Инвестиции в промышленность: <ужи и ежи> российской экономики

Миловидов Владимир
Руководитель ФСФР России

ПЕРВЫЕ ШАГИ

    Знаменательная тенденция последних месяцев - явная индустриализация рыночного сознания в России. Тема поддержки реального сектора экономики - стержень стратегических решений правительства. Вот лишь несколько принципиальных нововведений государственной экономической политики:

  • налоговая реформа, сочетающая снижение (пусть в рамках возможного) налога на прибыль, НДС с расширением льгот при финансировании капиталовложений предприятий;
  • отделение инвестиций от текущих расходов государственного бюджета, формирование бюджета развития в сумме 70 млрд руб. (12% совокупных бюджетных рас-ходов), который включает 20 млрд руб. связанных государственных кредитов и 50 млрд руб. лимитов государственных гарантий под инвестиции в отечественную промышленность;
  • создание Банка развития, который, по существу, должен стать государственным инвестиционным банком, обслуживающим и инициирующим инвестиционные потоки в экономике;
  • подготовка и принятие ряда нормативных актов, направленных на стимулирование прямых инвестиций.
        Достаточно ли это для осуществления давно отсутствующей и столь необходимой промышленной политики? Представляется, что это лишь подготовительные меры. Проблема в другом: в создании долгосрочной основы отечественного промышленного воспроизводства.
        Наверное, в России не найдется человека, который отрицал бы важность решения этой проблемы. Однако ее решение многовариантно и выбор алгоритма может привести как к быстрым положительным, так и к не менее быстрым отрицательным последствиям.

    <МЕХАНИЗМ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СКРЕЩИВАНИЯ>: А ГЕНЫ ЧЬИ?

        Прежде всего следует исключить (если можно так выразиться) принцип <скрещивания>, когда развитие происходит на основе существующей структуры и сводится к перераспределению на свои нужды в первую очередь государственных ресурсов. Речь идет о том, что старые <побеги> крупной централизованной индустрии могут культивироваться в новых условиях на основе накопленных рыночных инструментов и рыночной среды. Это весьма опасно.
        Для восстановления промышленности крайне важны инвестиции, причем долгосрочные, позволяющие реструктурировать производство, обновить основные фонды. Инвестиции основываются на сбережениях, накопленных денежных ресурсах граждан и предприятий, которые в рыночных условиях распоряжаются ими, руководствуясь пониманием риска, дохода, а также предпочтениями, определяющими их экономическое поведение: ликвидность, надежность и т.д.
        Далеко не очевидно, что структура спроса на промышленные инвестиции будет соответствовать структуре предложения сбережений, которое опирается на эти предпочтения и представления. Потребительские высоколиквидные и краткосрочные сбережения большинства населения не согласуются с долгосрочными, сравнительно низкодоходными (из-за уровня рентабельности предприятий), низколиквидными и рискованными промышленными инвестициями. Неэффективность и рискованность промышленной реструктуризации оттолкнет большие, если не все, возможные сбережения.
        Другая проблема - доверие, склонность к риску, к инвестициям. Владелец сбережений может пойти на определенный риск при их размещении, полагаясь на свои представления о развитии тех или иных направлений промышленного развития. Он может допустить временную потерю ликвидности, дохода. Наконец, найдутся те, кто смирится с полной потерей своих инвестиций, если это произойдет по их собственной вине и недальновидности.
        Можно ли себе представить, что инвесторы согласятся с ущемлением своих прав, с воровством и потерей дохода или инвестиций из-за действий руководителей тех или иных предприятий, для которых инвестор - друг до тех пор, пока речь идет о получении денег, а после - враг. Инвестиции - это акт доверия предприятию, управляющему, наконец, государству, способному защитить имущественные права инвестора. В условиях выработанного инстинкта недоверия привлечь инвестиции в рыночных формах невозможно. Оценка риска инвесторами неадекватна оценке дохода.
        Далее - проблема <генов>. Собственно, о какой промышленности идет речь? Сегодня многие мощности российских предприятий не загружены, мешает снижающийся покупательный спрос в результате падения реальных доходов населения и прибылей. Произойдет ли автоматический рост промышленности, если попытаться загрузить простаивающие мощности, скажем, государственными заказами или, например, стимулируя конечный спрос экономическими или административными мерами?
        В рыночной экономике спрос определяет предложение. Далеко не все товары, производство которых стимулируется государством, обязательно найдут покупателя, ведь мощности могут простаивать именно потому, что товар не имеет того спроса, на который были рассчитаны основные фонды, производимые и устанавливаемые в плановой сверхцентрализованной экономике.
        Прежде чем ставить вопрос о развитии и восстановлении промышленности, нужно понять, о чем идет речь: о каких отраслях, о каких производственных линиях, о какой философии промышленного производства (крупной массовой промышленности или более мелкой сегментированной с гибкими производственными линиями и т.д.). Даже если решить первые две проблемы и найти механизм перераспределения накопленных сбережений, может оказаться, что продуктивность инвестиций будет крайне низкой. Это обернется новым экономическим кризисом.
        Кроме того, нельзя отделять решение проблемы инвестиций от проблемы собственности, с одной стороны, и проблемы сложившейся структуры финансов предприятий - с другой. Загруженность бартером, взаимозачетами, долгами поставщикам, долгами в бюджет означает, что денежные инвестиции тут же растворяются в натуральном товарообмене, налогах, теневых платежных сделках. Учитывая проблемы задолженности и непрозрачности финансов предприятий, следует задать вопрос: а нужны ли вообще предприятиям денежные инвестиции? Ответ почти очевиден: лучше оборудование, запасы и т.д. Пока предприятия целенаправленно избегают денежных расчетов, инвестиции невозможны. Усугубляет эту проблему и вопрос о собственности. Бесконтрольность поведения крупных собственников исключает из процесса мелких прямых инвесторов.
        Таким образом, решить в рамках рыночной экономики и рыночными методами проблему долгосрочных инвестиций в промышленные предприятия, сохраняющие свою генетическую связь с плановораспределительным хозяйством, теневой экономикой, экономикой бартера, в принципе невозможно. Использование же внерыночных методов путем искусственного скрещивания генов планового хозяйства с рыночной средой приведет к созданию <монстров>.

