Все идет по плану

-

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

    Одним из важнейших индикаторов привлекательности субъектов Российской Федерации для инвесторов является состояние их инвестиционного климата, в том числе сравнительные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски.
    Согласно оценке рейтингового агентства <Эксперт> Чувашия входит в категорию 3В1 (<средний класс>) - регион с умеренным риском и пониженным потенциалом. Инвестиционный рейтинг республики колеблется в пределах 45-50-го места по потенциалу и 15-20-го- по риску. В 2003 г. республике удалось подняться на более высокую ступень по социальному риску - с 52-го на 48-е место, криминальному риску - с 10-го на 6-е, экологическому риску - с 9-го на 5-е. Эта динамика отражает реальное движение вперед. По инфраструктурному потенциалу Чувашия прочно удерживается в первой двадцатке рейтинга.
    Важным фактором улучшения инвестиционного климата в республике явились Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 г., представленная в послании Президента ЧР Государственному совету Чувашской Республики 2003 г., и Комплексная программа экономического и социального развития республики на 2003-2010 гг., утвержденная Указом Президента ЧР № 61 от 25 июня 2003 г. и Законом Чувашской Республики № 39 от 25 ноября 2003 г.
    Кроме того, привлечению инвестиционных ресурсов в экономику территории и укреплению позитивного имиджа республики в международном сообществе способствуют проводимые крупномасштабные мероприятия. Так, 16-17 сентября 2003 г. в Чебоксарах прошла международная конференция <Инвестиционный потенциал Чувашской Республики>, в которой приняли участие представители крупного бизнеса, деловых кругов Российской Федерации и зарубежных стран, международных финансовых институтов, инвестиционных и венчурных фондов, экономических организаций при правительствах европейских стран.
    10-11 июня 2004 г. в Чебоксарах состоялся Приволжский инвестиционный форум <Привлечение инвестиций в экономику региона: проблемы и перспективы>, в ходе которого был обсужден широкий круг вопросов, связанных с привлечением инвестиционных ресурсов в экономику регионов, развитием новых форм привлечения капитала (инструментов рынка ипотеки, фондового рынка, корпоративного управления и т. д.).
    Высокая оценка мерам, принимаемым Правительством Чувашской Республики в регулировании инвестиционного процесса, была присуждена рейтинговым агентством <Интерфакс> совместно с Moody's. Агентства подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг Чувашской Республики по национальной шкале на уровне Ваa1 (rus), краткосрочный кредитный рейтинг - на уровне RUS-2.

ДОЛГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

    В 2004 г. Чувашская Республика выпустила облигации республиканского займа с переменным купонным доходом в объеме 500 млн руб. сроком на 3 года. 10 марта этого года Министерство финансов Российской Федерации зарегистрировало условия эмиссии и обращения указанных ценных бумаг. 14 апреля 2004 г. на ММВБ состоялось размещение облигаций. Выпуск был размещен в полном объеме. Вырученные от продажи ценных бумаг средства направлены в основном на реализацию крупномасштабных проектов по развитию общественной инфраструктуры - газификацию, строительство дорог и т. д.
    Впервые на биржевой рынок субфедеральных ценных бумаг Чувашская Республика вышла в 2003 г.: были размещены облигации на 285 млн руб. сроком обращения 2 года.
    Уполномоченным агентом по работе с ценными бумагами в 2004 г., как и в прошлом году, выступил АКБ <РОСБАНК>. Представители банка отметили, что значительным преимуществом республики по сравнению с другими регионами является низкая задолженность по кредитам - всего 110 млн руб. на 1 марта 2004 г. (на 1 января и 1 февраля задолженность перед банками отсутствовала). Хотя на протяжении 2003 г. Чувашская республика неоднократно прибегала к банковским кредитам, но на фоне остальных эмитентов ежемесячная динамика их привлечения и погашения выглядит значительно управляемой.
    Расходы на обслуживание долга в общих доходах Чувашии следующие: в 2003 г. долговые расходы составили всего 0,7% всех расходов, что вдвое ниже среднего уровня по всем регионам-эмитентам. Несмотря на сложное финансовое положение в 1998-2000 гг., республика была одним из 7 регионов, полностью выполнивших свои обязательства по <аграрным> облигациям.
    В 2005 г. Чувашская Республика планирует укрепить свои позиции на рынке ценных бумаг и выступить активным заемщиком. В настоящее время планируется выпустить облигационный заем на сумму 700 млн руб.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

