Международная конференция <Заемное финансирование инвестиционных программ>

Глазков Сергей
Директор проекта "Финансы городов и регионов", консультант председателя Комитета государственных заимствований города Москвы, канд. тех. наук
Никифоров Сергей
Фонд "Институт экономики города"

    В Москве прошла международная конференция <Заемное финансирование инвестиционных программ>, организованная Институтом экономики города (ИЭГ), при поддержке Агентства мeждународного развития США (USAID). В организации принимали участие Конгресс муниципальных образований Российской Федерации и <Партнерство в сфере местного самоуправления (LGPP)>.
    Среди участников конференции, общее число которых превысило 150 человек, были представители региональных и городских органов власти, банков, финансовых и лизинговых компаний, строительных организаций, заинтересованных в развитии муниципальных заимствований для осуществления крупных инфраструктурных проектов. В работе конференции также приняли участие иностранные эксперты, которые рассказали о законодательном регулировании и практике стран Центральной и Восточной Европы.
    Открывая конференцию, президент Института экономики города Н. Косарева отметила актуальность темы конференции в свете того, что до настоящего времени в России не найдены наиболее эффективные способы и механизмы привлечения долгосрочных и среднесрочных инвестиционных кредитных ресурсов в сферу муниципального развития. <На сегодняшний день уже совершенно очевидно, что дальнейшее развитие наших городов без освоения такой новой формы финансирования, как заемное финансирование, становится просто невозможным>, - подчеркнула Н. Косарева. Президент ИЭГ напомнила, что один из национальных приоритетов России - создание рынка доступного жилья. По ее словам, проблема привлечения муниципалитетами инвестиций для развития коммунальной инфрастуктуры является одной из основных в решении поставленной задачи в этой области. <Эта проблема становится важна не только сама по себе. Она начинает сдерживать другие направления муниципального экономического развития. Одним из основных препятствий на пути увеличения объемов жилищного строительства является необеспеченность земельных участков необходимой инфраструктурой и отсутствие источников финансирования для развития этой инфрастуктуры>, - сказала Н. Косарева и выразила надежду, что проводимая конференция даст серьезный результат, который в дальнейшем сможет быть использован в практической деятельности муниципалитетов.
    Институт экономики города давно разрабатывает тему развития муниципальных заимствований для финансирования городских инфраструктурных объектов, поскольку эти объекты представляют собой систему жизнеобеспечения населения и деятельности предприятий на территории города. К ним относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, внутригородская транспортная инфраструктура и прочие объекты, которые требуют привлечения достаточно больших объемов инвестиционных ресурсов, и по этой причине не могут быть профинансированы за счет текущих бюджетов.
    Президент ИЭГ предложила участникам конференции не только рассмотреть механизмы заемного финансирования в традиционном ракурсе заимствований в форме муниципальных ценных бумаг, но и расширить этот спектр до форм взаимодействия с банковским сектором через кредитование и создание механизмов взаимодействия бизнеса и муниципальных властей через партнерские инвестиционные проекты.
    Первая часть конференции была посвящена теме <Проблемы и возможности привлечения городами заимствований с целью ресурсного обеспечения бюджета развития>.
    С основным докладом <Влияние реформы местного самоуправления на способность городов привлекать заимствования> выступил директор направления <Муниципальные финансы и межбюджетные отношения> Института экономики города С. Никифоров, который отметил актуальность проблемы заемного финансирования муниципальных инвестиционных программ в свете предстоящей реформы местного самоуправления. Он подчеркнул, что возможность муниципальных образований по привлечению заемных средств во многом зависит от степени их финансовой самостоятельности. По его словам, рейтинг долговых ценных бумаг муниципального образования и возможность привлечения заемных средств будут тем выше, чем больше доходов поступает в бюджеты муниципальных образований из источников, закрепленных на постоянной или долгосрочной основе.
    В своем выступлении С. Никифоров привел оценку степени финансовой автономии муниципальных образований России и ряда зарубежных стран, осуществленную по методике Организации экономического сотрудничества и развития. Представленные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время Россия по степени финансовой самостоятельности опережает страны Прибалтики, однако существенно уступает таким странам, как Польша, Венгрия и др.: около 84% доходов поступает в муниципальные бюджеты из источников, закрепляемых за муниципальными образованиями на один финансовый год. Такое положение приводит к тому, что невозможно с необходимой достоверностью разработать перспективный финансовый план муниципального образования. По мнению С. Никифорова, ситуация изменится после осуществления реформы местного самоуправления.
    Однако большинство российских муниципалитетов еще долго не смогут привлекать инвестиционные ресурсы на открытом рынке. Увеличить объемы частных капиталовложений в муниципальные хозяйства могло бы создание специализированных финансовых организаций (агентств), которые смогли бы мобилизовать долгосрочные займы на рынке для финансирования инвестиционных проектов развития муниципальной инфраструктуры. Они будут осуществлять свою деятельность, выпуская долгосрочные облигации, не прибегая к правительственным гарантиям. Кредитный портфель финансового учреждения, диверсифицированный между многочисленными заемщиками - местными органами власти, станет надежным обеспечением выпускаемых облигаций.
    Доклад управляющего директора Департамента инвестиционно-банковских услуг РОСБАНКа М. Афонского был посвящен основным тенденциям развития рынка региональных и муниципальных облигаций.
    Затем выступил председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы С. Пахомов, который подробно остановился на вопросах информационной открытости эмитента региональных и муниципальных ценных бумаг как необходимом факторе организации и развития публичного заемного финансирования инвестиционных программ. В своей речи С. Пахомов привел несколько ярких примеров из личного опыта привлечения внешних заимствований для Москвы в 1997-1998 гг., которые вызвали у аудитории повышенный интерес.
    С докладом на тему <Как удешевить стоимость заимствований> выступил П. Соколов из ИК <Тройка Диалог>.
    Большой интерес у участников конференции вызвало выступление аналитического директора рейтингового агентства Standard & Poor's А. Новикова, который отметил, что за последние два года средний кредитный рейтинг российских регионов и муниципалитетов заметно вырос. По его мнению, основными причинами этого стали улучшение качества управления долгом и общий экономический рост в стране, а также снижение объема неисполненных обязательств и прекращение перекрестного субсидирования. Среди названных им причин, сдерживающих дальнейший рост кредитного рейтинга регионов и муниципалитетов, - низкие стабильность и предсказуемость доходов и расходов, недостаточная прозрачность, постоянные изменения расходных и доходных полномочий, низкий уровень финансовой автономии, а также чрезмерная нагрузка на региональные и муниципальные бюджеты в результате исполнения федеральных мандатов.
    Об опыте Германии в привлечении заемных средств для финансирования государственных инвестиционных проектов рассказал представитель Ассоциации немецких ипотечных банков Т. Лассен.
    В своем докладе Т. Лассен остановился на особом виде долговых обязательсв в Германии, называемых закладными листами, которые выпускаются на основе кредитов органов власти. Немецкие закладные листы составляют самую большую долю на рынке долговых обязательств в ЕС. Их объем уже превышает объем государственных бумаг Германии. Эмитируют такие закладные листы как частные банки, так и государственные и муниципальные, используя разные законы. При этом государственные банки кредитуют органы власти меньше, чем частные банки.
    Второе заседание конференции было полностью посвящено результатам проекта <Партнерство в сфере местного самоуправления (LGPP)>. Исследования финансировались совместно Британским агентством международного развития и Институтом открытого общества. Работа состоит из национальных докладов, отражающих состояние дел в России, Польше, Словакии, Румынии, Эстонии, Чехии, Венгрии. В состав международной группы экспертов входили специалисты ИЭГ.
    Авторы докладов рассказали об особенностях развития муниципальных заимствований в своих странах, поделились своими взглядами на проблему организации эффективного рынка муниципальных ценных бумаг. Были представлены следующие доклады:

