Наличие эффективной общенациональной дорожной сети, если она к тому же, управляется на основе критериев, гарантирующих предоставление услуг высокого качества, может способствовать быстрому экономическому, торговому и социальному развитию страны.
    Однако у пользователей автомобильными дорогами появилась необходимость в реализации проектов, которые не могли быть профинансированы в рамках существующих программ, так как потребность в денежных средствах на развитие и содержание дорожной сети стала превышать денежные поступления из традиционных источников, формируемых на основе налогооб-ложения. Возникла острая потребность в нахождении альтернативных источников финансирования дорожных работ, в первую очередь на важнейших транзитных маршрутах. Одним из таких источников является финансирование за счет взимания платы за проезд.
Финансирование за счет взимания платы за проезд в США стало одним из элементов национальной политики еще в конце XIX в. Однако лишь в конце 50-х и начале 60-х годов XX столетия этот источник финансирования приобрел весомую роль не только в США, но и во многих зарубежных странах, включая Францию, Италию, Испанию, Австрию, Португалию, Норвегию, Канаду и Японию. В последнее десятилетие многие развивающиеся страны стали уделять серьезное внимание строительству платных дорог, обеспечивающих существенную финансовую помощь их правительствам в развитии и содержании национальной дорожной сети. В Венгрии, Индонезии, ЮАР и Испании доля платных дорог, как государственных, так и частных, составляет до 10% в протяженности основной дорожной сети; в Италии, Японии, Малайзии и Мексике - до 15%; в Республике Корея, Аргентине и Франции - до 30%. В ЮАР, Бразилии, Малайзии, Венгрии, Испании и Италии все платные автомобильные дороги являются частными, в то время как в Японии они принадлежат государству. В других странах имеется сочетание как государственная, так и частная собственность платных автомобильных дорог. В целом в ведении созданной Европейской ассоциации платных автомобильных дорог (SECAP) находится 12139 км автомагистралей (или почти 30% общей протяженности автомагистралей в 26 европейских странах), а также 1826 км строящихся дорог. В 1989 г. по платным дорогам, находящимся в эксплуатации, совершено 110000 млн автомобиле-километров. |
    К основным преимуществам использования платных дорог можно отнести:
    Как правило, для создания платных автомобильных дорог привлекаются или организуются вновь акционерные общества, выполняющие проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по соглашению с соответствующими органами государственного управления. В состав учредителей таких акционерных обществ обычно входят государственные, территориальные, а также муниципальные администрации, которые нередко располагают контрольным пакетом акций. Это позволяет государству не только оказывать финансовую помощь платной дороге, но и осуществлять эффективный контроль за ее деятельностью.
    Наиболее распространенным типом организации управления платной дорогой является модель концессионного соглашения, в соответствии с которой государственный орган управления передает частной компании (концессионерам) автомобильную дорогу, мостовой переход, путепровод или тоннель в долгосрочную концессию (обычно на 20-50 лет), после чего объект возвращается государству или концессия продлевается. Концессионеры принимают на себя проектирование, строительство, содержание и управление объектом. Для возврата инвестиций, возмещения затрат по эксплуатации объекта, компенсации рисков концессионное общество получает право взимать плату с пользователей.
    В концессионных соглашениях определяются условия финанси-рования, требования к качеству строительства и эксплуатации, порядок использования прибыли, методы контроля со стороны государства за качеством работ, выполняемых концессионным обществом, а также за сохранностью объекта, условия передачи дорог по истечении срока концессии и иные вопросы. При этом, как правило, регулируется порядок распределения годовой прибыли, чтобы исключить возможности необоснованного повышения тарифов за проезд.
    В странах, где концессионное законодательство не распространено, применяются и иные модели, в частности, основанные на трастовых соглашениях.
    В некоторых случаях в концессию передается сеть автомобильных дорог, включающая в себя как высокорентабельные автомобильные дороги с большими пассажиро- и грузопотоками, так и автодороги с незначительным пассажиро- и грузопотоком, но имеющие важное значение для муниципалитета, территории или государства в целом. Данное решение позволяет максимизировать государственному органу управления эффект от сдачи в концессию того или иного объекта автодорожного хозяйства, направив высвободившиеся средства на реализацию других задач.
