Анализ деятельности иностранных инвестиционных фондов в России Итоги 2001 г. и перспективы

Хромушин Иван

ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ И ФОНДЫ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ - ВТОРАЯ ВОЛНА СБОРА СРЕДСТВ

    В целом 2001 г. оказался позитивным для развития венчурного бизнеса в России. Все сильнее проявляется тенденция сбора успешными управляющими компаниями фондов <второй волны> и организации новых управляющих компаний, в основном специалистами, накопившими серьезный опыт работы в инвестиционных фондах <первой волны>.
    Так, к числу фондов <второй волны> можно отнести Baring Vostok Private Equity Fund, United Venture Capital, Finartis, ESN-Leader Capital, Global Value Emerging Markets Fund под управлением Strategic Investment Group; <Венчурный Инновационный фонд>, Sputnik Technology Ventures, Mint Capital - собирает фонды группа Russia Partners, подобные намерения есть еще у нескольких венчурных фондов и лидирующих российских банков, т.е. в фондах прямых инвестиций уже будет работать существенная доля российского капитала. Кроме того, в ближайший два-три года, после завершения инвестиций еще целым рядом фондов, следует ждать еще одной <волны> сбора средств.
    Если управляющая компания добилась серьезных результатов на российском рынке и твердо верит в его потенциал, то, как правило, создание нового фонда начинается после того, как средства предыдущего фонда оказываются полностью распределены между проектами. Таким образом, исключается потенциальный конфликт интересов, возникающий в том случае, если одна управляющая компания управляет средствами двух или более фондов, имеющих близкие инвестиционные предпочтения. Поэтому компании, под управление которых в 1997-1999 гг. перешло сразу несколько новых фондов, концентрируют свои усилия на сборе одного нового фонда.
    Так как одним из важнейших источников капитала для таких фондов являются средства американских институциональных инвесторов, оказалось, что теракты 11 сентября в Нью-Йорке существенно затормозили этот процесс, отбросив создание нескольких новых фондов примерно на полгода.
    После глобального всплеска волны интереса к инвестициям в высокие технологии, не миновавшего и Россию, инвестиции в данный сектор заметно уменьшились, тем не менее обнадеживает тот факт, что большинство фондов продолжают работать в данном секторе, более того, появляется информация о сборе под инвестиции в эту отрасль новых фондов.
    Пока неясными остаются планы международных организаций (EBRD и IFC) по предоставлению средств в капиталы венчурных фондов, прежде всего региональных. С одной стороны, эти международные организации приняли активное участие в формировании региональных фондов венчурного капитала, а также нескольких других венчурных фондов; с другой стороны, пережив трудные времена и уже подходя к финалу жизненного цикла, большинство таких фондов показало свою жизнеспособность и сыграло важную роль в развитии ряда компаний в регионах России. Поэтому, учитывая позицию этих структур по отношению к России, было бы логично ожидать продолжения их финансового участия в капитале венчурных фондов.
    Скорее всего пойдет по нисходящей тенденция участия в капиталах венчурных фондов правительственных структур (в основном США, формировавших капитал The US Russia Investment Fund, Defense Enterprise Fund, принимавших участие в формировании капитала SUN Capital Partners). При этом, видимо, следует ожидать продолжения работы фондов, сформированных правительствами европейских стран и, возможно, Японии, - Finnfund, The Investment Fund for Central and Eastern Europe (Дания). Эти фонды создаются для активизации сотрудничества национальных экспортеров с российскими контрагентами. Отличительная особенность этой группы фондов - осуществление в России только соинвестиций, только совместно с финским или датским партнером компании соответственно, или, как в случае с Finnfund, если проект представляет серьезный интерес для Финляндии.
    Лишь единицы из управляющих компаний, завершивших инвестиции в России, приняли решение пока не создавать новые фонды в нашей стране, либо не осуществлять инвестиции в российские проекты, ссылаясь на более благоприятную ситуацию на других рынках.
    На сегодня общий объем ресурсов венчурных фондов, которые могут быть инвестированными в российские проекты, составляет чуть более 3 млрд долл., из которых 2 млрд долл. уже проинвестированы; свободными для инвестиций остается около 1 млрд долл. Однако уже к лету-осени 2002 г. размер свободных средств может возрасти на 200-300 млн долл. по мере сбора новых фондов.
    Общие цифры за год претерпели довольно существенные изменения: прирост ресурсов, которые могут быть инвестированными в Россию, составил около 2% (с корректировкой на ушедшие с рынка фонды - 4%); прирост инвестированного капитала - 7%, при этом размер свободных ресурсов увеличился на 10% (с корректировкой на ушедшие с рынка фонды - на 11%) (табл. 1).

