Проектное финансирование: мировая практика и российский опыт

Нестеренко Роман

ЧТО ТАКОЕ <ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ>

    Понятие <проектное финансирование> часто неправильно используется и, пожалуй, еще чаще неверно понимается. Следует четко представлять, что оно не эквивалентно понятию <финансирование проекта>. Финансирование проекта в зависимости от его специфики может осуществляться различными способами. Проектное финансирование является одним из них, однако рассматривать его стоит обособленно от традиционных и широко известных вариантов финансирования. К последним относятся кредитование, размещение долговых ценных бумаг, увеличение уставного капитала, лизинг и т.п. Их объединяет то, что финансируется не конкретный проект, а компания, инициировавшая его реализацию.
    Это принципиально важно, так как в этом случае источником денежных средств для возврата полученного финансирования становится свободный денежный поток компании, генерируемый всеми ее проектами. Обеспечением финансирования становятся все активы компании.
    Проектное финансирование предполагает обеспечение средствами непосредственно проекта, а не компании, выступившей его инициатором. Источником средств становится денежный поток, генерируемый исключительно данным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются только те активы, которые были приобретены для его реализации. В этом и заключается основное отличие проектного финансирования от других его видов.
    Очевидно, что в силу названных выше причин любой рациональный инвестор при прочих равных условиях предпочтет финансировать именно компанию, а не конкретный проект. Однако в реальных условиях может оказаться, что компании, выступающие инициаторами проекта, ввиду внутренних или внешних ограничений не приемлют вариант привлечения финансирования непосредственно <на себя>.
    Как внутренние, так и внешние ограничения могут иметь различную подоплеку. Например, проект настолько крупный в масштабах обычной деятельности компании, что неудача в его реализации может повлечь банкротство компании в целом. Это пример внутреннего ограничения. Внешним ограничением может стать недостаточно высокий кредитный рейтинг организации, влияющий на стоимость предоставляемого финансирования и соответственно снижающий экономическую эффективность проекта.
    В то же время, несмотря на существующие ограничения, в реализации проекта могут быть активно заинтересованы одна или, что более характерно, несколько сторон.
    Например, нефтяная компания, обладающая лицензией на разработку крупного месторождения в географически удаленном регионе со сложными климатическими условиями, рассматривает вариант самостоятельного инвестирования в разработку месторождения и строительство нефтепровода как слишком рискованный.
    Вместе с тем рентабельность разработки месторождения вполне приемлема. Одновременно в поставках нефти с этого месторождения заинтересованы власти или ведущие компании соседних стран, традиционно импортирующие нефть и нефтепродукты и стремящииеся расширить источники поставок. Местные и региональные органы власти также заинтересованы в разработке месторождения, так как в этом случае будут созданы новые рабочие места и увеличатся налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Федеральные власти, при условии, что проект <заметен> в масштабах страны, также будут готовы оказать поддержку.
    Таким образом, создаются предпосылки для реализации проекта, который нефтяная компания самостоятельно либо никогда бы не реализовала, либо реализовала очень нескоро.
    Но иметь необходимые ресурсы недостаточно. Нужен еще и механизм, позволяющий объединить эти ресурсы с учетом интересов всех вовлеченных сторон. Таковым и является механизм проектного финансирования.
    Его специфика складывается из нескольких составляющих.
    Помимо источника возврата денежных средств, каковым является свободный денежный поток, генерируемый только самим проектом (основная составляющая), обозначим и ряд других моментов.
    Во-первых, для реализации проекта создается специальная проектная компания. Ее деятельность заключается только в реализации конкретного инвестиционного проекта. Учредителями компании выступают инициаторы его реализации, которые осуществляют финансирование в своей части через оплату уставного капитала проектной компании. Именно специальная проектная компания, а не компании-инициаторы проекта1, привлекает заемное финансирование для реализации проекта.
    Во-вторых, механизм проектного финансирования всегда предполагает создание целой системы гарантий, защищающих как интересы сторон, предоставляющих заемное финансирование на реализацию проекта, так и учредителей проектной компании. Общей целью создания такой системы является распределение всех рисков, связанных с реализацией проекта, между сторонами таким образом, чтобы каждая из сторон несла на себе только те риски, эффективными инструментами управления которыми она располагает.
    В-третьих, обычные для традиционных способов финансирования проектов требования по соотношению заемного и собственного капитала в структуре финансирования инвестиционного проекта не соблюдаются в случае использования механизма проектного финансирования. Дело в том, что сложная и многоуровневая система гарантий, как правило, позволяет значительно увеличить долю заемного капитала в общей структуре финансирования проекта.
    В целом необходимо отметить, что механизм проектного финансирования является более гибким, чем традиционные, способом реализации инвестиционных проектов.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