    Использование механизма концессии дорог позволяет избежать воздействия бюджетных ограничений на улучшение состояния дорожной сети, т.е. привлекать капитал в больших объемах, чем может предоставить государство, улучшить состояние дорожной сети в более сжатые сроки, обеспечить более высокую эффективность использования автодорожного объекта и повысить качество обслуживания пользователей.
    В некоторых странах - в США, Японии, Корее, Словении - платные автомобильные дороги развиваются государственными корпорациями платных автодорог по следующей схеме: государство привлекает средства путем выпуска облигаций, а частные подрядчики обеспечивают строительство, техническое обслуживание и эксплуатацию автомобильных дорог. Обслуживание долга в этом случае производится из средств, полученных в качестве оплаты за пользование дорогами, а дополнительные доходы остаются в распоряжении корпораций для финансирования других дорог.
    В зависимости от конкретных условий функционирования платной дороги, состояния рынка транспортных услуг, платежеспособного спроса на перевозки, особенностей законодательства в мировой практике применяются различные способы определения размеров платы за проезд. Однако все они основаны на двух общих принципах:
    Для финансирования работ по строительству платных дорог или иных автодорожных объектов в зависимости от условий каждого конкретного проекта используются различные подходы. Основные источники финансирования включают в себя:
    Франция
    Значительное развитие система концессий на строительство и эксплуатацию автомагистралей получила во Франции, в которой в настоящее время из 7200 км автомагистралей около 5500 км (76%) являются платными. В соответствии с Дорожным законом 1955 г. государство разрешило заключать контракт на строительство и эксплуатацию автомагистралей с концессионными обществами, используя государственные средства (в виде компенсируемых ссуд). Концессионным обществам разрешалось взимать плату за проезд, которой они покрывали расходы, связанные с займами и ссудами. Государство со своей стороны определяло программу строительства и технические спецификации, устанавливало уровни стоимости проезда и гарантировало качество эксплуатации автомагистралей.
    Первые концессии были переданы пяти смешанным экономическим компаниям, которые построили 2/3 существующей сети автомагистралей.
    С сентября 1984 г. экономическая структура системы автомагистралей Франции выглядит следующим образом:
    В сеть платных автомобильных дорог Российской Федерации входят автомобильные дороги или расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, а также сооружения для обслуживания участников движения, за пользование которыми взимается плата в целях обеспечения пользователям дополнительных выгод и услуг.
    Главным предназначением платной автомобильной дороги в Российской Федерации, как и в других странах, является продажа возможности использовать преимущества предлагаемого этим объектом маршрута.
    В 1991 г. правительством Российской Федерации было принято решение о проведении эксперимента по строительству за счет банковских кредитов с последующей эксплуатацией на платной основе моста через реку Дон у с. Семилуки в Воронежской области. Цель организации платного проезда по мостовому переходу - частично компенсировать затраты на содержание мостового перехода при одновременном обеспечении повышенного эксплуатационно-технического уровня. Опыт функционирования мостового перехода последних лет показал, что передача его в эксплуатацию на коммерческой основе позволила обеспечить высокий уровень обслуживания пользователей.
    Учитывая положительный опыт эксплуатации мостового перехода через реку Дон, в 1996 г. при строительстве автомобильной дороги Воронеж - Тамбов был создан платный участок в районе Воронежа. За последние годы были также разработаны предложения и проекты создания ряда платных автомобильных дорог и мостов, в том числе на участках Москва - Клин, Санкт-Петербург - Выборг, обход г. Выборга, участок Выборг - государственная граница, Абинск - Кабардинка, ряд дорог и мостов в различных регионах Российской Федерации, в том числе мост через реку Северная Двина у г. Котлас Архангельской области, а также в Республике Карелия, Белгородской области, Приморском крае.
    В настоящее время на рассмотрении находится более 30 проектов ввода в эксплуатацию на территории РФ платных автомобильных дорог. Треть платных дорог предполагается создать на основе уже существующих автомобильных магистралей, в частности трассы Минеральные Воды - Кисловодск. Другие платные дороги появятся на основе как реконструирующихся трасс, например МКАД - Кашира - федеральная магистраль <Дон>, так и строящихся автодорог в Ленинградской и Липецкой областях, а также автомобильной дороги Чита - Хабаровск.
    При написании статьи использованы материалы Федеральной Дорожной Службы РФ.
