Факты и Комментари

РЦБ
Издательский Дом

    Искать, занять, стоять и не сдаваться
    В начале 2001 г. истекает отсрочка платежей по долгам бывшего СССР Парижскому клубу. Шансы России на достижение соглашения о реструктуризации этих долгов с Парижским клубом значительно уменьшились, после того как миссия МВФ покинула страну, не достигнув хотя бы предварительной договоренности с правительством России.
    В настоящее время ни МВФ, ни Парижский клуб не настроены идти ни на какие уступки России. Кредиторы считают, что стране с 60-миллиардным положительным сальдо внешней торговли вполне по силам платить по долгам в полном объеме. В частности, заместитель министра финансов ФРГ Кайо Кох-Везер считает, что с учетом прогнозной оценки цен на нефть Россия способна финансировать как обслуживание внешнего долга, так и дальнейшее проведение реформ. По его мнению, никаких послаблений по внешнему долгу в 2001 г. не требуется. При этом он отмечает, что, если у России действительно возникнет проблема с финансированием, в частности, при возможном снижении цен на нефть до 10-15 долл. за баррель, тогда, безусловно, и Парижский клуб, и МВФ могут предложить новые, более мягкие условия выплаты по внешнему долгу.
    Если Парижский клуб не согласится реструктурировать гигантский долг бывшего СССР в 48 млрд долл., то Россия должна будет регулярно перечислять платежи Парижскому клубу кредиторов. Первый, январский, платеж будет небольшим - 85 млн долл., февральский - намного больше - 3,2 млрд долл., а о том, что будет дальше, в правительстве даже думать боятся.
    Как заявил недавно министр экономического развития и торговли РФ Г. Греф, пик платежей придется на 2003 г. и пройти через этот пик Россия не сможет однозначно. Вице-президент <Интерроса> С. Алексашенко считает, что если Россия не договорится с Парижским клубом кредиторов, то объем выплат по внешним долгам превысит 40-45% бюджета, в то время как уже сейчас объем выплат составляет 25%.
    В принципе Россия может облегчить задачу кредиторам, сформулировав обращение о реструктуризации долга на фоне крепкой экономической программы, включающей крупные структурные реформы. Или придется искать новые неординарные схемы реструктуризации долгов.
    Один из вариантов предложил, например, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям, рынкам и финансам А. Шохин. По его мнению, для разрешения долговых проблем России нужны нестандартные подходы, такие как взаимозачет, клиринг, конверсия долгов в собственность. С его точки зрения, наиболее привлекательной является схема взаимозачета российских долгов Парижскому клубу на долги государств - членов клуба перед Россией. Если долг РФ перед Парижским клубом кредиторов составляет порядка 48 млрд долл., то долги государств, являющихся членами этого клуба, перед Россией составляют примерно 52 млрд долл., и было бы разумно просто провести взаимозачет этих сумм. Однако для этого должно быть принято политическое решение. Важно перевести долговой вопрос России в политическую область и отказаться от его решения только в финансовой сфере, считает А. Шохин. А по мнению экономического советника президента РФ А. Илларионова, наиболее разумная политика - полное обслуживание и оплата внешнего долга, в том числе и Парижскому клубу. Политика привлечения кредита и переговоры о реструктуризации только увеличивают валютное давление на нашу экономику, тормозя рост и увеличивая инфляцию.

