Интеграция России в мировую финансовую систему

Андрияшин Юрий

СУВЕРЕНИТЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ <КРЕПОСТЬЮ> НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

    Любой процесс укрупнения и слияния на макроэкономическом, особенно на межгосударственном, уровне порождает массу проблем, различий подходов и даже принципиальных противоречий. Не является исключением и процесс глобализации. Его результаты по-разному выгодны для вовлекаемых в него стран. Выработка единых позиций и стандартов занимает порой не одно десятилетие. Пример - затянувшееся на многие годы объединение европейских стран и их переход к единой валюте.
    Как правило, больше выгод от интеграции получает государство, располагающее более развитой рыночной инфраструктурой. Об этом свидетельствуют достаточно стабильное на протяжении последних трех десятилетий развитие экономики США и расширение зоны влияния их национальной валюты, приносящей ежегодно около 25 млрд долл. только от обслуживания мирового оборота наличного доллара. Сегодня это настораживает не только развивающиеся, но и промышленно развитые страны, и прежде всего потому, что уровень государственного суверенитета определяется <крепостью> национальной валюты!
    В последние годы отношение России к процессам развития мировых рынков скорее пассивное. Не покидает ощущение, что государственная стратегия строится на основе проб и ошибок при недостаточно оперативном, глубоком и всестороннем макроэкономическом анализе мировых тенденций.
    Возможности, открывающиеся при интеграции мировых финансовых рынков, не используются в российской инвестиционной политике, до сих пор остающейся закрытой и крайне неэффективной. Секьюритизация активов успешно работающих предприятий, банков и других субъектов российского рынка после восьми лет <экономических реформ> находится в зачаточном состоянии. Эффективные механизмы перевода сбережений населения в инвестиционные потоки практически отсутствуют. Лишь единицы российских эмитентов при содействии западных институтов-посредников смогли выйти на западный финансовый рынок заимствований посредством депозитарных расписок и размещения еврооблигаций, где все основные операции выполняют только иностранные банки.
    Следовательно, планомерной и целенаправленной работы по координации рынков капиталов, страхования и гарантий, а также фондового и товарного рынков - одного из основных направлений процесса глобализации мировой рыночной экономики - в России не наблюдается. (Точка зрения автора более подробно изложена в материалах круглого стола <Финансовые основы экономического роста в России>, проходившего в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 10 февраля 1998 г., Вып. 5).

ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

    Какие многолетние процессы в экономике какой-либо страны или группы стран стоят за обвалами рынков, переходящими в кризис? Почему пострадали именно эти страны, а не другие? Кому это выгодно и кто выиграл? Какие структуры были исполнителями и организаторами этого процесса? Какие механизмы и инструменты и насколько эффективно были в нем задействованы? Только после получения ответов на эти и другие вопросы можно строить правильные стратегию и тактику макроэкономического развития, формировать и отстаивать геополитические интересы России.
    Куда более сложные вопросы стоят и перед экономически развитыми странами, особенно в условиях расширяющейся универсализации, всеобщей открытости и продолжающейся интернационализации финансовых и фондовых рынков, направленных на полномасштабную смену экономических систем мирового сообщества.

У РОССИИ ТОЛЬКО ОДИН ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

    Многие экономисты и аналитики уже приходят к выводу о необходимости срочного изменения отечественной экономической политики. России целесообразно направить усилия на свертывание закрытой инвестиционной политики, постепенный уход из-под контроля МВФ и других международных финансовых посредников (одной из основных, не декларируемых целей которых в итоге является расширение зоны влияния национальной валюты США). Необходимо использовать все возможности для прямого вхождения России на условиях равноправного члена в открытую, независимую международную инфраструктуру Глобальной финансовой системы частного капитала (Global Custody) (далее - Система).
    Система работает уже более десятка лет, объединяет все биржи мира и десятки тысяч инвесторов, сотни крупнейших банков более 80 стран. Система дает следующие преимущества:

