Прямые иностранные инвестиции

Долгополова Анжела

ПОЧЕМУ ИНВЕСТИРУЮТ В РОССИЮ И ЧЕГО БОЯТСЯ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ

    Источниками инвестиций (прямых или портфельных) могут быть сбережения населения, резервы бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), а также иностранные инвестиции - прямые и портфельные. В настоящее время в российской экономике, как и в других развивающихся экономиках, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) преобладают над портфельными.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ УМЕНЬШАЮТСЯ

    Прямые иностранные инвестиции попадают в страну-реципиент в основном двумя способами - через международные инвестиционные фонды либо благодаря деятельности транснациональных корпораций (ТНК).
    Если говорить о форме ведения бизнеса, то иностранные инвесторы в России предпочитают организацию производства продаже лицензий или иным формам субподрядных отношений, стремясь удержать за собой контроль за прибылями, сбытом, качеством продукции и защитить собственные <ноу-хау>.
    К мотивам, по которым инвесторы размещают свои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнести размер российского рынка; также очень важной причиной для иностранных компаний является наличие в России дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что самое важное, возможность преодолеть торговые барьеры, которые до недавнего времени в нашей стране были довольно высокими по сравнению с другими странами. В 2001-2002 гг., в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки, что, несомненно, отразится на объеме иностранных инвестиций, особенно прямых.
    Если рассматривать проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкиваются иностранные инвесторы в России, то к наиболее серьезным стоит отнести проблемы, связанные с разрешением экономических споров в судебных органах, неадекватное и постоянно меняющееся законодательство, а также проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, с риском изменений в политической сфере, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и корруп-цией.
    И хотя проблем, связанных с иностранными инвестициями, намного больше, чем преимуществ, размер российского рынка - основной мотив инвестирования - настолько значим для иностранцев, что российская экономика будет по-прежнему привлекательна для иностранных инвесторов.
    По оценкам экспертов, в ближайшие годы России потребуется 100-150 млрд долл. инвестиций. Инвестиционный климат в нашей стране после кризиса 1998 г., по всеобщему мнению, начинает постепенно улучшаться. Сами иностранные инвесторы положительно оценивают изменения в налоговом и таможенном законодательствах, а также принимаемые российским правительством меры по реструктуризации экономики.
    Экономическим показателем, позволяющим установить связь изменений в экономической политике, влияющих на ее прозрачность, с экономическим ростом и объемом инвестиций, является индекс непрозрачности (Opacity Index).
    По данным исследования, опубликованного в 2001 г. PricewaterhouseCoopers, крупнейшей в мире компанией по оказанию аудиторских и консультационных услуг, страны мира, имеющие наиболее высокий индекс непрозрачности, ежегодно недополучают прямых иностранных инвестиций на 131 млрд долл., так как этот капитал направляется в страны с большей прозрачностью. В том числе и Россия ежегодно недополучает прямых иностранных инвестиций на сумму около 10 млрд долл. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers непрозрачность правовой системы, нормативного регулирования, бухгалтерского учета и экономической политики, а также коррупция могут уменьшать положительное влияние прямых иностранных инвестиций на экономический рост.
    Страны, в которых отмечается экономический рост, в значительно большей степени привлекают прямые иностранные инвестиции. А относительно прозрачные условия способствуют получению максимальных экономических выгод от этих инвестиций. Экономические выгоды - это рост занятости населения, более высокая заработная плата и повышение производительности.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ

    Общий объем иностранных инвестиций в Россию в 2001 г. составил 14,26 млрд долл. и увеличился на 30,1% по сравнению с 2000 г., превысив на 16% самый высокий за последние 7 лет показатель 1997 г. В 2001 г. прямые инвестиции снизились на 10,1% и составили 3,98 млрд долл. Портфельные инвестиции увеличились в 3,1 раза и составили в 2001 г. 451 млн долл. Прочие инвестиции увеличились на 53,9% и составили 9,8 млрд долл. (рис. 1).

В 2000-2001 ГГ. ПОЯВИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ К РОСТУ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

    Из диаграммы видно, что в общем объеме иностранных инвестиций после 1999 г. появилась устойчивая тенденция к росту. По мнению экспертов Центра экономического анализа агентства <Интерфакс>, тенден- ция к росту иностранных инвестиций сохранится и в 2002 г., хотя прирост, возможно, будет происходить несколько меньшими темпами.
    Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике России, по данным Минэкономразвития РФ, к концу 2001 г. составил 35,62 млрд долл. Из них на накопленные прямые инвестиции пришлось 51,0%, портфельные - 3,5%, прочие - 45,5%.
    По данным Госкомстата, в 2001 г. на 10 крупнейших стран-инвесторов приходилось 85,3% общего объема накопленного в российской экономике иностранного капитала (рис. 2, 3).
    Как видно из приведенных диаграмм, удельный вес инвестиций из Кипра растет с каждым годом, а объем накопленных инвестиций почти сравнялся с объемами накопленных инвестиций таких стран, как Германия и США. За 9 месяцев 2001 г. объемы инвестиций из Кипра превысили объемы инвестиций из Германии и США. Показательно также, что свыше 80% кипрских инвестиций приходились на долю прямых инвестиций, что является рекордом по сравнению с другими странами.
    Здесь уместно напомнить, что, по данным платежного баланса Кипра, прямые инвестиции за рубеж в целом (во все страны мира) в среднем составляют очень мизерную цифру - около 15 млн долл. в год. Следовательно, декларируемые в России иностранные инвестиции Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение.
    Скорее всего их источник - российский капитал, владельцы которого сначала нелегально его вывозят, используя местный <налоговый рай>, легализуют его, превращают в <иностранные> инвестиции и ввозят обратно в Россию. При этом власти Кипра об этом либо <не знают>, либо не признают этого в официальных данных.

СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

    Структура иностранных инвестиций в Россию на протяжении 1995-2001 гг. существенно менялась (рис. 4).
    В 1995 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось 67,7%, а в 2001 г. - всего 27,9%, или 3,98 млрд долл. (по сравнению с 2000 г. снизились на 10,1%).
    Изменения в законодательной базе и реальная возможность вступления России в ВТО начинают оказывать свое влияние на приток прямых иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы находятся в состоянии <ожидания>. Можно предположить, что в 2002 г. и удельный вес, и объемы прямых иностранных инвестиций скорее всего останутся на том же уровне, а если и будут увеличиваться, то небольшими темпами.

В 2001 Г. УХУДШИЛАСЬ СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

    Если посмотреть на структуру ПИИ в Россию за последние 6-7 лет, можно проследить следующую тенденцию: взносы в капитал падали на фоне роста кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий, что связано с большей законодательной защищенностью последних (рис. 5).
    Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры.
    Портфельные инвестиции могут быстро и широкомасштабно хлынуть на фондовый рынок страны для скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения также быстро покинуть его.
    Из приведенных данных (рис. 6, 7) видно, что портфельные инвестиции быстрее, чем прямые, отреагировали на кризис в 1998 г. и на экономический рост в 2000-2001 гг., чем прямые иностранные инвестиции. Портфельные инвестиции в 1995 г. составляли 1,3%, достигли своего пика в 1997 г. - 5,5%; резко сократились в 1999 г. - 0,3% (реакция на кризис 1998 г.) и довольно стремительно возросли в 2001 г., составив 3,2% от всех иностранных инвестиций (реакция на высокий экономический рост в России в 2000-2001 гг.: рост ВВП в 2000 г. составил 9%, а в 2001 г. - 5%).
    Рост портфельных инвестиций в Россию можно считать одним из показателей выхода страны из кризиса, ведь, как известно, в развитых странах удельный вес портфельных инвестиций намного превышает удельный вес прямых инвестиций, причем именно развитые страны являются и основными донорами, и основными реципиентами портфельных инвестиций. Но для России на данном этапе развития очень важен приток именно прямых иностранных инвестиций, потому что они связаны с развитием реального сектора экономики.
    Отраслевая структура ПИИ
    Обращают на себя внимание изменения и в отраслевой структуре иностранных инвестиций, происшедшие в последние несколько лет (см. рис. 6).
    После кризиса 1998 г., естественно, резко сократились инвестиции в такую отрасль, как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение. После 1999 г. начали сокращаться вложения в топливную промышленность. Вместе с этим возросли инвестиции в пищевую промышленность, транспорт, связь, торговлю и общественное питание - отрасли, которые требуют меньше капиталовложений при довольно быстрой окупаемости.
    Примечательно, что в 2001 г. иностранные инвесторы больше всего средств инвестировали в торговлю и общественное питание - 37,1%. Очевидно, что вкладывать средства в капиталоемкие и наукоемкие отрасли экономики иностранцы пока не торопятся. И это происходит потому, что инвесторы сами выбирают сферы деятельности, руководствуясь в первую очередь нормой прибыли на вложенный капитал и быстротой окупаемости проекта. Наше государство, к сожалению, в настоящее время не оказывает пока на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия.
    Распределение иностранных инвестиций по регионам
    Среди регионов лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва, которая в 2001 г. привлекла больше 39,7% всех иностранных инвестиций. Объясняется это тем, что столица России по-прежнему является крупнейшим национальным центром с развитой финансовой инфраструктурой и наиболее высоким уровнем платежеспособности населения. Устойчивая положительная динамика наблюдается также в Челябинской и Омской областях, в Краснодарском крае (см. рис. 7).
    Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности распределения иностранных инвестиций. Одна из причин структурной деформированности - слабая региональная политика привлечения иностранных инвестиций, недостаточность в обеспечении иностранных инвесторов информацией об инвестиционных проектах.
    Используя слабость региональной политики России по привлечению иностранного капитала, США, к примеру, разработали свою программу <Региональной инвестиционной инициативы>. Так, США стремятся поощрять и направлять инвестиционную деятельность американских компаний в определенные российские регионы, учитывая возможности и потенциалы этих регионов и интересы американских инвесторов.
    В связи с этим в последние годы активизировала свою работу на российском рынке государственная корпорация США по частным инвестициям за рубежом (ОПИК). ОПИК является агентством правительства США по содействию американским компаниям, инвестирующим в более чем 140 странах мира, и уделяет особое внимание странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности России.
    ОПИК оказывает помощь американским инвесторам, используя следующие основные виды деятельности, направленные на поощрение инвестиций за рубежом и уменьшение сопутствующих рисков:

  • финансирование предприятий путем предоставления кредитов и кредитных гарантий;     поддержка частных инвестиционных фондов, финансирующих американские компании (The U.S. - Russia Investment Fund, Agribusiness Partners Fund, AIG Brunswick Millennium Fund);
        страхование инвестиций от широкого спектра политических рисков;
  • проведение мероприятий по ознакомлению американских деловых кругов с инвестиционными возможностями за рубежом.
        Размер прямых кредитов, предоставляемых ОПИК и используемых главным образом представителями малого американского бизнеса, варьируется от 2 до 10 млн долл. Кредитные гарантии обычно используются в крупных проектах и предоставляются в объеме от 10 до 100 млн долл., в отдельных случаях могут достигать 200 млн долл. Обычные сроки погашения кредитов ОПИК составляют от 5 до 15 лет.
        По кредитным гарантиям ОПИК с заемщика взимается гарантийный взнос, составляющий в среднем от 1,5 до 5% годовых от общей суммы кредита в зависимости от коммерческих и политических риск.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".