Новые фонды % от соответ-ствующих показателей всех инвести-рующих в Рос-сию фондов прямых ин-вестиций

Всего ресурсов

13*

Проинвестировано

5**

Число новых фондов - 10

Проинвестированные фонды

Всего ресурсов

30

Число проинвестированных фондов - 14

Фонды, инвестирующие в страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию

Всего ресурсов

12*

Проинвестировано

11**

Региональные фонды ЕБРР

Всего ресурсов

11*

Проинвестировано

11**

Государственные фонды

Всего ресурсов

23*

Проинвестировано

25**

Группы прямых инвестиций

Всего ресурсов

29*

Проинвестировано

34**

Высокие технологии***

Всего ресурсов

9*

Проинвестировано

9**

Группы фондов

Всего ресурсов

34*

Проинвестировано

42**

КТО ИГРАЕТ ФОНДОВЫМ РЫНКОМ?

    Специализирующиеся на России портфельные фонды
    Если в целом для венчурных фондов 2001 г. прошел весьма удачно, то для фондов, специализирующихся на России, этот период в действительности можно назвать <звездным часом>. Благодаря интенсивному росту российского фондового рынка по доходности они выбились в число лидеров. Согласно рейтингу S&P 9 из 10 лучших инвестиционных фондов мира специализировались на инвестициях в России. Подавляющее большинство фондов данной группы продемонстрировали доходность свыше 50-60%; нередко доходность достигала более 70%. Абсолютным лидером стала управляющая компания Prosperity Capital Management, специализирующаяся на акциях российских компаний <второго эшелона>; ее лучший фонд показал феноменальную доходность - 241%, на эту компанию пришлись 5 из 6 лучших оффшорных инвестиционных фондов.
    По данным <РЦБ>, совокупная стоимость инвестиционных портфелей этих фондов составляла около 1,8 млрд долл. (на начало 2001 г. этот показатель составил 1,35 млрд долл.). Такая динамика этих показателей наряду с показателями доходности этих фондов говорит о происходившем в течение 2001 г. оттоке средств из этих фондов, который (даже по осторожным оценкам) выражается суммой свыше 350 млн долл., при этом средний размер фонда возрос лишь на 30% - с 31 до 42 млн долл.
    Ведущие позиции в портфелях этих фондов занимают эмитенты, представленные в табл. 2. Около 5% приходится на менее ликвидные компании <второго> и <третьего эшелонов>.

Компания 2002 г. (на начало года) 2001 г.

Сургутнефтегаз

21

23,4

ЛУКОЙЛ

18

26,0

РАО "ЕЭС России"

14

12,0

ЮКОС

13

3,0

"Норильский никель"

