Белоруссия накануне дефолта?

Тарасов Владимир

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

    Ряд экспертов считает, что при продолжении проводимой финансовой политики белорусское правительство в ближайшем будущем не сможет рассчитываться по взятым на себя долговым обязательствам.
    Белоруссия до сих пор успешно расплачивалась по внешним и внутренним долгам, за исключением долгов за поставляемые в страну энергоресурсы, в основном с Россией. Однако в 2000 г. ситуация может измениться и финансовая система Белоруссии подвергнется серьезным испытаниям, вызванным действием ряда внешних и внутренних факторов.
    Большая часть экспорта Белоруссии приходится на Россию, поэтому финансовый кризис августа 1998 г. в России оказал серьезное негативное влияние на финансовое положение Белоруссии.
    Вследствие падения долларовых цен внутри России экспортная выручка белорусских предприятий уменьшилась примерно на четверть: с 4,3 млрд долл. за 8 месяцев 1998 г. до 3,3 млрд долл. за 8 месяцев 1999 г., хотя физический объем экспорта не снизился. В 2000 г. ситуация с экспортом прогнозируется такой же, как и в текущем.
    Положение усугубляется неблагоприятным для республики ростом цен на энергоносители. При существующем уровне цен Белоруссии требуется только на оплату газа и нефти, поставляемых из России, около 2 млрд долл. в год (примерно 600 млн долл. - за газ и около 1,5 млрд долл. - за нефть). Падение экспортной выручки из России отчасти было компенсировано снижением импорта, но торговое сальдо РБ остается отрицательным.
    Другим неблагоприятным для финансовой системы республики фактором стал провал в 1999 г. белорусского сельского хозяйства, в результате чего в ближайшие полгода для сохранения сложившегося уровня производства и потребления сельскохозяйственной продукции Белоруссии требуется закупить продовольствия примерно на 300 млн долл.
    Кроме этого, финансовая система РБ в течение последних лет находится в состоянии кризиса. Резервы роста объемов ВВП за счет кредитной эмиссии, приводящей к высокой инфляции и обесцениванию белорусского рубля, уже исчерпаны, и стабилизация белорусского рубля становится все более необходимой. По оценкам специалистов Национального банка РБ, на эти цели требуется около 400-500 млн долл.
    В этих условиях Белоруссия стоит перед жестким выбором: или привлечь новые средства, или отказаться от выплат по некоторым из внутренних или внешних долгов. Поэтому представляет интерес рассмотрение различных сегментов долгового рынка РБ с точки зрения возможных изменений.
    Внешние долги
    Кредиты МВФ и других международных организаций. На 1 января 1999 г. обязательства белорусского правительства перед иностранными кредиторами (без учета России) составляли 571,9 млн долл., а обязательства белорусских субъектов хозяйствования по кредитам, полученным под правительственные гарантии, составили 438,8 млн долл. В сумме долг равнялся всего 7,2% от ВВП и 12,6% от суммы экспорта Белоруссии. Долг в основном состоит из кредитов правительства Германии, Международного валютного фонда, Всемирного банка, ЕБРР и МБРР. В целом в 1999 г. Белорус-сия должна выплатить по долгам 191,9 млн долл., и внешний долг (даже с учетом новых заимствований) может уменьшиться.
    На выплаты по долгу направляется часть валюты, приобретаемая Национальным банком РБ на Белорусской валютно-фондовой бирже. В 1999 г. этой валюты стало не хватать и белорусское правительство решилось на заимствования у белорусских банков.
    Председатель правления Национального банка РБ и некоторые другие высшие государственные лица РБ утверждают, что Белоруссия может получить кредит от МВФ в III квартале 2000 г. Но при этом выполнять условия, предъявленные фондом, в полном объеме белорусское правительство не собирается, поэтому и шансы на получение кредита МВФ практически отсутствуют. Кредитные линии от некоторых стран и других международных финансовых организаций действуют, но выделяемые деньги вкладываются в конкретные проекты, да и размеры представляемых средств незначительны.
    Из-за снижения поступления валютной выручки в страну возможность расчетов республики постоянно снижается. Тем не менее вероятность дефолта по внешним долгам выглядит небольшой, так как размеры выплат столь незначительны, что они могут быть осуществлены за счет внутренних заимствований.
    Характер задолженности (правительства РБ или предприятий под гарантии правительства РБ) перед иностранными правительствами и международными финансовыми организациями предполагает индивидуальную работу с каждым должником и практически исключает участие в обслуживании подобных долгов финансовых посредников.