    Очередные задачи российской электроэнергетики
    По данным РАО <ЕЭС России>, на сегодняшний день изношенность оборудования в электроэнергетике составляет почти 60%. Это значит, что больше половины тепловых и гидроэлектростанций работают в режиме повышенной опасности. Если не предпринимать радикальных шагов, то к 2010 г. Россия может лишиться единой энергосистемы и в стране будет свирепствовать энергетический голод.
    С учетом этого и еще ряда факторов экономического порядка правительством одобрена концепция основных направлений и принципов структурных реформ в электроэнергетике. Как сообщил министр финансов А. Кудрин, она принята за основу, при этом министерствам и ведомствам отведено два месяца на ее доработку.
    Как заявил председатель правления РАО <ЕЭС России> А. Чубайс, в целом уже определены основные этапы подготовки к реформированию РАО <ЕЭС России>.
    На первом этапе предполагается запустить конкурентный рынок электроэнергии и создать условия для генерирующих компаний. Этот этап должен ориентировочно завершиться к концу 2001 г.
    На втором этапе, который ориентировочно продлится до 2002 г., предполагается наличие генерирующих компаний, работающих в рыночной среде. На этом этапе будет проведена их переоценка, начнут привлекаться стратегические инвесторы. О привлечении масштабных инвестиций и продаже акций энергокомпаний не может быть и речи до момента повышения их рыночной капитализации.
    Третий этап (2003-2005 гг.) предполагает дальнейшее развитие конкурентного рынка электроэнергии, привлечение инвестиций и совершенствование структуры корпоративного управления в России. При этом в ходе реструктуризации доля РАО <ЕЭС России> в основном капитале генерирующих компаний будет снижаться.
    Аналитик ИК <Тройка Диалог> К. Кикнавелидзе считает, что теоретически у правительства и РАО <ЕЭС России> существовало два способа улучшения ситуации в отрасли. Первый: увеличение тарифов и изменение правил тарифообразования, чтобы тарифы устанавливались на экономически обоснованных уровнях и менялись только с изменением экономических факторов, а не политических, как это происходит сегодня. При этом руководство РАО <ЕЭС России> должно уделить пристальное внимание повышению эффективности существующих мощностей. Второй: создание конкурентной среды в отрасли, предполагающей гораздо меньшую степень регулирования. Рыночные условия позволят компаниям самим зарабатывать прибыль для отдачи инвестиций. Правительство и руководство РАО <ЕЭС России> выбрали второй путь, менее ясный и более рискованный для нынешних акционеров компании, в том числе и для государства.
    По оценкам некоторых экспертов, фактически старт реформирования российской электроэнергетики уже дан. Совет директоров РАО <ЕЭС России> утвердил создание трех дочерних компаний, среди которых - Средневолжская межрегиональная управляющая компания (СМУК). Предполагается, что это будет 100%-я дочерняя компания РАО <ЕЭС России>, которой будут переданы функции оперативного управления ряда АО-энерго. Пока количество энергокомпаний, которые войдут в СМУК, не определено, однако уже сейчас можно предположить, что СМУК объединит как минимум шесть энергокомпаний Поволжья: <Самараэнерго>, <Ульяновскэнерго>, <Пензаэнерго>, <Марэнерго>, <Саратовэнерго> и <Мордовэнерго>. Скорее всего на Волге будет отрабатываться вариант <временной реструктуризации>.
    Если вслед за Средневолжской будут созданы другие компании, то в итоге их число может достичь 10-12, т.е. столько, сколько и задумано. Более того, СМУК будет зарегистрирована в Нижнем Новгороде - столице Приволжского федерального округа. Наконец, сама формулировка цели создания СМУК: <повышение экономической эффективности и подготовка работы в рыночных условиях> полностью соответствует целям подготовительного этапа реструктуризации РАО <ЕЭС России>.

