Источниками инвестиций (прямых или портфельных) могут быть сбережения населения, резервы бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), а также иностранные инвестиции - прямые и портфельные. В настоящее время в российской экономике, как и в других развивающихся экономиках, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) преобладают над портфельными.
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ УМЕНЬШАЮТСЯ |
Прямые иностранные инвестиции попадают в страну-реципиент в основном двумя способами - через международные инвестиционные фонды либо благодаря деятельности транснациональных корпораций (ТНК).
Если говорить о форме ведения бизнеса, то иностранные инвесторы в России предпочитают организацию производства продаже лицензий или иным формам субподрядных отношений, стремясь удержать за собой контроль за прибылями, сбытом, качеством продукции и защитить собственные <ноу-хау>.
К мотивам, по которым инвесторы размещают свои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнести размер российского рынка; также очень важной причиной для иностранных компаний является наличие в России дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что самое важное, возможность преодолеть торговые барьеры, которые до недавнего времени в нашей стране были довольно высокими по сравнению с другими странами. В 2001-2002 гг., в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки, что, несомненно, отразится на объеме иностранных инвестиций, особенно прямых.
Если рассматривать проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкиваются иностранные инвесторы в России, то к наиболее серьезным стоит отнести проблемы, связанные с разрешением экономических споров в судебных органах, неадекватное и постоянно меняющееся законодательство, а также проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, с риском изменений в политической сфере, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и корруп-цией.
И хотя проблем, связанных с иностранными инвестициями, намного больше, чем преимуществ, размер российского рынка - основной мотив инвестирования - настолько значим для иностранцев, что российская экономика будет по-прежнему привлекательна для иностранных инвесторов.
По оценкам экспертов, в ближайшие годы России потребуется 100-150 млрд долл. инвестиций. Инвестиционный климат в нашей стране после кризиса 1998 г., по всеобщему мнению, начинает постепенно улучшаться. Сами иностранные инвесторы положительно оценивают изменения в налоговом и таможенном законодательствах, а также принимаемые российским правительством меры по реструктуризации экономики.
Экономическим показателем, позволяющим установить связь изменений в экономической политике, влияющих на ее прозрачность, с экономическим ростом и объемом инвестиций, является индекс непрозрачности (Opacity Index).
По данным исследования, опубликованного в 2001 г. PricewaterhouseCoopers, крупнейшей в мире компанией по оказанию аудиторских и консультационных услуг, страны мира, имеющие наиболее высокий индекс непрозрачности, ежегодно недополучают прямых иностранных инвестиций на 131 млрд долл., так как этот капитал направляется в страны с большей прозрачностью. В том числе и Россия ежегодно недополучает прямых иностранных инвестиций на сумму около 10 млрд долл. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers непрозрачность правовой системы, нормативного регулирования, бухгалтерского учета и экономической политики, а также коррупция могут уменьшать положительное влияние прямых иностранных инвестиций на экономический рост.
Страны, в которых отмечается экономический рост, в значительно большей степени привлекают прямые иностранные инвестиции. А относительно прозрачные условия способствуют получению максимальных экономических выгод от этих инвестиций. Экономические выгоды - это рост занятости населения, более высокая заработная плата и повышение производительности.
Общий объем иностранных инвестиций в Россию в 2001 г. составил 14,26 млрд долл. и увеличился на 30,1% по сравнению с 2000 г., превысив на 16% самый высокий за последние 7 лет показатель 1997 г. В 2001 г. прямые инвестиции снизились на 10,1% и составили 3,98 млрд долл. Портфельные инвестиции увеличились в 3,1 раза и составили в 2001 г. 451 млн долл. Прочие инвестиции увеличились на 53,9% и составили 9,8 млрд долл. (рис. 1).
В 2000-2001 ГГ. ПОЯВИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ К РОСТУ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ |
Из диаграммы видно, что в общем объеме иностранных инвестиций после 1999 г. появилась устойчивая тенденция к росту. По мнению экспертов Центра экономического анализа агентства <Интерфакс>, тенден- ция к росту иностранных инвестиций сохранится и в 2002 г., хотя прирост, возможно, будет происходить несколько меньшими темпами.
Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике России, по данным Минэкономразвития РФ, к концу 2001 г. составил 35,62 млрд долл. Из них на накопленные прямые инвестиции пришлось 51,0%, портфельные - 3,5%, прочие - 45,5%.
По данным Госкомстата, в 2001 г. на 10 крупнейших стран-инвесторов приходилось 85,3% общего объема накопленного в российской экономике иностранного капитала (рис. 2, 3).
Как видно из приведенных диаграмм, удельный вес инвестиций из Кипра растет с каждым годом, а объем накопленных инвестиций почти сравнялся с объемами накопленных инвестиций таких стран, как Германия и США. За 9 месяцев 2001 г. объемы инвестиций из Кипра превысили объемы инвестиций из Германии и США. Показательно также, что свыше 80% кипрских инвестиций приходились на долю прямых инвестиций, что является рекордом по сравнению с другими странами.
