В этом году мы запустим несколько новых фондов

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с управляющим директором <МДМ Капитал Эдвайзорс> Славой Рабиновичем*

РЦБ: Как и когда было принято решение о создании <МДМ Кaпитал Эдвайзорс>? Почему нужно иметь отдельную компанию для упрaв-ления активами, почему сам МДМ-Банк не занимается этой линией бизнеса?

    С. Р. В конце 2000 г. я и мой партнер, Брайан Стир, задумались о создании компании по управлению активами. Мы разработали бизнес-план и показали его высшему руководству нескольких самых крупных российских банков. В то же самое время у основателя и главного акционера МДМ-Банка Андрея Мельниченко возникли весьма конкретные идеи в области бизнеса по управлению активами. Однако у него еще не было правильной структуры и команды для создания, развития, маркетирования и управления продуктами в этой области. После нескольких <марафонских> встреч и переговоров весной и летом 2001 г. с г-ном Мельниченко мы поняли, что наши идеи лежат в одной плоскости, и было принято решение создать бизнес по управлению активами.
    Причина, по которой <МДМ Капитал> является отдельной от МДМ-Банка структурой, очень проста.
    С момента основания банка в конце 1993 г. г-н Мельниченко всегда придерживался стратегии следования и применения западных принципов руководства банком. Банк аудируется PricewaterhouseCoopers с 1994 г., он публикует свои финансовые результаты в соответствии с международными принципами финансовой отчетности (IAS), имеет кредитные рейтинги от главных международных рейтинговых агентств, в состав его совета директоров входят независимые директора.
    Для того чтобы полностью соответствовать международным нормам ведения бизнеса по управлению активами, необходимо иметь четкое разделение между этим бизнесом и остальным банком. Если разделения нет, то могут возникнуть многочисленные конфликты интересов. В нашем случае это исключено, потому что <МДМ Капитал> является совершенно самостоятельной компанией, базирующейся на Каймановых островах. По величине эта юрисдикция является 5-й в мире среди специализирующихся на управлении активами. Компании, зарегистрированные на Каймановых островах, управляют активами на 900 млрд долл.
    Регулирование деятельности <МДМ Капитала> осуществляет Монетарная комиссия Каймановых островов. Администрирование проводит банк Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC), аудит - PricewaterhouseCoopers. Финансовые результаты <МДМ Капитала> не влияют на финансовые результаты МДМ-Банка, и наоборот.

РЦБ: Чем продиктован выбор линии продуктов и какова стратегия каждого из фондов?

    С. Р. <МДМ Капитал> собирается запустить в этом году несколько фондов. Выбор каждого типа фонда продиктован двумя главными факторами: спросом от клиентов и идеями нашей команды.
    Каждый менеджер по управлению активами должен быть ответственным профессионалом.
    К примеру, в 1997 г. в России появились новые менеджеры для удовлетворения спроса, вызванного огромным западным <аппетитом> на все российские активы.
    Они брали деньги у клиентов и вкладывали их не только в российские <голубые фишки>, которые к тому времени уже имели очень высокие цены, но и в совершенно неликвидные акции.
    Они никогда не ездили и не смотрели на эти компании, никогда не делали моделей по их оценке, имели слабое представление не только об их продуктах, но и об их финансовых результатах, акционерной структуре и рисках.
    Клиенты буквально <кидались в них деньгами>, только чтобы инвестировать в России, а эти менеджеры не отказывали в удовлетворении этого спроса. Многие из этих менеджеров вышли из бизнеса во время и после кризиса 1998 г.
    Наша стратегия развития бизнеса, конечно, будет учитывать спрос клиентов, но она никогда не будет слепо ему следовать. Поступать по-другому было бы просто безответственно.
    Первый фонд, который мы запускаем, будет называться МДМ-Фонд <Денежный рынок доллара США>, он предназначен для международных клиентов, которым нужны высоколиквидные и низкорискованные инвестиции.
    Это будет инструмент для управления ликвидностью частных лиц и корпораций, по своим качествам напоминающий депозиты в банках, но только лучше. Лучше по многим причинам: в нем будет достигнута диверсификация по инструментам денежного рынка (таким как депозиты в банках, депозит-
    ные сертификаты, векселя, корпоративные облигации и т.д.), диверсификация по финансовым контрагентам, а также потому, что портфель инвестиций будет управляться <активным> образом. Все инструменты в портфеле будут иметь самые высокие кредитные рейтинги, начиная с A1 и выше по шкале Standard & Poor's.
    Другой фонд, который мы хотим запустить, называется фондом фондов. Мы рассматриваем такой продукт как некое <продолжение> фонда денежного рынка, но только для клиентов, которые идут на несколько больший риск для достижения большей ожидаемой доходности, но при этом с достаточно низкой степенью волатильности.
    Если мы решим запускать этот фонд, то он будет инвестировать в другие фонды, которые, в свою очередь, будут работать по так называемым <альтернативным> стратегиям, таким как <хедж>, <арбитраж> и т.д. При такой структуре клиенты будут диверсифицированы не только по инструментам, рынкам и странам, но и по различным стратегиям. Этот продукт сейчас очень популярен на Западе, но в России лишь немногие слышали о нем.
    Кроме того, в первой половине этого года мы планируем запустить фонд инвестиций в российские акции. Как и любой фонд такого рода, этот фонд будет высокорискованным. Однако мы с г-ном Стиром настроены оптимистично по поводу этого продукта, поскольку это именно то, чем мы с успехом занимались на российском рынке с 1996 г., работая в фонде <Эрмитаж>.
    Этот продукт будет предназначаться в основном для западных инвесторов, хотя он также будет предлагаться и российским инвесторам.
    Есть еще два продукта, о запуске которых мы пока думаем, - это фонд инвестиций в российские облигации, который будет инвестировать в долговые инструменты, а также фонд прямых инвестиций. Постепенно, по мере развития российских компаний, будет выпускаться все большее количество корпоративных облигаций, для того чтобы привлечь долговое финансирование и рефинансировать старые долги. Идеи по поводу фонда прямых инвестиций еще только зарождаются, и дальнейшие обсуждения с инвесторами определят, каким должен быть такой фонд.

