Прямые инвестиции - это замена времени деньгами

Куприянов Сергей
Пресс-секретарь председателя правления ОАО "Газпром"

    С. К.: Иван Иванович, в чем отличия фонда, которым Вы управляете, от ряда других?

    И. Р.: Наверное, сначала стоит сказать об отличиях прямых инвестиций от портфельных. По сути дела, ключевых отличия два.
    Первое состоит в том, что <портфельщики> смотрят в будущее и покупают акции в надежде на то, что положение в экономике в целом и в компании изменится к лучшему; или продают, если ожидают изменений к худшему. Мы же за те деньги, которые платим за акции, сами строим это будущее.
    Второе отличие в том, что <портфельщики> при изменении конъюнктуры рынка готовы немедленно уйти с него, и более того, в соответствии с задачами фонда просто обязаны сделать это, скажем, при изменении котировок на определенный процент. А мы приходим в компанию на вполне определенный срок и уйти не можем. На три-четыре года мы объективно становимся самыми тесными партнерами и несем точно такие же риски, как и сама компания. Идея прямых инвестиций в том, что мы с самого начала определяем наш выход из проекта и <держимся за него>, работаем на этот выход.
    Мы как конкретный фонд не лучше и не хуже других, единственное, может быть, немного крупнее. И для нас проблема в том, что наши инвестиции не должны быть меньше 10 млн долл. Для нас определена вот эта область, и отсюда соответственно проблемы, так как, чтобы получить 10 млн долл. прямых инвестиций (а прямой инвестор редко захочет иметь меньше 25% акций или больше 45%), компания должна иметь объем продаж, скажем, от 30 млн долл. Таких компаний просто объективно немного. И плюс к этому, она должна иметь потенциал для резкого скачка - по крайней мере в 2 раза за те три-четыре года, которые мы с ней будем находиться. Почему? Потому что прямые инвестиции - это замена времени деньгами, это покупка времени за деньги.
    Допустим, рентабельность какого-то хорошего бизнеса - 15%, соответственно, реинвестируя всю прибыль, компании понадобится пять-шесть лет для того, чтобы вырасти в 2 раза. Если мы видим, что у компании есть потенциал такого роста и она хочет его реализовать, то говорим: <Зачем тратить пять лет, аккумулируя собственные средства, мы дадим деньги, и все будет гораздо быстрее>. С самого начала мы исходим из того, что доля в компании, которую мы купили, должна быть продана по цене, по крайней мере в 2-3 раза выше, чем мы заплатили. Но если у компании есть такая перспектива, для нее цена денег уже не имеет значения.

    С. К.: Как это соотносится с возможностью получения кредитов?

    И. Р.: В любом случае, те деньги, которые компания получает от нас, не могут быть заменены кредитами. Нельзя взять кредит больше, чем позволяют финансы компании. Возможность получения кредитных ресурсов всегда должна быть выбрана до предела. Если ты не взял все то, что мог взять, значит, в компании что-то не так. Поэтому для того, чтобы сделать новый проект, который даст скачкообразный рост, всегда нужен новый акционерный капитал, позволяющий получить новый кредит. Для фонда такое сочетание кредитного и акционерного финансирования важно, поскольку возникающий финансовый рычаг - левередж, позволяет нам добиться более высокой внутренней нормы рентабельности - IRR и обеспечить более высокую доходность для пайщиков фонда.

    Инвестиционный фонд AIG-Brunswick Millennium
    Основными учредителями фонда являются компании AIG и Brunswick, а также группа инвесторов-соучредителей. В настоящий момент фонд Millen-nium (<Тысячелетие>) считается самым крупным инвестиционным фондом в России, осуществляющим прямые инвестиции в предприятия России, СНГ и Балтии. Размер фонда составляет 300 млн долл. Страховое обеспечение фонда осуществляет государственное агентство США - Overseas Private Investment Corporation (OPIC).

    С. К.: На какой уровень доходности должен выйти ваш фонд, существуют ли какие-либо ориентиры, benchmarks для доходности вложений?