Здесь уместно напомнить, что, по данным платежного баланса Кипра, прямые инвестиции за рубеж в целом (во все страны мира) в среднем составляют очень мизерную цифру - около 15 млн долл. в год. Следовательно, декларируемые в России иностранные инвестиции Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение.
Скорее всего их источник - российский капитал, владельцы которого сначала нелегально его вывозят, используя местный <налоговый рай>, легализуют его, превращают в <иностранные> инвестиции и ввозят обратно в Россию. При этом власти Кипра об этом либо <не знают>, либо не признают этого в официальных данных.
Структура иностранных инвестиций в Россию на протяжении 1995-2001 гг. существенно менялась (рис. 4).
В 1995 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось 67,7%, а в 2001 г. - всего 27,9%, или 3,98 млрд долл. (по сравнению с 2000 г. снизились на 10,1%).
Изменения в законодательной базе и реальная возможность вступления России в ВТО начинают оказывать свое влияние на приток прямых иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы находятся в состоянии <ожидания>. Можно предположить, что в 2002 г. и удельный вес, и объемы прямых иностранных инвестиций скорее всего останутся на том же уровне, а если и будут увеличиваться, то небольшими темпами.
В 2001 Г. УХУДШИЛАСЬ СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ |
Если посмотреть на структуру ПИИ в Россию за последние 6-7 лет, можно проследить следующую тенденцию: взносы в капитал падали на фоне роста кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий, что связано с большей законодательной защищенностью последних (рис. 5).
Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры.
Портфельные инвестиции могут быстро и широкомасштабно хлынуть на фондовый рынок страны для скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения также быстро покинуть его.
Из приведенных данных (рис. 6, 7) видно, что портфельные инвестиции быстрее, чем прямые, отреагировали на кризис в 1998 г. и на экономический рост в 2000-2001 гг., чем прямые иностранные инвестиции. Портфельные инвестиции в 1995 г. составляли 1,3%, достигли своего пика в 1997 г. - 5,5%; резко сократились в 1999 г. - 0,3% (реакция на кризис 1998 г.) и довольно стремительно возросли в 2001 г., составив 3,2% от всех иностранных инвестиций (реакция на высокий экономический рост в России в 2000-2001 гг.: рост ВВП в 2000 г. составил 9%, а в 2001 г. - 5%).
Рост портфельных инвестиций в Россию можно считать одним из показателей выхода страны из кризиса, ведь, как известно, в развитых странах удельный вес портфельных инвестиций намного превышает удельный вес прямых инвестиций, причем именно развитые страны являются и основными донорами, и основными реципиентами портфельных инвестиций. Но для России на данном этапе развития очень важен приток именно прямых иностранных инвестиций, потому что они связаны с развитием реального сектора экономики.
Отраслевая структура ПИИ
Обращают на себя внимание изменения и в отраслевой структуре иностранных инвестиций, происшедшие в последние несколько лет (см. рис. 6).
После кризиса 1998 г., естественно, резко сократились инвестиции в такую отрасль, как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение. После 1999 г. начали сокращаться вложения в топливную промышленность. Вместе с этим возросли инвестиции в пищевую промышленность, транспорт, связь, торговлю и общественное питание - отрасли, которые требуют меньше капиталовложений при довольно быстрой окупаемости.
Примечательно, что в 2001 г. иностранные инвесторы больше всего средств инвестировали в торговлю и общественное питание - 37,1%. Очевидно, что вкладывать средства в капиталоемкие и наукоемкие отрасли экономики иностранцы пока не торопятся. И это происходит потому, что инвесторы сами выбирают сферы деятельности, руководствуясь в первую очередь нормой прибыли на вложенный капитал и быстротой окупаемости проекта. Наше государство, к сожалению, в настоящее время не оказывает пока на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия.
Распределение иностранных инвестиций по регионам
Среди регионов лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва, которая в 2001 г. привлекла больше 39,7% всех иностранных инвестиций. Объясняется это тем, что столица России по-прежнему является крупнейшим национальным центром с развитой финансовой инфраструктурой и наиболее высоким уровнем платежеспособности населения. Устойчивая положительная динамика наблюдается также в Челябинской и Омской областях, в Краснодарском крае (см. рис. 7).
Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности распределения иностранных инвестиций. Одна из причин структурной деформированности - слабая региональная политика привлечения иностранных инвестиций, недостаточность в обеспечении иностранных инвесторов информацией об инвестиционных проектах.
Используя слабость региональной политики России по привлечению иностранного капитала, США, к примеру, разработали свою программу <Региональной инвестиционной инициативы>. Так, США стремятся поощрять и направлять инвестиционную деятельность американских компаний в определенные российские регионы, учитывая возможности и потенциалы этих регионов и интересы американских инвесторов.
В связи с этим в последние годы активизировала свою работу на российском рынке государственная корпорация США по частным инвестициям за рубежом (ОПИК). ОПИК является агентством правительства США по содействию американским компаниям, инвестирующим в более чем 140 странах мира, и уделяет особое внимание странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности России.
ОПИК оказывает помощь американским инвесторам, используя следующие основные виды деятельности, направленные на поощрение инвестиций за рубежом и уменьшение сопутствующих рисков: