Интернет-трейдинг с мобильных устройств - каприз моды или начало нового этапа?

Коротких Сергей
Заместитель директора Технического центра ММВБ

    В начале 1996 г. американские компании E*Trade и Ameritrade положили начало Интернет-трейдингу на фондовом рынке, соединив бизнес <дисконтного брокера> с возможностями доступа к рынкам, предоставляемыми Интернетом. Интернет-трейдингу на российском фондовом рынке в конце 2004 г. исполнится 5 лет.

БУМ ПОРОДИЛ БУМ

    За 8 лет Интернет-трейдинг серьезно изменил <лицо> финансовых рынков, сделал их более <прозрачными> и доступными для большого количества инвесторов - клиентов Интернет-брокеров, дал им возможность стать непосредственными участниками рынка, не выходя из своего офиса или дома. И это определило то чрезвычайно большое значение, которое имеет в настоящий момент Интернет-трейдинг для финансовых рынков. Как в мире, так - возможно даже в большей мере - и в России. На ведущей фондовой бирже России - ММВБ - доля брокерских компаний и банков, предоставляющих своим клиентам услуги Интернет-трейдинга (а таких уже почти 250 и число их постоянно растет), составляет в настоящее время около 60% по обороту и около 90% по количеству заключенных сделок.
    Интернет-трейдинг появился и развивался на базе роста доступности и популярности Интернета. Именно такая черта Интернета, как возможность доступа к услугам, предоставляемым Всемирной сетью, из любой точки земного шара, где имеется хотя бы канал телефонной связи, модем и компьютер (компьютер может быть и переносным, а модем - встроенным в компьютер), и предопределила успех Интернет-услуг вообще и Интернет-трейдинга в частности. Можно сказать, что Интернет-бум середины 1990-х годов породил бум Интернет-трейдинга конца прошлого-начала нынешнего веков. В результате прорыва в области информационных технологий появилась возможность, которая побудила брокеров изменить бизнес-модель обслуживания клиентов.
    Но развитие информационных и телекоммуникационных технологий не остановилось. В последние годы столь же бурно, как в свое время Интернет, развивается мобильная связь, которая, в частности, используется и для предоставления услуг доступа к Интернету. Иными словами, рождается <мобильный Интернет>. С другой стороны, наблюдается явная тенденция к росту популярности мобильных вычислительных устройств (карманных компьютеров, которые могут подключаться к сотовым телефонам, и так называемых <смартфонов> - устройств, сочетающих в себе возможности сотового телефона и карманного компьютера). Это дает возможность создавать клиентские рабочие места систем Интернет-трейдинга, работающих на базе мобильных вычислительных устройств.

ПРОБА ПЕРА

    Разработчики систем Интернет-трейдинга не могли упустить шанс расширить функциональные возможности своих систем, и рабочие места Интернет-трейдинга для мобильных устройств появились. Одним из наиболее совершенных клиентских программных средств такого типа является PocketQUIK - версия рабочего места информационно-торговой системы QUIK для карманных персональных компьютеров, разработанная специалистами компании <СМВБ - Информационные технологии> - поставщика системы QUIK. Общий вид этой программы, установленной на карманном компьютере, и вид отдельных экранов приведены на рис. 1-7.
    Рабочее место системы Интернет-трейдинга, рассчитанное для применения на карманных компьютерах, предоставляет все базовые возможности для проведения операций на фондовом рынке.
    Какими же могут быть последствия появления таких рабочих мест? Не ждет ли нас в дальнейшем новое явление - назовем его <мобильный Интернет-трейдинг>? И какими могут быть его основные черты?

МОБИЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО

    <Мобильные> клиенты Интернет-трейдинга еще больше расширят его доступность, позволят совершать операции уже не только из офиса, дома или номера гостиницы, как в настоящее время, но и во время поездок на транспорте, на прогулке - вообще из любого места и в любых обстоятельствах, где будет доступна мобильная связь. Соответственно, можно ожидать, что клиенты <мобильного Интернет-трейдинга> будут в течение более длительного времени подключены к рынку, что повысит их активность. Популярность <мобильного Интернет-трейдинга> может оказаться даже более высокой, чем <обычного> Интернет-трейдинга, особенно если это станет рассматриваться как элемент престижа (что весьма вероятно).
    С другой стороны, размер мобильных устройств позволяет отображать одновременно весьма ограниченный объем информации, которого может оказаться недостаточно для принятия инвестиционных решений. Особенно если речь идет о достаточно ликвидном рынке с большим количеством активно торгуемых инструментов (будем надеяться, что российский фондовый рынок в ближайшем будущем придет к такому состоянию). Это хорошо видно, если сравнить приведенные выше иллюстрации <мобильного рабочего места> с общим видом стандартного рабочего места той же системы QUIK (рис. 8).
    Из такого сравнения ясно, что <мобильный> клиент более удобен для торговли по различного рода интегрированным показателям (желательная доходность портфеля ценных бумаг, желательный состав портфеля и т. д.), т. е. для проведения операций типа управления средствами, характерных для стиля обслуживания клиентов <классическими> брокерами. Общее состояние дел в области информационных технологий в настоящее время вполне позволяет системам электронной обработки данных автоматически просчитывать и выполнять конкретные операции на рынке, которые дают возможность управлять клиентским портфелем в соответствии с заданными интегральными характеристиками и текущим положением на рынке. Для этого существуют проработанные модели и необходимые для реализации этих моделей вычислительные ресурсы. Распространение <мобильного Интернет-трейдинга> может побудить брокеров вновь изменить бизнес-модель своей деятельности, вернувшись к модели <классического брокера>, но уже на качественно ином технологическом уровне.
    Особенно привлекательным может оказаться <мобильное> управление средствами на фондовом рынке в сочетании с услугами <мобильного Интернет-банкинга>. В таком случае клиент получит полный пакет услуг по управлению средствами с мобильного устройства.
    Как будет развиваться в дальнейшем <мобильный Интернет-трейдинг>? Станет ли он столь же популярным, как Интернет-трейдинг? Послужит ли распространение <мобильного Интернет-трейдинга> очередным толчком для изменения бизнес-модели брокерами? Или он станет некоей данью моде, престижной игрушкой? На это может ответить только время.

© ЗАО "Группа РЦБ".