РЦБ: Каков круг клиентов, которых вы предполагаете привлечь в МДМ-Фонды? Насколько велика будет доля российских инвесторов? Будет ли сам МДМ-Банк инвестировать в эти фонды?

    С. Р. <МДМ Капитал> будет управлять всеми своими продуктами и осуществлять международный маркетинг.
    Те российские клиенты, которые легально держат часть своих средств за границей, также будут считаться <международными>, с нашей точки зрения.
    В связи с этим невозможно говорить о доле российских клиентов - мы пока не управляем рублевыми средствами. <Российскими клиентами, которые легально держат часть своих средств за границей>, я называю больших российских корпоративных клиентов, которым по закону разрешено держать часть своей валютной выручки вне России (таких как крупные экспортеры нефти и газа, металлов и т.д.).
    В дополнение к этому мы будем активно предлагать свои продукты на Западе индивидуальным инвесторам с большим достатком и финансовым учреждениям. Сам МДМ-
    Банк также будет инвестировать в эти фонды, но, являясь российским финансовым учреждением, только в рамках российского банковского законодательства.
    Поскольку построение нового бизнеса невозможно по всем направлениям одновременно, мы будем рассматривать привлекательность российского <рублевого> направления только тогда, когда наш международный бизнес принесет первые хорошие результаты.

РЦБ: Как будут организованы системы маркетинга и дистрибуции, система работы с клиентами?

    С. Р. В 2001 г. МДМ-Банк создал управление международного бизнеса. До сих пор это управление занималось маркетингом и продвижением основных линий бизнеса МДМ-Банка западным клиентам. Теперь этот департамент будет продвигать и бизнес управления активами, который использует тот же брэнд МДМ, но находится вне банка. Команда инвестиционных менеджеров <МДМ Капитала> также будет активно маркетировать свои продукты.
    Как я уже упоминал, <МДМ Капитал> вступил в партнерство с CIBC - банком, который входит в <десятку> крупнейших банков Северной Америки по величине своих активов. CIBC будет являться независимым администратором каждого из фондов. Они будут обрабатывать заявки на подписку и выкуп паев, а также осуществлять независимую оценку паев, которая станет единственной и официальной оценкой фондов. Мы надеемся, что, работая с нашими западными партнерами и показав хорошие результаты доходности, мы также сможем получить доступ к их клиентской базе.

РЦБ: Как Вы оцениваете ситуацию на рынке акций, бумаги каких эмитентов считаете наиболее привлекательными? Не поздно ли входить в рынок теперь, на уже достаточно высоких уровнях?

