Как поживают российские пивовары

Кадырова Ольга

Павлова Наталья

СПРОС

    Одним из факторов, способствующих укреплению позиций российских пивоваров на рынке, является традиционное предпочтение россиянами пива отечественного производства (более мягкий вкус импортного пива в меньшей степени отвечает вкусам российских потребителей). В 1997 г. объем потребления импортного пива сократился по сравнению с 1995 г. более чем в 2 раза. Для иностранных компаний ввоз пива в Россию невыгоден из-за высоких импортных тарифов.
    Выпускаемые сорта пива можно разделить на две большие группы: массовые и сортовые. Основной особенностью российского рынка пива является производство большого количества так называемых массовых сортов стоимостью 14-20 руб. за литр. Сортовое пиво отличается от массового более высоким качеством и более высокой стоимостью. Такое пиво начали производить на российских предприятиях сравнительно недавно, и его качество в большинстве случаев несколько ниже, чем у аналогичных сортов импортного производства. Массовые сорта пива пользуются в России большей популярностью и составляют около 3/4 российского рынка пивоваренной продукции. Сравнительно недавно на российском рынке появилось темное пиво, поэтому спрос на него еще не удовлетворен (особенно в регионах).
    Следует отметить, что в настоящее время потребление пива на душу населения в России гораздо ниже, чем в европейских странах (рис. 1). Однако уже к 2000 г. ожидается рост спроса на продукцию пивоваренной отрасли более чем в 2 раза.
    Одной из особенностей спроса на пиво является его высокая эластичность по цене (около 3%). Это создает трудности для производителей, вынужденных поднимать цены в условиях роста цен на сырье.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    В период 1990-1996 гг. объемы производства пивоваренной отрасли упали почти на 40% (до 206 млн дал). Основные причины падения:

  • рост цен на сырье и энергоресурсы;
  • высокий уровень налогообложения продукции пивоваренной отрасли;
  • отсутствие средств на обновление технической базы.
        В 1997 г. падение производства прекратилось (рост производства в 1997 г. по сравнению с 1996 г. - 22,8%), но при этом объем производства от уровня 1990 г. составляет 75%. Падение объемов производства пивоваренной отрасли по сравнению с 1990 г. выше, чем по пищевой отрасли в целом, по которой объем производства в 1997 г. составил 85% от уровня 1990 г. Однако в 1998 г. объемы производства пива выросли до 324 млн дал, что превышает объем производства 1990 г. на 12,5%.
        В настоящее время в пивоваренной отрасли высокими темпами происходит концентрация производства. Рынок контролируется компаниями, входящими в холдинги Baltic Beverages Holding, Sun Brewing, Carlsberg, <Очаково>, а также несколькими крупными региональными пивными заводами. В 1998 г. на 14 крупнейших производителей пива приходилось около 50% объемов производства отрасли.
        В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего роста концентрации производства, слияния с более крупными компаниями или ухода с рынка мелких региональных производителей.

    РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА

        В России пиво традиционно продается в тех же районах, где и производится, но в последнее время предприятия проводят работу по увеличению сроков хранения, что дает им возможность выхода на рынки других регионов. При этом местные производители имеют преимущество по сравнению с производителями из других регионов в связи с высокими транспортными издержками.
        Первое место по объему потребления и второе по объему производства пива занимает Центральный экономический район (рис. 2). Сюда поступает большой объем пива из других регионов и от иностранных производителей, которых привлекает главным образом московский рынок пива. В Москве действует несколько пивоваренных заводов, крупнейшим из которых является комбинат пиво-безалкогольных напитков <Очаково>, которому принадлежит около 10% рынка. Около 13% рынка в 1997 г. принадлежало <Трехгорному> и <Останкинскому> пивоваренным заводам.
        Объем продукции Клинского пивокомбината, для которого московский рынок является основным рынком сбыта, составляет 7%. Однако наибольшая доля московского рынка (35%) принадлежит петербургской компании <Балтика>, которая в 1998 г. увеличила свою долю.
        Экспансия <Балтики> на рынке представляет особенно большую опасность для небольших московских пивоваренных заводов, которые не имеют собственных мощностей по производству солода и поэтому сталкиваются со значительным ростом себестоимости продукции в условиях кризиса.
        Кроме того, в 1999 г. в московские магазины поступит пиво производства пивоваренного завода <Князь Рюрик>, мощность которого составит 12,5 млн дал в год (его основной акционер - турецкая компания <Эфес>). Главным рынком его сбыта станет Москва. Однако продукция нового предприятия составит конкуренцию не отечественным сортам пива (стоимость пива, производимого заводом <Князь Рюрик>, будет приблизительно в 3 раза выше стоимости пива московских производителей), а высококачественным импортным сортам.
        Основным конкурентом для московских производителей по-прежнему останется <Балтика>, которая планирует в 1999 г. дальнейшее увеличение объемов производства. В связи с этим одним из вариантов развития для московских предприятий должен стать выход на региональные рынки.
        Первое место по производству пива среди российских регионов занимает Северо-Западный экономический район. В этом регионе производится около 40% российского пива. Только в Санкт-Петербурге находятся четыре крупных пивоваренных завода (ОАО <Балтика>, ОАО <Вена>, ОАО <Бавария>, ОАО <Степан Разин>). ОАО <Балтика> контролирует около 50% рынка Северо-Западного района. Кроме того, <Балтика> представляет серьезную конкуренцию для региональных производителей, поскольку в настоящее время осуществляет продажи в различных областях России.
        Третье место по объему производства пива занимает Поволжье, где находится семь пивоваренных заводов, годовой объем реализации которых превышает 10 млн долл. Первым по величине производителем пива в этом регионе является ОАО <Поволжье>, которое принадлежит концерну Sun Brewing.
        Крупные пивоваренные заводы находятся также в Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Уральском районах, в Западной и Восточной Сибири. Качественное пиво производится чувашскими предприятиями, которые полностью обеспечивают потребности республики и работают на собственном хмеле.
        До недавнего времени крупных производителей практически не было на Северном Кавказе, однако в течение последних двух лет активно развивается <Донпиво>, контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО <Балтика>. Этот завод производит как местные сорта пива, так и различные сорта пива <Балтика>. Кроме того, московский комбинат <Очаково> планирует выйти на рынок этого региона через приобретение пивоваренного завода в Краснодарском крае.
        На Дальнем Востоке крупные производители пива немногочисленны, а в Северном районе практически нет предприятий, объем продаж которых превышал бы 6 млн долл. в год.

