Анализ процедуры андеррайтинга акций ОАО <РБК Информационные Системы>

Рыжиков Сергей

    Процедура андеррайтинга акций ОАО <РБК Информационные Системы> (далее-Компания) или сокращенно процедура андеррайтинга подразумевает под собой фактические события эмиссии, раскрытие информации, рекламные акции, определение цены размещения, регистрацию отчета об итогах выпуска и другие события, связанные с первичным размещением акций Компании. Целью анализа процедуры андеррайтинга является не столько проверка соблюдения требований законодательства РФ к процедуре эмиссии дополнительных акций Компании, размещаемых путем открытой подписки, сколько моделирование процесса принятия решения о покупке акций Компании потенциальными инвесторами в информационном поле, непосредственно предшествующем размещению акций. Дополнительной целью анализа является поиск возможных противоречий в информации, раскрываемой инвесторам и общественности со стороны Компании, существующих акционеров Компании, менеджмента Компании, андеррайтера и ведущих менеджеров публичного размещения до, в момент и после публичного размещения акций Компании.

ЭМИССИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ОАО <РБК ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ>

    Выпуск дополнительных акций Компании был утвержден советом директоров Компании 28 февраля 2002 г. В течение марта 2002 г. Компания подготовила проспект эмиссии, представила его в региональное отделение ФКЦБ РФ в Центральном федеральном округе и 27 марта 2002 г. произвела государственную регистрацию выпуска дополнительных акций Компании и регистрацию их проспекта эмиссии (государственный регистрационный номер 1-04-05214-А).
    Сразу после регистрации проспекта эмиссии (до конца марта 2002 г.) Компания осуществила раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии акций, и обеспечила доступ к информации о предстоящем выпуске и собственно проспекту эмиссии Компании.
    В период с 28 марта 2002 г. по 16 апреля 2002 г. Компания посредством усилий андеррайтера выпуска ИГ <Атон> произвела предварительную подписку на акции.
    Публичное размещение акций дополнительной эмиссии Компании планировалось одновременно на двух российских биржах ММВБ и РТС. В период с 5 по 16 апреля 2002 г. андеррайтер производил предварительный прием заявок. 16 апреля 2002 г. на основе предварительных заявок была определена цена размещения в размере 25, 86 руб., или 0,83 долл. Согласно установленной андеррайтером процедуре, инвесторы должны были подтвердить поданные заявки по установленной цене 17 апреля 2002 г. Непосредственно размещение на биржах производилось 18 апреля 2002 г. Согласно многочисленным интервью, данными акционерами и менеджерами Компании, они не принимали участия в покупке акций при публичном размещении.
    18 апреля 2002 г. Компания и андеррайтер объявили об успешном завершении первого в России IPO. Согласно совместному пресс-релизу Компании и ИГ <Атон> <спрос по предварительным заявкам составил более 64 млн долл. и превысил предложение в пять раз. Пропорция, в которой удовлетворяются заявки, составляет 20,6595%. Проведенное размещение позволило РБК привлечь 13 млн 280 тыс. долл. США. Среди инвесторов присутствуют российские компании, иностранные институциональные и корпоративные инвесторы, инвестиционные фонды, а также физические лица>.
    Фактические параметры размещения приведены в табл. 1.

Показатель РТС ММВБ Всего

Объем торгов, тыс. руб.

143 262

270 480

413 742

Объем торгов, тыс. долл.

4 599

8 683

13 282

Объем торгов, шт.

5 539 925

10 459 570

15 999 495

РЕКЛАМА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ IPO

    Андеррайтер и ведущий менеджер размещения-<Атон> и соведущий менеджер размещения-Альфа-банк активно рекламировали первое в России IPO, используя в качестве инструмента рекламы Проспект эмиссии на русском языке, <Информационный меморандум> на английском языке и выпущенные им аналитические отчеты:

