Государственные унитарные предприятия: организация выпуска рублевых облигаций

Фроловский Игорь

Ручкин Денис

    Унитарные предприятия прочно занимают нишу в экономической структуре государства, обеспечивая ее потребности в наиболее значимых отраслях промышленности (работ, услуг), которые нередко имеют стратегический и национальный характер.
    За последние два года ГУПы достаточно активно работают на хозяйственном поприще российской экономики. Некоторые предприятия, например ФГУП <РСК МиГ>, и целый ряд других крупных ГУПов активно работают как внутри России, так и за ее пределами.
    Государство пока индифферентно относится к своим хозяйствующим субъектам и до настоящего момента в полном объеме не создало предпосылок для того, чтобы ГУПы могли активно работать на рынке облигационных заимствований. Хорошо известно, что большинство ГУПов активно кредитуются в банках, и это является, наверное, основным способом привлечения дополнительных денежных ресурсов. Тем не менее некоторые ГУПы уже вышли на рынок публичных заимствований через выпуск векселей. Все это говорит о том, что ситуация назрела и созданы объективные предпосылки для того, чтобы ГУПы могли цивилизованно, точно так же, как и корпоративные предприятия и субъекты Федерации, выходить на рынок <длинных> и дешевых заимствований.
    Поддержание высокой конкурентоспособности государственных и муниципальных унитарных предприятий требует развития новых технологий и, как следствие, значительных капитальных вложений.
    Практика последних лет показала, что облигационный заем - самый дешевый способ заимствования.
    Выпуск облигаций позволит ГУПу более эффективно по сравнению с другими способами заимствования (банковским кредитованием) обеспечить финансирование своей отрасли в необходимом объеме и на определенный период времени.
    В настоящий момент существуют прецеденты выхода некоторых ГУПов (МиГ, Росспиртпром) на рынок публичных заимствований - через выпуск векселей - в целях привлечения дешевых средств и создания публичной кредитной истории. Кроме того, ФГУП <РСК МиГ> выпускает облигационный заем с использованием модели SPV (эмитент - ООО <МиГ-Финанс> под обеспечение ФГУП <РСК МиГ>).
    При текущей экономической ситуации в стране, росте производства существует реальная потребность многих унитарных предприятий в привлечении дополнительного финансирования для своего успешного развития.
    Сегодня ряд унитарных предприятий выразили готовность выйти на публичный рынок заимствований, для того чтобы организовать централизованное финансирование своей хозяйственной деятельности через выпуск облигаций и завоевать имидж надежного заемщика.
    Выпуск облигаций унитарными предприятиями неизбежно приведет к развитию и становлению нового сегмента рынка долгового капитала.
    До настоящего момента прецедентов, связанных с выпуском облигаций ГУПами, не было. В июне планируются к размещению два выпуска облигаций, но, к сожалению, другой модели - с использованием SPV. Это является неким укором государству в том, что оно не заботится должным образом о своих хозяйствующих субъектах, с опозданием (в законотворческом аспекте) реагируя на возникающие у них проблемы, несвоевременно обеспечивая защиту их интересов. Так, анонсировано, что в июне на рынок выходит ОАО <Салют-Энергия> - <дочка> федерального ГУПа <Салют>.
    Рассмотрим, могут ли с юридической точки зрения ГУПы выпускать облигации. Бюджетный кодекс говорит о том, что ГУПы могут выпускать облигационные заимствования, и Министерство финансов РФ проводит регистрацию таких заимствований.
    В отличие от ранее действовавших нормативно-правовых актов, действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществить выпуск облигаций ГУПом:

  • Министерство финансов РФ на основании ст. 165 Бюджетного кодекса РФ регистрирует эмиссии займов государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий. Кроме того, Распоряжением ФКЦБ России № 1117-Р от 15 ноября 2001 г. (в редакции № 03-547/р от 25 марта 2003 г.) на Министерство финансов РФ возложена функция по регистрации выпусков ценных бумаг государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
  • Право государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществлять заимствования путем размещения облигаций закреплено ФЗ № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. <О государственных и муниципальных унитарных предприятиях> (далее - Закон № 161-ФЗ). Статья 24 Закона № 161-ФЗ устанавливает, что унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств, при этом порядок осуществления заимствований определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
        Таким образом, нормативной базой определено, что, для того чтобы выйти на рынок заимствований, во-первых, должен быть одобрен порядок заимствований, во-вторых, ГУП, выступая эмитентом облигаций, должен согласовать с собственником своего имущества объем и цели заимствования. Соответственно, для федеральных ГУПов такой порядок устанавливает Правительство РФ. По ГУПам, где собственники - субъекты Федерации, достаточно одобрения собственника, т. е. субъекта Федерации.
        С практической точки зрения быстрее и эффективнее, если субъекты Федерации по своей инициативе будут принимать соответствующие документы. Мы достаточно активно занимались последние полтора года данным вопросом. После того как в октябре прошлого года ФКЦБ России выпустила ряд нормативных документов, с технической точки зрения любой ГУП может готовить свои эмиссионные документы по стандартам, аналогичным для корпоративных эмитентов. Разница заключается в необходимости получения разрешения собственника.
        Проанализировав все документы, мы пришли к выводу, что действующей нормативной базы достаточно для выпуска облигаций. На наш официальный запрос в Минфин России министерство в апреле текущего года дало положительный ответ о том, что ГУПы субъектов Федерации могут выпускать облигации, если они соответствуют требованиям действующего законодательства и существуют базовые разрешения от собственника, касающиеся порядка, объема и целей заимствования.
        В своем Письме ОАО <Банк Москвы> от апреля 2004 г. Минфин России сообщает, что рассматривает эмиссионные документы ГУПа (собственник - субъект РФ) для выпуска облигаций, подготовленные в соответствии со Стандартами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими эмиссию облигаций, и осуществляет государственную регистрацию выпуска облигаций ГУПа (собственник - субъект РФ) с присвоением выпуску государственного регистрационного номера при следующих условиях:
  • принять соответствующим органом государственной власти субъекта РФ порядок осуществления ГУПами заимствований (через размещение облигаций);
  • согласовать ГУПам с собственником их имущества (субъект РФ) объем и направления использования привлекаемых средств.
        В настоящий момент порядок осуществления заимствования Правительством РФ относительно ФГУП не определен. Это создает препятствие для выхода на рынок долгового капитала, тем самым лишая крупнейшие федеральные государственные унитарные предприятия возможности от своего имени привлекать долгосрочное, дешевое финансирование для своего развития и создавать кредитную историю, которую добились за короткий период времени многие корпоративные эмитенты, вышедшие на рынок облигаций.
        К сожалению, ГУПы, с которыми ведется работа, мы не можем назвать, но, возможно, в течение лета несколько крупных ГУПов, где собственники - субъекты Федерации, выйдут на рынок заимствований.
        Другой вопрос заключается в том, какова будет доходность подобных бумаг на рынке. В настоящий момент можно с уверенностью говорить, что субъекту Федерации и его ГУПам можно готовить эмиссионные документы, соответствующие решения собственника и пытаться штурмовать рынок. А инвесторам готовить средства для будущих инвестиций!

  • © ЗАО "Группа РЦБ".