Факторы успеха - правильная стратегия и профессионализм

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с генеральным директором ОАО <Томсктелеком> Виталием Поповым

РЦБ:Виталий Федорович, вашему акционерному обществу недавно исполнилось семь лет. Что сделано за эти годы?

    В. П.В начале 90-х годов по уровню телефонизации Томская область занимала 63-е место (городская связь) и 67-е место (сельская связь) среди 89 регионов России. Количество заявок на установку превышало количество имеющихся квартирных телефонов.
    Сегодня ситуация кардинально изменилась: только за последние четыре года мы телефонизировали более 80 тыс. квартир в Томске и области. Сейчас Томская область находится на 3-ем месте среди регионов России по количеству телефонов на 100 жителей.
    Одновременно провели модернизацию сети, и теперь по уровню цифровизации коммутационной емкости (более 65%) наша компания занимает 3-е место среди региональных операторов ОАО <Связьинвест>.
    В 1996 г. мы одними из первых за Уралом создали транспортную сеть в г. Томске на основе волоконно-оптического SDH-кольца. За последние четыре года освоен ряд новых сегментов рынка: радиотелефонная связь, сотовая связь в стандартах NMT-450 и GSM-900, абонентский радиодоступ в стандарте DECT, передача данных и доступ в Интернет, пейджинговая связь.
    Продолжается процесс цифровизации систем передачи, осваиваются новые частотные диапазоны в области телерадиовещания. Осваиваем интегрированный комплекс услуг, в котором абонентское устройство является не только источником голосовой информации, но и предоставляет абоненту возможность получать целый ряд других услуг: видеосвязь, доступ в Интернет, справочно-информационные услуги, дополнительные виды обслуживания (ДВО).
    Современное цифровое оборудование помогает обеспечить предоставление качественной связи, снизить эксплуатационные затраты. При росте монтированной емкости телефонной сети более чем в два раза количество работников компании увеличилось всего на 10%.

РЦБ:В чем причина быстрого развития компании?

    В. П.Во-первых, выбрана верная схема акционирования: в процессе приватизации предприятие не распалось на отдельные составляющие, а сохранилось как единый технологический комплекс. Это позволило нам эффективно решать все задачи по эксплуатации и развитию телекоммуникационной сети на территории Томской области.
    Во-вторых, выработана правильная стратегия развития. Деньги вкладываются в первую очередь в развитие наиболее доходных, рентабельных услуг - в городскую, междугородную и международную связь, в сотовую связь. Полученные доходы дают возможность предоставлять низкорентабельные, убыточные, но социально значимые виды услуг: сельскую телефонную связь, телеграф, сельское проводное вещание.
    В-третьих, установлен четкий контроль за денежными потоками и централизованы финансовые ресурсы.
    Но самый главный фактор - высокопрофессиональный персонал ОАО <Томсктелеком>.

РЦБ:Виталий Федорович, в Томской области очень высокий по российским меркам уровень <интернетизации>. Чем это обусловлено и какова в этом роль вашей компании?

    В. П.В Томске сосредоточен мощный научно-образовательный комплекс: институты научных центров Российской Академии наук и Академии медицинских наук, отраслевые институты, большое количество хорошо известных в России и за рубежом высших учебных заведений, много студентов, развивается дистанционное обучение. Как следствие, высокий уровень компьютеризации и высокая потребность в услуге по предоставлению доступа в Интернет.
    Ситуация получила дополнительный импульс, когда ОАО <Томсктелеком> построило свою областную сеть передачи данных. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны других провайдеров, которые вышли на рынок значительно раньше нас, <Томсктелеком> стал крупнейшим провайдером в области (сегодня компания занимает более 60% коммерческого регионального рынка сети передачи данных и Интернет-услуг).
    За счет чего? Во-первых - качество (более 300 входных линий, скорость внешнего канала 6 Мбит/с и др.), во-вто-рых, - гибкая тарифная политика, в-третьих, - наличие разветвленной сети передачи данных, включая сеть доступа. Кроме того, все абоненты телефонной сети общего пользования ОАО <Томсктелеком>, имеющие автоматический выход на АМТС (а это более 99,9% от общего количества абонентов), имеют возможность получить доступ к сети Интернет по существующим телефонным линиям.
    В 2000 г. доходы от предоставления доступа к сети Интернет, электронной почты, размещения и хранения Web-страниц выросли более чем в два раза по сравнению с 1999 г. и, по нашей оценке, превысили 15 млн руб.

