Перспективы развития Интернет-торговли ценными бумагами в России обсуждаются довольно давно. Участие в этом обсуждении принимают как профессиональные участники рынка, так и <продвинутые> клиенты (большинство из которых уже имеют опыт работы с дискаунт-брокерами на американском рынке).
Кроме указанных в статье (и комментариях к ней) технических и юридических проблем, хотелось бы отметить два дополнительных сдерживающих фактора, без преодоления которых развитие этого бизнеса в России будет затруднено.
Недостаточность гарантий возврата средств инвестора в случае банкротства брокерской фирмы.
В Соединенных Штатах все лицензированные брокеры-дилеры обязаны состоять в SIPC (Securities Investor Protection Corporation). Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в соответствии с Актом о защите инвесторов на рынке ценных бумаг 1970 г. (Securities Investor Protection Act of 1970). Гарантии SIPC распространяются на сумму до 500 тыс. долл. на один счет. Большинство дискаунт-брокеров не ограничиваются этой гарантией, а дополнительно страхуют клиентские счета у первоклассных страховщиков. Так как технология Интернет-торговли требует предварительного депонирования средств на счете брокера, а также хранения купленных ценных бумаг в номинальном держании у того же брокера, то вопрос гарантии их сохранности является для клиента критичным.
В России это еще более важно: российские брокерские фирмы сами являются наиболее активными участниками биржевых спекуляций и несут все связанные с этим риски (возможности хеджирования в России - это отдельная больная тема), но при этом не могут похвастаться большими красивыми балансами (в рублевой форме).
Малая известность ведущих брокерских фирм среди населения. Причем это касается не только российских брокеров типа <Тройка Диалог> и <Атон>, но и дочерних структур крупнейших инвестиционных банков.
И если CSFB еще ассоциируется в сознании обывателя (потенциального частного инвестора, между прочим) с неким швейцарским банком, где держат деньги <новые русские>, то Merrill Lynch вообще ни с чем не ассоциируется и уж явно проигрывает Сбербанку в надежности. Опыт развития детища фирмы <ОЛМА> - Московского фондового центра показывает, что доверие частных инвесторов вызывает не тот факт, что создателем МФЦ является одна из старейших российских брокерских фирм, а участие в проекте московского правительства.
Обе вышеуказанные проблемы преодолимы, но требуют значительных инвестиций как на страхование, так и на маркетинг. Насколько российские брокеры готовы нести подобные затраты, покажет время.
© ЗАО "Группа РЦБ".