В новый век с новым законом Постатейный комментарий федерального закона <Об иностранных инвестициях>

Орлов Александр
CFA, управляющий активами ЗАО "Арбат Капитал"

ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ПОНЯТИЯ

    Преамбула Федерального закона более подробно в сравнении с преамбулой Закона РСФСР определяет приоритеты и цели закона.
    Законодатель на первое место поставил основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Кроме того, по сравнению с Законом РСФСР преамбула Федерального закона провозглашает обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
    1. Федеральный закон (ст. 1) регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
    При этом Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности1 и законодательством Российской Федерации о страховании2 (Здесь и далее будут приводиться только основные законодательные акты Российской Федерации - А. В. Орлов).
    Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Такие отношения регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях3.
    Таким образом, инвестиционная деятельность в Российской Федерации с участием иностранного капитала, за исключением вышеперечисленных видов деятельности, подпадает под действие Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, компетентных органов власти субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, а также актов судебных органов Российской Федерации, вступивших в законную силу, обладающих после этого силой закона.
    Как видно из приведенного перечня законодательных и других нормативных правовых актов, прямо или косвенно влияющих на принятие решений в инвестиционной сфере, стадия подготовки инвестиционного проекта в части разработки правового обзора с выяснением правового режима конкретного проекта и установлением законодательных рисков на федеральном, региональном (субъекты Федерации) и местном уровнях - один из наиболее ответственных этапов.
    Подготовка юридической части проекта должна, по мнению автора, включать в себя также прогноз и правовую оценку вероятности принятия правовых актов, способных прямо или косвенно влиять на результаты инвестиционной деятельности.
    В ст. 5 Закона РСФСР содержатся значительно более общие ссылки на регулирующее законодательство и оговорка на примат международного права над национальным законодательством Российской Федерации.
    2. Федеральный Закон (ст. 2) содержит значительно более подробную терминологию по сравнению с той, которая содержится в ст. 1-4 Закона РСФСР.
    Новый Федеральный закон дает следующие понятия и раскрывает их содержание.
    Иностранный инвестор:
    Иностранная организация (это понятие отсутствует в Законе РСФСР), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Это означает, что законодатель признает в качестве иностранного инвестора такую организацию, которая по законодательству зарегистрировавшего государства не является юридическим лицом, и при этом российский законодатель не определяет статус такой организации, т.е. является ли она коммерческой (систематическое получение прибыли от разрешенных видов деятельности) или некоммерческой организацией (не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками).
    Таким образом, коммерческая или некоммерческая иностранная организация может иметь статус иностранного инвестора в Российской Федерации наравне с другими лицами при условии, что законодательство государства, в котором такая организация была создана, позволяет ей выступать инвестором на территории Российской Федерации.
    Иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
    В предыдущей редакции Закона РСФСР допущение к инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации для иностранных граждан предусматривало наличие двух условий: первое - необходимо было иметь постоянное место жительства за границей Российской Федерации и второе - указанные лица должны были быть зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства (для иностранных граждан) или постоянного местожительства (для лиц без гражданства и советских граждан).
    Международная организация и иностранные государства. Содержание этих понятий, данных в Федеральном законе, также отличается от смысла положений Закона РСФСР, касающихся указанных понятий.
    В новой редакции закона применительно к международной организации уточняется: в качестве инвестора на территории Российской Федерации может выступать не любая организация, имеющая такой статус, а только та международная организация, которая имеет международный договор с Российской Федерацией, и в соответствии с этим договором данной организации предоставлено право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
    Что касается иностранных государств, то они согласно правилам Федерального закона вправе осуществлять инвестиционную деятельность на территории России в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами Российской Федерации.
    Юридически это означает, что если в соответствии с конституционной процедурой в России будет принят федеральный закон, ограничивающий право конкретного государства или группы государств через свои соответствующие органы осуществлять инвестиции в Российской Федерации, то в случае осуществления подобной деятельности она будет признана незаконной с соответствующими последствиями для такого иностранного государственного органа и для иностранного государства, которое этот орган представляет в России. Такие федеральные законы могут также ограничивать сферу приложения инвестиций (например, по соображениям безопасности государства или по другим законным основаниям), осуществляемых конкретным иностранным государством или группой государств.
    В случае обнаружения инвестиционной деятельности, осуществляемой лицом, которому такая деятельность запрещена законом, компетентные го-сударственные органы Российской Федерации могут применить санкции к такому лицу в виде конфискации всего имущества и других объектов гражданских прав, вовлеченных в незаконную инвестиционную деятельность, наложения денежных штрафов на виновных лиц, передать дела в судебные инстанции и вынести судебное решение об обращении в доход Российского государства всех объектов незаконной инвестиционной деятельности.
    Иностранная инвестиция в Федеральном законе определена как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав4, принадлежащих иностранному инвестору, но с оговоркой, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