11

11,0

Сибнефть

4

1,0

Газпром

4

2,0

    Часть фондов стремится не раскрывать даже свои крупнейшие
    позиции, поэтому более точна информация об отраслевых приоритетах - на ведущие отрасли, как известно, приходится большая часть активов фондов. Естественно, что безоговорочным лидером стала нефтяная промышленность - 56% активов; далее с большим отрывом идут энергетика - 20% и телекоммуникации - 12%, по 4% приходится на металлургию и финансовый сектор.
    В принципе отток средств из этих фондов не удивителен, так как резкий рост популярности российского фондового рынка начался лишь в конце осени 2001 г., а в предыдущие месяцы развитие событий было весьма драматичным: кончался жизненный цикл некоторых фондов, кроме того, когда стоимость паев стала приближаться к значениям 1996-1997 гг., часть инвесторов, опасаясь дальнейших сюрпризов, предпочли забрать деньги.
    Тем не менее, войдя в число лидеров по доходности за 2001 г., (в ситуации, когда перспективы экономики России и российского фондового рынка вызывают оптимизм у большинства институциональных и многих частных инвесторов, а российская тематика весьма популярна в структуре информационных потоков), фонды, специализированные на России, имеют неплохие шансы на привлечение новых средств, и такая тенденция с конца 2001 г. уже дает о себе знать. Кроме того, несмотря на осторожность и консерватизм многих управляющих компаний, вызванные предыдущим опытом работы в России, в течение 2002 г. можно ожидать создания ряда фондов, специализированных на России. (<РЦБ> уже известно о ряде таких инициатив.)
    Заслуживает внимания еще и такой факт: в силу высокого риска, связанного с инвестициями в Россию, специализирующиеся на России фонды предлагаются либо крупнейшими компаниями - лидерами по управлению активами, либо опытными управляющими, отлично знающими российский рынок и работающими на нем еще с 1994-1996 гг. При этом большинство таких фондов, предупреждая об очень высоком риске, ориентируются либо на опытных, либо на профессиональных инвесторов, а также используются как инструмент диверсификации портфелей для лиц с высоким достатком. Однако здесь нельзя не упомянуть опыт ряда скандинавских стран, в особенности Швеции, где идея инвестиций в Россию очень популярна и такие фонды активно и успешно привлекают средства массовых инвесторов.
    Ориентированные на широкий круг клиентов фонды управляющих компаний Западной Европы, как правило, осуществляют вложения в Россию через Central and Eastern European Funds, распределяющие инвестиционные риски между Россией и ведущими странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), в основном Венгрией, Польшей и Чехией. Американские управляющие компании в основном инвестируют в Россию через фонды Global Emerging Markets.
    Фонды, специализирующиеся на странах Центральной и Восточной и Европы
    Для фондов стран Центральной и Восточной Европы 2001 г. в целом был довольно нейтральным. Сводные индексы региона, упав в середине года, к началу 2002 г. поднялись к изначальным уровням.
    В портфелях этих фондов значительно увеличилась и российская составляющая, однако в целом средний уровень их доходности существенно ниже, чем у фондов, специализирующихся на России. Лидирует по доходности фонд - Griffin Eastern European Value Fund, доходность которого за 2001 г. составила 34,14%. Второй фонд этой управляющей компании - Griffin Eastern Europe показал доходность 19,53%. При этом средняя доходность фондов этого сектора составила 2,8% (разброс значений от +30 до -30%).
    Одна из причин такого успеха состоит в высокой доле российского рынка в восточноевропейских портфелях этой управляющей компании, на настоящий момент превышающей 50%. Кроме того, от компаний, создавших фонд на Центральную и Восточную Европу (с существенной долей России) в начале октября 1998 г. (!), можно ожидать хороших результатов. Средний размер фондов данной группы составил 84 млн долл. по сравнению с 89,3 млн долл. в начале 2001 г., при этом общая сумма активов в нашей выборке1 уменьшилась с 4,5 млрд до 3,9 млрд долл.
    Наиболее популярные отрасли: энергоносители - 34%; финансовый сектор - 24%; телекоммуникации - 17%; энергетика - 8%; информационные технологии - 4%; здравоохранение (включая фармацевтику) - 5%.
    Лидирующие позиции в портфелях этих фондов занимали следующие эмитенты: Сургутнефтегаз - 13%; РАО <ЕЭС России> - 10%; ЛУКОЙЛ - 9%; Bank Pekao - 9%; MATAV - 6%; MOL - 6%; Polish Telecom - 6%; ЮКОС - 5%; OPT Bank - 5%; Gedeon Richter - 3%. Далее из российских эмитентов идут: Сбербанк - 2%; <Норильский никель> - 2%; Газпром - 1%; на ценные бумаги прочих эмитентов приходится 16%.
    Если брать в расчет только российскую составляющую портфелей, получим результаты, представленные в табл. 3.

