Страхование и маркетинг - киты Интернет-торговли

Беляев Вадим

    Перспективы развития Интернет-торговли ценными бумагами в России обсуждаются довольно давно. Участие в этом обсуждении принимают как профессиональные участники рынка, так и <продвинутые> клиенты (большинство из которых уже имеют опыт работы с дискаунт-брокерами на американском рынке).
    Кроме указанных в статье (и комментариях к ней) технических и юридических проблем, хотелось бы отметить два дополнительных сдерживающих фактора, без преодоления которых развитие этого бизнеса в России будет затруднено.

  • Недостаточность гарантий возврата средств инвестора в случае банкротства брокерской фирмы.
        В Соединенных Штатах все лицензированные брокеры-дилеры обязаны состоять в SIPC (Securities Investor Protection Corporation). Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в соответствии с Актом о защите инвесторов на рынке ценных бумаг 1970 г. (Securities Investor Protection Act of 1970). Гарантии SIPC распространяются на сумму до 500 тыс. долл. на один счет. Большинство дискаунт-брокеров не ограничиваются этой гарантией, а дополнительно страхуют клиентские счета у первоклассных страховщиков. Так как технология Интернет-торговли требует предварительного депонирования средств на счете брокера, а также хранения купленных ценных бумаг в номинальном держании у того же брокера, то вопрос гарантии их сохранности является для клиента критичным.
        В России это еще более важно: российские брокерские фирмы сами являются наиболее активными участниками биржевых спекуляций и несут все связанные с этим риски (возможности хеджирования в России - это отдельная больная тема), но при этом не могут похвастаться большими красивыми балансами (в рублевой форме).
  • Малая известность ведущих брокерских фирм среди населения. Причем это касается не только российских брокеров типа <Тройка Диалог> и <Атон>, но и дочерних структур крупнейших инвестиционных банков.
        И если CSFB еще ассоциируется в сознании обывателя (потенциального частного инвестора, между прочим) с неким швейцарским банком, где держат деньги <новые русские>, то Merrill Lynch вообще ни с чем не ассоциируется и уж явно проигрывает Сбербанку в надежности. Опыт развития детища фирмы <ОЛМА> - Московского фондового центра показывает, что доверие частных инвесторов вызывает не тот факт, что создателем МФЦ является одна из старейших российских брокерских фирм, а участие в проекте московского правительства.
        Обе вышеуказанные проблемы преодолимы, но требуют значительных инвестиций как на страхование, так и на маркетинг. Насколько российские брокеры готовы нести подобные затраты, покажет время.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".