Tracking stock набирают популярность

Богданов Сергей

КРУПНЫЕ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ ЧАСТО НЕДООЦЕНЕНЫ...

    Как известно, одной из основных задач, стоящих перед руководством публично торгуемой компании, является увеличение ее рыночной стоимости в интересах акционеров. На этом поприще в последнее время стали особенно преуспевать компании из высокотехнологичных и Интернет-секторов. Показывая зачастую убыточные результаты деятельности, эти компании одновременно демонстрируют чрезвычайно высокие темпы роста доходов (как достигнутые, так и потенциальные), что с учетом ряда редуцированных схем, применяемых для оценки таких компаний (по прибылям, структуре выручки, проектным темпам роста прибыли), приводит к фантастическим темпам роста акций. Однако эти методы оценки, дающие столь высокие результаты, приемлемы только для быстрорастущих <чистых> технологических компаний, имеющих узкие источники получения прибыли. В отношении широко диверсифицированных компаний применяются другие методы оценки, дающие намного меньшие значения стоимости акций.
    В этих условиях целый ряд диверсифицированных компаний, активно присутствующих в технологичном секторе, но имеющих значительные доходы от менее перспективных секторов, начинают торговаться по суммарной стоимости, значительно меньшей отдельной стоимости их подразделений.
    Так, согласно исследованию , подготовленному Julia D'Souza, Cornel Uni-versity и John Jacob, University of Colorado at Denver, диверсифицированные компании торгуются со значительным дисконтом (в среднем 15%) по сравнению с компаниями, занимающимися только одним сегментом рынка. При этом, по данным на декабрь 1998 г., в течение трех дней после объявления о выпуске tracking stock наблюдалось возникновение значительного дополнительного дохода, на 3,61% превышающего средний дополнительный доход, возникающий при объявлении о выделении подразделения в отдельное юридическое лицо (так называемый spin-off) или дроблении компании.
    Подобное различие становится особенно заметным, когда речь идет о популярных у инвесторов отраслях, таких как Интернет, сотовая связь. Это приводит к тому, что Интернет-компания, даже показывающая худшие результаты, может превосходить по оценке (например, иметь больший P/E) более крупные диверсифицированные компании, имеющие другие источники доходов. Эту зависимость можно проследить на примере MCI Woldcom и Sprint PCS, а также AT&T и SBC Communication.
    Таким образом, Microsoft, имеющая сильные позиции в Интернет-секторе, торгуется с намного меньшим P/E, чем AmericaOnline (64,85 и 417,78 соответственно).

ДРОБЛЕНИЮ КОМПАНИЙ ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВА

    Для того чтобы исправить подобную ситуацию (т.е. высвободить скрытую стоимость компании), часто применяется способ выделения подразделения (или целого направления бизнеса) в отдельное юридическое лицо с последующим раз-мещением части акций на бирже (фактически компания дробится). Однако этот способ имеет ряд недостатков, среди которых: потеря части контроля над компанией и потенциальная возможность покупки ее конкурентом; изменение структуры активов, что ущемляет права держателей облигационных займов; издержки, связанные с налогообложением продажи активов по ценам, превышающим балансовые, и ряд других.
    В качестве альтернативного варианта был разработан механизм выпуска так называемых tracking stock (в некоторых случаях их также называют targed stock, targeted stock, letter stock, designed и alphabet stock). Мы будем их называть целевыми акциями, в том смысле, что они отражают результаты деятельности конкретного (целевого) сегмента компании. Они представляют собой вид обыкновенных акций, котирующихся на бирже наряду с другими видами акций. При этом они выпускаются не на всю группу активов компании, как это принято в обыкновенных акциях, а на строго определенную часть (подразделение, занимающееся отдельным видом деятельности), указанную в проспекте эмиссии. При этом не происходит <физического> выделения компании в отдельное юридическое лицо, а вся полнота контроля над подразделением остается в руках руководства <материнской> компании. Разделение же активов (а также финансовых результатов) происходит лишь на бухгалтерском уровне. Поэтому указанные акции представляют именно отдельную часть чистого бизнеса компании, с рассчитываемыми специально для них данными по доходности, рентабельности и т.д. Из этих же соображений рассчитываются дивиденды. При этом целевые акции представляют собой непрямое владение целевыми активами и обеспечивают право собственности и право голоса не в выделенной части активов, а во всей компании.

