Станет ли пиво национальным напитком?

Муравьева Анастасия

ВОЗРОЖДЕНИЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ

    В годы реформ пивоваренная промышленность переживала те же трудности, что и вся отечественная экономика. За 1991-1994 гг. объемы производства сократились более чем на 40%. Спад производства был вызван снижением спроса из-за роста цен, так как предприятия вынуждены были постоянно увеличивать цену в связи с удорожанием сырья и энергоресурсов.
    Высокая себестоимость и узость ассортимента отечественного пива предопределили появление большого количества конкурентной импортной продукции. В середине 90-х годов доля импорта на российском рынке пива составляла 10-15% от объемов отечественного производства. Начиная с 1996 г. позиции российских производителей пива стали усиливаться, рынок импортного пива начал сокращаться.
    Для развития отрасли очень важна поддержка государства. Непродуманная налоговая политика всегда влекла за собой резкое снижение объемов производства. После того как в 1996 г. был снижен акциз, отечественного пива на прилавках стало значительно больше.
    В 1997 г. было произведено 252 млн дал, в 1998 г. на 24% больше - 324 млн дал. В пивоваренной отрасли России наметилась тенденция выхода из кризиса, российское пивоварение находится на подъеме (рис. 1). За I полугодие 1999 г. пивоваренные предприятия выпустили 207 млн дал пива (т.е. на 31% больше, чем в I полугодии 1998 г.), а за весь год, по предварительным оценкам, будет произведено почти 400 млн дал. Это будет самый высокий уровень производства за всю историю пивоварения в России.
    По отдельным предприятиям в 1999 г. также наблюдается рост объемов производства (табл. 1). Опережающими темпами растет производство <Балтики>, <Ярпива>, <Клинского>. В 1999 г. было запущено несколько новых предприятий - <Браво>, Efes, производство фирмы в Калуге.

Компания 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

"Балтика" (Санкт-Петербург)

6,1 8,9 11,3 17,4 30,0 48,8 65,0

"Очаково" (Москва)

4,1 3,9 2,4 9,2 9,7 17,8 30,0

"Поволжье" (Волжский)

- 7,2 8,0 8,6 10,7 - -

"Ярпиво" (Ярославль)

6,5 6,2 5,5 6,5 7,3 12,8 18,0

Клинский пивзавод

- - - 4,8 6,8 11,2 15,0

"Росар" (Омск)

5,6 7,3 7,7 11,0

Завод им. Степана Разина (Санкт-Петербург)

5,6 2,9 4,3 4,7 7,1 9,4 -

"Донпиво" (Ростов-на-Дону)

- - 1,9 1,2 7,2 15,0

"ТАОПИН" (Тула)

- 5,4 6,7 7,5 10,0

"Тверь-Пиво"

2,8 3,6 3,9 5,0

"Вена" (Санкт-Петербург)

2,2 3,6 3,2 4,4

"Бавария" (Санкт-Петербург)