    С. Р. Безусловно, в прошлом году и в начале этого года на российском рынке произошла настоящая переоценка. Нужно учитывать, что эта переоценка происходила с очень низкой базы.
    Когда Вы говорите об <уровнях>, что именно Вы имеете в виду: индекс РТС или отдельно взятые акции? Этот вопрос, в моем понимании, является наиболее важным для менеджера, который работает по стратегии stock picking, т.е. тщательного выбора объектов инвестиций из всех торгующихся на рынке акций. На этих уровнях я продал бы <в короткую> некоторые российские акции. Вместе с тем я уверен, что существует большое количество еще недооцененных акций, которые я бы купил, ожидая увеличения их цены в среднесрочном интервале.

РЦБ: Каков ваш подход к размещению активов? Как будут приниматься инвестиционные решения?

    С. Р. Все вопросы по размещению активов и инвестиционным решениям находятся в ведении инвестиционной команды <МДМ Капитала>. Самый главный критерий принятия решений - это уровень доходности на основе соотношения риск/доходность.
    Любая цифра доходности ничего не значит без оценки рисков, ассоциированных с инвестициями в инструменты, приносящими эту доходность.
    Мой профессор по финансам в Нью-Йоркском университете любил повторять следующую шутку: <"Money For Nothing и еще кое-что for free" бывает только у "Dire Straits", но не на Wall Street>.

РЦБ: Рынок управления активами становится высококонкурентным. Как Вы оцениваете сложившуюся расстановку сил и направления развития ситуации на этом рынке?

    С. Р. Если мы говорим о портфельных фондах, инвестирующих в российские акции, то существует более 30 таких фондов. Если Вы посмотрите на их доходность, то лишь некоторые из них на постоянной основе показывают лучшую доходность, чем индекс РТС.
    На самом деле, когда российский рынок начал выходить из <коматозного состояния> в 1999 г., после полнейшего разрушения годом раньше, индекс РТС поднялся на 200%.
    Из 32 фондов, за которыми я следил, было всего три, которые побили индекс. Я беру 1999 г. как пример, потому что это был наиболее <драматичный> год, когда все поднималось практически с нулевых уровней. И, несмотря на это, большинство из этих 32 фондов показали доходность только лишь между 75 и 175%, шесть фондов - между 25 и 60%, а четыре фонда даже потеряли деньги!
    Мы, команда <МДМ Капитала>, ставим своей задачей по доходности быть не только лучше индекса, но и лучше наших конкурентов.

РЦБ: Каковы условия, складывающиеся сегодня для осуществления прямых инвестиций в России?

    С. Р. Любая прямая инвестиция требует ясного видения стратегии выхода. Стратегией выхода может быть и первоначальное публичное размещение (IPO), и продажа стратегическому инвестору или другие похожие стратегии.
    Что касается IPO, то МТС и <Вимм-Билль-Данн> продемонстрировали, какую ценность может создать размещение акций на публичном рынке.
    Сейчас рыночная капитализация МТС составляет около 3,8 млрд долл., а компании <Вимм-Билль-Данн> - около 1 млрд долл. В то время, когда <Дейче Телеком> вместе с <Системой> делали свои первые инвестиции, МТС оценивалась в 40-45 раз меньше. Следовательно, инвесторы <первого раунда> заработали как минимум 4000% на своей первоначальной инвестиции.
    Что касается продажи стратегическому инвестору, то можно посмотреть на покупку пивоваренной компании <Браво> концерном Heineken за 400 млн долл.
    Такие транзакции устанавливают <планку> рыночной капитализации. Становится проще оценивать похожие компании, как те, акции которых еще не находятся в свободном обращении, так и те, акции которых уже продаются.
    В данном случае это, например, акции <Балтики> и Sun Brewing.
    Я оптимистично настроен по поводу прямых инвестиций в России. Россия - это самая большая страна в мире, экономика которой развивалась по искусственным принципам социалистической системы на протяжении многих поколений.
    У нее просто нет иного выбора, кроме того, как создать функционирующий рынок капитала. Капитализм - не идеальная система, но он - лучшее, что знает человечество, поскольку создает рычаги, приводящие к экономической эффективности.
    Прошло только 6 или 7 лет с тех пор, как Россия по-настоящему встала на путь создания рыночной экономики и рынка капитала, поэтому мы находимся только в самом начале этого пути. Ранняя стадия этого процесса является правильным временем как для прямого, так и для портфельного инвестирования.

© ЗАО "Группа РЦБ".