  • Аналитический отчет <Впервые на отечественном рынке - первичное публичное размещение акций РБК: компании средств массовой информации и информационных технологий> подготовлен ИГ <Атон> на русском языке, 3 апреля 2002 г.
  • Аналитический отчет , подготовлен Альфа-банком на английском языке, 8 апреля 2002 г.
        Дополнительное раскрытие и реклама предстоящего IPO осуществлялись акционерами и менеджментом Компании, ведущими менеджерами размещения посредством многочисленных интервью СМИ, пресс-релизов Компании и андеррайтера, а также перспективой получения высокой прибыли и возможной нехватки акций Компании в процессе размещения, содержащейся в сообщениях сотрудников инвестиционной группы <Атон>.
        Необходимо отметить, что в информации, содержащейся в аналитических отчетах <Атона> и Альфа-банка, по-разному оцениваются инвестиционные возможности вложений в акции Компании.
        Оценка Альфа-банка
        Альфа-банк оценивал справедливую стоимость, приходящуюся на все размещенные обыкновенные акции Компании по методу дисконтирования свободных денежных потоков (DFCF). В целях моделирования генерируемых Компанией денежных доходов Альфа-банк, основываясь на отчетах Компании, построил финансовый прогноз деятельности Компании на 2002-2006 гг. (табл. 2).

    Показатель

    2001 2002E 2003E 2004E 2005E 2006E

    Выручка

    17,0

    21,9

    28,0

    34,9

    43,8

    52,3

    Себестоимость

    (10,1)

    (15,9)

    (21,0)

    (24,9)

    (29,6)

    (34,9)

    Операционная прибыль

    6,9

    6,0

    7,0

    10,0

    14,2

    17,4

    Прочие доходы (расходы)

    (0,3)

    (0,1)

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    Прибыль до налога на прибыль

    6,6

    5,9

    7,0

    10,0

    14,2

    17,4

    Чистая прибыль

    6,4

    4,5

    5,3

    7,6

    10,9

    13,2

    Прибыль до налогов и выплаты процентов (EBIT)

    6,8

    6,0

    7,0

    10,0

    14,2

    17,4

    Налог на прибыль

    (0,2)

    (1,4)

    (1,7)

    (2,4)

    (3,4)

    (4,2)

    Справочно: эффективная ставка налога на прибыль, %

    4

    24

    24

    24

    24

    24

    Капитальные вложения

    (3,7)

    (2,4)

    (2,5)

    (3,5)

    (2,4)

    (2,4)

    Амортизация

    1,2

    1,4

    1,5

    1,6

    1,7

    1,9

    Справочно: EBITDA как сумма строк EBIT и амортизация

    8,0

    7,4

    8,5

    11,6

    15,9

    19,3

    Свободный денежный поток

    4,1

    3,5

    4,3

    5,7

    10,1

    12,8

        Используя в качестве ставки дисконтирования средневзвешенную стоимость капитала, аналитики Альфа-банка получили интервал стоимости, приходящейся на все акции Компании. Согласно проведенному анализу чувствительности по показателям <риск - премия> и <темп роста в постпрогнозный период>, капитализация всех выпущенных обыкновенных акций Компании варьируется от 56 до 81 млн долл.
        Исходя из принципа консервативности, аналитики Альфа-банка сделали вывод, что минимальная стоимость всех обыкновенных акций Компании должна составлять 63 млн долл. (риск - премия равна 5%; рост в постпрогнозный период равен 3%).
        Автор не проводил обоснованности доходов, расходов, инвестиций, финансирования, предположений о размере оборотного капитала, лежащих в основе финансовой модели Компании, подготовленной аналитиками Альфа-банка, и не строил финансовую модель Компании. Автор повторил расчеты аналитиков Альфа-банка и нашел их достоверными, хотя при расчетах использовал величину WACC, скорректированную на доли акционерного и долгового капитала в сумме привлеченного капитала Компании в течение всего прогнозного периода 2002 - 2006 гг. (табл. 3).

    Денежные потоки

    2002E 2003E 2004E 2005E 2006E

    WACC - Альфа-банк, %

    13,8

    13,9

    13,9

    14,1

    14,3

    Скорректированный WACC, %

    13,8

    17,3

    17,3

    17,3

    17,3

        Скорее всего, аналитики Альфа-банка допустили элементарную ошибку, прогнозируя в своем аналитическом отчете, с одной стороны, на весь период соотношение долг/капитал равным приблизительно 2/3, а с другой стороны, используя в фактических расчетах начиная с 2003 г. в качестве ставки дисконтирования стоимость, близкую к стоимости акционерного капитала, т.е. соотношение долг/капитал приблизительно равно 0 начиная с 2003 г.
        Таким образом, в случае размещения всех 16 млн дополнительных акций Компании справедливая стоимость одной обыкновенной акции Компании по оценке Альфа-банка составляет 0,63 долл.
        Оценка <Атона>
        Инвестиционная группа <Атон> в целях оценки капитализации всех обыкновенных акций Компании применяла два метода: метод дисконтирования свободных денежных потоков (DFCF) и метод компаний - аналогов, отдавая предпочтение результатам, получаемым на основании анализа дисконтированных денежных потоков как наиболее реалистичным.
        Рассмотрим каждый из методов, используемых андеррайтером выпуска при проведении оценки справедливой стоимости, приходящейся на все размещенные обыкновенные акции Компании.

    МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

        При построении модели денежных потоков Компании аналитики <Атона> исходили из исторических данных о деятельности Компании, прогнозов менеджмента Компании, интервью с менеджментом и персоналом Компании, а также собственных оценок развития рынка. Период планирования - 5 лет (2002-2006 гг.). Основной сценарий развития Компании существенно отличается от базового сценария Альфа-банка (табл. 4).

    Показатель

    2001 2002E 2003E 2004E 2005E 2006E

    Выручка

    17,0

    26,1

    31,9

    38,3

    46,1

    55,4

    Себестоимость

    (8,3)

    (11,1)

    (14,0)

    (16,6)

    (19,7)

    (23,5)

    Валовая прибыль

    8,6

    15,0

    17,9

    21,7

    26,3

    31,9

    Коммерческие, общие и административные затраты

    (2,1)

    (3,6)

    (4,6)

    (5,7)

    (7,1)

    (8,9)

    Операционная прибыль

    6,5

    11,4

    13,3

    16,0

    19,2

    22,9

    Прочие доходы (расходы)

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Прибыль до налога на прибыль

    6,5

    11,3

    13,3

    16,0

    19,2

    22,9

    Чистая прибыль

    6,3

    9,0

    10,7

    12,8

    15,4

    18,4

    Прибыль до налогов и выплаты процентов (EBIT)

    6,5

    11,4

    13,3

    16,0

    19,2

    22,9

    Налог на прибыль

    (0,2)

    (2,3)

    (2,7)

    (3,2)

    (3,8)

    (4,6)

    Справочно: эффективная ставка налога на прибыль, %

    4

    20

    20

    20

    20

    20

    Капитальные вложения

    (3,8)

    (1,1)

    (1,3)

    (3,5)

    (1,8)

    (1,8)

    Амортизация

    1,2

    1,6

    1,7

    1,7

    1,8

    2,0

    Справочно: EBITDA как сумма строк EBIT и амортизация

    7,8

    12,9

    15,0

    17,8

    21,1

    24,9

    Свободный денежный поток

    3,4

    8,7

    10,6

    10,6

    14,7

    17,5

        По сути, основное различие в показателях продаж, EBITDA и чистой прибыли между Альфа-банком и <Атоном> состоит в использовании аналитиками Альфа-банка принципа консервативности.
        Руководствуясь принципом консервативности, аналитики Альфа-банка распознавали как выручку только 50% доходов от реализации рекламных услуг в форме бартера. По данным руководства Компании доля бартера в выручке от реализации рекламы составляла в 2001 г. 50%. Основываясь на данных менеджмента Компании, аналитики Альфа-банка спрогнозировали, что доля бартера в выручке от реализации рекламных услуг уменьшится в 2001-2006 гг. с 50 до 25%.
        Дополнительно аналитики Альфа-банка в целях расчета показателя чистой прибыли Компании применяли на всем горизонте планирования 24%-ную ставку налога на прибыль, в то время как аналитики <Атона> - 20%-ную ставку.
        На основании дополнительно проведенного анализа чувствительности по изменению основных исходных параметров, в <Атоне> сделали вывод, что консервативная оценка всех обыкновенных акций Компании должна составлять 81,7 млн долл. (ставка дисконтирования - 20%; рост в постпрогнозный период равен 3%).
        Автор не проводил обоснованности доходов, расходов, инвестиций, финансирования, предположений о размере оборотного капитала, лежащих в основе финансовой модели Компании, подготовленной аналитиками ИГ <Атон>, и не строил финансовую модель Компании. Вслед за аналитиками ИГ <Атон> автор повторил расчеты стоимости, приходящейся на все размещенные обыкновенные акции Компании (за исключением анализа чувствительности), и нашел их достоверными. Таким образом, в случае размещения всех 16 млн дополнительных акций Компании справедливая стоимость одной обыкновенной акции Компании, по оценке ИГ <Атон>, методом DCF составляет 0,817 долл.

