцию и 8 - 11 долл. за обыкновенную. Максимум цен на акции АвтоВАЗа был достигнут в октябре 1997 г., когда обыкновенные акции торговались по ценам около 20-22, а привилегированные - 10-12 долл.
    На настроение портфельных инвесторов влияет множество причин. К основным положительным факторам можно отнести следующие: 1997 г. был благоприятен для всей автомобильной промышленности (исключая, пожалуй, КамАЗ); АвтоВАЗ впервые достиг <докризисных> производственных показателей; в прошлом году на конвейер поставлена новая модель - <2110>; активизировались переговоры компании с фирмой Opel AG о создании совместного предприятия; вышел указ президента РФ о поддержке инвестиций в автомобилестроение; ставки акцизов на автомобили с объемом двигателя до 2500 куб. см стали равны нулю, что, по различным оценкам, дает автозаводу экономию средств от 600 до 1000 млн руб.; зарегистрированы результаты новой эмиссии акций АО, связанной с переоценкой основных фондов.
    Негативные факторы: сложившееся представление об автозаводе как крайне криминализированной структуре; постепенная утрата положения монополиста на отечественном рынке недорогих легковых автомобилей; информационная <непрозрачность> компании; плохое состояние системы фирменного автосервиса, гарантийного обслуживания и сбыта автомобилей; плохое управление корпоративными финансами и, как следствие, тяжелое финансовое положение автозавода, постоянно растущие кредиторская и дебиторская задолженности; постоянно возникающие предложения разделить АвтоВАЗ на несколько юридических лиц, хотя пример КамАЗа у всех перед глазами; отсутствие интереса акционерного общества к вторичному рынку собственных акций и выплате дивидендов.

 

1996 г

1997 г.

1996 г.

1997 г.

тыс. руб.

 

долл.

 

Выручка (нетто) от реализа-ции товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

19 906 238 000 23 697 167 000 3 880 358 000 4 095 604 390

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

16 599 781 000 18 557 369 000 3 235 825 000 3 207 288 000

Коммерческие расходы

758 134 000 638 739 000 147 784 400 110 394 000

Управленческие расходы

0 0 0 0

Прибыль (убыток) от реализации

2 548 323 000 4 501 059 000 496 749 123 777 922 400

Проценты к получению

0 0 0 0

Проценты к уплате

0 0 0 0

Доходы от участия в других организациях

1 945 000 3 366 000 379 000 582 000

Прочие операционные доходы

303 790 000 3 084 203 000 59 218 000 533 045 800

Прочие операционные расходы

1 203 767 000 3 935 990 000 234 652 400 680 261 000

Прибыль (убыток) от финан-сово-хозяйственной деятельности

1 650 291 000 3 652 638 000 321 694 000 631 289 000

Прочие внереализационные доходы

752 254 000 400 185 000 146 638 000 69 164 362

Прочие внереализационные расходы

1 185 103 000 1 136 225 000 231 014 000 196 375 000

Прибыль (убыток) отчетного периода

1 217 442 000 2 916 598 000 237 318 000 504 078 500

Налог на прибыль

456 552 000 682 556 000 89 000 000 118 000 000

Отвлеченные средства

5 485 000 409 906 000 1 069 000 70 845 000

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

755 405 000 1 824 136 000 147 252 000 315 267 200

По значениям показателей выручки и прибыли на один номер емкости, а также капитализации на номер емкости компания значительно превосходит других эмитентов. Более того, по показателю выручки на номер компания занимает первое место в отрасли; по показателю P/E она оценена на среднем уровне. Но во многом эти оценки не отражают ситуацию, поскольку цены ОАО <Ямал-электросвязь> взяты из базы данных AK&M и носят индикативный характер (при оценке параметров использована средняя котировка на покупку).

РЫНОК АКЦИЙ

Первые котировки на покупку и продажу акций ОАО <Ямал-электросвязь> появились 8 июля 1997 г. Это произошло в момент всеобщего подъема фондового рынка, поэтому котировки с 4,5 долл. за акцию уже к 14 августа 1997 г. выросли до 9,092 долл. В дальнейшем они оста-вались на этом уровне, колеблясь в зависимости от спроса и предложения от 9 до 7 долл. за акцию. Однако с началом мирового финансового кризиса цены на акции ОАО <Ямалэлектро-связь>, как и на все остальные российские бумаги, снизились.
На 12 мая 1998 г. средние котировки на покупку и продажу составляли 2,3 и 5,4 долл. соответственно. Ликвидность акций компании чрезвычайно низкая - спрэд между ценой покупки и продажи - порядка 50%, что является очень серьезным препятствием для определения <справедливой> цены.

Бюджет

Основная сумма долга млн руб.