    Описанный выше механизм широко используется в мировой практике организации финансирования инвестиционных проектов. Годовой объем проектного финансирования исчисляется сотнями миллиардов долларов США.
    Современный этап развития проектного финансирования в мировой экономике характеризуется разнообразием сфер его применения. В первую очередь это проекты, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой природных ресурсов, и особенно нефти и газа. Проектное финансирование также активно используется в электроэнергетике (строительство электростанций, магистральных линий электропередач и т.п.), в сфере телекоммуникаций, в горнодобывающей отрасли, а также при реализации так называемых инфраструктурных проектов (строительство автомагистралей, аэропортов, водоочистных сооружений и т.п.).
    Классическим примером применения механизма проектного финансирования является проект строительства евротуннеля под проливом Ла-Манш, соединившего в 1993 г. Великобританию и континентальную Европу.
    Этот масштабный инфраструктурный проект впервые был реализован исключительно за счет частных инвестиций, без участия государственных органов в организационной работе и без привлечения государственных гарантий.
    В рамках данного проекта предполагалось: во-первых, строительство двух железнодорожных и одного вспомогательного туннеля под проливом Ла-Манш; во-вторых, строительство двух терминалов для приема и отправки поездов, по одному на территории Великобритании и Франции; в-третьих, разработка и производство специальных составов для перевозки пассажиров и грузов по туннелю; в-четвертых, строительство терминалов для таможенного оформления грузов; в-пятых, создание необходимой инфраструктуры, в частности, предполагавшее интеграцию нового транспортного коридора в транспортные системы обоих стран.
    Общий объем финансирования проекта составил 6 млрд англ. ф. ст. Из них 5 млрд ф. ст. было предоставлено в виде долгового финансирования так называемой специальной проектной компании консорциумом из 40 банков, которые в свою очередь привлекли к участию в финансировании еще больше банков, общее количество которых составило в итоге 225. Еще 1 млрд англ. ф. ст. было получено от инициаторов проекта с британской и французской сторон в виде взносов в уставный капитал проектной компании.
    Это предельно упрощенное описание проекта, которое, однако, дает представление о том, для реализации какого рода масштабных проектов необходим механизм проектного финансирования.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