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

        В настоящее время значительная часть инвестиций в пивоваренной отрасли осуществляется иностранными инвесторами. Поскольку импорт пива в Россию в массовых количествах невыгоден из-за высоких тарифов, иностранные производители предпочитают покупать российские пивоваренные заводы и осуществлять капиталовложения в модернизацию оборудования. При этом участие иностранного капитала в организации производства не предполагает перехода на производство сортов пива, близких по вкусу к импортным.
        Наоборот, чаще всего продолжается производство отечественных сортов, качество которых улучшено благодаря применению новых технологий.
        Крупнейший иностранный инвестор в российские пивоваренные предприятия - скандинавский концерн Baltic Beverages Holding (BBH), учредителями которого являются шведская пивоваренная компания Pripps, норвежская Ringnes и финская Hartwall Group. В России концерну BBH принадлежат ОАО <Балтика> (рис. 3), <Донпиво> (60% акций принадлежат ОАО <Балтика>, <Ярпиво>, <Таопин>, <Челябинскпиво>. BBH принадлежат также несколько пивоваренных компаний в странах бывшего СНГ. Общий объем производства заводов BBH в России составляет около 80 млн долл.
        ОАО <Балтика> было создано в 1992 г. Благодаря крупным капиталовложениям оно является в настоящее время одним из наиболее модернизированных пивоваренных заводов в России. <Балтика> стала одним из первых пивоваренных предприятий, которые в середине 90-х годов приступили к разработке собственных сортов пива.
        В настоящее время <Балтика> выпускает около семи различных сортов (как светлых, так и темных). Причем выпускаемое им пиво является одним из наиболее популярных не только в Санкт-Петербурге, но и во многих регионах России, где компания имеет собственные сбытовые структуры.
        <Балтика> относится к числу предприятий, интерес к которым у инвесторов не уменьшился вследствие финансово-экономического кризиса.
        Несмотря на то что цены на акции <Балтики> значительно упали после кризиса (рис. 4), уже в конце 1998 г. наметилась тенденция роста цен, которая сохранилась и в 1999 г.
        Рыночная капитализация компании в 1998 г. достигла 8 млрд руб. (345 млн долл.). При этом сокращение капитализации компании в долларах по сравнению с 1997 г. составило около 6%, что в десятки раз меньше, чем для большинства крупнейших российских предприятий.
        После финансового кризиса августа 1998 г. предприятие было вынуждено поднять цены на свою продукцию приблизительно на 50%, объем производства компании увеличился тоже почти на 50% (рис. 5). Проводимая в настоящее время руководством предприятия политика направлена на сокращение себестоимости выпускаемого на предприятии пива благодаря снижению доли импортного сырья и материалов в себестоимости. В 1998 г. доля ОАО <Балтика> на российском рынке составила около 14% (по сравнению с 12% в 1997 г.), причем в будущем компания ожидает дальнейшего увеличения объемов производства и доли рынка.
        <Балтика> осуществляет инвестиции также в расположенный в Ростове-на-Дону завод <Донпиво>. В настоящее время темпы реконструкции завода несколько замедлились, однако предполагается, что в 1999 г. объем производства предприятию увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 1998 г. и достигнет 10 млн дал.
        На производственных мощностях <Донпиво> осуществляется производство не только сортов, традиционно выпускаемых этим предприятием, но и различных сортов пива <Балтика>. Благодаря наращиванию производственных мощностей <Донпиво> имеет возможность получить значительную долю рынка Северо-Кавказского района и стать одним из крупнейших пивоваренных предприятий России.
        В 1998 г. увеличились объемы производства и на принадлежащих BBH предприятиях <Ярпиво> и <Таопин>. Причем в 1999 г. планируется дальнейшее увеличение объемов производства на этих предприятиях. Оба предприятия осуществляют продажи не только на региональных рынках, но имеют значительную долю и на московском рынке. Кроме того, в январе 1999 г. BBH было приобретено 20% акций <Челябинскпиво>, объем производства которого составляет около 6 млн дал в год. При этом достигнуто соглашение о последующем увеличении доли концерна в уставном капитале до 75%.
        Таким образом, в настоящее время предприятия, принадлежащие BBH, производят около 26-27% всего российского пива. Основная стратегия предприятий концерна - разработка оригинальных сортов пива и выход на рынки других регионов.
        Второе место по объему продаж на российском пивоваренном рынке занимает компания Sun Brewing, которая представляет собой российский холдинг с иностранным капиталом. Ей принадлежат контрольные пакеты акций Саранского пивоваренного завода, Ивановской пивоваренной компании, Пермской пивоваренной компании, АО <Поволжье>, компании <Патра> (Екатеринбург) и <Бавария> (Санкт-Петербург).
        Стратегия холдинга Sun Brewing отличается от стратегии BBH, предприятия которой осуществляют активную экспансию на рынки других регионов и в особенности на столичные рынки. Sun Brewing скупает в
        основном заводы, которые являются крупнейшими производителями в регионах, и направляет инвестиции на совершенствование используемых технологий и расширение производственных мощностей. Общая производственная мощность заводов концерна составляет около 40 млн дал. Основной целью предприятий концерна является завоевание региональных пивоваренных рынков.
        Однако не все предприятия, входящие в концерн, имеют значительные производственные мощности. Так, производственные мощности Ивановской пивоваренной компании составляли 3,6 млн дал. Данное предприятие было приобретено концерном благодаря качеству производимого пива. В настоящее время ведутся работы по расширению производственных мощностей завода.
        Исключением является и пивоваренный завод <Бавария>, который, в отличие от прочих предприятий концерна, не занимает монопольного положения на региональном рынке, а осуществляет продажи на рынке Санкт-Петербурга - одном из самых насыщенных рынков России. Однако <Бавария> успешно реализует продукцию на петербургском рынке и в 1998 г. увеличила объемы производства более чем в 2 раза.
        Поскольку концерн активно осуществляет инвестиции в приобретенные российские предприятия, в будущем следует ожидать увеличения его доли на российском пивоваренном рынке. Предприятия Sun Brewing будут серьезными конкурентами для региональных производителей.
        Одному из крупнейших западных концернов Carls-berg принадлежит финская пивоваренная компания Sinebrykhoff, которая владеет 66% акций петербургского завода <Вена>. Последний является одним из немногочисленных российских пивоваренных предприятий, производящих высококачественное дорогое пиво, перспективы которого на отечественном рынке значительно улучшились после августовского кризиса, который вызвал значительное сокращение импорта. Продукция предприятия реализуется также на Кавказе, в Поволжье, на Урале. Кроме того, <Вена> - единственное российское предприятие, экспортирующее пиво.
        Еще один российский завод, контролируемый западным инвестором, - это крупнейший производитель пива в Западной Сибири - омский завод <Росар>. В августе 1998 г. контрольный пакет акций этого предприятия был приобретен бельгийским концерном Interbrew. Продукция завода реализуется в настоящее время на рынках Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Томска, Барнаула, Кемерово, Кургана. Предприятие планирует также выход на рынки Восточной Сибири, Центральной России и Дальнего Востока. К 2000 г. планируется увеличить объем производства пива до 22 млн дал.
        Следует отметить, что доля предприятий с иностранными инвестициями на российском рынке продолжает расти. Так, скоро в Москве должен начать выпускать продукцию пивоваренный завод <Князь Рюрик> (91% акций завода принадлежит компании <Эфес>).
        В 1998 г. на российский рынок вышел южноафриканский пивоваренный концерн SAB, который является одним из пяти крупнейших производителей пива в мире. Этим концерном был приобретен небольшой пивоваренный завод в Калужской области. Производство пива начнется с 1999 г. и составит около 3 млн дал, хотя в будущем возможно расширение его объемов.
        Иностранные инвесторы активно используют возможность выхода на российский рынок через покупку отечественных предприятий. Однако достаточно большое количество российских пивоваренных заводов пока отказались от привлечения иностранного капитала, но достаточно успешно действуют на отечественном рынке.

    НЕЗАВИСИМЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

        Крупнейшим российским производителем пива, не входящим в состав ни одного из концернов, является московский комбинат <Очаково>. По объему производства он занимает второе место в России после ОАО <Балтика>.
        Контрольный пакет акций <Очаково> принадлежит трудовому коллективу. В настоящее время комбинат не планирует продажи акций иностранным инвесторам, несмотря на то, что он имеет обширные планы по расширению производственных мощностей и модернизации оборудования. Планировалось увеличить объемы производства почти до 50 млн дал, однако существующая экономическая ситуация может помешать этому.
        Оценка годового объема продаж получена на основе данных за первое полугодие с учетом сезонных колебаний.
        Предприятие активно выходит на региональные рынки и составляет серьезную конкуренцию местным производителям. Мощности по производству пива составляют около 65% производственных мощностей предприятия (рис. 6). <Очаково> одним из первых российских предприятий начало выпуск слабоалкогольных коктейлей. Это позволит ему в будущем получить существенную долю рынка нового перспективного продукта.
        Среди крупнейших региональных производителей следует отметить также Комбинат пивобезалкогольных напитков в Башкортостане (г. Стерлитамак), который по объемам производства вполне можно сравнить с <Очаково>. Ассортимент продукции комбината отличается меньшим разнообразием, чем у крупнейшего московского производителя, однако качество пива предприятия отмечалось на выставках продукции пивоваренной отрасли.

    Крупнейшие независимые отечественные производители пива

    Предприятие

    Объем продаж в 1997 г.,

    тыс. долл.

