Момент истины для российских банков

Ю Алексей
Аналитик рынка долговых инструментов ИГ "Атон"
Кантарович Алекс

Вестин Питер

    В июле в российской банковской системе начались новые потрясения. Так, 6 июля стало известно, что Гута-Банк, занимающий 22-е место по размеру активов в России, не смог выполнить свои платежные обязательства. Эта история является продолжением проблем, которые впервые дали о себе знать в начале мая, когда была отозвана лицензия Содбизнесбанка. Вкладчики Альфа-банка тоже бросились закрывать счета, и в июне четвертый по величине банк лишился 100 млн долл., или 10% всех вкладов физических лиц. Хотя экономика в целом находится вне опасности и столкнется лишь с ограниченными последствиями из-за небольшой роли банковского сектора, возможные последствия для российских акций и облигаций могут иметь отрицательный характер.

КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

    В раздробленности банковской системы?
    В России слишком много банков, и значительная их часть отличается высоким риском банкротства, но способна работать в нынешних условиях, когда требование минимального размера собственного капитала составляет лишь 1 млн долл. (1,2 млн долл.). Более того, собственные средства около 400 кредитных организаций ниже 1 млн долл., т. е. они не выполняют даже текущее мизерное требование минимального размера капитала.

    ...а также в нерешительности Центрального банка
    За последние 10 лет ЦБР мало сделал в области реформирования финансового сектора. В то же время в своем недавнем выступлении на заседании Госдумы РФ глава ЦБР Сергей Игнатьев заявил, что в ответ на нынешний кризис размер ставки отчислений в фонд обязательного резервирования снижен с 7 до 3,5% с целью высвобождения ликвидности. По нашему мнению, такой шаг вряд ли можно считать серьезным решением, поскольку он поощряет рисковое кредитование.

ПРОГНОЗ ПО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ:

    крупные банки выживут, однако многие малые и средние банки пойдут на дно
    Мы считаем, что крупнейшие российские банки, включая Альфа-банк, переживут текущий кризис благодаря вмешательству Правительства и основных акционеров, которые не допустят крупного системного краха. Однако менее крупные банки, у которых нет состоятельных акционеров и доступа к рынку межбанковских кредитов, вероятнее всего, разорятся в течение ближайших нескольких недель или месяцев. По нашим оценкам, в первом полугодии текущего года чистый отток капитала из банков (перевод денег за пределы России) составил 6,8 млрд долл., что подтверждает вероятность новой волны банкротств финансовых учреждений.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ

    Будут, скорее всего, ограниченными...
    Банковский сектор России остается относительно небольшим: заимствования частного сектора составляют 20% ВВП по сравнению примерно с 50% в более развитых странах с переходной экономикой, поэтому влияние дефицита кредитов будет не слишком тяжелым. По нашим оценкам, при самом худшем сценарии прямые потери от безнадежных ссуд не превысят 1,3% ВВП. Однако замедление темпов роста кредитов скажется на росте ВВП в среднесрочной перспективе, и если ЦБР придется предоставлять банкам стабилизационные кредиты, властям будет труднее удержать инфляцию на расчетном уровне, установленном правительством.
    ?однако отрицательное влияние на акции и облигации может быть достаточно существенным
    Во-первых, давление на облигации банковского сектора не ослабеет. Не исключено, что пострадают корпоративные облигации (рублевые и еврооблигации), так как банки могут перевести средства в более ликвидные ГКО/ОФЗ (их можно использовать в качестве обеспечения для получения рефинансирования от ЦБР). Во-вторых, банки, скорее всего, уменьшат свою долю вложений в акции, которые в настоящее время составляют в совокупности 2,5-3 млрд долл., что будет служить источником давления на российские ценные бумаги. Более того, в результате эскалации кризиса агентства S&P и Fitch могут отложить принятие решения о повышении российского рейтинга до инвестиционного уровня. Все это отрицательно скажется на отношении инвесторов к российскому рынку.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА БАНКОВСКОЙ ЛИКВИДНОСТИ

    Источником большей части упомянутых выше проблем стала высокая степень фрагментации российской банковской системы. Ни для кого не секрет, что в России слишком много банков, многие из которых имеют незначительный объем активов и обслуживают ограниченный круг клиентов, нередко владельцев самого банка (так называемые <карманные банки>). Принимая во внимание, что такие банки чаще всего несут высокий риск банкротства, власти установили новое требование для банков, согласно которому к 2007 г. минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 5 млн евро (6,1 млн долл.), хотя до сих пор неясно, насколько выполнимо такое требование для большинства банков. На сегодня всего около 350 кредитно-финансовых организаций отвечают данному критерию.
    За последнее десятилетие Банк России разработал множество вариантов реформирования сектора, но практически ничего не сделал для осуществления самой реформы. Кроме того, деятельность Центрального банка связана с серьезным конфликтом интересов, так как он является не только надзирающим и регулирующим органом банковского сектора, но и мажоритарным акционером Сбербанка. Мы считаем, что Центральный банк мог бы уже давно разобраться с банками, имеющими недостаточную капитализацию, не доводя ситуацию до очередного кризиса и не допуская подрыва доверия к российской банковской системе, репутация которой и без того была неблестящей.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

