Факты и комментарии

РЦБ
Издательский Дом

    На родине и госдолг вроде меньше

    Правительство РФ одобрило основные подходы концепции по единому управлению государственным долгом Российской Федерации и поручило Минфину РФ его доработать.
    Реформа управления госдолгом будет проведена в течение двух-трех лет в два этапа. На первом этапе предполагается создать правовые основы управления: к середине лета Минфин обязан подготовить проект поправок к Бюджетному кодексу, а до конца года представить законопроект <О государственном долге>; в эти же сроки будет создана единая система учета долговых обязательств, а также система анализа и управления рисками, связанными со структурой долга и активов. На втором этапе планируется осуществить собственно переход к централизованному управлению госдолгом. Согласно концепции все функции по управлению внешним и внутренним долгом, а также финансовыми активами будут сосредоточены в уполномоченном органе, в качестве которого выступит Минфин. Агентские функции (учет долга, проведение платежей) планируется передать агентству по управлению госдолгом, которое будет создано на базе Внешэкономбанка.
    Теперь о государственном долге по существу. Объем внешнего долга с учетом резервов и гарантий на начало 2002 г. составил 138,1 млрд долл.; объем внутреннего государственного долга на 1 января 2002 г. сократился до 531,1 млрд руб.; объем выплат России по внешнему долгу в 2003 г. составит около 17 млрд долл.
    Премьер-министр РФ М. Касьянов предложил неординарное решение проблемы внешнего долга - рефинансировать его за счет заимствований на внутреннем рынке. В настоящее время капитализация рынка внутреннего госдолга не превышает 7 млрд долл. против максимума в 66 млрд долл. в сентябре 1997 г. и преддефолтного уровня - 45 млрд долл. Как заявил министр финансов РФ А. Кудрин, в текущем году Минфин намерен выступать <более агрессивно> в качестве заемщика на рынке государственного внутреннего долга.
    Аналитик Доверительного и Инвестиционного Банка А. Овчинников считает, что сейчас, когда государство пришло к пониманию <активного управления долгом>, предполагая использовать его внутренние ресурсы, Минфину будет уже гораздо труднее это делать. Во-первых, участники не готовы к этому: ЦБ не реформировал за годы, прошедшие после кризиса, банковскую систему; инвесторы (в реальном понимании этого термина) предпочитают формировать свой портфель за счет корпоративных и муниципальных облигаций, приносящих им высокий текущий доход (операции идут в основном в рамках одного купонного периода или до оферты, <длинных денег> на рынке просто нет) Во-вторых, по мнению А. Овчинникова, внутренний рынок госдолга в его нынешнем состоянии не нужен никому - ни государству, ни инвесторам. Поэтому задач, которые предстоит решить Правительству РФ совместно с Банком России, очень много. И главное, не надо забывать, что процесс управления государственным долгом должен осуществляться на основании стратегии, а не в ответ на текущие потребности.