1,4 0,9 0,3 0,7 0,8 0,8 -

    С точки зрения емкости рынка перспективы отрасли выглядят весьма неплохо. Российскому рынку пива до полного насыщения потребуется несколько лет при постоянном расширении производства старых и создании новых марок пива, поэтому действующие заводы имеют все возможности для увеличения производства.
    Рост производства отечественного пива происходит вместе с сокращением доли иностранных производителей на российском рынке. Финансовый кризис, в определенном смысле, оказал положительное влияние на динамику отрасли: импортные товары существенно подорожали, ввоз пива из-за рубежа стал не рентабельным.
    Российские же производители смогли удержать цены на низком уровне, увеличили темпы производства и практически удовлетворили спрос. После кризиса августа 1998 г. спад по продажам был лишь в течение одного месяца, а потом объемы продаж стали увеличиваться. Таким образом, импортное пиво в настоящее время не представляет серьезной конкуренции отечественному.
    Обобщенные цифры роста не отражают реального положения в отрасли. Столь быстрый рост обеспечили несколько крупных пивоваренных заводов (примерно 15%). Им удалось привлечь инвестиции и провести техническую реконструкцию, что позволило производить качественный продукт европейского уровня. Ситуация на остальных предприятиях оставляет желать лучшего: более половины предприятий нуждаются в реконструкции; техническое оснащение предприятий далеко не всегда соответствует европейскому уровню; износ оборудования на многих заводах превышает 60%. Решить эти проблемы помогает привлечение западных инвестиций.
    В настоящее время суммарные мощности отрасли (рис. 2) составляют примерно 375 млн дал, их загрузка в 1997 г. составляла около 70%, а в 1998 г. производственные мощности использовались уже на 87% по пиву и 77% по солоду.
    В 1999 г. многие заводы сумели увеличить свои мощности в два-три раза: на первое место выдвинулся <Очаковский> пивкомбинат, который вместо 20 млн дал пива будет производить 70 млн дал, что больше мощностей <Балтики> на 5 млн дал; в два раза увеличила мощности санкт-петербургская <Вена>, которая теперь будет выпускать примерно 10 млн дал; суммарный прирост мощностей в 30-40 млн дал обеспечили новые пивоваренные производства: <Князь Рюрик-Efes>, Калужская пивоваренная компания, <Амстар> и <Браво>.
    Если говорить о производстве пива в регионах, то следует отметить, что на долю предприятий Санкт-Петербурга приходится 18,1%, на долю Москвы - 9%, Поволжья - 14%, Уральского региона - 11%, Западно-Сибирского - 9% от общего производства пива в России.
    Опережающих темпов роста объема производства пива достигли предприятия Санкт-Петербурга. По существу, этот город стал <столицей пивоварения России>, большую роль в этом сыграло бурное развитие пивоваренного завода <Балтика>. Производство пива на душу населения в городе достигло европейского уровня.
    Быстрыми темпами увеличиваются объемы производства пива в Московской области (в основном за счет Клинского пивзавода) - на 64,2% в 1998 г., в Калининградской области - на 54,3%, в Поволжье - на 30,8%.
    Резко возрос спрос на отечественные ячмень, солод, хмель, стеклобутылки, дефицит которых ранее покрывался за счет импорта. Соответственно это дало толчок развитию сельхозпредприятий и ряда отраслей, обслуживающих пивоваренную отрасль.

СПРОС. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

    По уровню потребления пива на душу населения Россия значительно уступает европейским странам. Так, в Германии и Великобритании душевое потребление пива составляет соответственно 146 и 120 литров в год. В России этот показатель значительно меньше: 19-20 литров в среднем по России, 40 и 45 литров соответственно в Москве и в Санкт-Петербурге.
    По мере повышения покупательной способности населения ожидается значительный рост потребления пива. Если другие регионы достигнут даже такого уровня потребления пива, как в Москве, то емкость рынка увеличится до 600 млн дал в год.
    Несмотря на доступность импортных сортов пива, российский потребитель отдает предпочтение отечественной продукции. Наибольшей популярностью пользуются сорта пива, предлагаемые по средним ценам и имеющие приемлемое качество.
    Для рынка пива характерны сезонные колебания спроса (рис. 3): летом в России пива потребляется в 3-5 раз больше, чем зимой. Свыше 70% выпуска и потребления этого напитка приходится на период с апреля по сентябрь.