    МАИР демонстрирует мускулы,
    а Северский - трубный характер

    В последнее время в ряду <акул> российского бизнеса все чаще упоминается финансово-промышленная группа <МАИР>, входящая в пятерку крупнейших в мире переработчиков черного лома. Если в прошлом году объем продаж ФПГ составил 220 млн долл., то в 2000 г. уже 350 млн долл. Сегодня в состав ФПГ входят ОАО <ВЭСТ-МД>, ОАО <Саратовский метизный завод>, ОАО <Верхнесинячинский металлургический завод> и ОАО <Сулинский металлургический завод>, предприятия по заготовке и переработке лома черных металлов более чем в тридцати регионах РФ и СНГ, а также российские операторы на рынке металлургической продукции. Все вместе они образуют полную прозводственную и сбытовую цепочку от сырья до конечной продукции.
    В этом году ФПГ <МАИР> продолжает диверсификацию капитала в металлургическом секторе. Помимо уже приобретенных нескольких Вторчерметов, МАИР не исключает возможности покупки у <Альфа-Эко> принадлежащего ей пакета акций ОАО <Тагмет>. По словам вице-президента ФПГ И. Кузьмина, группа располагает необходимыми средствами для совершения данной сделки, так как Тагмет неплохо вписывается в создаваемую МАИРом вертикально интегрированную структуру по производству металлопродукции и труб.
    А вот с претензиями на контроль над Северским трубным заводом (СТЗ) дело у МАИРа несколько сложнее. Следует заметить, что СТЗ, входящий в десятку крупнейших трубных заводов страны и имеющий капитализацию около 170 млн долл., производит бесшовные и электросварные трубы, сталь, заготовки для проката. Его продукция используется в нефтегазовом комплексе, машиностроении, строительстве. Поэтому, владея блокирующим (по заявлению МАИР, контрольным) пакетом акций СТЗ, ФПГ <МАИР> вынуждена вести трудные переговоры с принадлежащим ЛУКОЙЛу банком <Петрокоммерц>, сконцентрировавшим, по некоторым данным, около 40% акций завода.
    Кроме того, в борьбе за контроль над заводом участвуют группа <Автобанк-Ститекс>, владеющая АО <НОСТА> и рядом угольных компаний, а также администрация завода, которая недавно объявила, что собирается выкупить 10% своих акций на открытом рынке. Пикантность ситуации заключается в том, что, с одной стороны, - МАИР, а с другой - банк <Петрокоммерц> совместно с дружественной ему группой <Автобанк-Ститекс> называют себя стратегическими инвесторами завода. В то же время председатель совета директоров СТЗ
    Д. Пальцев заявил, что завод не видит смысла в вертикальной интеграции и не хотел бы входить в металлургические холдинги. n

    Выросла уральская <Калина>
    В этом году отмечается рост российского парфюмерно-косметического рынка, который уверенно приближается к докризисному уровню. По оценке Российской парфюмерно-косметической ассоциации, в 2000 г. объем рынка достигнет 3,55 млрд долл., что на 60% выше уровня прошлого года. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких известных зарубежных компаний, как P&G, Unilever, Henkel, L'Oreal и др., доля российских компаний на рынке парфюмерии и косметики составляет уже около 40%. Следует заметить, что в рейтинге популярности марки <Калина>, <Невская косметика>, <Свобода> стабильно занимают первые строчки.
    Если такие ведущие российские компании, как <Невская косметика>, <Свобода> и <Новая Заря>, сегодня озабочены закреплением своих брендов и увеличением объема продаж, то концерн <Калина> всерьез задумывается о выходе на международные фондовые рынки, и подготовительная работа для этого уже сделана. Концерн <Калина> разместил эмиссию обыкновенных акций в размере 16,67% уставного капитала. По некоторым сведениям, ЕБРР, выкупив 15,46% акций, намерен помочь концерну в реализации ряда технических и финансовых программ. Кроме того, концерн <Калина> планирует увеличить капитализацию до 500 млн долл. за счет размещения в 2002-2003 гг. на Нью-Йоркской фондовой бирже АДР 3-го уровня в объеме 17-20% от уставного капитала. n