    И. Р.: Универсального ответа нет. Грубо говоря, это должен быть максимум, который можно заработать в стране. Сейчас это приблизительно 40-50%. Если это можно, значит, это нужно. Если это невозможно в одной отрасли, значит, надо идти в другую. Иногда в качестве нижней границы речь может идти о 25-30%. На самом деле все это довольно условные показатели, потому что IRR, равный 50%, - это не обязательство обеспечить такую ставку. Это просто в момент вложения денег моя вера в то, что я могу столько получить. Тем более что не всегда удается удержать запланированную доходность по всем проинвестированным компаниям. Я думаю, что в конце концов по всем компаниям в целом речь будет идти о 25-30%, но для этого я должен ставить более высокие задачи.

    С. К.: Представители многих промышленных компаний, увидев эти цифры, скажут - ну, это не для нас, у нас в отрасли средняя рентабельность - 2% (5, 10, -5:). Мы физически не можем быть интересны для фонда:

    И. Р.: Абсолютно не так. IRR никак не связан с текущей хозяйственной деятельностью компании или, говоря по-русски, с ее рентабельностью. Речь идет о том, что компания в ее нынешнем состоянии оценивается определенной суммой. А высокий уровень доходности просто говорит о том, что мы верим, что ее можно продать за существенно большие деньги, ничего другого. На самом деле не мы получаем эту доходность, а все акционеры, ее хозяева, которые эту компанию создали, которые в ней работают. У нас должна быть достаточно четкая уверенность, что другие акционеры, те, кто эту компанию создал и вывел на определенный уровень, заинтересованы в ее развитии и так же, как мы, хорошо на этом заработают, иначе какой им резон делиться с нами.

    С. К.: Если не принимать во внимание наиболее <продвинутые> компании, то по нашему опыту общения с директорами предприятий видно, что они, как правило, задумываются о привлечении инвестиций только тогда, когда дела у компании идут не слишком хорошо. В связи с этим насколько применим тезис <деньги не вкладываются в выживание, а только в развитие> для вашего фонда?

    И. Р.: При принятии инвестиционного решения рассматриваются три основных компонента: современное состояние компании, ее программа развития и люди, которые ею управляют. Ясно, что, если состояние компании стремительно ухудшается, никакого контакта не будет, если менеджмент работал плохо раньше, почему он будет работать хорошо теперь. Поэтому мы не занимаемся финансированием бизнеса на начальной стадии развития. Есть много людей с хорошими идеями, но у них нет доказательств того, что они могут реализовать свои идеи.
    Исключением может быть только ситуация, когда есть группа опытных менеджеров, у которых реально большой потенциал и они его сумели подтвердить. Для них мы можем приобрести какие-то <лежащие> активы. Мы сами никогда бы этого не сделали, но если увидели хорошую команду, то верим в нее и покупаем для нее завод.
    Если говорить о предприятиях, находящихся в критическом состоянии, интерес к ним могут проявить например, небольшие торговые компании, которые не могут вложить много, свободных денег нет, поэтому они вынуждены покупать дешевые, <лежащие> активы. Но в этом случае им придется думать о том, как это предприятие поднять и кто это сделает. Или, например, брокеры, которые в свое время заработали по 100-200 тыс. долл. и сейчас готовы вложить их. Но это другой бизнес, не наш.

    С. К.: Средний размер вложений вашего фонда - 10 млн долл. Как определяется эта величина и из чего складывается?