СЫРЬЕВАЯ БАЗА

    Основной поставщик сырья для производства пива - сельское хозяйство. Исходным сырьем при производстве пива являются ячмень, хмель и вода. Полноценное обеспечение предприятий этим сырьем всегда являлось одной из основных проблем отрасли. В настоящее время пивоваренные заводы вынуждены частично импортировать сырье, что приводит к удорожанию конечной продукции и снижению рентабельности производства.
    Пивоваренный ячмень выращивается в Липецкой, Курской и Воронежской областях. Производство солода развито во всех регионах страны за исключением северных областей. В отрасли работают 83 солодовни, из них 22 выпускают товарный солод.
    В 90-е годы объемы производства солода в России сократились на 35%, в 1998 г. было произведено только 360 тыс. тонн, а потребность - 570 тыс. тонн. Ряд заводов практически прекратили выпуск солода, в то время как в 2000-2001 гг. необходимость в нем вырастет до 900 тыс. тонн. В 1999 г. из-за неурожая ячменя пивоварам пришлось значительно увеличить долю импортного сырья (в 2,5 раза по сравнению с 1994 г.).
    В целом по отрасли обеспеченность солодом за счет российского производства составляет 70% (рис. 4). Дефицит покрывается за счет импорта дорогостоящего и не всегда качественного солода. Это отрицательно сказывается на качестве пива и на ценовой конкурентоспособности.
    Первоочередная задача, стоящая перед отраслью, - расширение производства и переработки ячменя в России. Для села это тоже необходимо - это и организация новых рабочих мест, и получение из отходов пивоварения высококачественных кормов для скота.
    Аналогичная ситуация с производством хмеля. Если раньше его производилось более 6 тыс. тонн, что вполне покрывало потребность пивоваренной промышленности, то теперь производство снизилось в три раза. Хмель сейчас выращивается в двух регионах - Чувашии и Марий Эл (до 1991 г. - в 11 регионах). В 1998 г. потребность пивоварения в хмеле только на 14,5% была покрыта за счет отечественного сырья. Часто крупнейшие пивоваренные заводы России предпочитают использовать при производстве пива импортный хмель в связи с его более высоким качеством, лучшими потребительскими свойствами и привлекательной ценой.
    В 1999 г. несколько крупных пивоваренных заводов финансировали выращивание хмеля российскими хозяйствами. Однако объемы этих инвестиций были невелики и не оказали положительного влияния на положение в целом. Ситуация с производством хмеля усложняется тем, что он дает отдачу через 4-5 лет, а эти сроки неприемлемы для инвестора.
    Сырьевая проблема существенно тормозит развитие пивоваренной отрасли. Выход из этой ситуации один - тесное взаимодействие сельхозпроизводителей и пивных заводов. Те заводы, которые создадут свои солодовенные предприятия в зонах заготовки ячменя, не будут испытывать трудностей с сырьем. На сегодняшний день только 22% пивоваренных предприятий имеют свои солодовни. Само по себе выращивание ячменя вряд ли может приносить прибыль, но в комплексе с перерабатывающими - солодовенными и пивными - предприятиями это производство станет очень рентабельным.
    Непростая ситуация и с производством бутылок. Предприятия стекольной промышленности не могут обеспечить достаточное количество посуды. Поэтому, для того чтобы купить партию пива на заводе, дилер сейчас должен в обмен поставить соответствующее количество пустых бутылок. Такое положение дел тормозит развитие дистрибуции; из-за недостатка бутылок некоторые предприятия идут на нарушение ГОСТа и разливают пиво в обесцвеченные бутылки. Ситуацию можно было бы решить, подняв цену на бутылки, но это увеличит себестоимость пива.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

    На сегодняшний день в России насчитывается около 400 предприятий, специализирующихся на производстве пивоваренной продукции.
    Характерная особенность российского пивного рынка - высокая концентрация производства: 16 крупных предприятий обеспечивают 70% производства, из них 7-9 крупнейших предприятий занимают около 45% рынка.
    К 2000 г. почти половину рынка занимают четыре компании - Baltica Beverages Holding (BBH), Sun Interbrew, Efes и <Очаково>. По оценкам специалистов, через 2-3 года их доля увеличится до 70% (табл. 2).

Холдинг 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Baltica Beverages Holding

16,36 20,00 23,00

Sun Interbrew

14,26* 18,20 17,00

"Очаково"

4,36 6,50 7,00

Efes

- - 2,30

Carlsberg (Sinebrychoff)

1,00 1,20 2,00

"Степан Разин"