    Задолженности перед Россией за поставляемые энергоресурсы. Задолженность Белоруссии перед Россией за энергоресурсы формируется в основном из долгов за газ и электроэнергию.
    На 1 января 1999 г. долг за газ составлял 380,2 млн долл., а к 1 сентября 1999 г. он снизился до 281,9 млн долл., при этом долг перед РАО <Газпром> вырос с 232,3 млн долл. до 270,4 млн долл. Задолженность за электроэнергию за тот же период времени уменьшилась с 129,0 до 101,9 млн долл., причем долг перед Россией снизился с 53,6 до 35,3 млн долл.
    Энергетические долги оплачиваются за счет приобретения валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже, причем в отдельные месяцы на эти цели направляется практически вся приобретаемая на бирже валюта.
    Несмотря на все меры, принимаемые правительством республики, ему пока не удается обеспечить 100% оплаты за энергоносители субъектами хозяйствования РБ, что будет способствовать росту долга в зимние месяцы, хотя, надо отметить, специалисты белорусских энергетических ведомств рассчитывают на снижение долга.
    В последнее время Россия не настроена на предоставление Белоруссии нового товарного кредита в виде поставок газа и нефти, т.е. увеличение долга маловероятно, хотя исключить такую возможность нельзя.
    По долгам за энергоресурсы белорусское правительство предпочитает рассчитываться продукцией, а не деньгами, поэтому с долгами этого типа могут работать компании, готовые совершать товарные сделки. Следовательно, рассматривать эти долги как финансовый инструмент нельзя.
    Белорусская и российская стороны стремятся поставить проведение взаимозачетов под жесткий контроль, и если в 1998 г. на рынке газовых зачетов работало около 100 компаний, то в 1999 г. их осталось всего около 18.
    Долг белорусских предприятий перед российскими субъектами хозяйствования. После августовского финансового кризиса 1998 г. в России величина долга белорусских субъектов хозяйствования перед российскими резко выросла. На 1 января 1998 г. задолженность составляла 10,2 трлн белорусских руб., на 1 января 1999 г. - 70,4 трлн руб., а на 1 августа - уже 158,8 трлн руб. (около 200 млн долл.). Почти половину этой задолженности составляет задолженность за энергоресурсы (38,7% - за газ и 6,9% - за электроэнергию).
    Рост абсолютного размера задолженности сопровождался увеличением разницы между долгами белорусских предприятий российским и российских предприятий - белорусским. Долги российских предприятий составили 8,6 трлн руб. на 1 января 1998 г.; 27,8 трлн руб. на 1 января 1999 г. и 51,5 трлн руб. на 1 августа 1999 г.
    Увеличение в течение 1999 г. задолженности белорусских предприятий отражает возрастание проблем с приобретением валюты в РБ. Так как финансовое состояние белорусских предприятий не будет улучшаться в ближайшее время, то рост долга выглядит более вероятным, чем снижение.
    Данный тип долгов подходит для осуществления банками факторинговых операций, но говорить о перспективах подобной деятельности сложно, так как они зависят от особенностей валютной политики в РБ, которая в ближайшем будущем должна измениться.
    В данном случае поле деятельности существует для компаний, занимающихся зачетами взаимных задолженностей.
    Валютные облигации. До сих пор Белоруссия не выпустила валютные облигации, хотя такая возможность обсуждалась в течение нескольких лет и законодательная база уже практически готова. Белорусские государственные эксперты отрицательно относятся к размещению валютных облигаций на внешних рынках, так как Белоруссии пришлось бы установить высокую доходность по ним, в то время как под валютоокупаемые проекты в РБ можно получить иностранные кредиты от международных финансовых организаций под меньший процент.
    Осенью 1998 г. белорусским правительством было принято решение о выпуске валютных облигаций в счет задолженности перед РАО <Газпром> за поставляемый газ. Однако стороны не смогли договориться по поводу условий выпуска облигаций.
    Внутренние долги
    Государственные ценные бумаги. В Белоруссии выпускаются государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (последние - в незначительных объемах). В конце 1999 г. на рынке обращается ГКО со сроками обращения от 183 до 275 дней примерно на 45 трлн белорусских руб. по номиналу, а на 1 января 1999 г. на рынке было размещено государственных ценных бумаг на 23 трлн руб. по номиналу (доходы государственного бюджета за 1999 г. должны составить около 515 трлн руб.). Облигации не пользуются популярностью среди инвесторов, так как их реальная доходность в течение года, как правило, является отрицательной. Только в течение нескольких летних месяцев 1999 г. доходность ценных бумаг превышала инфляцию.