    МЕТОД КОМПАНИЙ - АНАЛОГОВ

        В рамках метода компаний - аналогов аналитики <Атона> использовали мультипликаторы EV/S, EV/EBITDA и P/E, получаемые на основании соответствующих средних показателей компаний Великобритании и США. Аналитики <Атона> разделили бизнес Компании на две части: IT-бизнес и медиа-бизнес, для каждого из которых они выбрали группы компаний для сравнения. Также они производили оценку на основе прогнозных показателей Компании 2002 г. (чтобы учесть рост РБК в текущем году) (табл. 5).

    Показатель

    Объем,

    млн долл.
    Коэффициент Стоимость Компании (EV), млн долл.

    Информационные технологии

         

    Выручка

    12,4

    1,7

    21,1

    EBITDA

    5,7

    16,8

    95,8

    Чистая прибыль

    4,0

    23,7

    94,8

    EV ИТ-бизнеса, млн долл.

       

    70,6

           

    Медиа-бизнес

         

    Выручка

    12,6

    1,6

    29,2

    EBITDA

    6,7

    8,5

    57,0

    Чистая прибыль

    4,6

    15,5

    71,3

    EV медиа-бизнеса, млн долл.

       

    52,5

           

    Стоимость Компании EV, млн долл.

       

    123,1

    Чистая сумма долга, млн долл.

       

    (2,0)

    Капитализация акций, млн долл.

       

    125,1

        На основании проделанного анализа и расчета капитализации всех обыкновенных акций Компании аналитики <Атона> сделали вывод:
        <Таким образом, оценка стоимости на основе сравнения с аналогами позволила получить ориентировочную стоимость приблизительно на уровне 125 млн долл., что примерно на 50% выше, чем 81,7 млн долл., полученных на основе анализа DCF. Для российских компаний торговля с подобным дисконтом по сравнению со своими западными аналогами является обычной практикой. Поэтому мы считаем, что результаты сравнительного анализа совпадают с оценочной стоимостью, выведенной на основе анализа DCF.>
        Отсюда следует, что в случае размещения всех 16 млн дополнительных акций Компании справедливая стоимость одной обыкновенной акции Компании по оценке ИГ <Атон>, методом компаний-аналогов составляет 1,25 долл. В этом случае возможный потенциал роста курсовой стоимости акций Компании может составить 47-67% (в зависимости от фактической цены размещения, обозначаемой андеррайтером в диапазоне 0,75-0,85 долл.).
        Сделаем несколько важных замечаний:
        1. Расчет аналитиков ИГ <Атон> содержит незначительную арифметическую ошибку (полностью аналогичный перерасчет дает оценку в размере 122 млн долл.).
        2. В оценочной деятельности не принято смешивать мультипликаторы, дающие оценку стоимости компании (EV), и мультипликаторы, дающие оценку стоимости обыкновенных акций.
        3. Применение мультипликаторов к прогнозным показателям операционной деятельности Компании дает инвесторам оценку будущей капитализации Компании. Следовательно, расчетная капитализация является прогнозной, и требуется приведение рассчитанного показателя стоимости всех обыкновенных акций Компании к дате оценке (например, к дате размещения).
        4. Применение мульпликаторов, рассчитанных на основе котировок на ведущих мировых биржах и операционных показателей компаний-аналогов развитых индустриальных стран, без применения соответствующего дисконта, присущего вложениям в акции компаний развивающихся стран, может дезинформировать неквалифицированного инвестора. В частности, согласно данным Renaissance Capital, дисконт компаний нефтегазового сектора Российской Федерации по отношению к аналогичным компаниям развитых индустриальных стран составляет 30-40% по показателю P/E 2002 г. и 30 - 40% по показателю EV/EBITDA 2002 г. По мнению аналитиков <Атона>, дисконт российских компаний к своим западным аналогам обычно составляет 50%.
        5. Показатели продажи и прибыль до процентных выплат, налогов и амортизационных отчислений включают в себя результаты бартерных операций Компании и элементы налогового планирования, что, очевидно, приводит к завышению данных показателей (см. для сравнения показатели продаж, EBITDA и чистой прибыли Компании, заложенные в базовый сценарий Альфа-банка и основной сценарий <Атона>).
        С учетом сделанных замечанийавтор провел перерасчет стоимости, приходящейся на все обыкновенные акции Компании, оставляя неизменными применяемые мультипликаторы, их веса и прогнозы показателей продаж, EBITDA, чистой прибыли и чистого долга Компании за 2002 г. Автор не проводил анализ обоснованности выбора в качестве компаний-аналогов фирм Великобритании и США и не рассчитывал показатели EV/S, EV/EBITDA, P/E (табл. 6).