1,30 1,88 2,30

    Одной из основных причин роста производства в отрасли является значительный объем инвестиций со стороны иностранных компаний, который, по самым скромным оценкам, составил с начала 90-х годов более 1 млрд долл.
    Расстановка сил в пивоваренной промышленности начала складываться еще в начале 90-х годов, тогда в Россию пришли две западные компании: Baltica Beverages Holding и Sun Brewing.
    Baltica Beverages Holding - один из крупнейших инвесторов в российское пивоварение. На сегодняшний день владеет контрольным пакетом акций 8 российских пивоваренных заводов, крупнейшие из которых - <Балтика> (С.-Петербург), <Ярпиво> (Ярославль) и <Донпиво> (Ростов-на-Дону). Заводы расположены вблизи региональных центров и не имеют трудностей с рынками сбыта.
    Основой холдинга ВВН является пивоваренный завод <Балтика>, контролирующий около 15% российского рынка пива. Завод <Балтика> был образован в 1990 г. и к настоящему времени стал лидером пивной отрасли России. Компания оснащена самым современным в отрасли оборудованием и является крупнейшей по объему производства и продаж. Номенклатура выпускаемой продукции включает 9 сортов пива.
    Марка компании хорошо известна среди российских потребителей, и продукция пользуется устойчивым спросом. В рамках первой инвестиционной программы, оцененной в 40 млн долл., в 1996 г. была завершена реконструкция всей технологической цепочки и введен в строй ряд новых мощностей. В 1999 г. на заводе запущена новая линия варки и розлива пива, новая технология должна улучшить вкус напитка.
    В 1999 г. <Балтика> экспортировала порядка 10 млн литров пива. Уже налажены его поставки в страны СНГ - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армению и Азербайджан. Пробные партии <Балтики> отправлены в Великобританию, США, Германию и Израиль.
    Baltica Beverages Holding принадлежит 50% акций ярославской компании <Ярпиво>. В настоящее время <Ярпиво> выпускает 7 сортов пива, пивоваренный солод (13,5 тыс. т) и безалкогольные напитки (2,5 млн дал). Сотрудничество со стратегическим инвестором позволило предприятию провести реконструкцию на 10 млн долл.
    В 1999 г. <Ярпиво> на 20% увеличило объемы производства пива по сравнению с предшествующим годом (произведено 16 млн дал), сейчас мощности завода позволяют производить до 17 млн дал. До 2000 г. предприятие планирует инвестировать в модернизацию и реконструкцию производства до 32 млн долл. и выйти на уровень производства 25 млн дал пива в год.
    В 1997 г. Baltica Beverages Holding был приобретен ростовский завод <Донское пиво>, в реконструкцию производства инвестировано 30 млн долл. К 2000 г. мощности предприятия составят 15-20 млн дал пива в год.
    Сейчас ВВН стремится усилить позиции на московском рынке, также создаются отделения в крупных городах, которые возьмут на себя продвижение пива в регионы.
    В настоящее время реализуется проект с французской компанией Souflet Group по созданию совместного предприятия, производящего пивной солод, которое будет обеспечивать около 40% потребности России в товарном солоде. Холдинг планирует полностью перейти на отечественный ячмень, в планы ВВН входит кредитование сельхозпроизводителей и выращивание ячменя в Ленинградской и Орловской областях. Эти меры позволят снизить затраты на 35-40% и увеличить объемы производства.
    Sun Interbrew. Главным отличием Sun Brewing от ВВН явилось то, что в состав холдинга вошли некрупные региональные предприятия, выпускающие в основном местные сорта пива и ориентированные на соответствующие рынки. Наиболее известным является пивзавод <Бавария> (С.-Петербург). Это четвертый по объемам производства пивзавод Петербурга. В феврале 1997 г. холдинг Sun Brewing приобрел контрольный пакет акций завода <Бавария> (С.-Петербург). Другой крупный пакет (20% акций) принадлежит финской компании Harflepol Investment Ltd.
    В холдинг входят еще 6 российских пивоваренных компаний (Пермская, Саранская, Ивановская, Курская, Волжская, екатеринбургская <Патра> и один завод в Симферополе).
