Вексель: соотношение норм гражданского и вексельного права

Рукавишникова Ирина

НОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО И ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА

    Причисляя вексель к категории ценных бумаг, гражданское право распространяет на вексель основные положения, связанные с регламентацией порядка переуступки прав по ордерным ценным бумагам, основные принципы солидарной ответственности обязанных по векселю лиц и некоторые другие моменты. Но в то же время вексель обращается в сфере специально установленных правил, в некоторой степени отличающихся от общегражданских положений. Данная сфера получила наименование <вексельного права>.
    Базируясь на основных принципах гражданского права, вексельное право тем не менее обладает специфическими приемами и способами, с помощью которых осуществляется правовое регулирование вексельных отношений. Однако именно существование тесной правовой связи между вексельным и гражданским правом позволяет причислить вексель к числу институтов гражданского права.
    Вексельное право начинается там, где возникает специфическое, отличное от общегражданского правовое регулирование отношений по поводу векселя.
    Определение некоторых наиболее важных, на наш взгляд, особенностей, установленных нормами вексельного законодательства по сравнению с положениями гражданского права, имеет важное значение.

ИНСТИТУТ ВЕКСЕЛЬНОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

    Вексельные правоотношения предусматривают институт вексельного поручительства - авалирования векселя. Несмотря на термин <поручительство>, аваль невозможно отнести к общегражданскому поручительству по следующим соображениям.
    До введения в действие нового Гражданского кодекса РФ институт поручительства регулировался нормами ст. 68 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91 г., которая устанавливала способы обеспечения исполнения обязательств. По мнению союзного законодателя, принципиальной разницы между гарантией и поручительством в то время не существовало.
    Гражданский кодекс РФ 1994 г. ввел в деловой оборот новую форму обеспечения обязательств - банковскую гарантию. Таким образом, произошло законодательное разграничение ранее слитых воедино поручительства и гарантии. В связи с этим возникает вопрос о возможности отнесения вексельного поручительства - аваля к одной из упомянутых форм обеспечения обязательств либо вопрос о существовании самостоятельной формы вексельного обеспечения.
    Правовую природу аваля можно определить путем сравнительного анализа условий поручительства и банковской гарантии, выявив таким образом, к какому виду способов обеспечения обязательств тяготеет аваль.
    В соответствии с положениями гл. IV Единообразного закона о переводном и простом векселе платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством аваля. Аваль может быть оформлен различными способами, однако во всех случаях требуется соблюдение письменной формы. Так, согласно ст. 31 указанного нормативного акта аваль дается на переводном векселе или на добавочном листе; он может быть дан и на отдельном листе с указанием места его выдачи. Аваль выражается словами <считать за аваль> или всякой иной равнозначной формулой; он подписывается тем, кто его дает. Причем для аваля достаточно лишь одной подписи, поставленной авалистом на лицевой стороне векселя, если только эта подпись не поставлена плательщиком или векселедателем.
    Обязательность письменной формы также характерна для банковской гарантии и договора поручительства.
    Так же как положения ГК РФ о поручительстве, нормы вексельного законодательства не содержат ограничений по субъектному составу поручителей по векселям. Следовательно, в качестве авалиста может выступать любое дееспособное, платежеспособное лицо. Однако в п. 11.7 Рекомендаций по использованию векселей в хозяйственном обороте, утвержденных Письмом ЦБ РФ № 14-3/30 от 09.09.91 г.2 (далее - Рекомендации ЦБ РФ), содержится положение, согласно которому вексельное поручительство дается третьим лицом (обычно банком). Безусловно, данная норма носит лишь рекомендательный характер и никоим образом не может быть основанием к исключению из числа потенциальных авалистов небанковских учреждений или физических лиц. В то же время гарантом согласно ст. 368 ГК РФ могут быть исключительно банк, небанковское кредитное учреждение или страховая организация.
    По своей юридической природе общегражданское поручительство представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в письменной форме между кредитором по основному обязательству и лицом (поручителем), выдавшим поручительство по обязательствам должника. Аваль является односторонней сделкой, в результате которой авалист выдает гарантию за платеж (часть платежа) по обязательствам конкретного должника перед любым лицом, которое в конечном счете объявит себя кредитором по вексельному правоотношению. Односторонний характер сделки по выдаче вексельного поручительства сближает его с банковской гарантией, которая оформляется по просьбе принципала в качестве письменного обязательства уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.