  • гарантирует абсолютную прозрачность сделок;
  • предотвращает присвоение посредниками большой доли денежных ресурсов от инвестиций;
  • позволяет эмитенту или владельцу ценных бумаг практически в режиме реального времени самостоятельно выбирать выгодного партнера при продаже ценных бумаг или получении кредитов под их залог и др.
        Система обеспечивает достаточную защиту от разорения. Совокупный фонд резервирования членов Global Custody составляет сегодня около 2 трлн долл.
        Очевидно, что без адаптации и построения на территории России межрегиональной инфраструктуры Global Custody значительные и дешевые частные инвестиции в отечественную экономику не вольются. Ибо главная задача любой развивающейся рыночной экономики - отладить процесс регулирования пропорций между спекулятивными и прямыми инвестициями, используя первые как средство стимулирования привлечения к нуждам производства вторых.
        Вхождение в Систему позволит России, ее регионам и их бюджетообразующим предприятиям, эмитентам ценных бумаг и других финансовых, банковских инструментов через секьюритизацию активов и, тем самым, вовлечение в оборот основных фондов, привлекать без посредников наиболее дешевые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики и развитие инфраструктуры.
        Субъекты российского рынка, ставшие равноправными членами Global Custody, могут самостоятельно выбрать выгодного партнера при продаже ценных бумаг или получении кредитов под их залог. Это повысит степень их капитализации, ликвидности и вовлечения в оборот громадных, до сих пор недооцененных активов и основных фондов субъектов российского рынка.
        Кратчайший путь прямого вхождения России в Систему - создание российской межрегиональной инфраструктуры по проработанным нами за последние годы методикам, схемам и каналам. Инфраструктура должна обеспечивать заинтересованность иностранных инвесторов во вложении их средств в ценные бумаги субъектов российского рынка через единые международные стандарты и приемлемые для партнеров политику, право, финансы и технологии. При этом государство обязано проводить согласованную структурную, кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, направленную на создание гарантий любым иностранным инвесторам по надежному хранению их имущества и их правам на собственность, получение прибыли (см. схему).
        Внедрение и адаптация в России стандартов и технологий, принятых в международной практике, будет способствовать укреплению экономических и финансовых межрегиональных связей, налаживанию между ними цивилизованных клиринговых расчетов. Компьютерные технологии, применяемые финансовыми институтами России, достаточно развиты и в основном могут быть использованы для включения этих институтов в систему Global Custody.
        Базой межрегиональной российской инфраструктуры остаются эмитенты ценных бумаг. Продуктивность работы во многом будет определяться тем, насколько эмитенты соответствуют международным стандартам, степени <прозрачности> для инвесторов и участников системы Global Custody.
        Но в настоящее время государство практически полностью самоустранилось от оказания помощи в структурной перестройке конкретных предприятий. Почти все предприятия брошены на произвол судьбы. Под бременем непомерных налогов они вынуждены самостоятельно бороться за выживание в жестоких, во многом им непонятных российских <рыночных условиях>. Без решения этой ключевой проблемы вхождение российских субъектов в процесс глобализации затруднено.
        Очевидно, что для России существует только один цивилизованный путь развития - не лозунговая, а реальная либерализация (в первую очередь в сфере малого и среднего бизнеса) и открытость экономики при достаточно жестком в условиях вывода страны из затянувшегося кризиса, действенном государственном регулировании. Но, что принципиально важно, - именно регулировании, а не администрировании! Вероятно, только такой сложный путь (симбиоз с типичной <российской спецификой>) может оказаться сегодня наиболее толерантным, эффективным и приемлемым для возврата России на достойное ее место в мировой экономической системе. Причем, что существенно: без очередных революционных потрясений, так милых сердцу <российских реформаторов> ХХ в.
        Необходимо отвлечь государственных мужей от участия в постоянных переделах советской собственности, перейти от заклинаний к конкретным действиям. Настало время для постепенного и продуманного выстраивания стабильной цивилизованной экономики, системы государственного управления и инфраструктуры реальной защиты прав собственников, отвечающих в первую очередь интересам России и ее народа.
        Когда говорят о расширении вмешательства государства в экономическую жизнь общества (дебаты не утихают уже более 200 лет), чаще всего имеют в виду задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и возникновения спада производства. В некоторых странах государственное регулирование осуществляется достаточно успешно. В других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к серьезному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов.