    Куда вложится, оттуда и возьмется

    Комиссия по реформированию электроэнергетики при Правительстве РФ согласовала основные параметры инвестиционной программы развития электроэнергетики на 2002 г. и урезала ее со 102,9 млрд руб. до 80 млрд руб, в частности 2,6 млрд руб. планирует-
    ся выделить из федерального бюджета. Однако, когда правительство утверждало окончательные объемы инвестиционной программы РАО <ЕЭС России> на этот год, выяснилось, что на ее выполнение не хватает 4,2 млрд руб.: слишком низка одобренная правительством абонентская плата за электроэнергию.
    Тогда энергетики предложили правительству создать специальный фонд объемом 7-8 млрд руб. в год, из средств которого РАО смогло бы гарантированно финансировать достройку еще <советских> объек-тов в течение ближайших 10 лет. По подсчетам главы РАО <ЕЭС России> А. Чубайса, в российскую энергетику в ближайшие 10 лет необходимо привлечь порядка 50 млрд долл. частных инвестиций.
    Время идет, реформа в электроэнергетике пробуксовывает. Больше всего трудностей с созданием генерирующих компаний: заинтересованные ведомства и бизнес-структуры пока не могут договориться даже о критериях создания этих компаний, хотя первоначально планировалось все решить еще в конце 2001 г. Пока придумываются различные схемы и даже типовые проекты реформирования дочерних компаний РАО <ЕЭС России>, от энергетического пирога начали уже понемногу <отщипывать>. НК <ЮКОС> стала полноправным собственником крупных пакетов акций АО <Кубаньэнерго> (19,9%), Белгородэнерго (21,17%) и Томскэнерго (19,5%). Группа <Сибирский алюминий> скупила уже не менее 10% акций Самарэнерго.
    Нужно учесть, что есть еще целый ряд кредиторов АО-энерго, которые тоже будут претендовать на свою часть пирога. Безусловно, для многих крупных холдингов и предприятий было бы интересно обменять за-долженность энергокомпаний перед ними на долю в уставном капитале АО-энерго, особенно в условиях недооцененности большинства энергокомпаний. Аналитик ИА <Пролог> М. Зак в этой связи отмечает, что крупнейшие нефтяные и металлургические компании благодаря высоким ценам на их продукцию за последние два года аккумулировали на своих счетах значительные денежные средства, поэтому не испытывают потребности в привлечении инвестиций и, более того, сами готовы выступить в роли инвесторов.
    Скупая акции региональных АО-энерго, корпорации решают сразу несколько задач: приобретают инструмент влияния на покупателя энергоресурсов (мазута); получают возможность влиять на энерготарифы для структур, входящих в холдинг; осуществляют портфельное инвестирование (до 2004 г. вероятен существенный рост капитализации АО-энерго); производят диверсификацию бизнеса; получают дополнительные рычаги влияния на конкурентов и местные власти; становятся обладателями рычагов влияния на руководство РАО <ЕЭС России> при реструктуризации энергокомпаний.

    Ловите миг удачи...

    НК <ЮКОС> последовательно проводит политику повышения своей инвестиционной привлекательности. Компания в полной мере воспользовалась благоприятным впечатлением, которое произвела на рынок ее GAAP-отчетность за III кв. 2001 г. (чистая прибыль за 9 месяцев составила 2,2 млрд долл., или 1,05 долл. на одну акцию). Недавно ЮКОС смог продать 1% акций путем выпуска депозитарных расписок; цена сделки составила 147 млн долл., а ведь ровно год назад инвестиционный совет штата Висконсин купил 1% ЮКОСа всего за 55 млн долл.
    Инвесторы приветствуют увеличение количества акций ЮКОСа в свободном обращении, ведь это повышает их ликвидность, а вместе с ней и капитализацию компании.

    Не корысти ради, а державы для

    На российском рынке и в странах СНГ Международная группа компаний <ИТЕРА> начала активно работать в 1998 г. в качестве перепродавца газа, начав одновременно освоение шести месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком АО. Сегодня в состав группы входит более 130 компаний в 24 странах мира, основной объем операций приходится на перепродажу туркменского газа и сырья, добываемого Газпромом.
    ИТЕРА лидирует среди независимых производителей газа в России. Так в 2001 г. этот показатель превысил 23,2 млрд куб. м., на 2002 г. планируется увеличить добычу до 30 млрд куб. м., а к 2007 г. - до 80 млрд куб. м. По предварительным данным, за 2001 г. прибыль от реализации газа должна составить 200 млн долл., но в текущем году в связи с ростом затрат на транспортировку и увеличением налогов она скорее всего снизится до 150 млн долл.
    В течение последних четырех лет ИТЕРА инвестировала в газодобычу более 800 млн долл. За период 2002-2007 гг. объем инвестиций группы должен составить еще 1,5 млрд долл. Недавно один из руководителей МГК <ИТЕРА> И. Макаров заявил, что ИТЕРА может провести дополнительную эмиссию акций с последующим обменом на акции дочерних предприятий, а после завершения консолидации МГК планирует приступить к размещению своих акций на внешних рынках.
    Однако не все так просто. В международную группу входит ряд предприятий, в которых ИТЭРА имеет менее 51% акций. Это значит, что процесс совершенствования структуры управления в корпорации будет непростым и длительным. Кроме того, открытым остается вопрос контроля над ведущими предприятиями группы ЗАО <Роспан Интернейшнл> и <Пургаз> (владеет лицензией на Губкинское месторождение с запасами 381 млрд куб.м. газа), которые при определенных обстоятельствах могут достаться соответственно НК <ЮКОС> и Газпрому.
    По мнению аналитика ИА <Финмаркет> А. Лусникова, то, что ИТЕРА объявила о своем намерении осуществить консолидацию, наглядно свидетельствует о движении России быстрыми темпами в сторону <корейской> модели капитализма, где экономику страны контролирует ограниченное число крупных конгломератов. Возможно, в нынешних условиях это действительно один из наилучших способов быстрого создания конкурентоспособной экономики. В рамках этой модели борьба за конкретные активы (<Роспан Интернейшнл> и <Пургаз>) играет важную, однако не основную роль: главное - это качество финансового и производственного менеджмента, а контроль над отдельными производствами может осуществляться и на долевой основе.