    Так же как и банковская гарантия, вексельное поручительство является абстрактным обязательством. Это подтверждается установлениями ст. 32 Единообразного закона о переводном и простом векселе, согласно которым обязательство авалиста действительно даже в том случае, если то обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы ни было основанию, иному, чем дефект формы. Статья 371 ГК РФ указывает на то, что предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство. В то же время общегражданское поручительство носит акцессорный характер (см. ст. 367 ГК РФ).
    Ответственность авалиста предполагается солидарной с тем лицом, за кого выдано данное поручительство. Общегражданское поручительство также предусматривает солидарную ответственность поручителя, но в договоре между поручителем и кредитором характер ответственности может быть изменен, субсидиарная ответственность поручителя может быть допущена и законом. Условия банковской гарантии предусматривают солидарное исполнение обязательства кредитору, но ответственность гаранта ограничивается сроком, на который выдана гарантия. За пределами указанного срока ответственность гаранта прекращается и кредитор не вправе предъявить ему требования о погашении основного обязательства. По смыслу ст. 32 Единообразного закона о переводном и простом векселе авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Это означает, что аваль действует в течение всего срока обращения векселя и установленного срока исковой давности по требованиям к обязанным лицам, за которых он был выдан.
    В соответствии с п. 2 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. Другими словами, законодатель допускает ситуацию, при которой поручителю предоставляются два возможных варианта поведения, в том случае, если должник осуществил перевод долга на третье лицо: либо прекратить действие поручительства, либо принять на себя обязательство за нового должника. С точки зрения профессиональных банковских интересов или иных экономических соображений поручителя данная операция может оказаться выгодной. Именно поэтому в данном случае законодательство предусматривает диспозитивную норму. Вексельные правоотношения не создают возможности перевода долга в общегражданском смысле. Вексельный должник вправе лишь ограничить свою ответственность путем включения в текст векселя оговорки <без оборота на меня> либо иной аналогичной по смыслу, а также назначить посредника в платеже (акцепте). Но данные процедуры не могут отождествляться с институтом перевода долга.
    В этой связи интересным является вопрос о том, возникает ли обязательство авалиста, если индоссант, за которого выдан аваль, оградил себя безоборотной оговоркой? Вексельное поручительство представляет собой одностороннюю сделку авалиста, возлагающую на последнего обязанность погасить вексельное обязательство на тех же условиях, которые предусмотрены для лица, за счет которого выдан аваль. Другими словами, авалист несет солидарную ответственность с лицом, за которое выдано вексельное поручительство.
    В том случае, если лицо, за которое выдан аваль, посредством <безоборотной оговорки> самостоятельно исключает себя из числа ответственных по векселю лиц, то обязательство авалиста следует рассматривать как выданное за не обязанное по векселю лицо. <Следовательно, поручительство за лицо, не обязанное по векселю, не есть аваль. Поручительство за лиц, выполнивших безоборотный и именной индоссаменты, не должно признаваться авалем и не связывает лиц, выполнивших таковое>3.
    Положение о том, что <авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль>, означает не только одинаковый объем ответственности, но и равные условия ее наступления.
    Поручитель и гарант, принимая на себя обязательство по обеспечению исполнения обязательства третьего лица (должника, принципала) знают личность кредитора, перед которым являются солидарными должниками. Это подтверждается тем, что договор поручительства заключается между поручителем и кредитором, а банковская гарантия представляет собой письменное обязательство гаранта, адресованное бенефициару. Причем по общему правилу принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, за исключением тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена в тексте гарантии.
    Специфика вексельного поручительства обусловлена тем, что, авалируя вексель, поручитель заранее не знает и в принципе не может знать того кредитора, который предъявит к нему требование об уплате вексельной суммы. Это объясняется свойством повышенной оборотоспособности векселя как ордерной ценной бумаги. Кредитором авалиста может быть любой последующий индоссант вплоть до конечного векселедержателя.
    В соответствии с положениями ст. 361 ГК РФ договор поручительства может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем. Аваль также может обеспечивать как существующее, так и потенциально возможное в будущем требование (а именно требование к векселедателю неакцептованной тратты).
    Следует согласиться с мнением В. А. Белова о том, что аваль представляет собой сделку особого рода, специфичную как по форме, так и по содержанию, в связи с чем он должен рассматриваться именно как <иное обязательство>, предусматривающее исполнение за третье лицо в денежной форме4.