    Показатели

    Объем,

    млн долл.
    Коэффициент Веса коэффициентов Стоимость Компании (EV), млн долл.

    Расчет капитализации Компании по мультипликаторам EV/S и EV/EBITDA

    Информационные технологии

           

    Выручка

    12,4

    1,7

    0,50

    21,1

    EBITDA

    5,7

    16,8

    0,50

    95,8

    EV ИТ-бизнеса, млн долл.

         

    58,4

    Медиа-бизнес

           

    Выручка

    12,6

    1,6

    0,50

    20,2

    EBITDA

    6,7

    8,5

    0,50

    57,0

    EV медиа-бизнеса, млн долл.

         

    38,6

             

    Стоимость Компании EV, млн долл.

         

    97,0

    Чистая сумма долга, млн долл.

         

    (2,0)

    Капитализация акций (по мультипликаторам EV/S и EV/EBITDA), млн долл.

       

    0,67

    99,0

    Дисконт Россия/развитые страны

         

    30%

    Капитализация акций (по мультипликаторам EV/S и EV/EBITDA) с учетом дисконта Россия/Развитые страны, млн долл.

     

    69,3

             

    Расчет капитализации Компании по мультипликатору P/E

    Информационные технологии

           

    Чистая прибыль

    4

    23,7

     

    94,8

    Капитализация бизнеса ИТ, млн долл.

         

    94,8

    Медиа-бизнес

           

    Чистая прибыль

    4,6

    15,5

     

    71,3

    Капитализация медиа-бизнеса, млн долл.

         

    71,3

             

    Капитализация акций (по мультипликатору P/E), млн долл.

       

    0,33

    166,1

    Дисконт Россия/развитые страны

         

    30%

    Капитализация акций (по мультипликатору P/E) с учетом дисконта Россия/развитые страны, млн долл.

     

    116,27

             

    Капитализация акций (по мультипликаторам EV/S, EV/EBITDA и P/E), млн долл.

     

    121,4

    Капитализация акций (по мультипликаторам EV/S, EV/EBITDA и P/E) с учетом дисконта Россия/Развитые страны, млн долл.р

     

    84,9

       

    Ставка дисконтирования

         

    20%

    Приведенная капитализация акций (по мультипликаторам EV/S, EV/EBITDA и P/E), млн долл.

     

    101,1

    Приведенная капитализация акций (по мультипликаторам EV/S, EV/EBITDA и P/E) с учетом дисконта Россия/развитые страны, млн долл.

     

    70,8

        Таким образом, в случае размещения всех 16 млн дополнительных акций Компании справедливая стоимость одной обыкновенной акции Компании по уточненной оценке автора, основанной на прогнозах аналитиков <Атон>, составляет 0,71 долл. В этом случае потенциал роста курсовой стоимости акций Компании отсутствует, что может диктовать андеррайтеру изменить диапазон цен 0,75-0,85 долл., по которым идет прием предварительных заявок от потенциальных инвесторов.

    ИТОГОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

        Таким образом, каждый из ведущих менеджеров, осуществляя маркетинг финансовых вложений в акции Компании среди потенциальных инвесторов, обосновывали разную справедливую стоимость, приходящуюся на одну акцию Компании. Как следствие, <Атон> и Альфа-банк в процессе подписки на акции Компании рекламировали разную цену размещения и возможный потенциал роста курсовой стоимости на вторичных торгах (табл. 7).

    Ведущий менеджер Оценка справедливой цены одной акции, долл. Рекомендуемый диапазон цены подписки, долл. Потенциал роста
    DFCF Comp* min max

    "АТОН"

    0,82 0,93 0,75 0,85 До 1 - 1,2 долл. (или до 33%-67%)

