Связьинвест на рубеже веков

РЦБ
Издательский Дом

    29 ноября 2000 г. в Гранд-отеле <Мариотт> состоялась международная конференция <Связь и инвестиции>. Организаторами конференции выступили ОАО <Связьинвест>, журнал <Рынок ценных бумаг> и Альфа-банк.
    Конференция явилась завершающим этапом в реализации большого проекта, в рамках которого в течение 2000 г. журнал <РЦБ> вел рубрику <Связь и инвестиции>, где обсуждались актуальные для отрасли и финансового рынка темы и новации. В проект вошло также издание специального номера (cм.: РЦБ. 2000. № 16), посвященного теме инвестиций в отрасль связи.
    В конференции приняли участие представители государственных органов власти, российского и зарубежного инвестиционных сообществ, крупнейших аудиторских фирм, рейтинговых агентств и, конечно же, ведущих отечественных компаний в области связи и высоких технологий. И такое внимание, проявленное к данному форуму, не случайно: в настоящее время отрасль связи - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся сегментов экономики, от его развития напрямую зависит не только качественный уровень жизни российского общества, но и потенциал государства как мировой державы.
    Мы предлагаем вашему вниманию фоторепортаж и фрагменты выступлений некоторых участников конференции.

    Генеральный директор ОАО <Связьинвест> Валерий Яшин(из выступления)

    Уважаемые дамы и господа!
    Я рад приветствовать вас на сегодняшней конференции, посвященной обсуждению столь важного направления для развития не только единого телекоммуникационного пространства России, но и всей экономики страны в целом.
    ОАО <Связьинвест> занимает особое положение на российском рынке телекоммуникаций. Учитывая быстрый рост и развитие рынка средств связи, усиление тенденций к интеграции мировых информационных систем, а также необходимость предоставления потребителям всего спектра современных услуг связи, компания осуществляет комплексную программу по повышению эффективности работы.
    Стратегическое развитие холдинга будет осуществляться по следующим направлениям:

  • Выполнение программы реорганизации холдинга, предполагающей создание межрегиональных объединений. Это в полной мере позволит реализовать <эффект масштаба>, повысит уровень капитализации и инвестиционную привлекательность компании. Говорить о финансовых результатах реорганизации преждевременно, однако, по оценкам специалистов Связьинвеста и финансовых консультантов, экономия в зависимости от размеров объединяемых компаний составит от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов в год.
        В настоящее время идет работа над подготовкой общей схемы реорганизации холдинга. Международный консорциум консультантов во главе с компанией <Артур Андерсен> в скором времени представит на рассмотрение Мингосимущества РФ и Минсвязи РФ свой доработанный вариант. Хочется отметить, что в проекте необходимо учесть сохранение акционерного контроля государства и целостность сетей общего пользования (в первую очередь первичной). Поэтому сейчас происходит доработка предложений консультантов, в которой активное участие принимают специалисты самого Связьинвеста.
        Поставленные государством задачи требуют сохранения холдинговой структуры, хотя ее окончательный вид, возможно, будет существенно отличаться от нынешнего. Кроме того, анализируется целесообразность формирования дочерних компаний, специализирующихся на развитии тех или иных видов новых услуг во всероссийском масштабе, с последующим первичным размещением их акций на мировых финансовых рынках.
        Окончательное решение по общей схеме реструктуризации будут принимать акционеры Связьинвеста, что, возможно, произойдет уже этой зимой.
  • Активное участие в работе по совершенствованию тарифной политики. Это будет способствовать увеличению прибыльности компаний холдинга и уменьшению срока окупаемости инвестиций.

        На сегодняшний день целый ряд экономических, политических и социальных аспектов приводит к необходимости дальнейшей работы холдинга по адаптации тарифной политики в отрасли к условиям рыночной экономики:
  • во-первых - это льготы. На сегодняшний день количество льготников составляет более 50% от общего числа абонентов, при этом лишь 19% потерь доходов компаний связи компенсируется государством. В данной ситуации необходимо упорядочить систему предоставления льгот и определить реальные источники компенсации;
  • во-вторых - различие тарифов в рамках одного региона, различия в уровнях тарифов в регионах, расположенных в пределах одного экономического района. Поэтому необходимо выравнивание тарифов на одноименные услуги;
  • в-третьих - до сих пор тарифы остаются ниже себестоимости услуг. Необходимо привести тарифы в соответствие с реальной себестоимостью предоставляемых услуг и включить в них инвестиционную составляющую, что позволит направлять больше средств на модернизацию и развитие сетей связи;
  • в-четвертых - это низкие тарифы для бюджетных организаций. С 1991 г. существует практика тарификации услуг по трем категориям потребителей: частные пользователи, организации, финансируемые и не финансируемые из федерального бюджета. В некоторых компаниях холдинга тарифы для государственных и коммерческих организаций дифференцируются, причем в некоторых регионах они отличаются как минимум в два раза, что приводит к значительным потерям доходов. Необходимо проводить активную работу по сближению уровней тарифов для всех категорий бизнес-абонентов.
  • Дальнейшее совершенствование инвестиционной политики, которая строится с учетом национальных приоритетов развития отрасли и направлена на создание высокоэффективной телекоммуникационной инфраструктуры.

        Приоритетными направлениями вложений инвестиций являются: финансирование строительства местных телефонных сетей; удовлетворение заявок на установку телефонных аппаратов; увеличение уровня цифровизации коммутационного оборудования, а также внедрение новых телекоммуникационных услуг.
  • Расширение спектра предоставляемых услуг в таких областях, как Интернет-услуги и сотовая связь.

