Новые технологии электронной торговли и развитие рынков

Соломатин Евгений

КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕШЛО В КАЧЕСТВО

    Итак, глобализация рынков капитала становится реальностью. Новые технологии электронной торговли позволили преодолеть ограничения, связанные с расположением и размером торговой площадки, числом участников, забыть о географических и временных границах. Они изменили динамику и направление развития денежного и фондового рынков и их инфраструктуры, привели к полному пересмотру концепций и моделей функционирования как рынка в целом, так и отдельных видов бизнеса, связанных с торговлей ценными бумагами, включая поставку информации, брокерско-дилерские услуги, клиринговые, платежные, депозитарные системы и т.д.
    Гигантскими шагами идет развитие Интернета как глобальной распределенной сети финансовых транзакций и инвестиций, доступ к которой осуществляется из любой точки мира при наличии минимальных аппаратных и программных ресурсов. Интернет не только упростил прием ордеров и обеспечил резкое удешевление сервиса. Через сеть инвесторам был предложен концептуально новый набор интерактивных услуг, причем круглосуточно. Количество перешло в качество.
    Новые концепции, модели, структурные и технические решения потребовали более гибкой законодательной среды и новой нормативной базы, поощряющей конкуренцию между новыми торговыми площадками. Так, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) расширила определение биржи, ордера и других базовых понятий. В соответствии с новой концепцией SEC биржа меняет свой прежний статус некоммерческого партнерства и может зарабатывать прибыль.

ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ И ПРОЗРАЧНОСТЬ РЫНКОВ

    Взрывное развитие коммуникационных сетей, резкое удешевление оборудования (включая ПК) и стоимости доступа к сетевым ресурсам, появление электронных торговых систем, для работы с которыми не требовалось специальных знаний, снижение планки входа на рынок и другие факторы спровоцировали массовый приход частных инвесторов.
    Растущая доступность информационных услуг повысила прозрачность рынков. Уменьшились время принятия решений и скорость реакции участников на рыночную ситуацию. Хотя средний размер сделок уменьшился, за счет резкого роста их числа увеличилась скорость оборота капитала.
    Совокупность указанных факторов привела к кардинальному изменению структуры рынка и повышению его ликвидности. Ликвидность же привлекает все новых игроков, и рынок все больше раскручивается.
    Частный инвестор по своей информационной и технической оснащенности приблизился к профессиональным участникам рынка и оттянул на себя значительную часть оборота. В последнее время появился класс <профессиональных частников> - дневных трейдеров, для которых работа на рынке на собственных или взятых в управление деньгах стала основным видом деятельности. Можно утверждать, что именно деньги частных инвесторов способствовали небывалому подъему рынка в последние годы, поддержанию высочайшей ликвидности и расцвету инвестиционной эйфории.
    Рост числа потенциальных инвесторов привел к расцвету IPO (Initial Public Offering - первичное размещение акций эмитента). Ранее этот сектор рынка был слабо развит в силу консерватизма институциональных инвесторов, которые, в отличие от индивидуальных, не хотят рисковать и предпочитают объемные вложения. Частные же инвесторы готовы инвестировать малые суммы в высокорискованные активы, что вызвало встречное предложение со стороны компаний из сектора высоких технологий (телекоммуникации, фармацевтика, биотехнологии, Интернет и т.д.), ищущих деньги на рынке.

КАЧЕСТВО - СФЕРА КОНКУРЕНЦИИ

    Реагируя на спрос, крупнейшие операторы финансовых услуг перенесли фокус своих стратегий на ритейловый бизнес. <Он-лайн>-брокеры являются удачным и успешным примером ритейловой модели. После быстрого количественного подъема и некоторого спада весной - осенью 1999 г., вызванного массовыми потерями индивидуальных непрофессиональных инвесторов из-за высоких колебаний американского рынка в этот период, рынок <он-лайн>-услуг вступил в фазу перегруппировки и интеграции. Конкуренция переместилась в область качества.
    Прошедшие за последний год слияния, поглощения и технологические альянсы между <он-лайн>-банками, брокерами, страховыми компаниями позволяют взаимно расширить клиентскую базу и ставят своей целью максимальную интеграцию сервиса продуктов и инструментов, создаваемых специально для работы в электронной среде и ориентированных на индивидуальных инвесторов. При этом в рамках одного сайта реализуется принцип <функциональной достаточности>: клиенту предлагается столь качественный и широкий спектр финансовых услуг и продуктов (инвестиции, страхование, кредиты, денежные расчеты, информационный поток и т.д.), что ему в принципе не надо обращаться к другим ресурсам. Кроме того, при этом достигается полный контроль за всеми финансовыми потоками клиента, что позволяет провести маркетинговый анализ его будущих потребностей.
    <Хитами> рынка являются альтернативные торговые системы (ATS) и электронные коммуникационные сети (ECN) - виртуальные торговые площадки, функционирующие в сети и объединяющие функции брокера и биржи. При этом традиционные брокеры-дилеры постепенно теряют свое значение как посредники в секторе наиболее торгуемых акций, хотя маркет-мейкеры сохраняют свои позиции там, где для поддержания ликвидности требуются интервенции собственного капитала.
    С целью создать конкуренцию традиционным биржам SEC разработало специальные нормы, позволяющие им регистрироваться по упрощенной процедуре. В ближайшие несколько лет ECN будут играть роль <центров кристаллизации>, в которых будет сосредотачиваться торговля наиболее привлекательными акциями. При этом ECN усилили процессы сегментации рынка (сосредоточение торговли конкретным активом на одной-двух торговых площадках, обеспечивающих для данного актива наибольшую ликвидность).
    