    Альфа-банк

    0,63 - - - -

        Вознаграждение андеррайтера
        Согласно проспекту эмиссии Компании андеррайтер выпуска - ООО <Атон> - оказывает возмездные услуги ОАО <РБК Информационные Системы> по определению цены размещения и публичному размещению акций дополнительной эмиссии Компании. Условия вознаграждения андеррайтера - 6% от суммы заключенных сделок.
        Если бы комиссия андеррайтера была начислена на всю сумму привлеченных средств, то его вознаграждение составило 797 тыс. долл. Однако согласно представленной управленческой отчетности РБК за первое полугодие 2002 г. нетто-поступления от продажи 16 млн акций Компании составили 12 642 тыс. долл., что может означать, что фактически начисленная Компанией андеррайтеру комиссия составляет 640 тыс. долл.
        Таким образом, можно расчетным путем получить, что при условии отсутствия регрессивной ставки комиссионного вознаграждения андеррайтеру Компания собственными усилиями обеспечила подписку на 3160 тыс. собственных акций на сумму 2623 тыс. долл. Если данная гипотеза верна, то, скорее всего, Компания косвенно использовала при публичном размещении денежные средства, полученные от размещения конвертируемых облигаций.
        В пользу сделанной выше гипотезы также выступает факт предоставления Компанией своему дочернему обществу ООО <РБК-Центр> двух займов на общую сумму 120 млн руб. Первый заем в размере 60 млн руб. был предоставлен по договору № 19/02/ис непосредственно перед размещением - 3 апреля 2002 г., второй в размере 60 млн руб. был предоставлен по договору № 30/02/ис в день завершения подписки на акции - 18 апреля 2002 г.

    СООТВЕТСТВИЕ ПРОЦЕДУРЫ АНДЕРРАЙТИНГА ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА <О РЕКЛАМЕ>

        Согласно определению рекламы, данному в федеральном законе <О рекламе>:
        <Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес этим к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний>.
        В применении к публичному размещению акций дополнительной эмиссии реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об эмитенте, его менеджменте и акционерах, стратегии развития, акций и правах, которые они предоставляют, о финансовом положении эмитента, рисках и пр., существенная информация об эмитенте и выпуске им ценных бумаг, которая предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать интерес к публично размещаемым акциям и способствовать их реализации.
        Закон <О рекламе> и закон <О рынке ценных бумаг> накладывают определенные ограничения на рекламу размещаемых ценных бумаг. Приведен анализ рекламы публичного размещения акций Компании, в котором найдены определенные признаки нарушения законодательства Российской Федерации, приведен в таблице 8.

    Положение Следствие

    Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ "О рекламе" реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации.

    Замечание: по стандартам развитых стран, раскрытие информации ("Информационный меморандум" и пр.) должно быть выполнено на языке "типичным для финансовых кругов".

    Распространение "Информационного меморандума" и аналитического отчета Альфа-банка от 8 апреля 2002 г., подготовленных на английском языке, в качестве рекламы на территории Российской Федерации может быть признанно незаконным.

    Также возможно, что информация, раскрытая в соответствии с западными стандартами в Информационном Меморандуме, необходимая для принятия квалифицированного решения о покупке акций Компании (размер собственного капитала, финансовая отчетность Компании по МСФО и пр.) будет признана не доведенной до сведения покупателей.

    Как следствие, рекламой публичного размещения акций Компании являются аналитический отчет "Атон" от 3 апреля 2002г., проспект эмиссии и другие материалы, подготовленные Компанией и андеррайтером.

    Согласно ст. 6 ФЗ "О рекламе" недобросовестная реклама не допускается.

    Цена размещения акций Компании была рассчитана на основании оценки справедливой стоимости, приходящейся на все выпущенные акции Компании.

    Оценки справедливой стоимости акций Компании, выполненные ""Атоном" по методам дисконтированных денежных потоков и компаний-аналогов, могут быть признаны вводящими в заблуждение, поскольку ""Атон"" мог злоупотребить доверием и недостатком знаний и опыта оценки лиц, принимающих решение о покупке акций Компании.

    Оценка "Атоном" справедливой стоимости акций Компании по методу дисконтированных денежных потоков не является консервативной. Свободные денежные потоки, дисконтирование которых приводит к оценке справедливой стоимости акций Компании, происходят из модели, которая учитывает доходы в виде бартера как денежные в полной сумме и расходы на выплату налога на прибыль по ставке 20%, в то время как по Налоговому кодексу РФ ставка налога на прибыль равна 24%.

    Как было показано выше, оценка ""Атон"ом" справедливой стоимости акций Компании по методу компаний-аналогов не учитывает существующее ценообразование на рынке капитала России, в частности дисконт Россия/развитые страны, а также необходимость приведения прогнозной оценки стоимости к дате оценки.