    Деньги пенсионеров вложат в государственные бумаги

    Как заявил председатель правления Пенсионного фонда России М. Зурабов, доходность от инвестирования средств обязательной накопительной пенсионной системы составит в ближайшие два-три года 2-2,5% сверх инфляции. Скорее всего объектом инвестирования для средств, которые будут формироваться в случае отказа застрахованного от самостоятельного выбора инвестиционного портфеля (а в первое время таких будет большинство), станут государственные бумаги, номинированные в валюте.

    Четкого определения понятия <чистая прибыль> пока нет

    Сургутнефтегаз, постоянно критикуемый инвесторами за порочную, по их мнению, практику выплаты дивидендов, остается верным себе и продолжает свою политику их минимизации.
    Пользуясь тем, что в законодательстве нет четкого определения чистой прибыли, компания учитывает при ее расчете капитальные затраты и еще ряд позиций, и, таким образом, сумма, из которой выплачиваются дивиденды, существенно уменьшается. Недавно совет директоров Сургутнефтегаза принял решение: рекомендовать общему собранию акционеров объ-явить выплату дивидендов за 2001 г. в размере 0,033 руб. по обыкновенным акциям и 0,1 руб. по привилегированным акциям (по оценкам независимых экспертов, дивиденды должны составлять примерно 3,5 коп. за обыкновенные и 10 коп. за привилегированные акции).
    Напомним, что весной 2001 г. уже была попытка судиться с Сургутнефтегазом. Компания <Фонд российского процветания> подала в Арбитражный суд иск, в котором оспаривала методику начисления дивидендов, практикуемую Сургутнефтегазом. В марте суд отказался удовлетворить иск фонда. Эксперты полагают, что в 2002 г. миноритарии не станут подавать в суд на Сургутнефтегаз, благо у компании есть аргументация. По словам заместителя генерального директора Сургутнефтегаза по финансовым вопросам и налогам В. Баранникова, чистая выручка компании от реализации продукции снизилась на 6%, несмотря на рост добычи углеводородного сырья на 8%. Кроме того, произошел рост затрат на производство реализованной продукции, обусловленный в значительной степени увеличением тарифов естественных монополий; рост только коммерческих расходов составил 60%, в результате балансовая прибыль в целом снизилась более чем на 20%.
    Комментируя дивидендную политику Сургутнефтегаза, аналитик ИФК <Метрополь> А. Беспалов отмечает, что она несколько разочаровывает часть краткосрочных инвесторов, надеющихся на ежегодные выплаты. Правда, влияние этой части инвесторов на котировки акций Сургутнефтегаза не столь велико. В то же время А. Беспалов обращает внимание на принятую в мире практику: быстроразвивающиеся компании, как правило, предпочитают не платить дивиденды; основные выплаты дивидендов осуществляются в период замедления роста компаний. Сургутнефтегаз демонстрирует хорошие результаты развития, поэтому его поведение можно понять. Низкие дивидендные выплаты приводят к значительному сохранению и накоплению капитала в Сургутнефтегазе.
    Единственным реально негативным фактором низких дивидендов является отсутствие четко сформулированных планов распределения накопленного капитала в будущем.