    И. Р.: Почему не меньше - понятно, стоимость и объем работы по осуществлению сделки почти не зависит от ее величины, поэтому, чем мельче сделки, тем дороже обслуживание инвестиций. Работа фонда построена таким образом, что на его деятельность тратится от 1,5% до 3% суммарных активов. Кстати, с этим связан тот факт, что небольшие фонды вынуждены работать по узкой специализации, так как они не в состоянии нанять профессионалов во многих областях. С другой стороны, вложения фонда в одну отрасль и соответственно в одну компанию, как правило, ограниченны. Например, если ограничение вложений в одну отрасль составляет 10%, 50-миллионный фонд не сможет проинвестировать в одну компанию больше 5 млн.
    У нашего фонда есть и дополнительные ограничения, связанные с тем, что фонд на 100% гарантирован OPIC. Это американская правительственная организация, которая гарантирует инвесторам нашего фонда, что если, скажем, в течение 10 лет, на которые рассчитана его работа, фонд не сможет вернуть назад те 300 млн, которые он получил от инвесторов, то разницу возместит OPIC. Речь идет не об отдельных проектах, а обо всем фонде. Такая страховка стоит достаточно дорого, но инвесторы в ней заинтересованы. Для нас, управляющих фонда, эта страховка означает, что многие отрасли оказываются закрытыми.
    В свое время к Соединенным Штатам было много претензий по поводу экспорта грязных производств в развивающиеся страны. Поэтому сейчас мы не финансируем проекты, которые могут хоть как-то повлиять на окружающую среду, ухудшить экологическую обстановку. У нас почти нет проектов в нефтяной отрасли, металлургии, химической промышленности. Это не прямой запрет, а скорее настоятельная рекомендация. В результате объективно остаются четыре основных сферы инвестиций: связь, продовольствие, строительство и масс-медиа. Плюс машиностроение, но здесь пока не видно интересных проектов.

    С. К.: На самом первом этапе, когда к Вам поступает какое-либо предложение, на что Вы обращаете основное внимание и что может стать причиной для отказа в дальнейшей проработке?

    И. Р.: Надо сказать, что за 3 года к нам поступило порядка 1000 инвестиционных предложений. Около 150 из них получили дальнейшую проработку, примерно с 25 проектами мы занимались очень серьезно, и лишь 8 были признаны приемлемыми. Для начала мы обычно требуем три документа: сведения о финансовом состоянии (реальные данные, а не то, что сдают в налоговую инспекцию), перечень акционеров и программу развития - бизнес-план. На основании этих документов и происходит первоначальный отбор - либо нет четкой программы развития, либо нет желания осуществлять вместе с нами достаточно существенные финансовые вложения, либо возникают проблемы с акционерами: кто-то хочет, кто-то не хочет, они не могут договориться, всплывает криминал.
    Нас не пугает сложная структура сделки, когда присутствуют <чистые> компании, дочерние, оффшоры, но в бизнес, который контролируют криминальные структуры, входить не хотелось бы. Как правило, основной вопрос - программа развития, часто она необоснованно завышена, либо люди просто хотят получит деньги, но не хотят развиваться.

    С. К.: Важно ли в момент, когда к вам обращается компания, чтобы у нее уже была современная западная система управления, сформировавшаяся корпоративная культура, или вы готовы в этом помочь?

    И. Р.: Безусловно, но если мы видим в компании что-то неадекватное нашим представлениям о бизнесе, мы не будем с ней работать. Наш опыт показывает, что если компания вышла на приличный объем продаж, то, как правило, у нее все нормально с управлением. Единственная тонкость в том, что нам надо понять, насколько это завязано на людях.
    Бывает, что вся компания - это фактически 5 человек, которые однажды могут взять и перейти в другую компанию. Мы должны видеть их заинтересованность в общем деле, в росте их фирмы. Другой случай, часто встречающийся среди дистрибьюторов, когда компания - это конгломерат предприятий малого бизнеса, которые выжили за счет того, что не платят налоги, их оперативно открывают, закрывают. Тогда не понятно, куда вкладываются деньги: Бизнес не должен быть закостеневшим, но должен быть понятным. Ведь мы покупаем долю действующей компании и надеемся ее продать...

    С. К.: Давайте поговорим о том, какие этапы проходит сделка, какие соглашения заключаются между новыми и старыми акционерами, как распределяются полномочия и предусматривается механизм возврата средств.