        Наиболее приоритетными и экономически обоснованными сегодня видятся создание глобальной системы федерального уровня по оказанию услуг доступа в Интернет по национальному коду доступа и организация системы продаж услуг под единой торговой маркой, принадлежащей ОАО <Связьинвест>.
        Потребители во всем мире, в том числе и в России, смещают акцент потребления телефонных услуг в сторону большего потребления услуг IP и мультимедиа. Соответственно <новая> архитектура телекоммуникационных сетей вслед за изменением потребительского спроса должна стать оптимизированной для IP и при этом поддерживать передачу голоса.
        IP-протоколы лежат в основе всех прикладных систем, мы наблюдаем бум развития IP-технологии. ОАО <Связьинвест> проводит политику, направленную на развитие мультисервисных сетей на тех технологиях, которые позволят построить сетевую инфраструктуру, отвечающую всем требованиям для предоставления услуг, пользующихся платежеспособным спросом, и открытую для развития новых услуг в будущем с сохранением вложенных инвестиций.
        В настоящее время ОАО <Связьинвест> проводит работы по заключению рамочных соглашений с ведущими производителями телекоммуникационного оборудования и проектов (схем) для построения мультисервисных сетей. Это позволит унифицировать и систематизировать в масштабах холдинга технологические и финансовые подходы, вопросы проектирования и сервисного обслуживания.

        Александр Бородин начальник управления имущества, транспорта и связи Мингосимущества РФ

        ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (из выступления)

        Изменившаяся экономическая ситуация в Российской Федерации требует от ОАО <Связьинвест> корректировки целей его деятельности. Ранее основной целью работы холдинга было привлечение инвестиций в отрасль, теперь акцент делается на управлении зависимыми и дочерними компаниями. Поскольку контрольные пакеты акций большинства акционерных обществ электросвязи страны принадлежат Связьинвесту, то задача сделать его управляющей компанией вполне выполнима.
        Продажа акций ОАО <Связьинвест> - не самоцель. Приватизация и изменение системы государственного регулирования отраслью неразрывно связаны, поскольку Правительство РФ по-прежнему стремится влиять на положение дел в отрасли, хотя частично утрачивает прямой контроль. Во многом это объясняется стремлением обеспечить проведение конкретной политики, а также экономической сущностью отрасли связи.

        Леонид Маевский председатель подкомитета по связи и информатизации Госдумы РФ

        ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СВЯЗИ (из выступления)

        Быстро развивающиеся технологические и интеграционные процессы, а также введение в действие большого объема новейших законодательных актов Российской Федерации требуют изменений и дополнений в закон <О связи>, особенно в части телекоммуникаций.
        Как известно, такой законопроект готовится и вскоре должен быть внесен Правительством РФ в Государственную думу. В работе заняты специалисты Минсвязи РФ, научно-исследовательские институты связи при участии других министерств и ведомств. В подкомитете по связи и информатизации Госдумы уже имеются предложения по модернизации основного закона
        <О связи>, разработанные Ассоциацией операторов телефонной связи, группой специалистов центра <Право и СМИ>, подготовлены также рекомендации по разработке регламентирующих основ для сектора электросвязи в соответствии с проектом <ТАСИС 9706>. Таким образом, представлен весь спектр интересов - от государства, потребителя до оператора связи.
        В октябре 2000 г. депутатами нашего комитета внесен законопроект <Об электронной торговле>, посвященный вопросам регулирования правовых отношений, возникающих в процессе электронной коммерции, осуществляемой по телекоммуникационным сетям. На очереди законопроект <Об электронной подписи>. Разработанные законопроекты призваны установить правовые отношения широкого круга субъектов и решать проблемы на стыке ряда отраслей экономики.
        В настоящее время в стенах Госдумы находятся еще несколько законопроектов по данной тематике, а именно: <Об информации персонального характера>, <Об участии в международном информационном обмене>, <О предоставлении электронных финансовых услуг>, <О сделках, совершаемых при помощи электронных средств>. Очевидно, что актуальность этих законопроектов, скоординированность в действиях разработчиков и публичность обсуждения будут способствовать их продвижению.
        Требуют правового решения и условия лицензирования новейших видов услуг связи. Несомненно, отсутствие отдельного нормативного правового акта в области телекоммуникаций значительно тормозит поступательное развитие отрасли и не дает возможность потенциальным отечественным и иностранным инвесторам оценить перспективы регулирования отрасли в будущем.
        В Государственной думе находятся на рассмотрении 5 законопроектов от субъектов законодательной инициативы, посвященных проблеме регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи. Анализируя полученные данные в поддержку введения повременной оплаты и доводы о ее запрете, необходимо было выработать взвешенный подход для обоснования выбранной стратегии совершенствования тарифной политики на правовом уровне. С этой целью была образована рабочая группа, в которую вошли разработчики законопроектов, депутаты и сотрудники аппарата Госдумы, представители Общества защиты прав человека, Минсвязи РФ, МАП России, крупнейших телекоммуникационных холдингов, а также альтернативные операторы связи.
        В настоящее время в Госдуме рассматриваются законопроекты - <Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях> и Ч. II Налогового кодекса РФ, к которым связистами подготовлены и внесены замечания и предложения.
        Особого внимания заслуживает работа комитета над бюджетом на 2001 г. В выступлениях представителей Правительства РФ при внесении проекта и его обсуждении акцентировалось внимание на так называемых шести приоритетах в стратегии развития страны до 2010 г. Из них отметим: во-первых, развитие <новой> экономики, связанной с телекоммуникациями, внедрением Интернет-технологий, программного обеспечения, и, во-вторых, развитие инфраструктуры - дороги, воздушное пространство, транспорт и связь. Комитетом был подготовлен ряд поправок, касающихся государственной поддержки телекоммуникаций и почтовой связи, увеличения финансирования отрасли связи.