ПРОГНОЗ - ПОБЕДА НОВЫХ ИДЕЙ

    Вслед за Америкой процессы интеграции и создания электронных торговых площадок пошли в Европе и Юго-Восточной Азии. На новые технологии переходят Гонконгская и Шанхайская биржи. В Англии действуют уже два десятка <он-лайн>-брокеров (в основном - филиалы американских компаний).
    В континентальной Европе наиболее активно <он-лайн>-сервис развивается во Франции, в Германии и Швеции. Идут процессы интеграции европейской сети бирж на основе унификации стандартов.
    Очень перспективным является рынок Италии2, где, в отличие от большинства других стран, практически любой банк предоставляет услуги по покупке-продаже ценных бумаг (при этом достаточно открыть один счет для всех видов операций, включая текущие платежи). Однако лишь несколько наиболее <продвинутых> банков позволяют делать это через Интернет. В частности, с февраля 2000 г. такой сервис будет обеспечивать Credito Italiano, для чего создано специальное подразделение (http://www.tra-dinglab.com).
    Крупные поставщики сетевого оборудования, в частности Cisco Systems, рассматривают данный рынок как чрезвычай-
    но перспективный с точки зрения поставки комплексных аппаратных и программных решений для провайдеров финансовой информации, новых торговых площадок, бирж, брокеров и т.д. При этом они образуют альянсы с крупнейшими консалтинговыми компаниями - KPMG, Andersen Consulting и др.
    Активно внедряются новые стандарты. Чрезвычайно перспективной является методология STP (Straight-Through Proces-sing), призванная сократить разрыв между фронт- и бэк-офисом путем объ-единения в единую сквозную технологическую цепочку на основе единого стандарта процессов заключения и исполнения сделок, осуществления платежей, операций в рамках клиринговых и депозитарных систем и т.п.

    К 2002 г. подавляющее большинство сделок будет осуществляться по схеме
    Т + 1. К этому уже сейчас технологически готовы практически все ведущие американские и европейские торговые площадки.

    К сожалению, российские компании и регулирующие организации пока не осознали мощнейший потенциал новых технологий и концепций, которые уже привели к пересмотру ряда моделей функционирования фондового и денежных рынков, либо у них просто руки не доходят.
    Несмотря на очевидные преимущества - дешевизну, простоту, прозрачность, быстрое исполнение и т.д., внедрение новых форм торговли потребует преодолеть консерватизм крупных профессиональных участников рынка. В частности, ликвидность, которую новые виртуальные торговые площадки пока не всегда могут обеспечить, для инвестора часто важнее простоты доступа, тем более что традиционные биржи в основном также перевели свои торги в электронную форму.
    Кроме того, идет постоянная борьба между старыми поставщиками финансовых услуг (которые теряют свой бизнес) и новыми идеями с целью запретить прямой доступ на рынки.
    Однако победа новых идей неизбежна, ключевым аргументом за их продвижение является фактор конкурентоспособности. Те, кто не сможет быстро адаптироваться к новым условиям бизнеса, перейдут в разряд проигравших.

    С автором можно связать-ся по электронной почте: nast82@orc.ru.

