Реструктуризация промышленных предприятий - не панацея, но <лекарство>

Лаба Наталья

    Большинство приватизированных предприятий так и не смогли адаптироваться к изменившейся внешней среде. Главная проблема - созданные в советское время предприятия не ориентированы на получение прибыли путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и достижения минимального уровня расходов. Они были нацелены на выполнение пресловутых производственных планов и обеспечение занятости населения. Отсюда раздутые в десятки раз штаты и избыточные производственные мощности, отсутствие спроса на производимую продукцию, низкая производительность труда. Если в плановой экономике эти факторы не играли существенной роли, то в рыночных условиях практически все бывшие советские предприятия оказались крайне неконкурентными, неспособными привлечь инвестиции, произвести востребованные товары и услуги и соответственно платить достойную зарплату сотрудникам.
    Одни предприятия сумели сориентироваться в изменившихся условиях, не только выжить, но и стать прибыльными. Это результат проведения мер по преодолению внутренних проблем, внедрению передовых технологий управления и координации усилий в соответствии с требованиями рынка. Все эти действия сопряжены с определенными рисками и зачастую - c увеличением социальной напряженности на предприятии, а иногда и в регионе, поскольку при реструктуризации часто речь идет об увольнении сотрудников, закрытии отдельных производств, переобучении кадров, отчуждении объектов социальной сферы и других непрофильных подразделений.
    Другие заняли позицию выжидания и выбивания финансирования. Большинство либо обанкротились, либо являются фактическими банкротами, поскольку полученные кредиты не решили их главной проблемы - способности эффективно функционировать. Дирекция таких предприятий не предпринимает конструктивных действий по ряду причин. Среди них можно выделить:

  • неверие в возможность успеха в ситуации общей экономической неопределенности и часто меняющихся условий хозяйствования;
  • личная незаинтересованность директоров, предпочитающих проедать капитал;
  • некомпетентность руководства предприятий, особенно в областях маркетинга (умение ориентироваться на рынке, знание своего настоящего и потенциального потребителя, владение технологиями продвижения товара и ценообразования), финансового управления и стратегического планирования;
  • миф о том, что главная проблема предприятий - отсутствие оборотных средств;
  • надежда на возобновление субсидирования со стороны государства;
  • надежда на получение финансирования от стороннего инвестора (новый собственник, банк, партнер) без выполнения впоследствии своих обязательств перед ним.
        Если руководство частного предприятия не заинтересовано в реструктуризации, оказать на него давление могут лишь собственники (здесь уместно упомянуть об актуальности развития института эффективного собственника). Другое дело, если решение о необходимости изменений принято, но не хватает компетентности исполнителей, времени, ресурсов. В этом случае целесообразно искать содействия государственных и административных организаций, частных и некоммерческих консалтинговых фирм.
        Правительству и региональным администрациям необходимо поддерживать подобные конструктивные процессы на уровне отдельных предприятий, поскольку, с одной стороны, именно рост производства товаров и услуг является первоисточником благосостояния нации, с другой - в отличие от
        финансовых вливаний, которые практически никогда не используются эффективно, поддержка процессов обновления закладывает основу для будущего развития.
        Формы поддержки реструктуризации предприятий могут быть различными - от политической и профессиональной, образовательных программ - до финансовых льгот и других методов мотивации собственников и сотрудников. Самые важные моменты - это финансовое обеспечение программы (несмотря на то, что текущие затраты на реструктуризацию несравнимо меньше долгосрочного эффекта от нее, эти средства должны быть инвестированы немедленно) и главное - пресечение злоупотреблений и нецелевого использования финансовых ресурсов и других льгот лицами, не проводящими существенных преобразований, а их симулирующими.

    Предприятие

    Местоположение

    Консультант

    ОАО "Уралмашзаводы"

    Екатеринбург

    A.D.Little

    ОАО "Ленинградский металлический завод"

    Санкт-Петербург

    Price Waterhouse

    ОАО "Уралэлектро"

    Оренбургская обл.

    Corporate Solutions

    ОАО "Тверская мануфактура"

    Тверь

    Coopers & Lybrand

    ОАО "Бератон"

    Пермская обл.

    Практик

    ОАО "Орловский сталепрокатный завод"

    Орел

    Roland Berger & Partner Gmbh

    ОАО "Стойленский ГОК"

    Белгородская обл.

    KPMG

    ОАО "Северский трубный завод"

    Екатеринбург

    Ernst & Young

    ОАО "Владимирский химический завод"

    Владимир

    Юникон

    ОАО "Плавский машиностроительный завод "Смычка""

    Тульская обл.

    Про-Инвест Консалтинг

    ОАО "Вологодский машиностроительный завод"

    Вологда

    Про-Инвест Консалтинг

    Завод микролитражных автомобилей

    Набережные Челны

    Monitor

        В 1996-1997 гг. Российским центром приватизации (РЦП) совместно с Министерством экономики и Международным банком реконструкции и развития была разработана Программа содействия реструктурированию предприятий (ПСРП). Было реализовано 12 пилотных проектов (см. таблицу). В ходе этих работ РЦП получен ценный опыт подготовки и реализации проектов реструктурирования на возвратной для предприятий основе. Этот опыт уникален для России и МБРР. Он продемонстрировал:

  • актуальность реструктурирования российских предприятий для нормального развития экономики в целом;
  • возросшее понимание приоритетности этих задач и неизбежности развития рыночных взаимо-
        отношений и методов управления частными предприятиями среди представителей региональных администраций, собственников и директорского корпуса;
        Далее будет предложено описание одного из таких пилотных проектов с акцентом на проблемы, которые являются типичными для большинства российских предприятий.
        Те проекты, которые проходили через РЦП, систематизированы в книге <Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий - обобщение первого опыта>. Это попытка систематизированно изложить <живой> опыт реструктуризации по различным программам поддержки предприятий, охватившим около тридцати отраслей отечественной промышленности. Главное,- подчеркивается в этом издании, - возможность успешной реструктуризации в кризисной ситуации перехода к рыночной экономике на примерах промышленных предприятий, имевших далеко не самые лучшие стартовые условия после приватизации.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".