    Нынче облигации опять в моде

    По данным ЦБР, общая номинальная стоимость выпущенных российскими банками облигаций за 11 месяцев 2001 г. (по состоянию на 1 декабря) составила 468 млн руб. Основная часть выпущенных бумаг приходится на облигации сроком погашения от 1 года до 3 лет, их количество составляет 47,7%; облигации со сроком погашения свыше 3 лет составляют 31,4%; обязательства со сроками погашения до 30 дней и от 31 до 90 дней не выпускались.
    Минфин РФ к октябрю планирует разработать ценные бумаги для населения взамен выигрышного займа 1992 г. Как заявила заместитель министра финансов Белла Златкис, Минфин планирует усовершенствовать технологию их выпуска и обращения. По словам Б. Златкис, у этого вида бумаг <очень много поклонников в старшей возрастной группе и игнорировать их интересы нельзя>. Номинальная стоимость облигаций составит 100-500 руб.

    У металлургов опять объединение

    Объединенная металлургическая компания, куда входит более 20 предприятий металлургического комплекса, имеющая в 2001 г. совокупный объем продаж примерно в 1 млрд долл., объявила, что контролируемые ею предприятия подписали предварительный Договор об организационных мерах по формированию и созданию финансово-промышленной группы и Договор о регулировании взаимоотношений в организационный период.
    Подписанные документы лишь первый шаг на пути создания ФПГ, период окончательного оформления в ФПГ может продлиться до 5 лет при соблюдении всех требований, установленных законодательством. На это время участниками создаваемой ФПГ Центральной компании - ЗАО <ОМК> переданы полномочия для создания механизма управления хозяйственной, финансовой и корпоративной деятельностью группы.
    Для осуществления полномочий Центральной компанией и координации ее действий с входящими в группу структурами созданы Совет управляющих (в него войдут председатели советов директоров, наблюдательных советов и генеральные директоры) и Адми-
    нистративный совет. Среди других организационных мер - унификация и регламентация документооборота предприятий. В ближайшее время Административный совет утвердит комплекс мероприятий, необходимых для упорядочения процесса преобразования в ФПГ.
    На данном этапе отношения собственности внутри компании не меняются. Форма внесения активов, их размеры и т.д. будут определены в процессе подготовки Договора о создании группы. Цель создания ФПГ, по словам генерального директора ОМК А. Седых, - полная интеграция предприятий, входящих в ОМК, преобразование компании в структуру более открытую и прозрачную, которая в дальнейшем может выйти на российский и международный фондовые рынки.

    Пока существует конфликт интересов

    Крах Enron заставил ФКЦБ России задуматься о достоверности данных, содержащихся в отчетах российских эмитентов, которые ежегодно получают положительные аудиторские заключения.
    Для того чтобы как-то прояснить ситуацию, председатель ФКЦБ России И. Костиков встретился с представителями российских аудиторов, а задуматься было о чем: в российской практике уже немало <аудиторских> скандалов. Например, недавно кандидат в совет директоров Газпрома Уильям Браудер обвинил аудитора концерна <ПрайсвотерхаусКуперс Аудит> в том, что
    отчет о взаимоотношениях газового монополиста и МГК <ИТЕРА> не содержал истины о сделках Газпрома с ИТЕРА.
    На встрече с руководителями ФКЦБ России практически все приглашенные аудиторы заверили Комиссию, что российскому рынку скандал, подобный скандалу с Enron, не грозит. Наверное, это так. Но дело в том, что в самой основе аудиторского бизнеса заложен конфликт интересов - аудитор получает деньги от компании, финансовую отчетность которой он должен подтвердить.
    И сколько бы экс-председатель ФКЦБ России Д. Васильев не призывал аудиторов смелее давать в заключениях оценки, так как они важны для инвесторов, у аудиторов всегда найдутся веские аргументы в защиту своих выводов, да и в пользу своих работодателей.

    Обзор подготовлен по материалам компаний, информационных агентств и печати.

© ЗАО "Группа РЦБ".