Компания 2002 г. (на начало года) 2001 г.

Сургутнефтегаз

30

35,3

Лукойл

22

26,1

РАО "ЕЭС России"

24

19,7

ЮКОС

12

0

"Норильский никель"

3

6,2

Сбербанк

3

 

Газпром

3

2,1

    Наибольший вес в портфелях этой группы фондов занимают страны, представленные в табл. 4. По итогам 2001 г. Россия вышла безоговорочно на 1-е место. При этом следует помнить, что многие страны Восточной Европы имеют существенно более высокий рейтинг по сравнению с Россией.

Страна 2002 г. (на начало года) 2001 г.

Россия

40

23,0

Венгрия

20

19,2

Польша

23

27,5

Чехия

7

10,2

Турция

5

4,2

Хорватия

2

2,0

Эстония

1

1,0

Словения

1

н.д.

Израиль

1

1,8

    Итак, в силу расхождения в динамике российского рынка и рынков стран ЦВЕ доля России в портфелях многих фондов увеличилась примерно в 2 раза. Здесь возникает вопрос: какое решение примут управляющие? Оставлять, сохранять или еще больше увеличивать долю России в надежде на дальнейший рост рынка?
    Во-первых, маловероятно, что доля России будет увеличиваться и далее, так как это будет противоречить идее и инвестиционным целям этой группы фондов - фактически из фондов, ориентированных на страны ЦВЕ, они будут приближаться к специализированным на России фондам.
    Во-вторых, вариантов, по сути, два: либо сохранение status quo c вариациями 7-10%, либо сокращение доли России, если управляющие сочтут, что российский рынок <перегрет> и его рост обгоняет фундаментальные показатели страны. С учетом низкой ликвидности российского рынка эта тенденция может привести к серьезной коррекции.
    Ответ на вопрос станет ясен в течение ближайших месяцев, однако некоторые фонды уже начали серьезное сокращение своих российских позиций. Так, фонд Vontobel Eastern Europe Fund на конец января 2002 г. имел в России 13,9% (30% - в декабре и 33,8% - в конце июня 2001 г.).
    Фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках
    Для развивающихся рынков 2001 г. был годом испытаний: IFC Composite Index вырос на 1,76%, а MSCI Emerging Markets Free Index потерял в цене 2,76%; лучший из оффшорных фондов, ориентированный на сектор Global Emerging Mar-kets Equity, по данным S&P, Deltec Emerging Markets Equity Fund показал доходность 18,6%; занявший 2-е место фонд - лишь 8,6%; большинство фондов показали отрицательные результаты, наименее успешные - до -20%.
    Эксперты выражают надежду на улучшение динамики фондовых рынков в 2002 г.
    Российская составляющая портфелей этих фондов за 2001 г. существенно увеличилась (с учетом фондов-гигантов под управлением Аmerican Funds на Россию приходится около 3,6% активов). Без их учета доля российских активов в отобранной журналом <РЦБ> группе фондов (с наибольшими объемами вложений в Россию) составила 6%. Общий объем средств инвестированных в Россию данной группой фондов составил 3,36 млрд долл. Доля России в индексе MSCI EMF Index на 31 декабря 2001 г. составляла 3,34%.
    Наибольший вес в портфелях этой группы фондов занимают Южная Корея - 20% (21%)3; Мексика - 19% (14%); Тайвань - 17% (13%); Бразилия - 13% (10%); Индия - 10% (5%); Китай - 5% (7%); Турция - 5% (2%); ЮАР - 4% (15%).
    Максимальные доли отдельных компаний: Taiwan Semiconductors - 30% (15%); Samsung Electronics - 19% (26%); Tele-fonos De Mexico - 12% (12%); AngloAme-rican - 7%; Petrobras - 12%(7%); China Mobile - 8% (7%); ЛУКОЙЛ - 8% (2%); РАО <ЕЭС России> - 1% (3%); United Microelect-ronics - 6%; SK Telecom - 3%; ЮКОС - 2%.
    По отраслям наибольший объем вложений осуществлен в здравоохранение - 26% (4% (!)); финансовый сектор - 21% (19%); энергоносители - 16% (9%); hi-tech, полупроводники и высокие технологии - 10% (19%); телекоммуникации - 4% (16%); материалы - 2% (10%). Стоит отметить, что в портфелях данной группы фондов по сравнению с предыдущими группами существенно падает доля энергоносителей, а первые места занимают здравоохранение, финансовый сектор и телекоммуникации.
    Интересно отметить еще несколько фактов:

  • Отдельные фонды Global Emerging Markets имеют сильно диверсифицированный состав российских портфелей, в которых можно встретить ценные бумаги <второго> и <третьего эшелонов>.
  • Российские активы начинают появляться в составе пенсионных фондов. Так американская State Teachers Retirement System of Ohio на 31 декабря 2001 г. владела пакетом российских ценных бумаг стоимостью 87 млн долл. Однако доли России в портфелях таких фондов, как правило, находятся на уровне ниже 1-2%.
  • Ценные бумаги крупнейших российских эмитентов начинают появляться в портфелях глобальных фондов (фонды American Funds) и даже глобальных тематических фондов, например фонда ABN AMRO Global Resources Fund.
  • Отдельные фонды аккумулировали серьезные пакеты российских ценных бумаг. Например, Capital International Emerging Markets Growth Fund управляет пакетом акций ЛУКОЙЛа рыночной стоимостью 438 млн долл., что составляет всего 2,6% от его чистых активов. Другой фонд группы Capital International EuroPacific Growth Fund имеет размер чистых активов около 30 млрд долл.; доля ЛУКОЙЛа в его портфеле составляет 0,44%, или 114 млн долл. Есть повод задуматься, что будет с российским рынком, если руководство одного только этого фонда, например, примет решение довести пакет ЛУКОЙЛа даже до 2%.

    ВЫВОДЫ

  • В секторе венчурных фондов и фондов прямых инвестиций идет формирование <второй волны> фондов. Первые из них уже приступили к инвестициям. Выбытие проинвестированных фондов компенсируется созданием новых.
  • Специализирующиеся на России фонды показали выдающиеся результаты, войдя в число лучших инвестиционных фондов мира за 2001 г. Активизировался процесс притока в эти фонды новых клиентов. При благоприятном развитии ситуации следует ожидать создания ряда новых фондов.
  • Из-за высокой динамики российского рынка 2001 г. и особенно I кв. 2002 г. в итоге стали в целом позитивными для фондов, специализирующихся на инвестициях в Центральную и Восточную Европу. Сравнительная динамика фондовых рынков России и стран ЦВЕ показывает, что Россия с большим отрывом и во многом самопроизвольно (в силу роста рынка, а не приобретения новых активов) вышла на 1-е место по весу страны в портфелях этой группы фондов. В связи с этим вероятно постепенное сокращение доли российских ценных бумаг в их портфелях с целью приведения состава портфеля в соответствие с назначением этих фондов и практикой риск-менеджмента, что может оказать давление на котировки российских акций.
  • Наибольший потенциал притока средств сохраняется от фондов группы Global Emerging Markets, где вес нашей страны все еще довольно низок, а также в силу гораздо большего объема активов под управлением этой группы фондов по сравнению с другими группами фондов.
  • В дальнейшем, в течение следующих 5-7 лет, при благоприятном развитии ситуации и устойчивом развитии страны наибольший приток инвестиций следует ожидать от игроков, в портфелях которых Россия фактически не представлена на сегодняшний момент - Global Funds, в том числе глобальных тематических фондов, пенсионных фондов, а также других групп институциональных инвесторов. Первые серьезные признаки этого процесса могут появиться уже при присвоении России рейтинга инвестиционного класса.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".