        Геннадий Газин партнер McKinsey & Company
        Дмитрий Манаков менеджер проектов McKinsey & Company

        УРОКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ СВЯЗИ(из выступления)

        Некоторыми результатами либерализации рынков связи явились снижение цен на предоставляемые услуги (табл. 1) и уменьшение рыночной доли традиционных операторов (табл. 2).

    Страна Предоставляемые услуги

     

    Международная связь Междугородная связь Местная связь

    Германия

    -78

    -70

    0

    Великобритания (после 1992 г.)

    -42

    -30

    -9

    Япония

    -30

    -39

    -6

    Австралия

    -15

    -24

    0

    Швеция

    -15

    -63

    78

    США

    -12

    -36

    -12

    Великобритания (до 1992 г.)

    -9

    -36

    9

    Финляндия

    -3

    -6

    -24

    Страна Рынок услуг Число лет после либерализации

     

    Международная связь, % Междугородная связь, %

     

    На конец 1999 г. 3 года после либерализации На конец 1999 г. 3 года после либерализации

    Финляндия (конец 1998 г.)

    -72

    -33

    -63

    -59

    6

    Чили (конец 1998 г.)

    -61

    -61

    -67

    -59

    9

    Германия

    -60

    -60

    -65

    -65

    2

    Великобритания

    -56

    -1

    -34

    -1

    16

    Австралия

    -42

    -12

    -28

    -12

    8

    Швеция

    -38

    -13

    -14

    -5

    7

    Япония (NTT, KDD)

    -34

    -13

    -50

    -46

    13

    Новая Зеландия

    -25

    -18

    -28

    -18

    9

        Потеря традиционным оператором доли рынка после дерегулирования:

  • Великобритания - 10%, при этом ВТ - оператор <по умолчанию>.
  • США до 1987 г. - 20%, при этом АТ&T - оператор <по умолчанию>; для подключения к другим операторам необходимо набрать от 12 до 23 цифр.
  • Япония - 30%, при этом доступ к традиционному оператору - набор 3 цифр; доступ к новым операторам - 4 цифры.
  • США после 1987 г. - 40%, при этом требуется заключение договора на подключение к оператору.
  • Чили - 49%, при этом равный доступ ко всем операторам.

        Из этого следует, что удобство доступа в сеть нового оператора существенно влияет на конкурентную обстановку.
        Независимо от схемы дерегулирования традиционному оператору надо заранее предпринять ряд шагов, а именно:
  • поиск путей развития бизнеса;
  • достижение конкурентоспособности затрат;
  • активное участие в выработке режима регулирования отрасли;
  • построение конкурентоспособной организации.

        Одной из причин необходимого активного участия в выработке режима регулирования отрасли является снижение конкурентоспособности традиционных операторов из-за перекрестного субсидирования.
        Так как новые операторы в первую очередь атакуют более прибыльные услуги, а именно международную и междугородную связь, то традиционные операторы теряют доли рынка прибыльных услуг и им остаются убыточные услуги местной связи и обеспечения доступа в сеть.
        Построение конкурентоспособной организации. Существуют некоторые тенденции:
  • Частичная передача функций корпоративного центра из центрального офиса в региональные подразделения (Sonera, Telefonica).
  • Реструктуризация и переход подразделений с организации <по группам> потребления на организацию <по выполняемым функциям> (BT, Swisscom).

        Более половины слияний и поглощений оцениваются как экономически неэффективные, основные причины этого:
  • неэффективное информационное взаимодействие - 22%;
  • неэффективное управление процессом - 21%;
  • различия в культуре - 19%;
  • неэффективная стратегия объединения - 16%;
  • проблемы в осуществлении основной деятельности - 10%;
  • отсутствие поддержки со стороны сотрудников - 7%;
  • другие причины - 5%.

        Факторы успеха корпоративных объединений
        Четкое видение цели объединения, создания стоимости; достижение синергического эффекта от снижения затрат - важная, но лишь одна из целей объединения; главная цель - существенные преобразования в компании, ведущие к повышению конкурентоспособности.
        Осуществимость решений и рекомендаций. Поиск решений, которые на 100% осуществимы. Отсутствие практического воплощения отрицательно сказывается на настроениях рынка и сотрудников.
        Стремление к высоким результатам, а не <справедливости>. Назначение на должности и проведение преобразований в соответствии с объективными потребностями развития, а не личными предпочтениями.
        Акцент на первых <100 днях>. Достижение предварительных договоренностей о составе высшего руководства и своевременное назначение на должности; непосредственное руководство объединением высшими руководителями компании.
        Эффективное информационное взаимодействие. Уменьшение неопределенности среди сотрудников; обеспечение диалога между руководством и персоналом посредством информирования.
        Основные выводы
  • Государственное регулирование оказывает значительное влияние на структуру отрасли и стоимость традиционного оператора.
  • Механизм регулирования отрасли связи сложен и многогранен.
  • Оператору следует сосредоточить усилия на следующих направлениях: участие в выработке деталей регулирования отрасли, заблаговременная подготовка организации к условиям конкуренции.
  • Объединение следует использовать в качестве катализатора глобальных перемен в компании.