    Так дайте же банкирам что-нибудь
    С начала формирования российской банковской системы прошло немногим более 10 лет. За этот исторически короткий срок были заложены ее фундаментальные основы, происходило становление и развитие финансовых рынков, банковского капитала, пережиты периоды бурного роста и кризисы.
    После финансового кризиса 1998 г. банковская система страны относительно восстановилась, однако ее капитализация крайне мала - около 5 млрд долл. Отношение совокупного капитала к ВВП составляет около 4% - это ниже, чем в некоторых странах с разви-
    вающейся экономикой. В июне 1999 г. бывший зампред ЦБР С. Алексашенко заметил, что в течение 8 лет Россия будет лишена нормальной банковской системы, так как для ее становления необходимо вливание более 100 млрд руб.
    В программе развития российской экономики на ближайшее десятилетие одной из приоритетных задач обозначено <восстановление и развитие российской банковской системы>. Между тем в бюджете на эти цели не выделено ни копейки, хотя тема банковского законодательства обсуждается сегодня на всех уровнях и во всех коридорах.
    В Госдуме продолжается содержательное рассмотрение согласованного между правительством РФ и ЦБР варианта поправок ко второму чтению так называемого <пакета МВФ>, включающего три законопроекта. Первый законопроект предусматривает введение мер, направленных на усиление контроля со стороны уполномоченных органов за финансово неустойчивыми кредитными организациями и действиями учредителей таких организаций. Второй предоставляет ЦБР право провести переоценку банковских активов и пассивов для определения реальной величины собственных средств кредитной организации и, в случае необходимости, принять решение об уменьшении размера уставного капитала до величины ее собственных средств. Третий вводит в банковское законодательство институт <банковская группа>, закрепляет за ЦБР право устанавливать минимальный размер уставного капитала, а также предельный размер и структуру неденежной части уставного капитала кредитной организации. Следует заметить, что если предлагаемые законопроекты не будут приняты Думой, то может быть создана новая рабочая группа по разработке новых вариантов законопроектов.
    Дальнейшее развитие банковской системы стало темой острой дискуссии и на прошедшем в Нижнем Новгороде Всероссийском банковском форуме. Однако там пошли дальше. По мнению ряда участников форума, Правительством РФ должна быть разработана специальная программа, где были бы прописаны цели и задачи развития банковской системы России. А ответственный секретарь межрегионального банковского совета при председателе Совета Федерации В. Кривов предложил комплексную корректировку законодательства через принятие основополагающего акта - банковского кодекса.
    По мнению аналитика ИК <Тройка Диалог> А. Иванова, начала реформ в банковской сфере можно ожидать только после четкого политического заявления Президента РФ о первоочередной необходимости банковской реформы, ее задачах и структуре, которая должна быть создана в результате реформы. Со стороны ЦБР необходимо комплексное ужесточение требований к минимальному уровню капитала банков и качеству управления кредитными рисками. Также срочно необходимо введение международных стандартов отчетности в банках.
    Данные меры должны быть направлены на естественную ликвидацию <карманных банков> и создание стимулов для консолидации банковского капитала и повышение рентабельности банковского бизнеса. Также А. Иванов считает, что в 2001 г. можно ожидать только незначительного ускорения реформы, так как перечисленные меры невозможны без серьезных изменений в ЦБР, требующих значительного времени. n

    Началась работа над Кодексом
    корпоративного управления

    Правительством РФ поддержано предложение ФКЦБ России о создании Кодекса корпоративного управления. К настоящему времени разработана его первая глава, которая касается процедуры проведения собраний акционеров. Следующая часть будет посвящена совету директоров - его правам, обязанностям и ответственности перед акционерами.
    К 1 февраля 2001 г. все ведомства должны представить свои точки зрения для формирования кодекса, которые объединит ФКЦБ, и к июню уже может появиться первый проект кодекса. Предполагается, что сначала кодекс будет использоваться как рекомендательный документ, а с накоплением практического опыта может стать и правоприменяемым.
    По мнению начальника аналитического отдела <Прайм-ТАСС> Н. Черняковой, Кодекс корпоративного управления станет обязательным для исполнения после одобрения правительством и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, т.е. в лучшем случае к концу 2001 г. С момента одобрения правительством все эмитенты, прошедшие листинг на торговых площадках, могут соблюдать Кодекс корпоративного управления. После внесения изменений в законодательство Кодекс корпоративного управления будут исполнять все акционерные общества.
    ЕБРР заявил о своем участии в программе по подготовке проекта Кодекса корпоративного управления. Как заявил глава департамента правовой реформы ЕБРР Д. Дернстейн, банк склонен рассматривать Кодекс как своеобразную модель эффективной деятельности компании в соответствии с российскими законами. Кодекс, по его мнению, должен предусматривать пути формирования нормальных работоспособных отношений между менеджерами компаний и советом директоров, с одной стороны, и акционерами - с другой.
    В связи с началом работы над кодексом важно также отметить поддержку Организации экономического сотрудничества и развития, которая обещала максимально широко распространить информацию о начале работы над кодексом. n

