Перспективы развития инфраструктуры рынка ценных бумаг

Соловьев Денис
Главный Управляющий Директор по операциям и администрированию. Инвестиционный банк Альфа-Банка

СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    Учетная инфраструктура российского рынка ценных бумаг может быть классифицирована как двухуровневая.
    Первый уровень составляют регистраторы и уполномоченные депозитарии, осуществляющие хранение глобальных сертификатов ценных бумаг и учитывающие права собственности на них. Это справедливо для всех ценных бумаг, кроме неэмиссионных.
    Уполномоченные депозитарии, банковские и небанковские, обслуживают, как правило, оборот государственных, субфедеральных или муниципальных долговых обязательств, в то время как регистраторы обслуживают оборот корпоративных ценных бумаг, занимаясь этим видом деятельности как исключительным.
    Второй уровень - это небанковские расчетные депозитарии, обслуживающие обороты торговых систем, и клиентские депозитарии, призванные удовлетворить спрос клиентов на широкий спектр услуг, который расчетный депозитарий не может им предоставить в силу своей узкой специализации. Часто клиентский депозитарий совмещает свою деятельность с брокерской, поэтому он может быть связан с клиентом также и договором на брокерское обслуживание.
    Указанное совмещение деятельности согласно положению ФКЦБ России <О лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг> допускается лишь при лицензировании каждого из видов деятельности, что целесообразно с точки зрения снижения риска возможного конфликта интересов, но входит в противоречие с федеральным законом <О рынке ценных бумаг>. В соответствии с законом брокер имеет право быть номинальным держателем ценных бумаг клиента. Сам закон содержит противоречие, лишая брокера, являющегося номинальным держателем, т.е. выполняющего де-факто функции депозитария, возможности подтверждать права собственности на ценные бумаги, предоставляя это право только лицензированным регистраторам и депозитариям.

РАСЧЕТНЫЕ ДЕПОЗИТАРИИ

    Принятие Центральным банком РФ и ФКЦБ России совместного положения <Об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию>, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ № 3 от 20 января 1998 г. и Положением ЦБ РФ № 16-П от 22 января 1998 г., резко ограничило круг потенциальных расчетных организаций, исключив возможность совмещения брокерско-дилерской деятельности и деятельности по обеспечению расчетов по сделкам с ценными бумагами, заключаемыми в организованных торговых системах. Таким образом, из числа расчетных депозитариев были исключены банки, которые в целях управления собственной ликвидностью должны проводить дилерские операции. С момента вступления в силу указанного постановления банковские депозитарии стали классифицироваться как клиентские.
    Стоит отметить, что фактическое определение понятия <расчетный депозитарий> в принятом постановлении не привело к логичному введению понятия <клиентский депозитарий> и соответствующих ограничений по совмещению деятельности теми и другими. Естественным следствием этого стало исполнение расчетными депозитариями и клиентских функций.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ И ХРАНЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

    Предлагаемый механизм, на наш взгляд, может стать одним из приемлемых вариантов распределения рисков для всех участников учетной системы.
    Приведенная схема предполагает, что брокер не может совмещать свою деятельность с депозитарной, и, таким образом, отсутствует конфликт интересов, учтенный при разработке положения <Об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию>.
    Предусматривается наличие клиентских депозитариев, не имеющих сети счетов в реестрах акционеров и уполномоченных депозитариях, а пользующихся для учета ценных бумаг клиентов счетами в расчетных депозитариях или клиентских депозитариях, обладающих такой сетью.
    Предполагается, что данные о переходе прав собственности на ценные бумаги передаются торговой системой в расчетный депозитарий, который по результатам их обработки проводит зачет взаимных обязательств между клиентскими депозитариями.
    Схема предусматривает также наличие у расчетного депозитария механизма и полномочий на проведение клиринга между клиентскими депозитариями и им самим путем проводок по счетам депозитариев в реестрах акционеров и уполномоченных депозитариях. Механизм проведения клиринга подразумевает установление максимальной суммы обязательств одного участника перед другим, а также перед учетной системой в целом, и в результате наличие системы управления рисками.
    Итак, приведенная схема решает следующие задачи:

  • равномерно распределяет риски по всем участникам учетной системы;
  • позволяет реализовать механизм управления этими рисками;
  • полностью задействует потенциал учетной системы;
  • минимизирует расходы участников учетной системы и их клиентов в силу наличия корреспондентской сети и системы клиринга;
  • создает предпосылки к совершенствованию технологии расчетов путем объединения усилий всех участников системы, поскольку теперь все они заинтересованы в снижении рисков и увеличении эффективности системы в целом;
  • вводит отношения, близкие к совершенной конкуренции между клиентскими депозитариями, гарантируя тем самым стабильность их тарифной политики и соответствующий уровень обслуживания;
  • оставляет место для модернизации схемы расчетов при создании Центрального депозитария.
        Развитая инфраструктура внутреннего рынка создает условия для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, препятствует оттоку капитала из страны, способствуя тем самым защите национальных интересов.
        Чрезвычайно важно найти те технологические решения, реализация которых привела бы к минимизации рисков, связанных с учетом и хранением ценных бумаг. Мы уже наблюдаем отток капитала ввиду желания участников рынка не только минимизировать указанные риски, но и иметь дополнительные возможности, которые может предоставить им западная инфраструктура.
        Принципиально то, что отток происходит в ценные бумаги, производные от российских. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего технологического усовершенствования отечественной системы расчетов. Высокие затраты, связанные с таким совершенствованием, подразумевают невозможность проведения его отдельными организациями или группами. Оно должно опираться на поддержку всех участников рынка и выражать их общие потребности.
        Опыт развития российского и западных рынков демонстрирует, что не возможна и экономически не целесообразна ни долговременная монополизация инфраструктурных функций одной организацией или группой, ни административное <назначение> инфраструктурных организаций регулирующими органами. В условиях затяжного кризиса необходима единая и четкая государственная политика в области инфраструктуры, а также сотрудничество участников рынка друг с другом и с государственными органами в целях ее доработки и детализации.

        С полным текстом статьи можно ознакомиться в Интернете: www.custody.ru

  • © ЗАО "Группа РЦБ".