        Александр Кнастер
        главный управляющий директор Альфа-банка

        МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ЗА КАПИТАЛ (из выступления)

        Развитие новых технологий
        Цифровизация. Цифровизация началась на Западе с конца 60-х годов, но по-настоящему была востребована лишь в конце 80-х. Цифровой сигнал позволяет передавать информацию с большой скоростью и лучшим качеством; цифровое оборудование помогло снизить затраты телекоммуникационных компаний.
        Развитие мобильной связи. В развитых западных странах проникновение мобильной связи в настоящее время достигает 40%, что на 1/3 выше, чем в 1999 г. По прогнозам аналитиков, к 2004 г. количество пользователей услуг мобильной связи в мире сравняется с количеством абонентов сети общего пользования.
        Развитие Интернета. Проникновение Интернета в мире достигло 10% и продолжает расти. По прогнозам аналитиков, к 2004 г. количество пользователей Интернетом будет свыше 1,5 млрд человек.
        Передача данных. Распространение ADSL - технологии широкополосного доступа, позволяющей увеличить скорость передачи данных до 640 Кб/сек (максимальная скорость при ISDN - 128 Кб/сек); внедрение GPRS - скоростной передачи данных через мобильные сети. Распространение GPRS к 2003 г. достигнет 15% всех пользователей мобильных телефонов (сейчас - 4%).
        Либерализация
        Изменение лицензионной политики. Исторически отрасль связи практически во всех странах мира была одной из самых зарегулированных. Процесс выдачи лицензий повсеместно на все виды связи контролируется государством; в настоящее время порядок выдачи лицензий в большинстве стран мира упрощается.
        Либерализация доступа к сети. В последние годы в мире наблюдается демонополизация доступа к сети традиционных операторов фиксированной связи. За доступ к сети во многих странах могут бороться как локальные операторы альтернативной связи, так и транснациональные корпорации.
        Либерализация тарифов. Параллельно с либерализацией доступа к сети проходит постепенное ослабление регулирования тарифной политики традиционных операторов. Создание эффективной конкурентной среды привело к снижению тарифов, повышению качества услуг связи; увеличение объема предоставляемых услуг привело к увеличению доходов операторов связи.
        Глобализация
        Выход компаний на новые рынки. Крупнейшие национальные операторы связи окончательно вышли за границы своих государств. Национальные операторы выходят на новые рынки как самостоятельно, так и путем создания СП с другими операторами, а также путем покупки крупных пакетов акций компаний.
        Объединение компаний. В последние годы в мире произошли межнациональные объединения (через слияния или поглощения) телекоммуникационных компаний, к примеру: Vodafone Group поглотил Mannesmann, а Deutsche Telecom купил VoiceStream Wireless.
        Создание международных альянсов. Глобализация бизнеса телекоммуникационных компаний привела к созданию крупных стратегических альянсов. В последние годы были образованы следующие альянсы: AT&T (USA) c Stet (Italy) для операций в Южной Америке, AT&T c BT (UK) для построения глобальной сети передачи данных, MCI WorldCom (USA) с Telefonica (Spain) для операций в Европе и Южной Америке и т.д.
        Рост спроса на услуги связи
        Спрос на традиционную телефонию. Объем трафика в 2000 г., по прогнозу аналитиков, достигнет 95 млрд минут (рост на 58% по сравнению с объемом в 1996 г.). Выручка традиционных операторов в мире к 2000 году достигнет 1 трлн долл. по сравнению с 822 млрд долл. в 1997 г.
        Спрос на передачу данных. Несмотря на то что Dial-Up остается пока самым используемым средством доступа в Интернет, в последующие два года в Европе 74% доступа будет осуществляться по широкополосным технологиям. По прогнозам, к концу 2002 г. рост абонентской базы по услугам широкополосного доступа составит 190% в Европе и 207% в США.
        Спрос на мобильную связь. В 2000 г. будет продано 410-425 млн мобильных телефонов, в 2001 г. уже 525-575 млн, т.е. более чем на 30% больше. В настоящее время плотность проникновения мобильных телефонов в Западной Европе достигла 40%, в 1999 г. - 30%.
        Спрос на Интернет. К концу 2000 г. в мире будет насчитываться 545 млн пользователей Интернета. Объем рынка предоставления доступа в Интернет и дополнительных услуг в 1998 г. составил 26 млрд долл., прогноз на 2003 г. - 155 млрд долл.
        Источник: Morgan Stanley, PricewaterhouseCoopers, Альфа-банк.
        Специфические проблемы России
        Политическая и экономическая нестабильность. Негативное воздействие на инвестиционную привлекательность России оказывает некоторая неопределенность в отношении политического и экономического развития страны, а также несовершенство механизмов государственного регулирования.
        Слабое экономическое развитие. Слабое развитие бизнеса в России и низкий уровень благосостояния населения ограничивают спрос на услуги связи как со стороны предприятий, так и со стороны населения.
        Неоднозначные результаты приватизации. Процесс приватизации привел к созданию большого количества мелких предприятий связи, не имеющих адекватных финансовых возможностей для технического переоснащения устаревшего оборудования и замены технологий.
        Влияние общемировых тенденций
        Новые технологии. Российские операторы связи заменяют устаревшее оборудование. За последние три года уровень цифровизации сетей вырос от 10 до 21%.
        Либерализация. Стратегия правительства - постепенный отход от регулирования тарифов оплаты за телефонные услуги.
        Глобализация. Реализуемые планы создания семи укрупненных компаний федерального уровня на базе раздробленных региональных операторов.
        Рост спроса. В настоящее время наблюдаются рост спроса на услуги мобильной связи и быстрое развитие Интернета.
        Проявление мировых тенденций отчетливо ощущается в России. Однако экономическая и политическая нестабильность препятствует их полноценному проявлению.