    В апреле 1999 г. Sun Brewing подписал договор о стратегическом партнерстве в странах бывшего СССР с бельгийской компанией Interbrew, входящей в пятерку крупнейших мировых производителей пива. Согласно договору Sun Brewing и Interbrew объединили в компанию свои производственные мощности в России и на Украине и образовали новую компанию - Sun Interbrew, в которой Sun и Interbrew принадлежит по 34% голосующих акций новой компании, а 32% акций - сторонним инвесторам. К собственности Sun Brewing суммарной мощностью около 35 млн дал пива в год добавились заводы, принадлежащие Interbrew: омский пивзавод <Росар> (мощность 7,5 млн дал) и черниговский завод <Десна> (Украина, до 4 млн дал). После приобретения Клинского пивзавода (Москва) холдинг Sun Interbrew практически сравнялся по мощности с ВВН.
    В настоящее время заводу <Росар> (Омск), являющемуся крупнейшим производителем пива в Сибири, принадлежит около 4% пивоваренного рынка России.
    В 1997 г. <Росар> начал проводить реконструкцию, а в августе 1998 г. заключил договор о стратегическом партнерстве с бельгийским пивным концерном Interbrew, который намерен вложить в завод до 2001 г. 70 млн долл. (44 млн долл. - плата за контрольный пакет акций, а остальные 26 млн долл. - прямые вложения в закупку оборудования и технологий), что позволит увеличить мощности предприятия более чем в 3 раза, до 21-22 млн дал. Сейчас по уровню оснащенности современными технологиями <Росар> уступает лишь <Балтике> и <Очакову>.
    За 1998 г. <Росар> реализовал 7,77 млн дал пива, а в 1999 г. этот показатель увеличен почти в 2 раза. Около 55% произведенной продукции реализуется на территории Омской области. На сибирском рынке у пивзавода нет серьезных конкурентов. За пределами области большой известностью пользуется пиво <Сибирская корона>. <Росар> в небольших количествах даже экспортирует его на Запад - под маркой Beer from Siberia.
    Клинский пивоваренный завод работает с 1976 г.
    В 1998 г. объем производства пива составил 11,6 млн дал. В июне 1999 г. собрание акционеров предприятия приняло решение о передаче 75% акций холдингу Sun Interbrew. Холдинг планирует вложить в модернизацию производства 27 млн долл.
    Датская фирма Carlsberg закрепилась на российском рынке после приобретения контрольного пакета акций финской компании Sinebrychoff, которая владеет петербургским пивзаводом <Вена> с 1994 г.
    Это один из старейших пивоваренных заводов России, он был основан в 1872 г. С 1993 г. деловым партнером <Вены> стала всемирно известная финская фирма Sinebrychoff, которая инвестировала в производство 30 млн долл. В настоящее время предприятие реализует второй этап инвестиционной программы на 70 млн долл., что позволит увеличить объем производства пива до 23 млн дал. В настоящее время АО <Вена> производит 5 сортов пива со сроком хранения 6 мес. и 4 сорта слабоалкогольных газированных напитков. Продукция <Вены> экспортируется в Европу и страны СНГ.
    Серьезную конкуренцию предприятиям с иностранным капиталом составляет Московский пивоваренный комбинат <Очаково>, крупным инвестором которого является московское правительство и питерский завод <им. Степана Разина>.
    Московский пивобезалкогольный комбинат был построен в 1978 г., в а 1993 г. преобразован в Московский пивоваренный комбинат <Очаково>. Впервые в России в 1994 г. комбинат осуществил выпуск пива, минеральной и питьевой воды в бутылках из полиэтилентерефталата, а затем в 1995 г. - пива в алюминиевых банках. В целях увеличения мощности с 10 до 60 млн дал пива в год в 1996 г. началась реконструкция пивоваренного производства. В декабре 1997 г. было введено в строй новое пивоваренное производство мощностью 45 млн дал пива в год. Вся программа модернизации оценивается в 30 млн долл. В 1999 г. комбинат <Очаково> завершил реконструкцию производства, что позволит выпускать пива - 70 млн дал и слабоалкогольных напитков - 30,5 млн дал.