    Аукционная доходность облигаций, как правило, устанавливается на уровне ставки рефинансирования, которая с 25 ноября 1999 г. повышена с 90 до 110%, а с 14 декабря - до 120% годовых, в то время как потребительские цены с начала по середину ноября 1999 г. выросли в 2,9 раза, а в течение ближайших месяцев ежемесячная инфляция ожидалась выше 10% в месяц.
    Специалисты Национального банка и Совета Министров РБ постоянно говорят о необходимости установления положительной реальной доходности по государственным ценным бумагам. Миссия МВФ, посетившая Белоруссию в ноябре 1999 г., рекомендовала правительству РБ повысить ставку рефинансирования до 165% годовых, однако с 25 ноября ставка повышена только до 110% годовых. Белорусское правительство не решается на увеличение доходности, так как опасается возникновения долговой <пирамиды> и возможных затруднений по обслуживанию долга, что может привести к падению курса белорусского рубля и росту инфляции.
    Опасения могут показаться странными, так как в Белоруссии все равно проводится денежная эмиссия Национального банка. Суть-то проблемы в том, для чего печатать деньги?
    Положительная ставка по государственным ценным бумагам дает возможность получать доход тем промышленным и финансовым структурам, которые имеют капитал и умеют его зарабатывать. В Белоруссии же сильны позиции представителей строительной отрасли и колхозного хозяйства, которые добиваются государственного финансирования, не имея возможности зарабатывать самостоятельно.
    Если государство направит средства на поддержку рынка ценных бумаг, то оказывать помощь строителям и колхозам оно будет не в состоянии. Можно сказать, что то положение, которое в России занимали финансовые структуры до 17 августа 1998 г., в Белоруссии занимают строительство и сельское хозяйство (колхозное лобби). И если в России средства, полученные банками, исчезли в неизвестном направлении, то в Белоруссии государственные средства никуда не делись, а, можно сказать, были <закопаны> в землю чуть ли не в буквальном смысле.
    Иностранные инвесторы имеют право вкладывать средства в государственные облигации РБ, выпускаемые в белорусских рублях, практически без ограничений. Только в августе 1999 г. Национальный банк РБ установил минимальный срок нахождения государственных ценных бумаг в собственности нерезидентов, равный 10 дням.
    Однако вследствие отрицательной реальной доходности облигаций приобретение их иностранными инвесторами нецелесообразно. Получать доход они могут только в кратковременные периоды относительной стабилизации курса белорусского рубля, но предвидеть эти периоды стабилизации довольно сложно, к тому же нет гарантий от введения новых ограничений для нерезидентов.
    Облигации местных органов власти. Из всех возможных видов облигаций местных органов власти в Белоруссии выпускаются только жилищные облигации с купонным доходом в Минске, Бресте и Гродно.
    Облигации выпускаются в белорусских рублях. Их реальная доходность, так же как и у белорусских ГКО, является отрицательной, хотя она обычно несколько выше, чем у государственных ценных бумаг, что позволяет легко привлекать инвестиции.
    Фактически облигации являются не столько средством привлечения инвестиций, сколько средством решения проблем финансирования строительства в условиях высокой инфляции. В настоящее время именно с точки зрения успешного решения проблем финансирования производства заем и представляет интерес.
    Облигации первого минского займа продавались только юридическим лицам, а второго - планируется распространять среди юридических и физических лиц. В ближайшем будущем в Белоруссии планируется расширить практику проведения муниципальных займов, и в случае установления реальной доходности на рынке государственных ценных бумаг облигации будут представлять интерес для иностранных инвесторов.
    Способы получения дохода
    Долговой рынок как рынок капитала, на котором возможны сделки по покупке-продаже долгов в целях получения суммы долга или спекулятивного дохода, в Белоруссии практически отсутствует. Существующие возможности, как правило, связаны с проведением или имитацией проведения товарных операций.
    Однако, кроме получения дохода, долг может покупаться в целях приобретения собственности. Это может быть осуществлено тремя способами: при банкротстве предприятия, при переходе в собственность кредитора залога и продаже последнего, а также посредством приобретения доли в уставном фонде (посредством выпуска акций или другим путем).