        Эндрю Паркер
        партнер, директор отдела коммуникаций PricewaterhouseCoopers

        ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА В РОССИИ (из выступления)

        Цифровая революция

  • Обеспечение услуг связи потребует создания новых приложений.
  • В потребительских расходах будет продолжаться смещение с традиционных направлений в сторону интерактивных (он-лайновых) услуг.
  • Переход к цифровому телевидению приведет к более широкому использованию контента.
  • По мере разработки приложений для мобильной передачи данных можно ожидать роста средней величины доходов в расчете на одного пользователя (ARPU).

        Темпы роста сети Интернет
        Они будут оставаться внушительными:
  • объем трафика, проходящего по сети Интернет, удваивается каждые 100 дней;
  • компания <Интегрированные услуги передачи данных (IDC)> предполагает, что к 2002 г. 152 млрд минут использования будут передаваться через пакетизированные сети, что составляет 11% всего трафика с коммутацией каналов и голосового трафика виртуальных частных сетей;
  • IDC предполагает, что в 2002 г. доходы от передачи голосовых сообщений по сети Интернет в международном масштабе составят 24 млрд долл. (по сравнению с 200 млн долл. в настоящее время);
  • IDC предполагает, что к 2003 г. более 500 млн человек во всем мире будут иметь доступ к сети Интернет (по сравнению со 142 млн человек в 1998 г.);
  • к 2003 г. не менее 1/3 пользователей будут осуществлять операции в сети Интернет;
  • доля пользователей Интернетом, проживающих в США, продолжает сокращаться и в настоящее время составляет менее 50%.

        Сфера услуг беспроводной мобильной связи
        Она продолжает развиваться головокружительными темпами: снижение цен приведет к тому, что фактическое число минут пользования связью будет расти вдвое быстрее, чем расходы.
        По прогнозам, количество абонентов сотовой связи в мире возрастет с 203 млн в 1997 г. до 908 млн в 2003 г. (среднегодовой темп роста в сложных процентах - 26%).
        Проблемы, стоящие перед отраслью связи в России
        Потребности в инвестициях велики. По данным Министерства связи и информатизации РФ, для увеличения уровня телефонизации с текущих 21% до планируемых 60% в течение ближайших 10 лет потребуется приблизительно 60 млрд долл.
        Министр связи Л. Рейман недавно заявил, что из этой суммы <...20 млрд долл потребуются уже в ближайшем будущем>.
        Конкуренция, новые технологии и снижение тарифов по международным расчетам ведут к уменьшению размеров прибыли, используемой для поддержания традиционно убыточных структур местных тарифов; местные тарифы для населения в настоящее время покрывают лишь 80% стоимости предоставления услуг.
        Некоторые рекомендации
        Принять принципы Соглашения по телекоммуникациям 1998 г., заключенного 65 из 69 стран - членов ВТО:
  • создание независимого регулирующего органа;
  • открытость условий осуществления межсетевых соединений;
  • лицензирование новых участников в разумные сроки;
  • равный доступ к номерным ресурсам и диапазонам;
  • уверенность в том, что должностные лица не будут злоупотреблять полученными полномочиями на рынке.
        Тарифы должны быть изменены и сбалансированы с учетом затрат на предоставление различных видов услуг, прибыли на капитал, инвестированный в развитие сети.

        Андрей Богданов старший аналитик отдела аналитических исследований <Альфа-банка>

        МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ ОПЕРАТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ СВЯЗИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (из выступления)

        Либерализация рынка связи

  • Россия значительно отстает от развивающихся стран Восточной и Южной Европы по срокам либерализации рынка связи; в настоящее время конкуренция на рынке связи в основном присутствует только в крупных городах и на корпоративном рынке, что приводит к эффекту <снятия сливок>. Полная либерализация рынка связи невозможна без свободного доступа к сети общего пользования (local loop unbundling).
  • Либерализация рынка дальней связи приведет к уменьшению затрат на нее традиционных операторов связи. В настоящий момент от 24 до 78% всего междугороднего трафика происходит внутри регионов. Операторы традиционной связи в России имеют возможность увеличить свой вес в общем объеме доходов отрасли до полной либерализации рынка связи.
  • Соотношение средних тарифов на междугороднюю связь и местных тарифов является одним из основных показателей сбалансированности тарифов и готовности традиционных операторов к либерализации рынка. Крайняя несбалансированность тарифов на услуги связи в России создает угрозу потери традиционными операторами большой доли рынка местной связи в случае его либерализации.