Опыт Саратовской области Об опыте создания и эксплуатации платного автодорожного объекта рассказывает председатель Комитета дорожно-транспортного строительства и эксплуатации дорог правительства Саратовской области Валерий Никитович Струговщиков |
    В настоящее время на территории Саратовской области на платной основе эксплуатируется один объект - путепровод у станции Зоринская.     Окончательное разрешение на строительство путепровода было получено в феврале 1998 г., а уже в сентябре, всего через 6 месяцев, он был сдан в эксплуатацию. Всего было вложено 77 млн руб., из которых больше половины (44 млн) были предоставлены Федеральной дорожной службой РФ (ФДС РФ), а без федеральной помощи, за счет собственных средств построить путепровод вряд ли было бы возможно.     Путепровод находится в собственности ФДС РФ, эксплуатация путепровода осуществляется Саратовским государственным дорожным предприятием СГДП-1.     Тарифы за проезд по путепроводу были установлены небольшими: 3 руб. - с легкового автомобиля, 10 руб. - с грузового автомобиля и 1 руб. - с автобуса. В соответствии с бизнес-планом при этих тарифах и средней интенсивности движения 4500 автомобилей в сутки проект должен был окупиться через 3,5 года. С учетом того, что тарифы мы еще ни разу не повышали, а расходы на эксплуатацию объекта возросли в несколько раз, путепровод окупится не раньше чем через 5-6 лет.     По условиям договора между Комитетом дорожно-транспортного строительства и эксплуатации дорог правительства Саратовской области и Федеральной дорожной службой РФ 3/7 доходов от эксплуатации путепровода принадлежат Саратовской области, остальное должно направляться ФДС РФ. Пока это условие не соблюдается. За счет собранных средств удается, помимо покрытия расходов по эксплуатации путепровода, перечислить в полном объеме соответствующие налоги в федеральный бюджет.     Тем не менее мы удовлетворены результатами. По большому счету главная задача, которую мы хотели решить, - это не получение прибыли, а повышение транспортной доступности территории для населения и, пожалуй, в первую очередь - предоставление жителям города и области возможности на практике ощутить разницу между платным и бесплатным автодорожным объектом. Полагаю, население свой выбор сделало, и все усилия (и деньги, что немаловажно) были потрачены не зря.     В настоящее время на территории области строится еще один объект, который, возможно, будет эксплуатироваться на платной основе. Речь идет о мостовом переходе через Волгу у села Пристанное на обходе г. Саратова. Строительство было начато еще в 1991 г., в 1997 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1380 от 1 ноября 1997 г. мостовой переход был включен в федеральную программу совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации <Дороги России> на 1995-2000 гг. Финансирование строительства мостового перехода, так же как и путепровода, ведется на долевой основе: 20% - за счет областного бюджета, 30% - федерального бюджета, оставшиеся 50% - средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации.     К декабрю 1998 г. были освоены 65% необходимых для строительства средств: опоры сооружены на 90%, построено около половины пролетных строений, начато возведение земляного полотна. Надеемся, что сдадим мост в эксплуатацию через год-полтора.     Правда, перспективы окупаемости моста становятся все более туманными: при принятии решения о его строительстве основной целью было обеспечение надежной автотранспортной связи с Казахстаном и, шире, со Средней Азией. Сегодня экономическое состояние этого региона изменилось, причем не в лучшую сторону, однако мостовой переход все равно окупится, но не раньше чем через 12 лет.     Что же касается перспектив развития сети платных автодорожных объектов в России, то, пожалуй, главной проблемой было и остается отсутствие нормативно-правовой базы по этому вопросу. Ведь, для того чтобы построить тот же путепровод, нужно было выходить на уровень правительства, которое разрешило строительство путепровода как объекта на компенсационной основе в индивидуальном порядке.     Разумеется, есть указы президента РФ по этому вопросу, есть нормативные акты ФДС, но этого мало. Пока мы при эксплуатации путепровода на платной основе практически полностью не защищены в правовом плане: были запросы и из МВД, и из других органов об обоснованности взимания платы за проезд. Конечно, нам помогает то, что эксплуатацией путепровода занимается государственное предприятие и сам он находится в собственности Федеральной дорожной службы, но если бы этот проект был реализован каким-нибудь частным инвестором - полагаю, о платности проезда по путепроводу речь бы уже не шла. |