  • Банкротство. В Белоруссии существует закон о банкротстве, но практика его применения незначительна.
        В 1999 г. возбуждено более 100 дел о банкротстве, правда, в отношении частных предприятий небольших размеров. Однако с точки зрения кризиса неплатежей основной проблемой является необходимость банкротства государственных предприятий, что пока не началось, хотя сейчас планируется банкротство даже нескольких <священных коров> белорусского сельского хозяйства - колхозов.
        Более того, существует список предприятий, банкротство которых является недопустимым. С такими предприятиями решено поступать по-другому: их долги будут трансформироваться в долю в уставном фонде и переходить в собственность государства. Продажа этих долей не предусматривается.
  • Залог. Возможности залога в Белоруссии также ограниченны, так как существует список имущества, залог которого запрещен. Кроме этого, согласно указу президента РБ от 17 мая 1995 г. № 191 <Об упорядочении распоряжения государственным имуществом> государственное имущество стоимостью свыше 100 тыс. минимальных заработных плат (около 200 тыс. долл.) может закладываться только по решению Совета Министров РБ, а отчуждаться - только по согласованию с президентом РБ.
        В практике выдачи кредитов часто речь идет о предоставлении имущества государственным предприятием государственному же банку. Смысл в подобной процедуре, напоминающей перекладывание денег из одного кармана в другой, состоит в том, что банк может выставить полученное имущество в свободную продажу и провести таким образом приватизацию имущества.
  • Доля в уставном фонде. В Белоруссии выпуск акций для покрытия убытков запрещен, однако прямых ограничений на выпуск акций в счет погашения долгов нет. Трансформация долга в доли в уставном фонде практикуется правительством РБ по отношению к крупнейшим банкам и предприятиям, которые не в состоянии рассчитываться по долгам перед бюджетом. В этом случае долги оформляются как вклад государства в их уставный фонд.
        Российские финансовые структуры могут участвовать в приобретении собственности на территории Белоруссии практически на равных условиях с резидентами. Однако их статус как иностранных инвесторов в РБ является несколько неопределенным. Хотя сейчас российские инвесторы пользуются теми же льготами, что и инвесторы из стран дальнего зарубежья, но после подписания договора о создании союза России и Белоруссии положение может измениться. Поэтому приобретать собственность в Белоруссии лучше от имени компаний из дальнего зарубежья.

    ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РЫНКА

        Сейчас ситуация в Белоруссии напоминает положение в России, сложившееся за несколько месяцев до кризиса 17 августа 1998 г. Государственные и финансовые структуры предлагают самые различные проекты решения существующих проблем.
        Наиболее вероятным ходом событий в случае отсутствия изменения принципов финансовой политики в Белоруссии будут постепенная трансформация внешнего долга РБ во внутренний долг, истощение внутренних валютных ресурсов страны с сопутствующими снижением уровня жизни населения и падением объемов производства, а по внутренним долгам правительство РБ рассчитается белорусскими рублями по выгодному для себя курсу - это и будет <дефолтом по-белорусски>.
        Однако в 2000 г. таким образом удастся только устранить негативные последствия кризиса в сельском хозяйстве, а средств на стабилизацию финансовой системы Белоруссия получить не сможет.
        Но нельзя исключить, что выход из нового этапа финансового кризиса окажется таким же неожиданным, как и в России.
        В Российской Федерации банковские структуры потеряли значительную долю власти, которая перешла к государственному аппарату. В Белоруссии речь идет о возможности потери влияния строительного и колхозного лобби. Рассчитывать на усиление влияния частных белорусских финансовых структур вряд ли стоит, скорее, можно надеяться на усиление влияния части госаппарата, лояльно настроенной к финансовым структурам.
        К концу 1999 г. в Белоруссии практически создано законодательство и инфраструктура долгового рынка и существуют силы, которые добиваются его развития. В частности, можно отметить усилия Белорусской валютно-фондовой биржи, на которой, по-видимому, в ближайшем будущем будет создана работающая долговая торговая площадка. Собственные расчетные центры пытаются создать Белтрансгаз и Мингорисполком.
        Пока же на белорусском долговом рынке имеет смысл работать тем финансовым структурам, которые сотрудничают с торговыми и промышленными компаниями, имеющими свои интересы в РБ.
        Использование долговых обязательств позволяет увеличить эффективность торговых операций и приобретать собственность в Белоруссии.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".