ПРИНЦИПЫ СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ВЕКСЕЛЮ

    Статья 47 Единообразного закона о переводном и простом векселе содержит указание на то, что все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводной вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем. Однако термин <солидарно обязанные>, по-нашему мнению, употреблен не совсем правомерно. Несмотря на то что юридическая природа обязательств векселеучастников имеет некоторые сходные черты с общегражданскими солидарными обязательствами, говорить о полном их сходстве некорректно.
    Основные юридические характеристики солидарной ответственности в гражданском праве:
    1. При солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
    2. В случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требований кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых должник не участвует.
    3. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.
    4. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками:

  • должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого;
  • неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.
        5. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
        6. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
        Вексельное законодательство, определяя признаки ответственности обязанных по векселю лиц, придерживается основных направлений института солидарной ответственности, частично модифицируя ее.
        Так, например, первый принцип общегражданской солидарной ответственности полностью соответствует характеру вексельной ответственности обязанных лиц. В соответствии с абз. 2 ст. 47 Единообразного закона о переводном и простом векселе векселедержатель имеет право предъявления иска ко всем этим лицам (выдавшим, акцептовавшим, индоссировавшим или поставившим аваль. - Примеч. авт.), к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден соблюдать при этом последовательность, в которой они обязались. Причем векселедержатель вправе предъявить иск как на всю сумму векселя, включая проценты (если они были обусловлены), издержки по протесту, сумму пени, другие издержки, так и на часть суммы в том случае, если иск предъявляется до наступления срока платежа (в данном случае из вексельной суммы вычитается учетный процент).
        Второй принцип солидарной ответственности согласуется с абстрактным характером вексельного обязательства, ограждающим право должника выдвигать возражения по поводу требований кредитора, основанных на личных отношениях к векселедателю или к предшествующим векселедержателям, если только векселедержатель (в данном случае - кредитор), приобретая вексель, не действовал сознательно в ущерб должнику.
        Пятый принцип общегражданской солидарной ответственности не находит прямого подтверждения в нормах вексельного законодательства, но, исходя из смысла указанных норм, можно прийти к выводу о том, что данный принцип вполне применим и для вексельной ответственности.
        В частности, ст. 47 Единообразного закона о переводном и простом векселе устанавливает, что иск, предъявленный к одному из обязанных, не препятствует предъявлению исков к другим, даже если они обязались после первоначального ответчика. Причем векселедержатель может требовать от того, к кому он предъявляет иск, сумму переводного векселя, не акцептованную или не оплаченную.
        Другими словами, векселедержатель имеет возможность удовлетворять свои требования за счет одного, нескольких или всех из обязанных по векселю лиц. Такое право возникает у векселедержателя переводного векселя после истечения срока платежа, если платеж со стороны плательщика не последовал, до наступления срока платежа, если был получен полный или частичный отказ в акцепте, а также в случае обнаружения признаков несостоятельности плательщика или векселедателя.
        Кроме того, следует выяснить, распространяется ли на вексельную ответственность принцип, характерный для общегражданской солидарной ответственности, - о том, что солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Данный принцип корреспондирует п. 1 ст. 325 ГК РФ, устанавливающим, что исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Однако следует иметь в виду, - указывает Президиум Высшего арбитражного суда РФ, что отношения между лицами, несущими солидарную ответственность перед вексельным кредитором, регулируются нормами Единообразного закона о переводном и простом векселе, а не нормами ст. 322-325 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, при удовлетворении иска векселедержателя к обязанным по векселю лицам в решении Арбитражного суда должен содержаться вывод о солидарном взыскании суммы с должников5.
        По нашему мнению, ответственность участников вексельного правоотношения в общих чертах подчиняется общегражданским установлениям, но имеет и определенную специфику, урегулированную нормами вексельного законодательства. Следовательно, вексельную ответственность можно рассматривать как разновидность гражданско-правовой ответственности.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".