    На комбинате производится около 6% от общего объема российского пива. Более 50% продукции очаковского комбината реализуется в Москве. Сейчас комбинат расширяет рынки сбыта. В Краснодаре строится пивобезалкогольный комбинат. Пуск его первой очереди состоится уже в 2000 г.
    Пивоваренный завод им. Степана Разина (Санкт-Петербург) - первое промышленное пивоваренное заведение в России. Кроме пива, предприятие производит солод (около 4 тыс. т), безалкогольные напитки (около 50 тыс. дал), обеспечивает себя тарой.
    Стратегическим инвестором компании и владельцем 6% акций является германский концерн Holsten. Инвестиционная программа, разработанная на комбинате, предусматривает модернизацию оборудования с одновременным увеличением производственных мощностей до 18 млн дал пива и 3 млн дал безалкогольных напитков. Вся программа рассчитана на 5-7 лет, суммарные инвестиции - около 40 млн долл.
    Тверская компания <Афанасий-пиво> - одна из первых компаний, создавших в начале 90-х гг. новую марку <Афанасий>, которая быстро завоевала популярность. К середине 1996 г. это пиво занимало 5% московского рынка. Однако появление большого числа новых марок и активность конкурентов потеснили <Афанасия> с рынка, сегодня на его долю приходится не более 3% рынка.
    Сейчас компания проводит реконструкцию предприятия с целью в течение двух лет удвоить объемы производства. Продвигается на рынок новый сорт класса <премиум>. Программа расширения производства финансируется из трех источников: Сбербанк выделил предприятию на реконструкцию 7 млн долл. кредита; оборудование на сумму 1,5 млн долл. предоставлено лизинговой фирмой <Северная Венеция>; планируется также привлечение средств за счет дополнительной эмиссии.
    Достаточно известная марка, расширение ассортимента и увеличение объемов производства позволят предприятию существенно укрепить свои позиции на рынке.
    Летом 1999 г. сразу несколько новых марок пива появились на российском рынке: <Бочкарев>, Efes, <Старый мельник>, <Золотая бочка>. Региональные компании также предлагают новые марки. Так, калининградский <Остмарк> активно продвигает марку <Три медведя>. Новые марки стали узнаваемыми потребителем во многом благодаря активным рекламным компаниям. Объем современных затрат на рекламу пива увеличился почти на 30% по сравнению с 1998 г.
    В 1999 г. на российском пивном рынке появился новый игрок - турецкая компания Efes, которая на паях с московским правительством построила в Москве крупнейший пивной комбинат <Князь Рюрик> мощностью до 35 млн дал. Строительство завода было начато в Москве в октябре 1997 г., в конце мая 1999 г. завод начал работу. На начальном этапе <Князь Рюрик - Эфес> будет производить лишь половину проектного объема. Общая сумма инвестиций оценивается в 78 млн долл., из которых 34 млн долл. в предприятие вложил ЕБРР.
    Еще один новый участник пивного бизнеса в Рос-сии - South African Brewery (SAB). Производственной базой SAB в России является Калужская пивоваренная компания. Новая марка пива - <Золотая бочка> за полгода своего существования успела завоевать в Москве более 5% рынка, а в среднем по России на долю компании приходится 2% продаж. На сегодняшний день мощности Калужской компании загружены на 100%, а к весне 2000 г. планируется их увеличение более чем в 2 раза.
    Почти одновременно с компаниями Efes и SAB, в феврале 1999 г., новый проект запустила санкт-петербургская компания <Браво Интернэшнл>. Компания с осени 1999 г. начала выпуск пива под собственной маркой <Бочкарев>. За столь короткий срок по объемам продаж марка <Бочкарев> заняла место в первой пятерке. Компания путем постоянных перемен пытается завоевать свою долю на рынке. В 1999 г. осенью появилась новая марка <Юнкерское пиво>, а в декабре - еще один сорт - <Рождественское>.
    Единственной возможностью проникнуть на российский пивной рынок для западных производителей является в настоящее время продажа лицензий отечественным заводам на производство фирменных сортов пива.