Штраф и пени на 01.03.98 г.

Условия выплаты

Федеральный

2 855 200 6 846 401

Основная сумма долга - ежемесячно в течение 10 лет; штрафы и пени - после выплаты всей суммы основного долга, но до истечения 10 лет

Областной

1 418 400 2 534 264

Основная сумма долга - ежемесячно в течение 10 лет; штрафы и пени - после выплаты всей суммы основного долга, но до истечения 15 лет

Местный (Тольятти)

375 290 1 170 300

Основная сумма долга - ежемесячно в течение 10 лет; штрафы и пени - после выплаты всей суммы основного долга, но до истечения 15 лет

Итого

4 648 890 10 550 965

Общая сумма выплат: 15 199 855 млн руб.

Платежи

Сумма, млн руб.

Платежи в бюджет (налог на прибыль)

682 556

Отвлеченные средства

409 906

В том числе штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов

333 284

Плата за загрязнение окружающей среды сверх нормы

6 194

Налог на право торговли

393

Сумма налогов на добавленную стоимость

70 035

Использовано прибыли

1 836 791

В том числе:

на развитие производства

809 530

на социальное развитие

505 681

на потребление

339 914

на оплату дисконта за продажу автомобилей

109 348

на комиссионные вознаграждения, расходы по отсрочке платежей, услуги

61 242

по взысканию

на содержание общественных организаций и членские взносы

5 063

на расходы по оформлению лицензий, поручительств, экспертиз

1 562

на оказание помощи в строительстве

1 105

Прочие расходы

3 346

    Определение <книжной> цены на акции любой российской компании - дело неблагодарное, а в случае с АвтоВАЗом - неблагодарное вдвойне. Однако, допустив ряд существенных упрощений, попытаемся определить (хотя бы качественно) ценовые границы для акций АвтоВАЗа. Для этого будем считать все размещенные акции одинаковыми, то есть обыкновенными (что на сегодня действительно так); исключим из рассмотрения все данные по прибылям и убыткам, а также задолженности, как дебиторскую так и кредиторскую; предположим, что залоговые акции выпущены акционерным обществом и переданы РФФИ в объеме, обеспечивающем на сегодня 50% + 1 голос на собрании акционеров (т.е. количество акций принимаем равным 64249929 шт.).
    Для определения верхней ценовой границы разделим расчетное значение капитализации предприятия на количество акций. В соответствии с распространенной на западных фондовых рынках точкой зрения капитализация компании примерно равна объему реализации в денежном выражении за 10 месяцев. Отсюда расчетная капитализация для АвтоВАЗа на основании данных за 1997 г. (табл. 3) примерно равна 3413 млн долл., а верхняя ценовая граница для одной акции оказывается равной 53 долл.
    Нижнюю границу цены можно получить, беря за основу тот факт, что в случае продажи залогового пакета акций федеральные власти должны будут компен-
    сировать как минимум основную сумму долга - 4648,9 млрд неденоминир. руб. ЦБ РФ официально утвердил базовый курс рубля к доллару до 2000 г. на уровне 6200 рублей (+/-15%), поэтому предполагаемый минимальный курс рубля равен 7130 руб. за 1 доллар. Исходя из приведенных данных нижняя ценовая граница для акции АвтоВАЗа должна составлять около 20 долл. Но поскольку они торгуются по цене ниже полученной расчетной минимальной, это означает, что на настроения портфельных инвесторов преобладающее воздействие оказывают негативные факторы.

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

    ОАО <АвтоВАЗ> по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в производстве легковых автомобилей для отечественного потребителя и ежегодно генерирует финансовые потоки на уровне 4 млрд долл.
    Экспортные возможности АвтоВАЗа имеют достаточный потенциал, но используются неэффективно.
    Предприятие до сих пор не имеет стратегического партнера и инвестора, что мешает его развитию.
    Сложившаяся структура распределения акций ОАО препятствует реализации классической схемы управления акционерным обществом, когда акционеры имеют возможность воздействовать на топ-менеджмент компании в целях улучшения работы предприятия.
    Органы федеральной власти вполне могут добиться контроля над предприятием, причем несколькими способами: обанкротив АвтоВАЗ; пересмотрев итоги инвестиционного конкурса 1994 г. и вернув значительную часть акций в собственность государства (в том случае, если условия конкурса не были выполнены); добившись выпуска залогового пакета акций в полном соответствии с достигнутыми договоренностями.
    Акции АвтоВАЗа могут представлять интерес для портфельных инвесторов в долгосрочной перспективе, возможно и повышение интереса к привилегированным акциям ОАО.
    Скорое появление акций автозавода в одной из торговых систем вполне вероятно.

© ЗАО "Группа РЦБ".