Шаги Интернет-бизнеса на российском рынке

Игорь Моряков
исполнительный вице-президент <Тройка Диалог>

    У Интернет-торговли в России пока еще очень короткая история, однако весьма большие перспективы, как справедливо отмечает Е. Соломатин. Не будет преувеличением сказать, что хотя развитие передовых технологий и их внедрение на российском рынке идет с опозданием по сравнению с западными рынками, но зато более высокими темпами, благодаря использованию опыта иностранных компаний.
    Внедрение Интернет-технологий на российском рынке ценных бумаг происходит по схеме, достаточно отличной от западной. В первую очередь это обусловлено спецификой клиентской базы брокерских компаний, как никто другой заинтересованных в развитии Интернет-услуг. В отличие от большинства развитых западных рынков, где основной массой клиентов являются частные лица (retail), на российском рынке эта часть клиентов еще очень мало развита в силу многих причин, среди которых: неблагоприятная и несовершенная налоговая система, негативный опыт предыдущего участия частных инвесторов на фондовом рынке (финансовые пирамиды и т.п.), недостаточное понимание принципов инвестирования и функционирования рынков капитала в целом, отсутствие информированности о финансовых рынках, слабая система защиты прав мелких инвесторов, высокая стоимость необходимого оборудования и др.
    В связи с этим на начальном этапе развития Интернет-услуги будут в первую очередь предназначены для существующих клиентов брокерских компаний, которые профессионально разбираются в структуре и механизмах фондового рынка и более всего заинтересованы в эффективном доступе к торговым системам, а также в оперативной отчетности о состоянии счета и ходе выполнения поданных поручений. Как правило, эти клиенты - небольшие компании, среди них есть и профессиональные участники рынка, имеющие соответствующие лицензии. Основной интерес этих клиентов состоит в повышении эффективности совершения краткосрочных, в том числе внутридневных спекуляций на организованных рынках.
    Исходя из этой предпосылки, основные задачи, стоящие перед компаниями, внедряющими Интернет в свой бизнес, на первом этапе будут заключаться в предоставлении своим клиентам удобного интерфейса для передачи поручений на исполнение сделок на организованных торговых площадках (РТС, ММВБ, МФБ), на получение информации о текущих ценах и объемах торговли и мониторинга состояния счета в режиме реального времени.
    В дальнейшем, при развитии традиционного ритейла на российском рынке, для чего профессиональным участникам потребуется реализовать целый ряд необходимых мер при условии поддержки регулирующих органов, начнется следующий этап распространения Интернет-услуг, ориентированных на массового инвестора. При этом произойдет переориентация оказания услуг: с облегчения доступа на рынок для спекулятивных игроков - на предоставление максимально широкого спектра услуг для частных инвесторов с большим инвестиционным горизонтом.
    Пока перед компаниями, начавшими движение в сторону Интернет-бизнеса на фондовом рынке, стоит ряд проблем, без решения которых развитие этих услуг будет крайне затруднено. Среди них - организация взаимодействия (как интерфейсного, так и информационного) с торговыми площадками; создание эффективного, максимально защищенного и безопасного механизма передачи приказов на совершение сделок и прочих поручений от клиентов брокеру; разработка финансовых схем и продуктов, способствующих повышению ликвидности наиболее активных клиентов, на которых в первую очередь нацелено создание системы Интернет-трейдинга на данном этапе (среди них: возможность совершения <коротких> продаж, заем ценных бумаг, торговля на маржу и т.п.).
    Помимо этого, для интеграции Интернета в существующий бизнес компаниям потребуется в значительной степени усовершенствовать свои системы учета клиентских ордеров (фронт-офис), внутреннего учета (бэк-офис и бухгалтерия) и риск-менеджмента. Только в этом случае возможно создание высокоэффективной и надежной системы Интернет-трейдинга, способной удовлетворить растущие потребности российских инвесторов.

Страхование и маркетинг - киты Интернет-торговли

Вадим Беляев
генеральный директор инвестиционной компании <ВЭО-Инвест>

    Перспективы развития Интернет-торговли ценными бумагами в России обсуждаются довольно давно. Участие в этом обсуждении принимают как профессиональные участники рынка, так и <продвинутые> клиенты (большинство из которых уже имеют опыт работы с дискаунт-брокерами на американском рынке).
    Кроме указанных в статье (и комментариях к ней) технических и юридических проблем, хотелось бы отметить два дополнительных сдерживающих фактора, без преодоления которых развитие этого бизнеса в России будет затруднено.

  • Недостаточность гарантий возврата средств инвестора в случае банкротства брокерской фирмы.
        В Соединенных Штатах все лицензированные брокеры-дилеры обязаны состоять в SIPC (Securities Investor Protection Corporation). Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в соответствии с Актом о защите инвесторов на рынке ценных бумаг 1970 г. (Securities Investor Protection Act of 1970). Гарантии SIPC распространяются на сумму до 500 тыс. долл. на один счет. Большинство дискаунт-брокеров не ограничиваются этой гарантией, а дополнительно страхуют клиентские счета у первоклассных страховщиков. Так как технология Интернет-торговли требует предварительного депонирования средств на счете брокера, а также хранения купленных ценных бумаг в номинальном держании у того же брокера, то вопрос гарантии их сохранности является для клиента критичным.
        В России это еще более важно: российские брокерские фирмы сами являются наиболее активными участниками биржевых спекуляций и несут все связанные с этим риски (возможности хеджирования в России - это отдельная больная тема), но при этом не могут похвастаться большими красивыми балансами (в рублевой форме).
  • Малая известность ведущих брокерских фирм среди населения. Причем это касается не только российских брокеров типа <Тройка Диалог> и <Атон>, но и дочерних структур крупнейших инвестиционных банков.
        И если CSFB еще ассоциируется в сознании обывателя (потенциального частного инвестора, между прочим) с неким швейцарским банком, где держат деньги <новые русские>, то Merrill Lynch вообще ни с чем не ассоциируется и уж явно проигрывает Сбербанку в надежности. Опыт развития детища фирмы <ОЛМА> - Московского фондового центра показывает, что доверие частных инвесторов вызывает не тот факт, что создателем МФЦ является одна из старейших российских брокерских фирм, а участие в проекте московского правительства.
        Обе вышеуказанные проблемы преодолимы, но требуют значительных инвестиций как на страхование, так и на маркетинг. Насколько российские брокеры готовы нести подобные затраты, покажет время.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".