    Одной из основных задач региональной инвестиционной политики является создание условий для формирования различных структур, ориентированных на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности. Проводится активная работа по привлечению новых игроков на финансовый рынок республики - банков, страховых, лизинговых, инвестиционных компаний, негосударственных пенсионных фондов.
    В настоящее время подписаны соглашения о сотрудничестве с ОАО <Волжская Инвестиционная Компания>, ОАО <Всероссийский банк развития регионов>, ОАО Банк <Петрокоммерц>, АК <Газпромбанк>, АК <Московский муниципальный банк - Банк Москвы> (ОАО), ОАО <Российский сельскохозяйственный банк>.
    Наряду с Чувашским отделением Сбербанка Российской Федерации в республике функционируют 10 филиалов банков, из которых 3 представляют крупнейшие банки России. Самостоятельный банковский сектор в течение 3 последних лет представлен 5 коммерческими банками (для сравнения: в 14 субъектах Российской Федерации число местных банков не превышает 2, а в 8 регионах они отсутствуют). Совокупный объем собственных средств (капитала) кредитных организаций за истекший год увеличился на 18%.
    В условиях расширения ресурсной базы банки активизировали кредитные операции, темпы роста которых значительно опережали динамику инфляции и производства товаров и услуг. Кредитные вложения в республике за 2003 г. возросли в 1,6 раза (за 2002 г. - в 1,8 раза) и достигли к 1 января 2004 г. 7,2 млрд руб. Основная часть кредитных вложений (около 80%) направляется банками в реальный сектор экономики.
    Новым направлением в развитии банковской деятельности является участие банков в ипотечном жилищном кредитовании населения. С начала действия Программы уполномоченным банком - АКБ <Чувашкредитпромбанк> - за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики выданы ипотечные кредиты 2430 заемщикам на сумму 245 млн руб.
    Около 40% инвестиций, направляемых на развитие производства, приходится на собственные средства предприятий. Признанный лидер этого процесса - акционерное общество <Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "Элара">, чей объем инвестиций в основной капитал в 2003 г. составил более 500 млн руб. Также значительные инвестиционные вложения в основной капитал осуществлялись акционерными обществами: <Промтрактор> -объем инвестиций составил более 200 млн руб.; <Чебоксарский агрегатный завод> - более 100 млн руб.
    В обстановке ограниченности бюджетных средств республика прибегает к привлечению внешних источников, одним из которых являются иностранные инвестиции.
    По состоянию на 1 апреля 2004 г. накоплено иностранных инвестиций на 56,9 млн долл. Иностранные инвестиции направляются на предприятия пищевой промышленности (51,6% от долларовой части), промышленности строительных материалов (31,8 %), связи (7,4 %), науки и научного обслуживания (5%). Объем рублевых капиталовложений сосредоточен в основном на предприятиях легкой промышленности (76,9%), промышленности строительных материалов (14,2%), деревообрабатывающей промышленности (2,9%), машиностроения (2,7%) и химической промышленности (2,5%).
    Также в 2003 г. подписан договор с Венгерской консалтинговой инвестиционной компанией на строительство жилых домов. В результате достигнутых договоренностей на финансирование строительства жилых домов в республику поступит около 20 млн евро.
    Конкурируя с 50 регионами России, республика включена в 8 проектов мировых финансовых институтов по реформированию системы здравоохранения (объем инвестиций - 10 млн долл. ), выиграла в 6 крупнейших конкурсах по развитию системы образования с привлечением 23 млн долл. Также Чувашия участвует в выполнении <пилотного> для России проекта по реформированию системы управления финансами. Сумма полученного гранта - 7,3 млн долл. - уже направлена на социальные проекты, в том числе на охрану материнства и детства, энергосберегающие технологии для больниц, школ и других социальных объектов, на информатизацию. Эффективность таких инвестиций оценивается в 826 млн руб., или почти 1/10 часть объема бюджета республики.