    ВИНАП (Новороссийск)

    78 796,40

    Московский пивобезалкогольный комбинат <Очаково>

    45 448,50

    Комбинат пивобезалкогольных напитков (Башкортостан)

    41 342,60

    ОАО <Красный Восток> (Казань)*

    40 178,00

    Клинский пивокомбинат*

    32 867,90

    Барнаульский пивоваренный завод <Пикра> (Красноярск)

    26 455,30

    Иркутскпищепром

    23 990,70

    ОАО <Пивоваренная компания "Витязь">

    21 631,80

    Останкинский пивоваренный завод

    21 583,40

    ЗАО <Пивоиндустрия Приморья>

    20 073,00

    ТОО <Жигулевское пиво>

    17 024,70

    <Амур-Пиво>

    16 193,70

    Пивзавод Воронежский*

    14 563,70

    <Тверь-Пиво>

    10 291,80

    <Букет Чувашии>

    9 204,30

    * Оценка годового объема продаж получена на основе данных за первое полугодие с учетом сезонных колебаний.

        Хорошие перспективы на рынке имеет ОАО <Красный Восток>, которое также входит в десятку крупнейших производителей России. Ассортимент предприятия включает несколько сортов светлого и темного пива. Хорошие перспективы в силу монопольного положения на региональных рынках имеют красноярский завод <Пикра> и крупнейший производитель на Дальнем Востоке - ЗАО <Пивоиндустрия Приморья>, положение которого может несколько ухудшиться в связи с общей экономической ситуацией в регионе.
        Конкуренцию специализированным производителям пива составляют также предприятия, располагающие значительными мощностями для производства другой продукции.
        Наиболее крупными неспециализированными производителями являются новосибирский завод ВИНАП и Иркутскпищепром. Они выпускают пиво высокого качества, и доходы от его продажи составляют значительную долю прибыли предприятий. Для ОАО <ВИНАП>, которое помимо пива осуществляет производство безалкогольных напитков, вина, шампанского, водки и ликеро-водочных изделий, в последнее время наметилась тенденция роста производства пива. Если в начале 90-х годов предприятие было практически неплатежеспособным, то сейчас высокие финансовые показатели делают завод привлекательным для инвесторов (рентабельность по заводу составляет 45%).
        Среди наиболее перспективных предприятий российского рынка необходимо отметить Клинский пивокомбинат, который поставляет около 40% своей продукции на московский рынок. Объем производства завода в начале 1998 г. составлял около 10 млн дал, но в будущем планируется увеличить его до 25 млн дал. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит трудовому коллективу.
        Среди предприятий, оборот которых не превышает 20 млн долл., следует отметить такие пивоваренные заводы, как <Жигулевское пиво>, <Тверь-Пиво> и <Букет Чувашии>. Качество производимой продукции позволяет этим предприятиям успешно конкурировать с более крупными предприятиями, осуществляющими экспансию на региональные рынки. При этом <Тверь-Пиво> (годовой оборот - около 10 млн долл.) реализует продукцию на московском и петербургском рынках.
        Что касается небольших пивоваренных заводов, то их выживание на рынке в связи с расширением объемов производства крупных региональных производителей и иностранных концернов становится все более сложным. Однако продукция таких заводов, как Лысковский и Рыбнинский, по-прежнему пользуется спросом.

    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПИВОВАРЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

