"Спецвыпуск"
Инвестиционные возможности Ханты-Мансийского автономного округа

Проект "Остров Югра"

    Для эффективного управления одним из богатейших автономных округов недостаточно четко организовывать эффективное взаимодействие различных государственных органов, ревностно отстаивая права и интересы округа в Правительстве РФ, необходимо также четко и правильно планировать и претворять в жизнь социальную программу.
    Руководство Ханты-Мансийского автономного округа подошло к этому вопросу нестандартно, и, помимо различных увеличений расходов на социальные нужды и выплаты, оно позаботилось и об отдыхе своих граждан, начав работу по возведению искусственного острова Югра в Черном море.
    История возведения искусственного острова начинается с середины 90-х годов ХХ столетия. В несформулированных идеях, в неясных мыслях она просуществовала до того момента, когда стало возможным вести речь о реальном воплощении этого проекта. Этот момент наступил в январе 2001 г., когда был подписан первый договор между заказчиком и генеральным проектировщиком. И началась подготовка документации для разработки технико-экономического обоснования проекта и взаимодействия со всеми заинтересованными инстанциями в целях согласования проекта.

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА ОСТРОВА

    Первая архитектурная концепция острова была предложена на суд общественности в мае 2001 г., однако она не учитывала влияния климатических условий Туапсинского района, вследствие чего первоначально предложенный вариант острова был сильно видоизменен и доработан.
    Окончательный вариант острова, утвержденный заказчиком для проекта, был разработан ОАО <Ленморниипроект> (г. Санкт-Петербург) на основе результатов проведения геологических изысканий на площадке строительства и испытаний влияния волнения моря на физической модели.

СОСТАВ КОМПЛЕКСА

    Искусственный остров является центральным звеном в рамках туристического многофункционального комплекса <Остров Югра>.
    На территории искусственного острова будут располагаться следующие объекты:

  • офисно-кассовый центр - 650 кв. м;
  • аквариум - 500 кв. м;
  • боулинг - 630 кв. м;
  • бильярдный зал - 500 кв. м;
  • пивной бар, ресторан быстрого питания, зал с игровыми автоматами, детская игровая площадка, кафе - 800 кв. м;
  • открытая сцена - 1500 кв. м;
  • вертолетная площадка - 350 кв. м;
  • парк с гольф-клубом - 1500 кв. м;
  • аквапарк - 7000 кв. м;
  • дельфинарий - 800 кв. м.     Объекты эксклюзивных развлечений:
  • казино - 850 кв. м;
  • ночной клуб - 850 кв. м;
  • рыбный ресторан - 850 кв. м;
  • марина на 40 яхт - 1700 кв. м;
  • апартаменты - 2500 кв. м.     В состав комплекса также входят: апартаменты на берегу; многоярусная автомобильная стоянка; здание новой гостиницы на 576 мест; реконструированное здание существующего пансионата; система автомобильных дорог и автомобильных развязок, съезд с федеральной дороги, тоннель и мост, соединяющий берег с островом.
        Апартаменты на берегу
        Апартаменты на берегу представляют собой искусно врезанные в крутой склон берега шесть четырехэтажных зданий по три с каждой стороны моста. Здания оформлены в виде арочно-образных целых с перепадом высот по уровню, что создает впечатление движения; их каскадное содержание меняет внешний вид территории, прилегающей к прогулочной террасе, в лучшую сторону. Высота постройки достигает уровня федеральной дороги, что обеспечивает полное использование объемов, красивый вид и транспортную связь с дорогой.
        На первом этаже здания располагаются технические и вспомогательные помещения, торгово-обслуживающие единицы, а также к нему примыкает прогулочный уровень. Непосредственно апартаменты расположены на втором и третьем этажах. Всего представлено
        84 апартамента общей площадью 4500 кв. м. В верхнем уровне каждого здания будет располагаться гараж на 7 машин и автостоянка на 5 машиномест. Площадь апартаментов сильно дифференцирована: от 27 до 136 кв. м, но независимо от размеров внутренняя отделка помещений отвечает самым высоким требованиям и радует глаз даже самых искушенных эстетов.
        Здание новой гостиницы на 576 мест
        Здание гостиницы расположено на вершине холма. В подвальном, цокольном и на первом этажах здания расположены административные, технические, развлекательные помещения, обеспечивающие комплекс услуг, соответствующих стандартам гостиничных сетей <Хайатт>, <Шератон>, <Мариотт>. Жилые этажи гостиницы представляют собой корпус здания Y-образной формы. Типовые этажи (шесть этажей) рассчитаны на 576 мест общей площадью 12800 кв. м.
        В проектном решении определяющим был вид на открытое море, в результате чего самые важные элементы объекта - ресторан и гостиничный блок - получили самое удобное расположение в объекте. Интересное решение получил элемент входа в здание. Он представлен в виде многоэтажного остекленного полуатриумного холла. Главную входную площадь ограничивает стена в виде полукруга на уровне первого этажа, до которой обеспечен подъезд для гостей. А хозяйственный подъезд предусмотрен на уровне подвального этажа из многоэтажной стоянки.
        В подвальном этаже расположены помещения технического обслуживания: мастерские, электрощитовая, главная кухня со всеми сопутствующими помещениями, гардеробы персонала, прачечные, комнаты для глажки белья, помещения для бассейновой техники, а также ночной клуб с баром и сервисными помещениями, холлом и санитарным узлом.
        В проекте цокольного этажа предусмотрены закрытый бассейн (с гардеробными, саунами, турецкой баней, комнатами для массажа и отдыха, баром возле бассейна), национальный ресторан, джаз-клуб, торгово-офисные единицы, зал совещаний, сопутствующие сервисные помещения.
        На уровне первого этажа здания будут расположены парадный многоэтажный холл со службой размещения, администрация, аперитив-бар, главный гостиничный ресторан, туристическо-деловое агентство, конгрессный (многофункциональный) зал с отдельным входом и вертикальной коммуникацией. На каждом уровне типового жилого этажа расположено по 36 гостиничных единиц. Самый верхний уровень объекта запланирован в виде двух-этажного ресторана и кафе - видовой площадки с террасой над последним типовым этажом. Вертикальную связь в объекте обеспечивают панорамные лифты в рамках центрального холла, а также несколько лестничных блоков. Отделку фасада предполагается выполнить из камня: базовую часть объекта - из обожженного гранита, а верхний гостиничный корпус - из отполированных плит светлого мрамора.
        Существующее здание пансионата планируется подвергнуть реконструкции, чтобы органично вписать его в единую архитектурную концепцию всего комплекса.
        Мост и транспортные коммуникации
        В связи с уникальным расположением комплекса (крутой рельеф, наличие расщелины между холмами, перепад высот от 0 до 50 м над уровнем моря, а также присутствие федеральной автодороги) транспортные коммуникации обеспечивают не только горизонтальную, но и вертикальную связь в пределах комплекса, а также соединяют берег с островом.
        Значительную роль не только в связи берега с островом, но и в общем архитектурном облике комплекса играет мост.
        Конструкция моста запроектирована с одним пилоном на берегу, косыми кабелями для поддержки основного пролета, а также поперечной балкой для усиления пролета. Основной пролет моста составляет 123 м. Въезд на мост со стороны берега осуществляется через тоннель под существующей федеральной автодорогой, а съезд с моста на остров будет проводиться по наклонному закругляющемуся спуску. Просвет под мостом над уровнем моря составляет 9 м. Ширина моста предусматривает наличие двух полос для движения автомобилей, одной защитной полосы между ними и двух пешеходных тротуаров. Все инженерные коммуникации, прокладываемые на остров, предусмотрено провести в нижнем пространстве моста под пешеходными тротуарами.
        Транспортные коммуникации также включают в себя съезд с федеральной дороги, подъездную дорогу к многоярусной автомобильной стоянке и уже от нее подъездные пути к новой гостинице и существующему пансионату.
        Пляж
        В проекте запланирована отсыпка пляжа шириной 25 м. Длина пляжа составит 510 м, площадь - 13000 кв. м. Для исключения переноса материала пляжа вдоль берега предусматривается устройство двух бун.

    ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСТРОВА

        В связи с учетом местных климатических условий и волнового режима Черного моря в данном районе архитектурная концепция острова претерпела значительные изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Основной задачей в технологии возведения острова является устройство внешнего укрепительного сооружения. Для решения этого вопроса были рассмотрены четыре варианта сооружений, но в итоге к применению были рекомендованы два варианта:

  • Внешнее берегоукрепление откосного типа скреплением откоса 1:1,5 гексабитами массой 12,5 тонн и с устройством на верху откоса железобетонной прогулочной набережной.
  • Внешнее берегоукрепление вертикального типа из металлических оболочек диаметром 15 м с устройством эстакады и волногасящей камеры из гексабитов массой 12,5 тонн.     Протяженность острова вдоль береговой черты составляет 369 м. Площадь острова - 47000 кв. м. Глубина моря в районе отсыпки - от 5 до 15 м. Протяженность ли-нии внешнего берегоукрепления - 600 п/м.
        Строительные работы по созданию гидротехнических сооружений на острове выполняются в определенной последовательности. В самом начале производится отсыпка временной соединительной дамбы. Длина дамбы составляет 130 м, ширина поверху - 10 м, объем отсыпки - 32000 куб. м. Откосы временной дамбы от размыва крепятся гексабитами массой 15 тонн. Укладка гексабитов выполняется при помощи плавкрана и мобильных кранов. После окончания строительства дамба подлежит разборке с укладкой скального грунта в тело острова, а гексабиты - в конструкцию ограждения внешней стороны острова.
        После достижения дамбой северной границы острова производится отсыпка территории площадки для производства пустотелых бетонных блоков. Территорию площадки предполагается расположить в границах отсыпки острова. После организации площадки достаточных размеров на ней начинается производство пустотелых бетонных блоков.
        По мере готовности блоков начинается строительство причалов марины и берегоукрепление внутренней стороны острова. Строительство начинается от <головы> соединительной дамбы в сторону восточной оконечности острова.
        Одновременно со строительством ковша марины производится дальнейшая отсыпка территории острова с увеличением площадки с целью создания участка для сбора металлических оболочек.
        По мере изготовления металлических оболочек производится их последовательная установка в соответствии с проектным положением. Монтаж оболочек начинают от оси острова на наибольшей глубине и ведут в два потока в восточном и западном направлении от оси острова. Полости оболочек засыпаются горной массой с послойным уплотнением. После заполнения двух смежных оболочек грунтом между ними устанавливается замыкающая металлическая оболочка, раскрепленная таким образом, чтобы свободно проходить между ними. Полости промежуточных вставок также засыпаются горной массой. Общий объем отсыпки в оболочке составляет 69,5 тыс. куб. м.
        В засыпку оболочек погружаются стальные сваи-колонны диаметром 1 м. Затем производится бетонирование внутренней полости трубы.
        В верхней части оболочки устраивается защитный слой из камня массой до 100 кг, отсыпаемого по георешетке, его толщина - 0,5 м. Сверху слоя камней набрасываются бетонные блоки массой 1 тонна, толщина такого слоя составляет 1 м. На слой бетонных блоков укладываются гексабиты массой 15 тонн, количеством 4600 шт.
        К моменту замыкания внешнего и внутреннего ограждения острова завершаются работы по отсыпке тела острова до отметки +1,5 м. Объем отсыпки - 480 тыс. куб. м. Над наброской из гексабитов возводится железобетонный сквозной ступенчатый ростверк.

    ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

        Общая стоимость проекта составляет 58574 тыс. долл. Наиболее значительные затраты: на создание искусственного острова - 30%, автодорог и тоннелей - 12%. Простой срок окупаемости проекта - 9,7 лет. При ставке дисконта 16,6% - 11,7 лет. Норма доходности полных инвестиционных затрат - 43%, эффективность полных инвестиционных затрат - 24,6 млн долл.

    КАДРЫ

        При полной проектной мощности численность работников составит 450 человек (за счет вновь создаваемых рабочих мест). Основная часть персонала будет привлекаться из трудовых ресурсов Туапсинского района.

    ИСТОРИЯ И МИРОВОЙ ОПЫТ

        Ссылаясь на мировой опыт возведения подобных сооружений, можно упомянуть много похожих проектов, поражающих своими объемами, размахом и дерзостью идей. Мы коснемся двух, наиболее значимых из них: аэропорта Чек Лэп Кок (Гонконг) и отеля <Бурж Эль Араб> (Дубай, ОАЭ).
        Проект аэропорта в Гонконге - это самый крупный по объему работ объект из когда-либо возводимых в мире. При возведении острова перемещено около 350 млн куб. м материала. Только подготовка к строительству заняла 2,5 года. Аэропорт был сдан в 1997 г. Сейчас его пропускная способность - 87 млн пассажиров и 9 млн тонн груза в год.
        Отель <Бурж Эль Араб> является воплощением архитектуры нового века. Отель построен на искусственном острове в 28 м от берега, его силуэт напоминает форму паруса высотой 340 м.
        Проект искусственного острова на Черном море имеет свое неповторимое лицо и может занять достойное место в ряду подобных сооружений в мировой практике.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".