РЦБ: Виктор Петрович, с чего начиналась компания, которой Вы руководите?
    В. Е.: Как видно из названия, наша специализация - малый и средний бизнес. Что происходит в этом секторе в последние годы? С 1991 г. правительство пытается создать для него какие-то определенные правила игры, сформировать государственную политику. В 1992 г. принят закон о государственной поддержке развития малого предпринимательства.
    За это время создан ряд ведомств и правительственных организаций, которые должны были заниматься малым и средним бизнесом. Сформирован Федеральный фонд поддержки малого бизнеса, который должен выполнять роль гарантийного фонда, страховать риски и т.д. Вся эта политика провалилась, поскольку как только фонд наполнили ресурсами, чиновники начали делить эти деньги, раздавать льготные кредиты, и сейчас его работа практически парализована.
    В то же время развивалось другое направление - создавались негосударственные консалтинговые компании, которые должны были помочь малым и средним предприятиям в отсутствие таких структур, как Госплан, Госснаб и т.д. Небольшие предприятия не в состоянии иметь мощные отделы маркетинга, кооперации, внешнеэкономических связей. Поэтому в рамках межправительственного соглашения Россия - Великобритания в 1992 г. создали наше Российское агентство как головную структуру такой сети. Мы образованы в форме акционерного общества и, таким образом, с самого начала сориентированы на рынок, на клиента. Сейчас функционируют 52 подразделения нашего агентства в регионах. В данном случае мы выступаем как холдинговая структура. Кроме нас у региональных агентств есть и другие акционеры. Нередко это региональные администрации.
    Сейчас эту систему мы объединяем информационной сетью, которая позволит создать центры деловой информации в регионах, обеспечить прямые связи предприятий России и Европы.
    РЦБ: Какие проекты в области инвестиций вы реализуете?
    Б. М.: Наше место на рынке инвестиций - в обслуживании потребностей небольших предприятий. Мы занимаемся инвестиционными проектами до 1 млн долл., а характерный размер - 100-300 тыс. И здесь, помимо известных проблем и препятствий для привлечения инвестиций, мешает отсутствие правильного построения бизнеса.
    Крупные предприятия худо-бедно начинают вести бизнес в соответствии с мировыми правилами и законами (кстати, некоторые в соответствии с разумными методиками, доставшимися в наследство от социализма, ведь наша управленческая наука занимала не последнее место).
    Малым и средним предприятиям этого явно не хватает. Необходимо, во-первых, внедрение достоверного управленческого учета, а во-вторых, - его прозрачность, т.е. правильность самих методик учета и используемой информации.
    Помощь предприятиям в постановке правильного ведения бизне-са - вот ниша, которую мы собираемся осваивать и которая интересна нашим западным партнерам. Они готовы вкладывать деньги и развивать это направление.
    РЦБ: О каких источниках финансирования может идти речь применительно к малому и среднему бизнесу?
    Б. М.: Банковский кредит как источник финансирования я бы вообще не рассматривал. На это есть объективные причины. Во-первых, в нашей стране рублевый капитал пока незначителен, средств для предоставления кредита чрезвычайно мало. Во-вторых, неустойчивость макроэкономической ситуации приводит к тому, что ставки по кредиту становятся очень высокими. И, в-третьих, комбинация этих двух факторов. Наша банковская система обслуживает крайне незначительный объем кредитных ресурсов, а значит, вынуждена содержать большой штат и инфраструктуру <на маленьких деньгах>. Это еще больше увеличивает ставку по кредиту. В итоге она становится такой, что для инвестиций кредит неприемлем.
    Западный кредитный капитал непригоден по той же причине: макроэкономическая нестабильность не позволяет оценить валютный риск. На такой кредит могут рассчитывать только экспорториентированные предприятия.
    Остаются инвестиции в виде вложений в акционерный капитал - прямые инвестиции. И интерес к ним инвесторов существует, мы это чувствуем. Ряд европейских организаций, как государственных, так и частных, ищут приложения своим деньгам. Но сначала нужно подготовить наши предприятия к получению инвестиций. В малом бизнесе знают цену деньгам. Это облегчает задачу.
    Проблемы клиента, обратившегося в агентство, как правило, не ограничиваются необходимостью составления бизнес-плана или предоставления информационной справки. Предпринимателя интересуют и другие вопросы, связанные с осуществлением инвестиционного проекта:
    Инжиниринговое сопровождение проекта создания     мельничного комплекса     Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса     Сеть региональных агентств: <Воронежское региональное агентство     поддержки малого и среднего бизнеса> |