        Несмотря на то что показатели по пивоваренной отрасли существенно лучше, чем в среднем для российских предприятий, финансовый кризис августа 1998 г. очень неблагоприятно сказался на положении пивоваренных компаний.
        В пивоваренной промышленности основным сырьем является ячмень, из которого впоследствии варят солод. Потребность российских предприятий в ячмене за счет отечественного сырья полностью не может быть удовлетворена, так как большая его часть идет на экспорт. Поэтому для производства пива используется преимущественно импортное сырье, что является главной причиной ухудшения положения пивоваренных предприятий.
        Основными районами произрастания ячменя являются Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток и Алтай, в которых расположено только 20% всех российских предприятий, занимающихся производством солода. Это создает особые трудности при обеспечении остальных производителей сырьем, так как местные власти часто ограничивают вывоз ячменя за пределы областей произрастания. Кроме того, у большинства пивоваренных предприятий отсутствуют собственные мощности по производству солода. Только 32,5% заводов сами производят солод, остальные закупают его, причем главным образом за границей (рис. 7).
        Преимущественно импортируется и необходимый для производства пива хмель. Потребность пивоваренных предприятий в хмеле составляет около 8 тыс. тонн, в то время как в России производится 3,5 тыс. тонн (основным районом его производства является Чувашия). Однако хмель занимает гораздо меньшую долю в расходах пивоваренных предприятий.
        Расходы на сырье составляют около 60% в структуре затрат российских пивоваренных предприятий. Высокая доля импортного сырья привела к росту себестоимости пива, что вызвало рост цен. В условиях роста конкуренции снижение себестоимости является насущной проблемой пивоваренных предприятий.
        Одной из возможностей существенного снижения затрат является создание вертикально-интегрированных предприятий, обеспечивающих осуществление производственных процессов от заготовки ячменя и солода до производства пива.
        Предприятия, располагающие в настоящее время собственными мощностями по производству солода, имеют значительное конкурентное преимущество по сравнению с предприятиями, закупающими солод у производителей.
        Активную политику по реализации стратегии вертикальной интеграции осуществляет ОАО <Балтика>. Так, в 1999 г. запланирован пуск крупнейшей в России солодовни. Значительными мощностями по производству солода располагает концерн Sun Brewing, что значительно повышает конкурентоспособность предприятий.
        Вводимый в этом году в эксплуатацию в Москве завод <Князь Рюрик> также будет работать преимущественно на отечественном сырье благодаря строительству солодовни (10,1% в уставном капитале которой также принадлежит турецкому пивоваренному концерну <Эфес>, а контрольный пакет акций - правительству Москвы).
        Снизить издержки по производству продукции помогает наличие мощностей по производству солода таким небольшим пивоваренным предприятиям, как <Пивоиндустрия Приморья>, <Витязь>, Барнаульский пивоваренный завод, <Тверь-Пиво>, а также новосибирскому заводу ВИНАП.
        Осуществление инвестиций в развитие собственных солодовых производств и повышение вертикальной интеграции позволит региональным производителям выдержать конкуренцию крупных концернов.
        В пивоваренной отрасли очень высок эффект масштаба, поэтому себестоимость производства 1 л пива крупными предприятиями более чем в 2 раза ниже аналогичного показателя для мелких заводов. Поэтому для мелких и средних предприятий необходимо расширение объемов производства либо присоединение к крупным пивоваренным концернам. Одним из вариантов развития может стать повышение качества производимой продукции и выход на рынок сортового пива.
        Большинство пивоваренных заводов сталкивается с проблемой организации сбыта продукции. Многие предприятия не имеют собственной сбытовой сети и осуществляют продажи через сбытовые организации, что ведет к снижению доли прибыли предприятия в цене конечной продукции.
        Однако крупные предприятия имеют собственные сбытовые сети. Так, около 90% продукции Sun Bre-wing реализуется ее дочерней компанией Sun Distribution Company, которая имеет свои филиалы в Москве, Саранске, Иваново, Ростове, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми, Курске и Санкт-Петербурге.
        Свои сбытовые структуры в регионах имеют также предприятия BBH. Один из десяти крупнейших российских производителей - <Красный Восток> - также развивает собственную сбытовую сеть, причем не только в Татарстане, но и в других регионах, в частности, в Нижнем Новгороде.
        В настоящее время в России функционирует около 200 пивоваренных предприятий, и сейчас перед большинством компаний стоит проблема выбора стратегии развития. В сложившихся условиях наиболее трудным становится выживание мелких и средних предприятий, поэтому они должны сделать выбор: либо войти в состав крупного пивоваренного концерна, либо развиваться самостоятельно.
        В случае выбора стратегии самостоятельного развития пивоваренной компании необходимо привлекать инвестиции для модернизации оборудования в целях расширения производства и повышения качества продукции. Эффективной деятельности компании будет способствовать и создание вертикально-интегрированных производств, что приведет к снижению себестоимости продукции и росту доли прибыли в цене. Вложение средств в пивоваренную отрасль при выборе правильной стратегии развития означает для инвесторов получение крупных прибылей.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".