        Перспективы операторов традиционной связи
        Доля рынка операторов традиционной связи в доходах отрасли будет увеличиваться ввиду: неизбежного роста тарифов при стабильном курсе рубля, прекращения практики перекрестного субсидирования, увеличения доходов от дальней связи.
        При этом доля рынка альтернативных операторов будет сокращаться из-за усиления конкуренции и снижения нормы прибыли и ограниченного платежеспособного спроса населения на альтернативные услуги связи.
        Рост числа индивидуальных подписчиков на альтернативные услуги связи будет возможен только в случае резкого снижения тарифов и нормы прибыли. При этом только рост тарифов выше уровня инфляции (на 7% в 2001 г., по прогнозам Альфа-банка) автоматически приведет к росту доходов операторов традиционной связи.
        Среднегодовой темп роста дохода от сети общего пользования в мире в сложных процентах в 1997-2002 гг. ожидается на уровне 11% по сравнению с 13-15% в России за период с 2000 по 2002 г.
        Проблемы с привлечением финансирования
  • Стоимость капитала в Европе может увеличиться ввиду выданных лицензий на мобильную связь 3-го поколения (в Европе в соответствующие лицензии инвестируется 158 млрд евро); высокой стоимости развертывания мобильных сетей третьего поколения.
  • Падение цен на нефть и ослабление курса рубля негативно скажутся на росте доходов операторов традиционной связи и их инвестиционной привлекательности.

        Перспективы привлечения финансирования
        Конкурентоспособность операторов связи напрямую зависит от их возможностей привлечения инвестиций. Возможность привлечения финансирования значительно увеличится:
  • после реализации проектов по слиянию региональных компаний связи;
  • после выдачи межрегиональным компаниям универсальных лицензий на все виды телекоммуникационных услуг;
  • после увеличения ликвидности компаний отрасли связи;
  • после улучшения ситуации с корпоративным управлением и открытостью компаний;
  • после размещения АДР 3-го уровня 7 консолидированных межрегиональных компаний связи.

        Заключение
  • В настоящее время традиционные операторы связи имеют хорошие возможности для увеличения своей доли в общих доходах отрасли; реализация данной возможности не будет иметь долгосрочного эффекта без реорганизации тарифной системы и прекращения практики перекрестного субсидирования.
  • Традиционные операторы связи, присутствующие на быстрорастущих сегментах рынка (мобильная телефония, Интернет), имеют лучшие шансы для дальнейшего роста.
  • Привлечение стратегического инвестора/инвесторов принципиально необходимо для привлечения капитала и успешного развития отрасли.

        Вадим Белов заместитель генерального директора ОАО <Связьинвест>

        ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЗАВИСИМЫХ ОБЩЕСТВ ОАО <СВЯЗЬИНВЕСТ>. ВЛИЯНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ НА РОСТ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИЙ (из выступления)

        Цели объединения региональных компаний
        Региональные компании, как правило, объединяются в целях увеличения конкурентоспособности; повышения уровня ликвидности акций и рыночной капитализации; получения возможности привлечения дешевого финансирования; сокращения текущих затрат; улучшения качества управления; создания возможностей для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных проектах.
        Законодательные проблемы
        При реорганизации неизбежны трудности преодоления целого ряда нормативно-правовых позиций.
        Так, в законодательстве нет разъяснений, что такое совместное общее собрание акционеров и каковы его сроки; не определена очередность проведения проверок налоговых органов и внебюджетных фондов, снятия с учета и исключения из государственного реестра.
        Есть и противоречия в применении правовых норм.
        Так, дата конвертации акций по техническим и юридическим причинам не может совпадать с датой исключения общества из государственного реестра; не урегулирован вопрос о целесообразности выкупа дробных остатков при конвертации акций или их округления; не прописаны правовые нормы, сокращающие возможности менеджмента присоединяемой компании по поводу активов в переходный период.
        Но многие препятствия уже преодолеваются в практике реорганизации. Так, существующие прецеденты в значительной мере ослабляют неопределенность, возникшую из-за законодательных пробелов; часть проблем можно снять при составлении договора о присоединении; кроме того, Связьинвест готовит предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы сделок слияния и присоединения.
        Риски при объединении

  • Политические риски. Противодействие региональных властей.
  • Юридические риски. Возможность выявления в ходе проведения сделки неурегулированных вопросов по прошлой деятельности компаний, влияющих на юридическую чистоту сделки.
  • Акционерные риски. Возможность непринятия решения по вопросу о реорганизации 75% голосов от общего количества акционеров, имеющих право на голосование; финансовые затраты на выкуп акций.
  • Кредиторские риски. Затраты на досрочное погашение кредиторской задолженности.

        Эффекты от межрегионального объединения
        Управленческие эффекты: Расширение возможностей стратегического планирования; возможность концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях; ликвидация дублирующих звеньев организационной структуры; более оперативная система принятия решений, упрощение согласований и улучшение взаимодействия с контрагентами; распространение передового опыта по секторам услуг и компонентам менеджмента.
        Конкурентные преимущества: наиболее полный спектр услуг связи на обширной территории; реализация проектов, непосильных для меньших по размеру компаний; возможность снижения тарифов на междугородную связь внутри региона; проще и экономичнее процедура получения новых лицензий; повышение качества услуг.
        Маркетинговые возможности: продвижение единой торговой марки; предложение комплексного обслуживания крупных корпоративных клиентов региона; увеличение числа предоставляемых услуг при использовании системы единого счета; расширение спектра маркетинговых мероприятий.
        Финансовый результат: рост выручки, уменьшение затрат, увеличение денежных средств, повышение финансовой устойчивости, снижение стоимости привлекаемых ресурсов.
        Инвестиционный результат объединений составит 200 млн долл. в год дополнительных инвестиционных возможностей, а это 700 тыс. новых телефонных линий или более 1000 новых базовых станций GSM или около 10 тыс. км. 48-жильных ВОЛС.
        Факторы роста капитализации при объединении компаний
  • Радикально увеличивается ликвидность акций за счет роста масштабов рынка.
  • Расширяется круг потенциальных инвесторов: акции межрегиональных операторов могут войти почти во все крупные инвестиционные портфели (см. рисунок).
  • Улучшаются финансово-экономические показатели, перспективы и качество управления компаниями.
  • Увеличиваются возможности по развитию рынка акций (более эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом), повышается прозрачность деятельности компаний.
  • Объединенные компании могут в будущем получить листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже.