РЦБ:Предоставляет ли ОАО <Томсктелеком> новые (дополнительные) виды услуг и какие?

    В. П.В общем объеме предоставляемых потребителям услуг связи, как показывает мировой опыт, значительную долю составляют дополнительные виды обслуживания и другие нетрадиционные услуги связи. Кроме услуг сети передачи данных в последнее время мы активно развивали ДВО, ISDN и справочно-информационные услуги, сейчас предоставляем больше 30 видов новых услуг: видеосвязь, услуги развлекательного характера, голосовой почтовый ящик, переадресацию вызова, создание территориально-распределенных корпоративных сетей и др.
    В 2000 г. от ДВО, ISDN и справочно-информационных услуг получено более 1 млн руб. дохода, это вроде бы и немного, но в 1999 г. доходы были на порядок меньше. Затраты, вложенные в развитие справочно-информационных услуг, окупились за 3-4 месяца.
    В планах компании - создание широкополосных сетей для предоставления таких услуг, как многоканальное телевидение, доступ в Интернет на высоких скоростях, видеоконференцсвязь, интерактивное телевидение, доступ в корпоративные сети (Интранет), сбор и передача телеметрической информации.

РЦБ:С какими основными результатами ОАО <Томск-телеком> заканчивает 2000 г.?

    В. П.В 2000 г. ОАО <Томсктелеком> обеспечило выполнение основных показателей бизнес-плана, рост экономических и финансовых показателей.
    Доходы в 2000 г. составили более 523 млн руб., что на 23% больше, чем в 1999 г., в том числе от услуг связи населению - более 250 млн руб., что на 34,2% больше, чем в 1999 г. Прибыль до налогообложения составила более 110 млн руб.; рентабельность по прибыли от реализации - 34,6%, по прибыли до налогообложения - 29,4%, по чистой прибыли - 21,5%.
    По предварительной оценке, освоены капитальные вложения примерно в размере 70 млн руб., основные фонды введены на такую же сумму.
    В 2000 г. мы завершили выплаты по реструктурированным долгам за товарные кредиты, что и привело к снижению объема капитальных вложений. Также удалось существенно снизить дебиторскую задолженность.
    Большая работа проведена по расширению и модернизации телефонной сети. Задействованная номерная емкость компании возросла более чем на 14 тыс. номеров, хотя на начало 2000 г. было всего 7 тыс. заявлений на установку телефона.

РЦБ:Каковы планы работы компании на 2001 г.?

    В. П.В 2001 г. мы планируем освоить капиталовложения в размере более 146 млн руб., ввести основные фонды более чем на 119 млн руб. Продолжим работу по реконструкции, расширению и вводу новых АТС, строительству межстанционных линий и линейно-кабельных сооружений. Планируем замену всех имеющихся декадно-шаговых АТС. Монтированная емкость вырастет более чем на 15 тыс. номеров. Коэффициент использования монтированной емкости АТС увеличится до 94,7%.
    До конца 2001 г. 100% монтированной емкости АТС в г. Томске будут оборудованы аппаратурой повременного учета стоимости местных телефонных разговоров.
    В Томске и его пригородах, где невозможно установить телефон из-за отсутствия линейно-кабельных сооружений, будет продолжена установка телефонов с использованием оборудования абонентского радиодоступа стандарта DECT.
    С целью снижения эксплуатационных затрат планируется ввести в эксплуатацию 8 передатчиков УКВ ЧМ для перевода сельского проводного вещания на эфирное. Будет продолжена реконструкция аналоговой радиорелейной линии связи Томск - Стрежевое для передачи информации в цифровой форме. Для организации межстанционных связей предусмотрено строительство радиорелейных линий в Асиновском, Первомайском и Парабельском районах области. Планируется значительное увеличение числа абонентов сотовой связи и сети передачи данных. Доходы от услуг связи должны составить более 600 млн руб. (на 17% больше, чем в 2000 г.). Доходы от предоставления услуг связи населению вырастут на 20%, прибыль до налогообложения составит 140 млн руб. (рост - 23 %).
    Предусматривается безусловное обеспече-ние опережающих темпов роста доходов над темпами роста затрат.

РЦБ:Вы предполагаете осуществлять комплекс мер по повышению ликвидности и рыночной стоимости акций ОАО <Томсктелеком>, расскажите, пожалуйста, о ваших ближайших планах.