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

    С появлением в России иностранных инвесторов, вкладывающих деньги в развитие производства, пивоваренная промышленность смогла поправить свое финансовое положение. Но финансовое состояние предприятий отрасли неоднородно. На некоторых крупных заводах рентабельность производства достигает 40%, а около сотни российских пивзаводов оказались на грани банкротства.
    Особенно тяжелое финансовое положение у мелких производителей пива. Многие из них не могут выдержать конкуренции с ведущими компаниями, у которых себестоимость продукции в среднем в 3-4 раза ниже. Так, и финансовый кризис августа 1998 г. в первую очередь ударил по небольшим региональным заводам, которые вынуждены были поднимать цены на продукцию и не могли выдерживать конкуренцию с ведущими производителями, у которых себестоимость продукции оставалась низкой, что позволяло им не повышать отпускные цены.
    Наибольшую долю в структуре себестоимости пивной продукции составляют затраты на сырье - около 50%, причем они увеличиваются. Это вызвано ростом цен на пивоваренный ячмень и хмель.
    С переходом на рыночные отношения перестали осуществляться централизованные закупки ячменя в федеральные и региональные фонды, реализация ячменя производится через коммерческие структуры, что значительно увеличило его стоимость и ухудшило качество. Поэтому на финансовых показателях предприятий положительно сказывается организация собственного производства солода. Но, опять же, создать такое производство может только крупное предприятие.
    Для небольших пивоваренных предприятий неразвитость сырьевой базы остается основным сдерживающим рост фактором. Существенное место в структуре себестоимости занимают расходы на электроэнергию и транспорт. Поэтому большое значение имеет месторасположение предприятия, его удаленность от рынков сбыта.
    В целях стимулирования дальнейшего развития отечественной пивоваренной отрасли необходимо снижение доли налогов в стоимости продукции. Так, в 90-е годы неразумная фискальная политика стала основным фактором, сдерживающим развитие отрасли.
    Акцизы на пиво изменялись следующим образом (в % от отпускной цены):

    1991 г. 25%
    1993 г. 40%
    1996 г. 15%
    1997 г. 500 руб. за литр
    1998 г. 0,6 руб. за литр
    1999 г. 72 коп. за литр

    В 1999 г. Госдумой было принято увеличение акцизов на пиво в 2000 г. до 0,9 руб. за литр. Эти меры неизбежно приведут к росту цен на пиво. По оценкам экспертов, при новом акцизе годовое производство пива снизится до 320 млн дал.
    Значительного роста объемов производства в 1999 г. удалось достигнуть за счет сохранения цен на низком уровне. Если до августа 1998 г. на один доллар можно было купить одну бутылку <Балтики>, то сейчас можно купить три бутылки. Относительная стабильность цен объяснялась высокой рентабельностью производства и снижением доли импортного сырья. Даже не поднимая цены, пивзаводы получали прибыль, ее увеличение достигалось за счет увеличения объемов производства. Рост цен отставал не только от роста курса доллара, но и от инфляции.     К концу 1999 г. ситуация изменилась. Из-за усиливающейся конкуренции пивзаводам приходится увеличивать затраты на продвижение продукции. Для повышения качества многие предприятия переходят на импортное сырье. Все это ведет к снижению рентабельности производства. Сейчас на большинстве предприятий рентабельность не превышает 10%.
    В 2000 г. производителям пива вряд ли удастся удержать цены на прежнем уровне, тем более что акциз увеличился почти на 15%. Спрос на пиво эластичен, и повышение цен сильно повлияет на сбыт. Предприятиям придется либо сокращать объемы производства, либо удерживать цены на низком уровне за счет снижения рентабельности. Но этот процесс не бесконечен.
    В этом отношении увереннее всего себя чувствуют Sun Interbrew, Efes и SAB, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку из-за границы. Хуже всего придется мелким региональным производителям, продукция которых ориентирована на население с низким уровнем доходов. Сейчас единственный шанс выжить для небольших предприятий - это найти инвестора.
    В ближайшем будущем большинство мелких пивоваренных предприятий будут поглощены лидерами. Возможно, что мелкие предприятия будут объединяться и уже в 2000 г. появятся новые крупные игроки.

    При подготовке обзора были использованы материалы компании Brunswick Warburg и РИА <РосБизнесКонсалтинг>.

© ЗАО "Группа РЦБ".