    Наибольшей и заслуженной популярностью в России пользуется проект, известный под названием <Голубой поток>, который был признан одним из наиболее авторитетных в этой сфере - The project finance magazine - сделкой 2000 г.
    В декабре 1997 г. было заключено межправительственное соглашение о поставках российского газа в Турцию. На основании этого соглашения ООО <Газэкспорт>, являющееся дочерним предприятием ОАО <Газпром>, и турецкая государственная энергетическая компания Botas подписали долгосрочный коммерческий контракт на поставку природного газа в Турцию. По этому контракту объем поставки газа должен составить до 30 млрд куб. м. сырья в год. Для сравнения: годовая добыча газа ОАО <Газпром> за 2002 г. составила 530 млрд куб. м. газа, экспорт за тот же период составил 130 млрд куб. м. газа. Общая стоимость газа, планируемого поставить на протяжении более чем 20-летнего срока действия контракта, оценочно, составляет 25 млрд долл.
    Отдельного внимания заслуживают технологические особенности реализации проекта. Газопровод, специально построенный в рамках этого проекта, состоит из трех участков. Два из них проходят по суше: один - по территории России, другой - по территории Турции. Третий участокпроходит по дну Черного моря на глубине более двух километров и без использования промежуточных компрессорных станций.
    Технологическая составляющая уникальна. Было разработано и успешно внедрено множество новых технических решений. Техническую сертификацию осуществляло одно из старейших в мире (более 130 лет на рынке) международных сертификационных обществ - норвежская компания Det Norske Veritas.
    К строительству морского участка трубопровода был привлечен итальянский энергетический концерн ENI. Выбор был обусловлен бесценным опытом этой компании по строительству и эксплуатации многониточного Транссредиземноморского газопровода, а также наличием крупнейшего в мире трубоукладочного флота.
    Генеральным подрядчиком строительства газопровода стала дочерняя компания концерна ENI - итальянская Saipem SNAM, которая непосредственно отвечает за эксплуатацию морского участка газопровода. Российская компания ОАО <Стройтрансгаз> выступила генеральным подрядчиком строительства российского участка газопровода. Строительство газопровода на территории Турции осуществлялось консорциумом турецких строительных фирм под контролем государственной компании Botas.
    ОАО <Газпром> является владельцем, заказчиком, оператором, а также заемщиком в отношении российского участка газопровода. Генеральным страховщиком строительно-монтажных, транспортных, энергетических и других техногенных рисков на российском участке газопровода является ОАО <Страховое общество "СОГАЗ">, которое в свою очередь перестраховывало эти риски в крупнейших мировых перестраховочных компаниях.
    Для строительства морского участка газопровода ОАО <Газпром> и компания SNAM учредили совместную проектную компанию Blue Stream Pipeline Company B.V., которая выступила в качестве владельца, заказчика, оператора и заемщика в отношении морского участка газопровода. Распределение долей участия составило 50% на 50%. Компания зарегистрирована в Королевстве Нидерланды, законодательство которого до определенной степени позволяет минимизировать налогообложение. Финансирование Blue Stream Pipeline Company B.V. на 20% осуществлялось за счет взносов акционеров компании в ее уставный капитал и на 80% за счет заемного финансирования. При этом каждый из акционеров отвечал за привлечение половины заемного финансирования в соответствии с пропорцией владения данной компанией.
    Непосредственно финансиров-ание проекта <Голубой поток> осуществлялось следующим образом. ОАО <Газпром> и Blue Stream Pipeline Company B.V. привлекли 1,1 млрд долл. под гарантии агентств экспортного кредитования ряда стран во главе с итальянским экспортно-страховым агентством SACE. Причем SACE в соответствии со своей внутренней политикой предоставило гарантии только на 95% всего кредита. Остальные 5% составил тот риск, который банки-кредиторы приняли непосредственно на себя. Компания SNAM выступила гарантом по ссудам на общую сумму 866 млн долл. И в том, и в другом случае финансирование было предоставлено консорциумом, в который входят более 30 банков во главе с банками West LB, Banca Commerciale Italiana и Mediocredito.
    Наконец, ОАО <Газпром> и Blue Stream Pipeline Company B.V. привлекли 626 млн долл. от японского банка Fuji Bank, гарантом которого выступили Министерство торговли и промышленности Японии, а также Японский банк международного сотрудничества. Привлечение финансовых институтов Японии было обусловлено использованием труб японского производства при прокладывании морского участка газопровода. Большая часть привлеченных средств была направлена на финансирование именно этого участка, однако часть средств использовалась на финансирование газопровода, пролегающего по российской территории.
    <Голубой поток>, безусловно, можно назвать самым ярким примером использования проектного финансирования в нашей стране. Проект не мог быть реализован иначе как через механизм проектного финансирования. Ни ОАО <Газпром>, ни компания Botas, ни концерн ENI самостоятельно не смогли бы реализовать подобный проект, так как ни одна из компаний по отдельности не располагала собственными финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации проекта. Более того, маловероятно, что они смогли бы привлечь необходимые заемные средства. Технологическая сложность проекта также предполагала значительные техногенные риски, которые ни одна из сторон также была не в состоянии принять на себя по отдельности. Наконец, учитывая масштабность проекта, можно утверждать, что при отсутствии долгосрочных обязательств на поставку газа, с одной стороны, и таких же долгосрочных обязательств на покупку газа, с другой, заемное финансирование по приемлемой процентной ставке не было бы предоставлено.
    Только механизм проектного финансирования позволил устранить эти и многие другие препятствия на пути введения в строй <Голубого потока>. Следует также отметить, что для ОАО <Газпром> этот проект стал не первым, реализованным с использованием такого механизма. Несколькими годами ранее совместно с немецкой компанией Wintershall AG, являющейся дочерней компанией немецкого химического концерна BASF, был реализован проект MIDAL-STEGAL, предполагающий создание системы газопроводов на территории Европы. Общий объем финансирования составил 4,4 млрд нем. марок.
    Еще одним известным примером является проект <Сахалин-2> по добыче нефти и газа с северо-восточного шельфа острова Сахалин. <Сахалин-2> больше известен как проект, реализуемый через механизм СРП (соглашение о разделе продукции), который фактически является специальным льготным режимом налогообложения. В то же время при реализации проекта использовался механизм проектного финансирования, о чем известно намного меньше.
    Кроме того, следует отметить проект <СеверТЭК> по добычи нефти в Республике Коми. Инициаторами проекта выступили компании ОАО <ЛУКОЙЛ> и финский энергетический концерн Fortum.
    В целом же примеров использования проектного финансирования очень немного, однако в последнее время крупнейшие российские компании либо непосредственно объявили о планах использования этого механизма, либо инициировали проекты, которые в мировой практике традиционно реализуются на основе проектного финансирования.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

    Перспективы расширения использования проектного финансирования во многом определяются как качеством развития экономики страны в целом, так и готовностью конкретных компаний к реализации масштабных проектов.
    Судя по приводимым ниже примерам, таких компаний становится все больше.
    Президент компании <Роснефть> С. М. Богданчиков объявил о планах использования проектного финансирования при реконструкции Комсомольского НПЗ2.
    ОАО <Газпром> активно прорабатывает детали строительства Северо-Европейского газопровода, о чем неоднократно заявлял председатель правления компании А.Б. Миллер. Данный проект во многом схож с проектом <Голубой поток>, и при его реализации велика вероятность использования именно механизма проектного финансирования.
    Председатель правления ОАО <ЮКОС> М.Б. Ходорковский неоднократно говорил о планах компании по строительству нефтепровода в Китай, отмечая при этом высокую стоимость проекта и неготовность компании единолично принять на себя все риски, связанные с этим проектом. Поэтому можно прогнозировать, что при реализации этого проекта также будет задействован механизм проектного финансирования.
    Кроме этого, можно отметить еще несколько потенциальных проектов, связанных с планами ОАО <Газпром>, ОАО <Суал>, Альфа-групп. Отдельного упоминания заслуживает реформирование сферы электроэнергетики в нашей стране.
    Дело в том, что инвестиционные проекты в этой сфере в мировой практике, как правило, используют механизм проектного финансирования. Это обусловлено целым рядом причин, которые в результате реформирования электроэнергетики становятся актуальными и в России. Поэтому по всей вероятности реформирование электроэнергетики даст дополнительный импульс развитию использования проектного финансирования в нашей стране.

© ЗАО "Группа РЦБ".