        Направления преобразований отрасли
        Для получения полноценного эффекта помимо реорганизации компании необходима комплексная реализация мероприятий:
  • Радикальное изменение тарифной политики.
  • Изменение условий регулирования рынка - универсальная услуга; межсетевые присоединения.
  • Реформа менеджмента.

        Защита прав акционеров
  • Для объединения выбрана форма <присоединение>, что гарантирует равные права всем акционерам компании.
  • Оценка компаний и определение коэффициентов конвертации производится независимым финансовым консультантом (Альфа-банк, Ренессанс Капитал, ЛВ Финанс, Гамма-Групп) при общей экспертизе Arthur Andersen.
  • Результаты каждого этапа работ по реорганизации утверждаются приемочным комитетом, в который входят руководители всех компаний.
  • ОАО <Связьинвест> не имеет заинтересованности в нарушении интересов акционеров отдельных компаний, так как обладает практически одинаковыми долями во всех объединяемых обществах.
  • Акционерам будет предоставлена информация, необходимая для принятия решения о поддержке реорганизации.
  • При ОАО <Связьинвест> создается консультационный совет по работе с акционерами, которому будет предоставляться информация по основным этапам процесса реорганизации.

        Юлия Кочетыгова директор по маркетингу и развитию бизнеса Standard & Poor's

        ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ СВЯЗИ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ РЕЙТИНГОВОГО АГЕНТСТВА (из выступления)

        Факторы инвестиционной привлекательности

  • Факторы, подконтрольные руководству компании, влияющие на уровень рейтинга (микроэкономический уровень): повышение финансовой эффективности; повышение покупательной способности; влияние на цены; обеспечение масштаба и ликвидности для внешних заимствований; оптимизация менеджмента; рост объемов предоставляемых услуг; инвестиционные потребности (цифровизация, ввод новых емкостей, новые технологии); дорогостоящие инфраструктурные изменения (введение повременной оплаты); конкуренция.
  • Факторы, положительно влияющие на рейтинг телекомов: обширная существующая клиентская база; предоставление полного объема услуг; права собственности на доступ к национальной телекоммуникацонной сети - крупное препятствие для конкурентов; значительные преимущества <эффекта масштаба> - новые инвестиции распространяются на большое количество клиентов; быстрый рост доходов от мобильной связи и услуг передачи данных.
  • Факторы, неподконтрольные руководству компании, влияющие на уровень рейтинга (макроэкономический уровень): конъюнктура на рынке (цены на ресурсы и на услуги связи); регулирование со стороны правительства, в том числе экономическая необоснованность тарифов, значительные политические риски, несовершенство налогового законодательства, валютный риск, процентный риск.

        Снижение и устранение макрорисков
  • Приближение к политике регулирования принятой в ЕС: создание независимого регулирующего органа; устранение перекрестного субсидирования; возможность выбора наиболее эффективной формы подключения (по ценам на уровне издержек); возможность выбора оператора местной сети; портативность номера при переходе к другому оператору.
  • Возможность частичного или полного страхования макроэкономических рисков со стороны стратегического инвестора с целью снижения стоимости кредитных ресурсов (примеры: AIG Россия, Мексика, Аргентина, Чили, Польша).

        Карла Пелле вице-президент J. P. Morgan

        СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ, ВЫХОДЯЩИХ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ КАПИТАЛА (из выступления)

        Стратегия для компаний, выходящих на международные рынки
        В интересах компании:

  • сохранить существующих инвесторов и привлечь новых;
  • повысить профиль компании среди инвестиционных профессионалов;
  • дифференцировать компанию от конкурирующих инвестиционных возможностей (компаний конкурентов);
  • повысить понимание будущих возможностей компании и потенциала ее роста;
  • углубить понимание базовой динамики прибыли;
  • управлять ожиданиями аналитиков и институциональных инвесторов, чтобы избегать сюрпризов и ненужной волатильности.

        Основная цель отношений с инвесторами - обеспечить, чтобы цена акций была реальным отражением результатов работы компании и ее будущих возможностей.
        Значение хорошей политики связей с инвесторами
        Меры. Прозрачная и детальная информационная политика; постоянный поток сообщений и новостей; активная связь на протяжении всего времени; регулярные встречи с инвесторами (роуд-шоу).
        Преимущества. Сниженная премия за риск вследствие более высокого уровня информированности; более высокая ликвидность, которая в свою очередь ведет к более низкой скидке за ликвидность; избежание чрезмерной реакции инвесторов, если результаты ниже ожиданий; повышенный интерес инвесторов, так как большинство инвесторов с высокими стандартами принимают инвестиционные решения в зависимости от регулярных контактов с менеджментом.
        Эффективность связей с инвесторами
        Точное измерение эффективности может быть очень сложным.
        Основные преимущества функции связи с инвесторами с точки зрения высшего менеджмента: более высокая цена акций; достижение справедливой рыночной оценки; сокращение расходов на привлечение нового акционерного капитала; лучшее понимание бизнеса компании, ее стратегии и перспектив среди институциональных инвесторов; более благоприятные мнения аналитиков и аналитические отчеты; способность получить информацию и обратную связь рынка по поводу изменений, связанных с высшими и операционными менеджерами.
        Обеспечение связей с инвесторами рассматривается инвестиционным сообществом как самое важное (табл. 3):