ИСТОРИЯ И ПОСЛЕДНИЕ ПРИМЕРЫ TRACKING STOCK

    Своим зарождением этот инструмент обязан компании General Motors, которая выпустила подобные целевые акции (класс Е) после приобретения в 1984 г. Electronic Data System (EDS). Акции класса Е были разработаны таким образом, чтобы как можно точнее следовать гипотетической прибыли EDS, чтобы владение ими для акционера было эквивалентно инвестированию собственно в EDS. При этом акции класса Е давали 1/4 голоса в GM (а не в EDS), и акционеры в случае ликвидации не имели специальных прав на активы EDS.
    Именно о механизме целевых акций шла речь, когда AT&T объявила о намерении выпустить целевые акции для своего беспроводного подразделения, которое насчитывает 10 млн пользователей и мо-жет быть оценено в 60 млрд долл. (рис. 1). Хотя эта идея не нова и ранее ею успешно воспользовались многие компании, из-за изменения рыночной ситуации в последние годы эффект от выпуска этих акций сильно увеличился. Так, уже упоминавшаяся Sprint Corp. (FON) выпустила целевые акции для своего беспроводного подразделения Sprint PCS (при этом акции компании Sprint Corp. были раздроблены на одну акцию FON Stock и 1/2 акции PSC Stock, с учетом цен соотношение составило 89,28 и 10,72%).
    В результате новый выпуск, который первоначально начал котироваться по 189/16 долл., за год вырос более чем в четыре раза - до 939/16 долл. (рис. 2). И теперь о своем намерении выпустить подобные бумаги объявила SBC Communica-tions Inc. (см. таблицу).

ЧТО ДАЕТ ВЫПУСК ЦЕЛЕВЫХ АКЦИЙ?

    Перечислим преимущества этого механизма:

  • в отличие от выделения компании в отдельное юридическое лицо, ее руководство не теряет контроля над подразделением и избегает потенциальной опасности его приобретения конкурентами путем выставления недружеского offer-a;
  • происходит экономия от управления объединенной компанией, а также на налоговых отчислениях на консолидированном уровне (синергетический эффект);
  • не ущемляются права держателей облигационных займов, поскольку не происходит размывание активов компании;
  • распределение целевых акций происходит для эмитента и акционеров на безналоговой основе, что также составляет определенную выгоду (в настоящее время администрация Б. Клинтона внесла предложение о налогообложении этого инструмента).
        Широкое распространение на рынке этого механизма определяется не только возможностью выделения скрытой стоимости компаний, но также и возможностью разделения инвестиционных рисков, доходов от базовых отраслей, в которых оперирует компания, рыночных сегментов и т.д. Поэтому его использование эффективно для телекоммуникационных компаний, фармацевтики и биотехнологии, где данный механизм может применяться компаниями для защиты курса своих базовых акций от риска инвестирования в новые венчурные предприятия.
        Целевые акции можно очень эффективно использовать для поощрения менеджмента компании, поскольку стоимость этих акций отражает результаты деятельности данной конкретной группы менеджеров по управлению отдельным подразделением. Также эффективны эти акции для целей покупки других компаний.

    В ЧЕМ НЕДОСТАТКИ?

        Однако у tracking stock есть и свои недостатки. Наиболее крупный из них состоит в сложности четкого разграничения активов компании. Дело в том, что если расчет прибыли, приходящейся на акции, не представляет особой сложности, то разделение активов, которое необходимо для определения цен на акции, провести достаточно проблематично. Кроме того, единое руководство компании может ущемлять интересы инвесторов, поскольку в таких компаниях непросто проанализировать внутреннее взаимодействие подразделений, вследствие чего возможно не совсем справедливое распределение издержек на внутреннем операционном уровне. Правда, эта проблема решается путем внутреннего разделения руководства компании, однако в этом случае увеличиваются расходы на управление подразделением.
        К негативным аспектам отнесем и отсутствие возможности получения инвесторами дополнительной премии, которая часто возникает при попытках враждебного поглощения компаний.