    В данном контексте закона понятие <вложение> можно рассматривать как однократное действие или как длящийся процесс, но при этом и в том и в другом случае очень важно определять точную дату начала финансирования инвестиционного проекта, так как срок, исчисляемый с этой даты, при определенных обстоятельствах (вид иностранной инвестиции, приоритетность реализуемого инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. - не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона) может быть продлен свыше семилетнего срока окупаемости такого инвестиционного проекта. Решение о продлении семилетнего срока для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями принимает Правительство РФ.
    Перечень приоритетных инвестиционных проектов утверждается Правительством Российской Федерации, а факторами приоритетности являются: суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. (с оговоркой об эквивалентности суммы в иностранной валюте - см. выше) или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (с оговоркой об эквивалентности суммы в иностранной валюте). При этом законодатель не определил параметры исключительности таких случаев, из чего можно сделать вывод о том, что иностранный инвестор (при наличии вышеперечисленных обязательных критериев) вправе по собственной инициативе обратиться в компетентный федеральный орган исполнительной власти либо в Правительство РФ с целью продления срока действия правового режима (ст. 9 Федерального закона - <Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации>), при котором инвестор начал финансирование инвестиционного проекта.
    Таким образом, этот вопрос находится в компетенции исполнительной власти и решение его зависит от усмотрения этой власти (если в настоящий Федеральный закон не внесут соответствующие изменения прямого действия либо Правительство РФ не издаст в рамках своей компетенции нормативный правовой акт, определяющий перечень таких исключительных случаев).
    Прямая иностранная инвестиция. Это понятие законодатель определяет как приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
    По сравнению с содержанием понятия <иностранная инвестиция>, данного в Законе РСФСР, новое понятие <прямая иностранная инвестиция> имеет количественные и качественные границы и параметры.
    Понятие <прямая иностранная инвестиция> является одним из ключевых понятий Федерального закона, непосредственно связанного со сроком окупаемости инвестиционного проекта.
    Некоторые понятия, используемые в Федеральном законе, не имеют аналогов в Законе РСФСР. Так, например, деятельность по реинвестированию при определенных условиях может быть квалифицирована как прямая иностранная инвестиция.
    Новеллами Федерального закона являются также понятия <инвестиционный проект> и <приоритетный инвестиционный проект>.
    Инвестиционный проект является более общим понятием по отношению к приоритетному инвестиционному проекту, так как содержит качественные характеристики: обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
    В этой связи, конечно, была бы значительно понятнее для потенциального иностранного инвестора ссылка на международные стандарты оценки эффективности иностранных инвестиций, так как и сам инвестиционный проект на любой стадии может стать объектом купли-продажи, т.е. фактически объектом инвестиций.
    Ассоциация инвестиционного менеджмента и исследований (г. Шарлоттсвиль, штат Виргиния, США) - одна из организаций, продвигающая на мировой рынок добровольные международные стандарты и оценки документального представления эффективности инвестиционной деятельности; разрабатываемые стандарты (требования) будут вступать в силу поэтапно начиная с 1 января 2000 г., далее с 1 января 2005 г. и с 1 января 2010 г.
    Полагаю, что российскому законодателю предстоит в ближайшем будущем пересмотреть отдельные положения Федерального закона с целью большего сближения с требованиями, правилами и обычаями международных стандартов инвестиционной деятельности (для этого имеются объективные причины).
    Приоритетный инвестиционный проект предполагает наличие количественных показателей суммарного объема иностранных инвестиций, размер минимальной доли (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями; приоритетность же таких инвестиционных проектов определяется включением их в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
    Определенный риск может состоять в значительно большей <подвижности и изменчивости> содержания актов Правительства России по сравнению с содержанием федеральных законов. Это означает, что в период реализации конкретного приоритетного инвестиционного проекта Правительство России может внести изменения в перечень приоритетных инвестиционных проектов, которые могут повлечь за собой исключение данного приоритетного инвестиционного проекта из этого списка.
    В таком случае необходимо руководствоваться правилами ст. 9 Федерального закона о гарантиях государства от неблагоприятного изменения законодательства.
    Еще одной новой категорией, введенной в текст Федерального закона, является срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение.
    Фактически это означает, что количественное выражение такого положительного значения может начинаться с одной копейки (одной сотой части одного российского рубля).
    Законодатель ввел также в Федеральный закон понятие <совокупная налоговая нагрузка>, определяемое как расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.
    При этом необходимо понимать, что часть платежей, составляющих такую совокупную налоговую нагрузку, будут осуществляться на основе федеральных законов, часть - на основе нормативных правовых актов Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов субъектов Российской Федерации и актов их исполнительных органов власти. Все это необходимо учитывать при исчислении примерной денежной суммы, которая, во-первых, позволит оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта, во-вторых, юридически зафиксировать эту денежную сумму в качестве определенного базового ориентира, с тем чтобы в дальнейшем при реализации инвестиционного проекта возможно было бы оценить, насколько и с каким знаком (+ или -) эта совокупная налоговая нагрузка изменилась.
    В случае неблагоприятного (отрицательного) изменения иностранный инвестор вправе апеллировать к гарантиям, описанным в ст. 9 Федерального закона, доказывая, что вследствие изменения законодательства Российской Федерации совокупная налоговая нагрузка превысила расчетную начальную величину, что в свою очередь, препятствует нормальному развитию инвестиционного проекта.
    

(Продолжение следует.)

    Электронный адрес автора: alex1.orlov@usa.net

© ЗАО "Группа РЦБ".