    Источник информации Оценка "важно" для инвесторов, %

     

    Велико-британия США

    Встречи "один на один"

    88 89

    Посещение менежджмента

    84 66

    Квартальные отчеты

    74 79

    Годовые отчеты

    69 79

    Собственные исследования

    68 87

    Презентации/роуд-шоу

    65 72

    Отчеты брокеров

    57 57

    Анонсы/пресс-релизы

    43 50

    Интернет

    28 36

    Статьи в прессе

    21 13

  • доступ к высшему менеджменту через презентации, встречи <один на один> и посещения компании;
  • быстрый и своевременный ответ на информационные запросы;
  • упреждающее предоставление информации аналитикам и институциональным инвесторам;
  • открытая и адекватная политика раскрытия информации.

        Взгляд с позиции управляющего фондом
        Первоклассная работа по связям с инвесторами является исключительно требовательной задачей.
        Что инвесторы ожидают от отдела по связям с инвесторами?
  • Реагирование на информационные запросы.
  • Полное знание финансовых показателей.
  • Знание стратегических планов менеджмента.
  • Полное доверие высшего менеджмента.
  • Справедливое отношение к инвестиционному сообществу: своевременное распространение информации; одинаковый уровень детализации на схожие запросы.

        Основные инвестиционные критерии международных инвестиционных инвесторов: покрытие аналитиками; включение в индекс; ликвидность; регулярные контакты менеджмента с инвесторами; компенсация менеджмента в зависимости от результатов.

        Александр Луценкоr начальник отдела корпоративного финансирования Rye, Man & Gor Securities

        ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТОЯЩИХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (из выступления)

        В межрегиональных объединениях возрастает роль коммуникационной политики: коммуникация менеджерам компаний; коммуникация акционерам; коммуникация структурам региональных властей; коммуникация клиентам; коммуникация кредиторам и торговым партнерам; коммуникация фондовому рынку.
        Основные критерии <прозрачности> компании

  • Установленные Российским законодательством критерии открытости недостаточны (так как прежде всего нет пояснений и четких правил).
  • В дополнение к мероприятиям, вытекающим из законодательства, для <прозрачной компании> характерны:
  • соблюдение прав мелких акционеров;
  • осмысленность корпоративных действий (обязательно предваряемых коммуникационными мероприятиями);
  • поддержание постоянного информационного потока (регулярная публикация финансовой информации, отчетов, прогнозов и планов развития; доступный бизнес-план);
  • постоянная коммуникация акционерам и инвесторам; поддержание отношений доверия;
  • предсказуемость (последовательность) действий менеджмента;
  • аудит по международным стандартам;
  • наличие информативного Интернет-сайта.

        Фондовый рынок - качественно новая ступень информационной прозрачности
  • Компания должна регулярно раскрывать определенную информацию.
  • Постоянное внимание инвесторов и рынка к компании.
  • Рынок выступает в качестве регулярного <барометра>, оценивающего действия менеджмента компании.
  • Рынок дает акционерам возможность <голосовать> акциями.

        Интернет как средство коммуникации
        Интернет - наиболее мощное, общедоступное и дешевое средство достижения <прозрачности>; Связьинвест начал процесс создания Web-представительства, призванного в том числе и к тому, чтобы сделать процесс МРО наиболее открытым. На данном сайте можно будет найти оперативную информацию о компаниях электросвязи, о последних новостях холдинга и компаний, контактную информацию, аналитические материалы и др.
        Обоснование необходимости проведения политики информационной открытости
        Информационная прозрачность компаний:
  • снижает риски, а именно: коэффициенты конверсии становятся более предсказуемыми; инвестор располагает информацией о долгах компаний; более стабильным делается поведение рынка акций объединяемых компаний; повышается капитализация; выравнивается дивидендная доходность; снижается риск конфликтов и противоречий;
  • создает предпосылки для формирования позитивного имиджа компании как в регионе, отраслевом сообществе, так и на фондовом рынке;
  • упрощает выход компании на западный рынок;
  • облегчает обоснование и доказательства правильности принимаемых решений;
  • позволяет инвестору строить достаточно точные прогнозы относительно будущих трендов развития компании и соответственно снижает риски, связанные с вложением капитала.

        Заключение
  • Действия по повышению прозрачности компаний накладывают на них определенные финансовые обязательства, но это выгодно прежде всего для них самих и их акционеров.
  • Несмотря на то что процесс межрегиональных объединений уже запущен, еще не поздно начинать работу в направлении повышения ликвидности акций и капитализации компаний.

        Журнал <Рынок ценных бумаг> планирует продолжить практику проведения подобных конференций по ключевым отраслям экономики России. Надеемся, они будут для вас интересны.
  • Выражаем благодарность спонсорам, оказавшим финансовую поддержку в проведении конференции: J. P. Morgan, Renaissance Capital, Rye, Man & Gor Securities, Diasoft, Diamond, Relline.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".