    В ПОИСКАХ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

        Свою модель участия государства в экономических процессах ищет сегодня и Россия. В начале 90-х годов, когда главной задачей было разрушение командной системы, многим казалось, что нам нужно <маленькое и дешевое государство>, практически не вмешивающееся в экономическую жизнь. Но последующие годы <либеральных реформ> показали, что рыночные механизмы в России еще слишком слабы (а зачастую не соответствуют интересам простых граждан), чтобы взять на себя задачу регулирования всей хозяйственной жизни. Поэтому российскому государству объективно придется <вернуться в экономику>.
        Чтобы страна развивалась устойчиво, а ее граждане жили лучше, государство должно охранять экономические свободы, компенсировать слабые стороны рынка и нивелировать уровни доходов и богатства граждан. Это следует отметить как один из рецептов не только экономического, но и политического благоразумия.
        Сейчас спорят о том, что может и что должно делать государство, чтобы выйти из кризиса и при этом не помешать укреплению рыночной системы. Поиск наилучшей модели государственной экономической политики России затрудняется тем, что даже для решения минимума задач (компенсация несовершенств рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами. А их сегодня у российского правительства нет.
        Состояние кризиса и дефицит ресурсов в рыночных условиях перманентны для любой страны. Методы выхода из кризиса, аналогичного российскому, широко известны и реализуются в мировой практике. Они базируются на шести основных факторах экономического роста - основного показателя развития всех цивилизованных стран.
        Экономический рост обычно рассматривается как важная экономическая цель прежде всего потому, что увеличение общественного продукта на душу населения означает реальное повышение уровня жизни. Даже незначительные изменения темпов экономического роста существенны для любой страны. Для большинства населения очень бедной страны снижение темпов экономического роста на 0,5% может означать голодную смерть. Поэтому многие экономисты и государственные деятели придают проблемам экономического роста большее значение, чем стабильности.
        Заметное влияние на экономический рост оказывает социальная, культурная и политическая атмосфера в стране. Например, в США в отличие от других стран, практически не существует социальных или моральных запретов, препятствующих процессу производства и материальному прогрессу. Американская общественность рассматривает рост материального благосостояния в качестве достижимой и чрезвычайно желанной экономической цели. Изобретатель, новатор, бизнесмен пользуются уважением в американском обществе.
        Кроме того, американцам традиционно присуще здоровое отношение к труду и предпринимательству. Не говоря уже о том, что для многих промышленно развитых стран характерна стабильность политической системы, - внутренние порядки, права собственности, законодательство о статусе предприятий, процедуры заключения контрактов и др. Все перечисленные условия, хотя их и трудно оценить количественно, безусловно, лежат в основе экономического роста США.
        Не следует воспринимать рост производительности труда и реального продукта как естественный процесс. Многие экономически отсталые страны прилагали огромные усилия для достижения экономического роста, но безрезультатно. Колебания же темпов роста в индустриально развитых странах определяются в основном колебаниями совокупного спроса.
        Существует также разница и в подходах к определению экономического роста. Например, ВНП Индии почти на 70% превосходил ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз!
        Решению перечисленных задач в России в значительной мере будет содействовать создание условий для адаптации и максимального использования десятилетиями отрабатываемых западными инвесторами рыночных механизмов и инструментов для расширения возможностей в привлечении их инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов.
        В связи с этим при организационной поддержке Совета Федерации Федерального собрания Россий-ской Федерации и непосредственном участии Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации в качестве учредителей, а также при содействии западных партнеров, являющихся полноправными участниками Global Custody, создан <Межрегиональный Кастоди-Центр>.
        Центр должен способствовать:

  • деятельности государственных и хозяйственных органов, направленной на развитие и укрепление экономики России, ее финансового и фондового рынков;
  • сокращению количества предприятий и регионов Российской Федерации, получающих дотацию из государственного бюджета;
  • созданию и совершенствованию российской межрегиональной инфраструктуры поставки ценных бумаг российских эмитентов против инвестиций и расчетов через международные кастодиальные и расчетно-клиринговые центры;
  • адаптации и внедрению в Российской Федерации международных стандартов, финансовых, банковских и иных механизмов, инструментов и технологий и др.
        Совместно с учредителями и партнерами Центр приступил к реализации программы содействия российским регионам и предприятиям в выходе из кризисного состояния и повышении уровня их конкурентоспособности. Одновременно в процессе совместной работы ставится задача добиться большей <прозрачности> и привлекательности российских эмитентов для инвесторов.
        Восстановление доверия к России кредиторов и инвесторов сегодня приобретает особое значение. Существует всего два основных источника инвестиций: внешние заимствования и внутренняя инвестиционная база любого государства - сбережения граждан. Сам факт перехода к вышеизложенной стратегии реальной и равноправной интеграции России в мировой рынок укрепит доверие иностранных инвесторов и в значительной степени снизит их риски в России.
        Приглашаем всех к расширению взаимовыгодного сотрудничества в целях укрепления экономической
        самостоятельности, потенциала, возможностей субъектов Российской Федерации и бюджетообразующих предприятий, вовлечения в оборот их огромных, до сих пор недооцененных активов.
        Планомерная работа в данном направлении уже находит поддержку на региональном и государственном уровне. Она будет содействовать сокращению количества дотируемых из государственного бюджета предприятий и регионов Российской Федерации путем повышения их инвестиционной привлекательности и экономической самостоятельности. Это станет весомым вкладом в достижение реальной стабилизации российской экономики и перевод ее на путь реального подъема производства.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".