    Теперь рубли народные
    на биржу понесут

    Летом 2000 г. Налоговый кодекс РФ установил, что с нового года подоходный налог должен взиматься после каждой сделки с ценными бумагами. Не нужно проводить специальных исследований, чтобы понять, как отразится это решение на фондовом рынке. Известно, что число сделок, заключаемых на рынке ценных бумаг одним налогоплательщиком, нередко исчисляется сотнями. Следовательно, вступление в силу нового порядка взимания подоходного налога может привести к тому, что частные инвесторы начнут попросту отказываться вкладывать свои деньги в ценные бумаги.
    Исполнительный директор ИК <ОЛМА> Б. Мошкович считает, что без соответствующих поправок новая система налогообложения при кажущейся минимизации ставки налога (13%) не приведет к увеличению потока денежных средств на рынок ценных бумаг. Поэтому более целесообразно внести поправки, тем более что все, что было накоплено и пережито рынком, просто пропущено теми, кто писал новый Налоговый кодекс.
    Но ведь ошибки можно исправить. Поэтому Госдума в первом чтении приняла поправки ко второй части Налогового кодекса, которые уточняют порядок налогообложения доходов физических лиц на рынке ценных бумаг и срочном рынке. Принятый законопроект содержит несколько ключевых моментов.
    Во-первых, предлагается проводить уплату налогов не по каждой отдельной сделке, а сразу за весь налоговый период. Следовательно, можно будет осуществлять зачет и доходов, и расходов по соответствующим финансовым инструментам. Во-вторых, все документаль-
    но подтвержденные расходы на операции также можно будет вычитать из налогооблагаемой базы. И наконец, в-третьих, в течение трех лет по итогам года не нужно будет платить подоходный налог с операций на фондовом рынке, если там одни убытки. Кроме того, в законопроекте есть много ограничений на применение льготного режима, так что риск использования этой схемы для ухода от налогов существенно снижен.
    По всеобщему мнению, поправки достаточно прогрессивные. Они предусматривают, в частности, что налоговая база будет формироваться по итогам года, доход - подразделяться по содержанию операции (купля, продажа, доверительное управление), а убытки уменьшат налогооблагаемую базу. Кроме того, налог должен рассчитывать и платить инвестор, а не брокер. n

    Состоялся практикум
    электронной коммерции

    На практикуме электронной коммерции компания IBS продемонстрировала решения для бизнеса на базе Интернет-технологий ведущих производителей российского и мирового рынка - Commerce One, IBM, SUN. Среди готовых и внедряемых IBS в данный момент продуктов торговые площадки, информационные и корпоративные Интернет-порталы, Internet Data Center. Основная цель практикума - показать реальное соответствие возможностей Интернет-решений, представленных сегодня на рынке, бизнес-задачам российских предприятий и организаций и, главное, оценить реальные преимущества, которые дают решения на базе Интернет-технологий работающему бизнесу.
    Наиболее перспективное направление в развитии B2B было представлено на практикуме системами
    e-procurement, которые позволяют автоматизировать закупки товаров и услуг, входящих в состав косвенных расходов предприятия, т.е. тех, которые не затрачиваются непосредственно на производство товаров.
    Анализ перспектив внедрения моделей электронного бизнеса в российских компаниях наглядно показал, что наибольшего эффекта следует ожидать от инвестиций в функционально развитые, масштабируемые решения. Представленные на практикуме продукты относятся именно к этому классу: они в наибольшей степени соответствуют потребностям российского рынка и могут снизить издержки и повысить эффективность
    деятельности компаний. n

    Обзор подготовлен по материалам компаний, информационных агентств и печати.

© ЗАО "Группа РЦБ".