ПРОГРАММА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Для того чтобы обеспечить последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения, а также участие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования, в ноябре 2003 г. были подписаны соглашения о взаимном сотрудничестве между кабинетом министров Чувашской Республики и ОАО <Банк Петрокоммерц> (УК ЗАО <Металлинвесттраст>), ОАО <Всероссийский банк развития регионов> (УК ООО <Портфельные инвестиции>), акционерным коммерческим <Московским муниципальным банком - Банком Москвы> (ОАО) (УК ООО <Пенсионный резерв>).
    ОАО <Всероссийский банк развития регионов> имеет на территории Чувашской Республики дочерние инвестиционные и лизинговые структуры, такие как ООО <Инвесттехнологии> и ЛК <Медведь>. Данные соглашения регулируют договоренность о реинвестировании банками средств пенсионных накоплений в экономику Чувашской Республики (в случае выбора гражданами республики их управляющих компаний для размещения своих пенсионных накоплений).
    В 2003 г. Чувашская Республика вышла на биржевой рынок субфедеральных ценных бумаг и разместила облигации на сумму 285 млн руб. В результате облигации были выкуплены одним из крупнейших российских банков - активным участником системы негосударственного пенсионного обеспечения.
    С целью реинвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги Чувашской Республики, экономику республики и другие активы, разрешенные законом Российской Федерации № 111-ФЗ от 24 июля 2002 г. <Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации> начата работа по развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения на территории Чувашской Республики, которая будет продолжена с участием негосударственных управляющих компаний, заинтересованных банков и работодателей.

ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Стратегическими приоритетами экономического развития Чувашской Республики определены: промышленная и инновационная политика, развитие агропромышленного комплекса.
    Наибольшие темпы роста в ближайшей перспективе будет демонстрировать промышленное производство. В 2007 г. ожидается его увеличение по сравнению с 2003 г. на 39,5-52,5%, при ежегодном приросте на 8,6-13,6%. Объем выпуска продукции в действующих ценах составит 79,6-86,5 млрд руб.
    По прогнозам, существенный вклад в увеличение объемов производства внесут такие инвестиционные проекты, как:

  • создание нового типоразмерного ряда промышленных тракторов по единой комплексной инновационной схеме в ОАО <Промтрактор>;
  • расширение серийного производства силовых модулей в ОАО <Контур> в рамках реализации Федеральных целевых программ <Национальная технологическая база> и <Макроэлектронные технологии>;
  • освоение производства современной электротехнической продукции - высоковольтных комплектных устройств и изделий низковольтной аппаратуры в ОАО <Чебоксарский электроаппаратный завод>;
  • производство жидких и гранулированных форм гербицидов на основе сульфонилмочевины в ОАО <Вурнарский завод смесевых препаратов> и другие.     В 2007 г. прогнозируется увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 19,9-30,7% по сравнению с 2003 г. (при ежегодных темпах роста 106,6-107,5%). Планируется увеличить площади под перспективными высокоурожайными сортами зерновых культур с разными сроками созревания; их удельный вес составит 60,0% в общем объеме посевных площадей.
        Основной и наиболее действенный источник экономического роста - инвестиции. В республике последовательно осуществляются меры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата и мобилизацию имеющихся инвестиционных ресурсов. Наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала внесли продукты, накопленные в результате многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная обеспеченность территории, производственный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.
        Принимаемые меры, а также увеличение реальных доходов населения в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий позволяют прогнозировать рост инвестиций в реальный сектор экономики. Расчеты показывают, что в 2005-2007 гг. инвестиции будут увеличиваться темпами по 13,5-17% в год. Предполагается, что наибольшими темпами будут увеличиваться капитальные вложения в строительство (17-20% в год), промышленность (14-19,5%), транспорт (12,7-20,2%).
        Важным направлением промышленной политики является ускоренное развитие общественной инфраструктуры.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".