     

    Согласно статье 7 ФЗ "О рекламе" недостоверная реклама не допускается.

    В период размещения андеррайтер определил диапазон цены размещения 0,75 - 0,85 долл., основываясь на результатах своей оценки.

    Результаты оценки учитывают операционные показатели Компании на прогнозном периоде 2002 - 2006 гг. Тем не менее, они имеют в своей основе показатели выручки от реализации, EBITDA и чистой прибыли за 2000 и 2001 гг.

    Согласно Проспекту эмиссии Компании показатели выручки от реализации, EBITDA и чистой прибыли за 2000 г. и 9 месяцев 2001 г. равны нулю, что не соответствует рекламируемым аналогичным показателям в аналитическом отчете "Атона".

    Даже если принимать во внимание представленную потенциальным инвесторам - покупателям акций Компании консолидированную отчетность Компании на английском языке, остается вероятность, что различия в оценках показателей выручки от реализации, EBITDA и чистой прибыли по РСФО и МСФО будут существенны.

    Поскольку консолидированная отчетность Компании по МСФО была образована на основании отчетности трех дочерних обществ ЗАО "РосБизнесКонсалтинг", ООО "РБК Центр" и ЗАО "Издательский Дом РосБизнесКонсалтинг", достоверность данных по МСФО может быть подкреплена данными финансовой отчетности по РСФО каждого из вышеупомянутых дочерних обществ и последующим составлением консолидированной финансовой отчетности.

    Дополнительные признаки недостоверной рекламы существуют в оценке спроса на акции Компании, получаемого на основании предварительно поданных заявок. Если подтвердится, что в подписке прямо или косвенно участвовали Компания или ее дочернее или аффилированное общество и андеррайтер, то можно утверждать, что Компания и андеррайтер создали впечатление о повышенном спросе на рекламируемые акции, что привело к росту фактической цены размещения.

    Согласно статье 9 ФЗ "О рекламе" заведомо ложная реклама не допускается

    Аналитический отчет "Атона" от 3 апреля 2002 г. служит обоснованием цены размещения акций Компании.

    Признаки умышленного введения в заблуждение потенциальных инвесторов - покупателей акций Компании содержатся в следующих фактах:

    1. Уточненный расчет стоимости всех выпущенных акций Компании по методу компаний - аналогов показал, что цена размещения должна быть меньше нижней границы рекламируемого диапазона цены размещения - 0,71 долл. против 0,75 - 0,85 долл.
    2. Стоимость всех выпущенных акций Компании по методу дисконтированных денежных потоков основана на модели, которая включает в себя бартер и заниженную ставку налога на прибыль.
    3. Показатели выручки от реализации, EBITDA и чистой прибыли Компании за 2000 и 2001 гг., лежащие в основе финансовой модели Компании на 2002 - 2003 гг., происходят из данных финансовой отчетности Компании по МСФО, представленным в "Информационном меморандуме" на английском языке. Эти показатели не соответствуют показателям Компании, представленным в проспекте эмиссии на русском языке
    4. Заявление о повышенном спросе на акции Компании.

    Согласно статье 17 ФЗ "О рекламе" не допускается:

    приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым ценным бумагам;

    представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг.

    Если информация, представленная на английском языке, будет признана незаконной, то оценка справедливой стоимости, приходящейся на все размещенные акции Компании, приведенная в аналитическом отчете "Атона" от 3 апреля 2002 г., может быть признана не имеющей отношения к рекламируемому публичному размещению акций Компании.

    Если электронные сообщения сотрудников "Атона" (см. пример) будут приняты в качестве аргумента, то налицо представление андеррайтером косвенной гарантии о росте курсовой стоимости акций Компании.

    Пример электронного сообщения сотрудника "Атон":

    From: Roukin Alexander [mailto:Roukin@aton.ru]

    Sent: Friday, April 05, 2002 4:05 PM

    "Рекомендуем участвовать - потенциал роста от ХХХ процентов.

    Акций всем не хватит - предполагается пропорциональное удовлетворение заявок участников."

    (что такое xxx процентов?)

        Полное исследование <Оценки интересов участников первого российского IPO при размещении обыкновенных акций ОАО ''РБК Информационные системы''> можно заказать, посетив сайт www.comnews.ru или направив электронное письмо по адресу: kiseleff.constantin@comnews.ru

  • © ЗАО "Группа РЦБ".