    И. Р.: Процедура работы с предприятиями включает три основных этапа.
    На первом этапе мы спрашиваем у инвесторов разрешения тратить ресурсы на более тщательное исследование компании.
    На следующем этапе мы готовим некое внутреннее ТЭО, этот документ никто не увидит, мы делаем его для себя и наших инвесторов, чтобы они могли принять решение. На этом этапе мы заключаем договор с компанией, в которую намереваемся инвестировать. Этот договор, как правило, эксклюзивный, так как не хотелось бы, чтобы мы тратили свои ресурсы, а компания одновременно работала с кем-то еще, здесь ей уже нужно определиться.
    Одновременно разрабатывается проект договора купли-продажи акций и соглашения акционеров. В соглашении четко определяется, какие обязательства берут перед нами акционеры, какие обязательства берем мы. Речь идет не только о получении акций, для нас, как для фонда прямых инвестиций, важно, чтобы за время пребывания в компании ее стоимость постоянно увеличивалась. Пути могут быть разными.
    В каких-то случаях нужно помочь компании найти экспортные контракты, в каких-то - наладить управление финансами, подобрать нового финансового директора, перейти на западный аудит, улучшить имидж перед инвесторами. Должно быть согласие компании на такие шаги. В этих же документах речь идет и о том, как будут израсходованы те средства, которые мы вложим в компанию в обмен на акции нового выпуска, каким будет механизм выхода из проекта.
    Вариантов выхода три, и они традиционны - вывод компании на фондовый рынок и публичная продажа акций (IPO), продажа стратегическому инвестору или продажа другому - портфельному, финансовому инвестору. В случае с IPO в соглашении оговаривается, когда это делать, как определить <пора или не пора>, каковы критерии. Если планируется продажа стратегу - должно быть обязательство со стороны других акционеров о том, что они продадут часть своих акций вместе с нами, ведь мы покупаем не контрольный пакет, а стратегу будет нужен только полный контроль. Здесь часто бывает трудно достичь договоренности. Вся подготовительная работа по ТЭО занимает 1,5-2 месяца. Если мы подошли к конечной точке, все материалы отправляются нашим инвесторам и инвестиционный комитет принимает решение.
    С этого момента мы говорим: <на этих условиях мы точно инвестируем определенную сумму за определенный пакет> - это обязательство.
    На последнем этапе еще несколько месяцев уходит на юридическое оформление сделки. Если структура компании сложная, надо написать кучу договоров по структурированию, по выкупу дочерних компаний или их переподчинению, регистрации и перерегистрации оффшорных компаний и т.д. Сколько продлится этот этап, не знает никто. Может оказаться, что где-то в 1990 г. эмиссия акций была неправильно зарегистрирована и все ужасно затянется:

    С. К.: Вы рассматриваете такой вариант выхода из проекта, как выкуп доли фонда самой компанией с соответствующим увеличением долей прочих акционеров?

    И. Р.: Это искусственная модель. Она не может работать. Я могу предположить вариант, когда большая компания участвует с нами в дочерней и затем, используя собственные деньги, выкупает нашу долю, но это уже другой случай. Проблема в том, что достаточные ресурсы для выкупа в самой компании не успеют накопиться. Пока мы вместе с компанией, вся прибыль должна реинвестироваться, мы не хотим дивидендов и заставим других акционеров пускать основные средства в развитие дела. Таковы принципы. Поэтому к моменту нашего выхода у компании просто не может быть значительных наличных средств для выкупа. На Западе такой вариант практикуется благодаря тому, что менеджмент может обратиться в банк и получить кредит для выкупа компании или выпустить высокодоходные, но необеспеченные бумаги - Yunk bouds. У нас пока рано об этом говорить:

    Заблуждения российских руководителей и мировые правила бизнеса     Контакты с менеджерами и собственниками российских компаний по вопросам возможностей и перспектив иностранных инвестиций позволили выделить и сформулировать несколько стандартных заблуждений и недоразумений:
  • обстановка в экономике такова, что компании рост не нужен, а когда это понадобится, она сможет его обеспечить (<страусиная> политика);
  • обстановка настолько динамична и неопределенна, что невозможно работать по четкому плану развития компании (жизнь сегодняшним днем);
  • стратегия компании существует, но она не может быть сформулирована, а тем более формализована в документе, который можно было бы показать потенциальному инвестору (отсутствие стратегии);
  • средств на развитие компании в общем-то хватает, а при необходимости мы сможем взять кредиты (автаркия);
  • вопросы собственности компании являются священными, и мы не пустим никого из чужих в состав наших акционеров, даже если это будут инвесторы (изоляция);
  • мы не будем тратить время и средства на привлечение инвесторов, компания настолько хороша, что инвесторы сами придут и пусть они тратятся (экономия на спичках).
        Ясно, что такой подход к бизнесу не может не привести к плачевным результатам. На рынке выигрывает только тот, кто первым движется вперед, обгоняя конкурентов хотя бы на один шаг, даже если реальность не благоприятствует движению и не зависит от того, насколько идеальна стратегия, которая им реализуется.     Несмотря на уникальность сегодняшней ситуации в России, необходимо иметь в виду, что законы и правила развития бизнеса одинаковы во всем мире:
  • предприниматель должен определиться, относится ли он к своей компании как к бизнесу (строит ли машину для зарабатывания денег) или компания является своего рода клубом по интересам, местом, где группа друзей и знакомых объединена для занятия любимым делом. Могут быть и промежуточные варианты, но, как правило, они не имеют будущего;
  • бизнес всегда существует в конкурентной среде (даже если барьеры для выхода на рынок высоки, все равно найдется конкурент, который сможет их преодолеть);
  • для бизнеса вопрос о необходимости роста не стоит, так как прекращение движения означает начало гибели. Захват рынков всегда является самостоятельной бизнес-задачей. Компания не может оставлять рынки без внимания, не захватывая их, так как в противном случает это сделают конкуренты;
  • эффективный рост только за счет внутренних источников невозможен хотя бы потому, что конкуренты могут прибегнуть к помощи внешних инвесторов, получив тем самым преимущества;
  • кредиты не могут быть основным источником средств для роста, так как в оптимально работающей компании резервы обеспечения должны быть в постоянном дефиците и предельно исчерпаны для привлечения оборотного капитала. Следовательно, они не могут быть использованы для привлечения средств на капитальные вложения, а если это возможно, то работа компании построена неэффективно;
  • увеличение размеров бизнеса, его консолидация является самостоятельной задачей, которую компания должна решать как для оптимизации удельных затрат, так и для привлечения инвесторов, для различных типов которых в каждый момент времени существует пороговый размер компании, ниже которого инвестиции перестают быть привлекательными;
  • расширение масштабов бизнеса вызывает необходимость изменения его организации при переходах с более низкого на более высокий уровень. Структура управления компании определяется и должна соответствовать сложности решаемых задач. Естественно, растет доля непроизводительных затрат на управление и обслуживающую его инфраструктуру;
  • на определенном уровне развития компании совмещение функций собственника и менеджера становится нерациональным и даже невозможным. На практике собственник может продолжать быть менеджером по все более узкой группе задач, а высшие менеджеры, напротив, включаются в состав собственников для стимулирования более эффективной работы;
  • стратегий роста компании всего две. Во-первых, это экспансия за счет расширения бизнеса и поглощения конкурентов или компаний, занятых в смежных видах бизнеса, и превращения, таким образом, в перспективе в лидера рынка. Во-вторых, это отказ от превращения в лидера рынка и развитие компании до определенного предела, когда она будет поглощена другой, более крупной компанией, лидером рынка на оптимальных для компании условиях;
  • собственники должны четко осознавать и видеть (и требовать того же от менеджеров) возможный сценарий собственного положения в компании в будущем в зависимости от выбранной стратегии: безграничного развития бизнеса либо выхода из бизнеса после достижения определенного размера (как угодно большого) и продажи его лидеру рынка (то, что принято называть <отъездом на Багамы>). Они должны также отличать свои интересы от интересов менеджмента и встроить в систему управления компанией звенья, обеспечивающие защиту и реализацию этих интересов. В России, где революция менеджеров произошла еще до того, как сформировался слой собственников, это особенно актуально;
  • инвесторы ведут свой собственный бизнес и работают в той же конкурентной среде, что и компания. Инвестиционные компании также выступают <машинами> для зарабатывания денег. Инвесторы будут приспосабливаться к особенностям компании и нести затраты на организацию инвестиций только в том объеме, который оправдан ожидаемой выгодой. Предлагая на рынок наиболее ликвидный ресурс - деньги, инвесторы имеют более широкий выбор потенциальных партнеров, чем любые другие компании, и тем самым получают возможность самим устанавливать правила, по которым они работают с партнерами.
        Сопоставление приведенного выше списка заблуждений и недоразумений, которые можно встретить в российских компаниях, со списком законов и правил бизнеса, заставляет сделать вывод о том, что большая часть российских компаний либо лукавит, либо обречена на провал.
  • Компания (страна) Отрасль Мероприятия
    Приобретения