    У россиян есть все основания не доверять банкам, и последние сообщения о трудностях банковской системы вызвали вполне предсказуемую реакцию. В России помнят кризис 1998 г., когда были уничтожены сбережения зарождающегося среднего класса, или два предыдущих финансовых кризиса 1990-х годов, которые имели сходные последствия. В результате любые слухи о проблемах банков ведут к ажиотажному закрытию счетов, и в сложившейся обстановке многие малые банки и банки с недостаточным капиталом, вероятнее всего, обанкротятся, нарушив устоявшиеся было тенденции сбережения и потребления. Уровень инвестиций вряд ли значительно изменится, поскольку лишь 4% инвестиций в основные средства компаний финансируется за счет банковских кредитов.
    Большее значение имеет проблема бегства капитала. Недавно Центральный банк объявил, что за первое полугодие 2004 г. из страны было вывезено 5,6 млрд долл., и при более пристальном анализе выясняется, что большая часть вывезенных из России капиталов была экспортирована банками. В случае усугубления банковского кризиса данная тенденция, вероятнее всего, сохранится или даже усилится. Бегство капиталов может также привести к понижению курса рубля.
    При этом следует отметить, что новый банковский кризис имеет и положительный аспект. Если ЦБР сможет выдержать волевой подход к ситуации, <прореживание> сектора, в результате которого будут ликвидированы наиболее слабые банки, может привести к улучшению состояния банковской системы в долгосрочной перспективе, а это, в свою очередь, обеспечит предпосылки для дальнейшего устойчивого экономического роста.
    В настоящее время воздействие даже широкомасштабного банковского кризиса на экономику в целом будет относительно небольшим по сравнению с другими странами. Кредиты, предоставленные частному сектору российским банковским сектором, составляют в общей сложности 20%, а согласно балансовому отчету Сбербанка невозвратные ссуды составляют примерно 5% объема кредитования. Предположим, что данный показатель занижен вдвое, т. е. фактически 10% кредитов потеряно безвозвратно, и новый кризис не коснется Сбербанка. Даже при самом худшем варианте развития событий максимальная сумма таких кредитов составит 1,3% ВВП. Для сравнения: банковский кризис в Швеции в начале 1990-х годов обошелся стране в 12% ВВП.
    Встревоженный негативным развитием дел в банковском секторе, Банк России предпринял несколько шагов. Во-первых, ЦБ РФ снизил ставку отчислений в фонд обязательного резервирования с 7 до 3,5%, стремясь поднять ликвидность. Хотя в краткосрочной перспективе этот шаг может оказаться положительным, мы полагаем, что данная мера должна быть введена на ограниченный период времени и распространяться только на <здоровые> банки. Учитывая, что регулирование банковского сектора оставляет желать лучшего, а многие банки ведут чрезмерно рискованные операции с узким кругом клиентов, сокращение обязательного резерва может позволить банкам выделять больше денег на кредиты и инвестиции в не слишком надежные предприятия.
    Во-вторых, ЦБ РФ предлагает включать в систему гарантирования вкладов все российские банки, принимающие депозиты от частных лиц. Эта мера направлена на предотвращение массового оттока частных вкладчиков. Однако в будущем эта система должна быть заменена на более совершенную систему страхования вкладов. Банки с неадекватной капитализацией и сомнительной надежностью должны быть отстранены от участия в этой системе, что в основном будет вынуждать их прекращать существование.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТАКТИКА РАБОТАЛА?

    Длинные очереди перед банкоматами стали тревожным сигналом и быстрое принятие правительством антикризисных мер - типа снижения требований по резервированию и всеобъемлющая схема гарантии по вкладам - помогло ослабить обвал ликвидности и остановить бегство частных клиентов из банков.

    ...но авгиевы конюшни банковского сектора все еще нуждаются в чистке
    Кризис преодолен, но структурный дефицит российской банковской системы не побежден. После десятилетия сидения на собственных руках Центральному банку приходится бороться с высокой фрагментацией сектора, недостаточной капитализацией и низкой надежностью. Если этого не делать, недавние события будут повторяться. Премьер-министр Михаил Фрадков сказал, что <важнейшим элементом государственной политики по отношению к кредитным организациям станет стимулирование их укрупнения путем добровольного объединения и слияния>. Намерения правительства кажутся правильными, однако, существует ли политическое желание, чтобы перестроить умирающую банковскую систему России, пока непонятно.

ВЛИЯНИЕ НА РЫНКИ

    Распродажа банками акций и облигаций, отчаянно пытавшимися восполнить нехватку ликвидности, теперь прекратилась. Однако мы ожидаем более широкого корпоративного риска по облигациям. Кроме того, новые долговые эмиссии банками вряд ли найдут спрос в ближайшем будущем. В то же самое время, паника, вероятно, будет большим преимуществом для Сбербанка. И еще - банковские потрясения напомнили об институциональной слабости России и должны укрепить взгляд рейтинговых агентств S&P и Fitch, что обновление суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня преждевременно на данном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    При условии умелых действий регулирующих органов новый кризис банковской системы может стать превосходной возможностью очистить банковский сектор от балласта - финансовых учреждений, деятельность которых не отвечает общепринятым нормам. В то же время, принимая во внимание скептическое отношение населения к российским банкам и их ограниченное влияние на реальный сектор, последствия кризиса для экономики в целом, скорее всего, будут не слишком значительными.

© ЗАО "Группа РЦБ".