    ЧТО С НАЛОГАМИ?

        Недостаточная ясность с распределением активов при выпуске целевых акций служит основанием для широких дебатов по поводу принципов налогообложения подобных операций. Как уже указывалось, сейчас выпуск целевых акций и их распределение между акционерами происходят на безналоговой основе. Это объясняется тем соображением, что акционеры на расчетную дату получают дополнительно к акциям базовой компании в пропорциональном соотношении акции новых выпусков. Поскольку их расчет производится путем взвешивания стоимости активов (т.е. активы перераспределяются между рядом новых акций вместо одной старой), то данная схема не подразумевает увеличения стоимости принадлежащих инвестору активов и, следовательно, отсутствуют основания для налогообложения инвесторов. Это, правда, накладывает свои дополнительные ограничения, поскольку по налоговым причинам подразделения, на которые выпущены целевые акции, нельзя выделять в отдельную компанию в течение трех лет.
        Однако, по мнению специалистов администрации президента США Б. Клинтона, в ряде случаев подобный подход некорректен, поскольку компания производит выделение (продажу) подразделения, когда размещаются целевые акции и, следовательно, есть основание для налогообложения доходов.
        По мнению оппонентов, действительно, формально смысл целевых акций состоит в продаже доли (правда, непрямой) в ряде активов, а не в целой компании. Но при этом tracking stock предоставляют акционерам право собственности исключительно на долю целой компании и отражают инвестиции также в целую компанию. Поэтому толкование выпуска этих акций как продажи отдельного подразделения не отражает экономической природы механизма, поскольку корпорация оставляет за собой полный контроль и управление над всеми активами.
        Точнее понять особенности этих акций позволят приведенные ниже доводы:

  • корпоративные активы не отделяются при выпуске целевых акций, поэтому доход инвестора подвергается экономическим рискам от операций всей компании;
  • держатель целевых акций сохраняет право голоса в самой компании, а не в целевом подразделении;
  • дивидендная политика определяется советом директоров материнской компании, а также государственными законодательными ограничениями на способность материнской компании платить дивиденды без отношения к аналогичной способности целевого подразделения;
  • ликвидационные права могут быть определены по отношению к стоимости целевого подразделения, однако владельцы целевых акций не имеют специальных прав на эти активы, вместо этого они имеют право на долю всех активов компании на пропорциональной основе.
        Однако все эти доводы уместны только до тех пор, пока новые бумаги целиком распределяются среди действующих акционеров. В этом случае, действительно, никакой продажи не происходит.

    Название компании Целевое подразделение Месяц, год

    General Motors

    Automotive

    Октябрь 1984

     

    EDS

    Октябрь 1984

     

    Hughes

    Ноябрь 1985

    Fletcher Challenge

    Forests Division

    Декабрь 1993

     

    Ordinary Division

    Декабрь 1993

     

    Paper Division

    Март 1996

     

    Building Division

    Март 1996

     

    Energy Division

    Март 1996

    US West

    Communications Group

    Октябрь 1995

     

    MediaVision Group

    Октябрь 1995

    Sprint Corp.

    Sprint Group

    Ноябрь 1998

     

    Sprint PCS Group

    Ноябрь 1998

    Walt Disney Company

    GoNetwork

    Ноябрь 1998

        Ситуация с AT&T иная, поскольку компания намеревается продать около 10% выпуска акций путем их первичного размещения на бирже. В данном случае явно присутствует продажа активов по ценам, скорее всего значительно превосходящим балансовые. На этом примере становятся понятны основания для учета возникающей прибыли (убытка) при выпуске этих бумаг или при рекапитализации других акций в целевые акции.
        При любом исходе этой дискуссии можно с уверенностью утверждать, что механизм целевых акций будет все активнее применяться в ближайшее время, что создаст благоприятную возможность для игры на росте активов. Не безынтересным будет этот механизм и для отечественных компаний, среди которых существует значительное число широко диверсифицированных холдингов. Выпуск целевых акций для подобных компаний позволит высвободить значительную скрытую внутреннюю стоимость и привлечь дополнительное внимание и капиталы инвесторов.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".