  • <Заимствования местных органов власти в Центральной и Восточной Европе: выводы и рекомендации>, Pawel Swianiewicz (Польша);
  • <Законодательное регулирование местных заимствований>, Jaroslav Kling (Словакия);
  • <Кредиторская задолженность как барьер для развития рынка субфедеральных и муниципальных заимствований>, Alexandra David (Румыния);
  • <От льготных бюджетных ссуд к развитому рынку заимствований>, Agnieszka Kopanska (Польша);
  • <Работа местного органа власти в ситуации критической задолженности>, Annika Jaanso (Эстония);
  • <Законодательство о банкротстве муниципальных образований>, Gabor Balazs (Венгрия).
        Третье заседание конференции было посвящено теме <Цели создания и лучшая практика управления бюджетом развития, возможности применения инструментов проектного финансирования муниципальными образованиями>. Оно началось с доклада заместителя председателя Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга Э. Батанова, в котором были затронуты вопросы использования заимствований для финансирования инфраструктурных проектов.
        В. Ширяев, заместитель руководителя департамента финансов Правительства Москвы, в своем докладе коснулся вопросов формирования программы государственных заимствований города и ее исполнения, вызвав оживленную дискуссию.
        Директор направления <Городское хозяйство> фонда <Институт экономики города> С. Сиваев рассказал о путях и методах взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе городов.
        Он отметил, что инвестиционные потребности сектора огромны. Проблема заключается в том, что в существующей системе отношений инвестиции в этот сектор будут неэффективны. С. Сиваев подробно остановился на перспективах перехода от договоров аренды на концессионные соглашения в рамках взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе. Привлекая частный бизнес к управлению <коммуналкой> в рамках концессионных отношений для изменения ситуации можно задействовать три основных ресурса: институциональные реформы, увеличение эффективности менеджмента и инвестиции. Препятствием для привлечения частного бизнеса в коммунальный сектор служат: финансовые риски, отсутствие договорной практики и правовые проблемы.
        Начальник инвестиционного отдела Департамента экономики и инвестиций администрации г. Перми Ф. Швец поделился опытом разработки адресных инвестиционных программ и включения их в бюджет развития города.
        Ведущий эксперт направления <Муниципальные финансы и межбюджетные отношения фонда "Институт экономики города"> И. Мещеряков выступил с докладом об особенностях управления инвестиционно-заемной деятельностью городов и регионов.
        Конференция завершилась дискуссией, в ходе которой участники конференции подвели итоги ее работы и наметили пути организации дальнейшего взаимодействия с целью создания эффективного рынка заимствований на региональном и муниципальном уровнях и ресурсного обеспечения бюджетов развития.
        В настоящем сборнике проекта <Финансы городов и регионов> представлены основные доклады, сделанные на конференции на русском языке, в переработке и сокращении. С материалами презентаций можно познакомиться на сайте Института экономики города www.urbaneconomics.ru

  • © ЗАО "Группа РЦБ".