    В. П.Акции ОАО <Томсктелеком> в сентябре 1997 г. были включены в котировальный лист РТС.
    В условиях существующей на фондовом рынке конкуренции эмитентов за деньги инвесторов наша задача - убедить инвесторов, настоящих и потенциальных, в привлекательности акций компании. Основные факторы, способствующие этому, - высокие производственные и финансовые результаты, соблюдение прав акционеров, максимальная информационная проз-рачность компании. В настоящее время реализуется утвержденная советом директоров программа повышения ликвидности и рыночной стоимости акций на 2000-2001 гг., в основу которой заложена концепция повышения информационной открытости ОАО <Томсктелеком>.
    В соответствии с законодательством компания раскрывает информацию в средствах массовой информации, предоставляет отчеты по ценным бумагам и другую информацию в ФКЦБ России.
    В июле 2000 г. была проведена наша первая Интернет-конференция на Web-сайте ИК <Финанс-Аналитик>. Конференция вызвала значительный интерес у инвесторов, аналитиков, информационных агентств и наших абонентов.
    Мы уже не первый год взаимодействуем с ведущими российскими и иностранными информационными агентствами (Reu-ters, Bloomberg, Интерфакс, РосБизнесКонсалтинг, AK&M, Прайм-ТАСС и др.). Для раскрытия информации используем рассылку пресс-релизов, годовых отчетов, публикации в прессе, проведение Интернет-конференций. Налажены прямая связь и рассылка информации нашим крупнейшим институциональным инвесторам, инвестиционным компаниям. Предоставляем информацию и по запросам акционеров и других заинтересованных лиц.
    Заключен договор с НАУФОР с целью более полного раскрытия информации в системе <СКРИН-Эмитент>. Компания переведена из группы С в группу А по классификации НАУФОР. Это свидетельствует о том, что ОАО <Томск-телеком> намерено раскрывать информацию о компании в больших объемах и более регулярно.
    В августе 2000 г. рейтинговая служба EA-Ra-tings - стратегический партнер Standard & Poor's присвоила ОАО <Томсктелеком> внутренний долгосрочный кредитный рейтинг - 44(re) и краткосрочный кредитный рейтинг - ru-5(re). По мнению агентства, рейтинг может быть повышен в начале 2001 г. после завершения ОАО <Томсктелеком> выплат по реструктурированным долгам за товарные кредиты.
    В ходе выполнения программы повышения ликвидности мы планируем совместно с нашим финансовым консультантом проведение презентаций, Интернет-конференций и встреч с инвесторми, представителями прессы, информационных агентств, инвестиционных компаний и банков. Программой предусмотрены обновление дизайна и структуры корпоративного сайта ОАО <Томсктелеком>, повышение его информационной насыщенности. На корпоративном Web-сайте каждый желающий может ознакомиться с новостями компании, производственными и финансовыми показателями, финансовой отчетностью, а также задать вопросы и получить ответы от руководителей компании и ведущих специалистов.

РЦБ:Как Вы относитесь к предстоящему объединению зависимых обществ Связьинвеста?

    В. П.В целом к укрупнению компаний отношусь положительно. Крупные компании оцениваются рынком выше, чем сумма всех сливающихся компаний по отдельности. Более эффективно можно привлекать и использовать инвестиционные ресурсы - это с одной стороны.
    С другой - в объединении такого количества компаний и на такой территории нет опыта. Компании очень различаются по размеру, по уровню технического развития, по условиям, в которых они работают, по организации управления, по эффективности. Создание из такого количества составляющих единой, хорошо управляемой и эффективно работающей компании - это долгий трудоемкий процесс, к тому же затратный. А привлечение инвестиций на зарубежных финансовых рынках - это вопрос завтрашнего дня. В ближайшие два-три года ожидать иностранных инвестиций в отрасль, я думаю, не приходится.
    Меня серьезно беспокоит, что на этапе объединения могут ухудшиться управляемость компаний и эффективность их работы, мы можем понести дополнительные и немалые издержки. Может быть, не надо торопиться, а в плане эксперимента в одном федеральном округе отработать пилотный проект с объединением региональных компаний в <единое юридическое лицо>. Остальные компании в рамках существующих федеральных округов объединить в холдинги. Затем без спешки проведя весь комплекс подготовительных работ, преобразовать (с учетом полученного опыта и при положительном результате) холдинг в <единое юридическое лицо>.
    Считаю, что для более эффективного проведения реструктуризации отрасли необходимо применять разные варианты для разных регионов.

© ЗАО "Группа РЦБ".