    BBH(Финляндия/Швеция)

    Пивоварение

    Приобрела в январе 20% акций "Челябинского пива"

    Pepsi Co(США)

    Производство прохла-дительных напитков

    Увеличила свой пакет акций компании Pepsi International Bottlersс 25 до 100%

    Завершенные проекты

    ICN Pharmaceuticals(США)

    Фармацевтика

    Две аптеки были открыты в Москве и Челябинске

    The Great Canadian Bagel

    Общественное питание

    Два ресторана fast foodбыли открыты в Москве в феврале

    Начатые проекты

         

    Ehrmann & Wydra(Германия)

    Производство молочной продукции

    Фабрика в Московской области стоимостью 80 млн нем. марок будет сдана в эксплуатацию в 1999 г. Начата программа по инвестициям в сельское хозяйство в размере 20 млн марок

    Danone(Франция)

    То же

    Строительство фабрики в Московской области стоимостью 100 млн долл. будет завершено в 2000 г.

    Подтвержденные проекты в процессе реализации

    South African Brewers

    Пивоварение

    Калужская пивоварня будет введена в эксплуатацию 31 марта 1999 г. Рассмат-ривается возможность дополнительных инвестиций в размере 60 млн долл.

    IKEA(Швеция)

    Розничная торговля

    Первая очередь Химкинского торгового центра (Московская область) будет открыта 10 октября

    Ramstore(Турция)

    То же

    Третий торговый центр Рамстор (стоимостью 30-40 млн долл.) будет открыт в Москве в 1999 г.

    Gutta(США/Латвия)

    Производство соков

    Ускорено строительство фабрики стоимостью 5 млн долл. в Московской области

    Wrigley(США)

    Производство жева-тельной резинки

    Фабрика в С.-Петербурге стоимостью 5 млн долл. будет сдана в эксплуатацию в мае этого года

    Searle(США)

    Фармацевтика

    Ускорено строительство фабрики стоимостью 24 млн долл. в Москве

    Новые инвестиционные соглашения

    Nestle(Швеция)

    Кондитерская промышленность

    30-50 млн долл. будут инвестированы в 1999 г. Продукция Nesquickбудет производиться на фабрике "Россия" в Самаре с мая этого года. Продукция Maggiбудет производиться в г. Жуковский в августе. Возможны приобретения

    российских фабрик в 1999 г. Планируется начать экспорт в страны СНГ в 1999 г.

    Cadbury Schweppes (Соединенное Королевство)

    То же

    10 региональных дестрибьюторских центров будет образовано в 1999 г.

    Chupa Chups(Испания)

    "

    4 млн долл. будет инвестировано в фабрику в С.-Петербурге в течение 1999 г.

    Ludwig Schokolade(Германия)

    "

    Объявлено о строительстве новой фабрики в Московской области в течение 1999 г.

    Zepter(Швейцария)

    Производство косметики

    То же

    H. J. Heinz(США)

    Детское питание

    "

    The Great Canadian Begel

    Общественное питание

    5 новых ресторанов будут открыты в 1999 г. (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород)

    McDonalds(США)

    То же

    14 ресторанов будут открыты в 1999 г. Подписано инвестиционное соглашение на сумму 80-100 млн долл. К 2001 г. общее число ресторанов составит 100

    Gutta(США/Латвия)

    Производство соков

    Строительство нового завода начнется в 1999 г. в Самаре

    Прекратили свою деятельность

    Allied Domecq(Соединенное Королевство)

    Общественное питание

    5 ресторанов Dunkin' Donutsбыли закрыты в феврале как часть общей программы реструктуризации компании

    Del Monte(Соединенное Королевство)

    Производство соков

    Представительство было закрыто в феврале

    Pfizer(США)

    Фармацевтика

    В Москве не состоялся проект строительства здания фабрики по производству медицинских препаратов, применяющихся при сердечно-сосудистых заболеваниях

    © ЗАО "Группа РЦБ".