    СОВЕТЫ <МИЧУРИНЦАМ>

        Для реформирвания и восстановления промышленности следует точно определить связь промышленной политики с общей концепцией экономического развития России, с той экономической моделью, которую предстоит реализовать. В первую очередь речь идет о смешанной экономике, экономике хозяйственного порядка, где государство играет активную и важную роль. Дело не в национализации или государственном планировании, дело в механизмах влияния на экономику, в определении государственных приоритетов, наконец, в действительном экономическом регулировании. Первый шаг в этом направлении - жесткий бюджет, ограничивающий непроизводительные государственные расходы. Второй важный и, пожалуй, главный шаг - решение вопроса об управлении государственной собственностью.
        В России (по чисто популистским мотивам) сложились два полюса - приватизация и развитие частного сектора, с одной стороны, и развитие государственной собственности - с другой. Кто сказал, что рост государственной собственности противоречит рынку? Рынок - это спрос и предложение, свободные цены, свободный перелив капитала, зарабатывание прибыли. Во многих странах мира - в Италии, Франции, Испании доля государства в экономике велика. Там постоянно происходит расширение государственной собственности и ее приватизация.
        Только в России словосочетание <развитие государственной собственности> вызывает панику так называемых либералов. Расширение и сокращение государственной собственности в промышленности должны быть взаимодополняемыми, перманентными процессами, определяемыми экономическим рационализмом.
        Почему государство не может быть предпринимателем? Ведь заработную плату учителям и врачам, пенсии старым и больным можно заработать, а не брать в кредит у своего населения или, что хуже, за рубежом? Зачем накапливать невозвращаемые кредиты предприятиям, которые все равно приходится списывать?
        Следует расширять государственную собственность, накапливать активы, заботиться о росте их стоимости. Если предприятие требует долгосрочных высокорискованных инвестиций, для которых нет адекватного предложения денежных ресурсов на рынке, но при этом определяет структуру экономики, производит продукцию, необходимую с точки зрения технического прогресса и экономического роста, почему бы государству не помочь ему встать на ноги, а затем, получив свою прибыль, уйти, переключившись на поддержку нового инновационного промышленного проекта? Частный капитал таким образом страхуется от риска инновационных вложений, но платит большую цену государству за последующее приобретение доли в производстве нового продукта. Реализовывать такую политику можно, например, через механизм государственных отраслевых холдинговых компаний.
        Любые инвестиции нуждаются в предынвестиционной подготовке, в определенной культуре отношений с инвестором, в точном формулировании взаимных инвестиционных интересов. Без этого промышленная политика государства будет вращаться в порочном кругу финансового расточительства и <проедания> активов.
        В настоящее время отсутствуют четко сформулированные критерии экономических интересов государства, кроме, конечно, налоговых.
        В экономике не должно быть невозвратных инвестиций, особенно, если невозвратность прямо ли, косвенно ли поощряется государством.
        Когда у государства и частных инвесторов общие цели, а именно - возвратность и прирост инвестированных средств, - получатели инвестиций уже не могут позволить себе не платить, не возвращать, уводить денежные средства из поля зрения инвестора. Сегодня, что крайне опасно, обманывают не только частных инвесторов, обманывают государство как собственника. Его собственность оказывается второстепенной формой собственности. Это собственность, допускающая всепрощение.
        Как представляется, концепция государственной собственности с определением государственных экономических интересов, приоритетов технического и научного прогресса, нуждающихся в текущей государственной инвестиционной поддержке, - стержень восстановления отечественной промышленности.
        Решив этот вопрос, можно решать и другие, а именно:

  • создание системы специализированных инвестиционных институтов для долгосрочного финансирования промышленности;
  • развитие форм финансовых инструментов, учитывающих различные инвестиционные потребности и предпочтения населения;
  • совершенствование внешнеэкономической политики, установление таможенных пошлин, позволяющих как защищать отечественный рынок от конкурентов, так и ввозить в страну оборудование, способное обеспечить технический рывок отечественной промышленности;
  • реформирование налоговой политики;
  • регулирование платежных отношений и т.д.
        Пора задуматься над соответствием промышленных и экономических процессов в России тем процессам, которые преобладают в мировом хозяйстве. Действовать вопреки этим тенденциям, защищая якобы самобытность и неповторимость России, наивно.
        Пока что основой нашей самобытности остается бедность при огромном богатстве природных ресурсов и экономических традиций. Зачем заниматься извращенным комбинированием отслуживших свое <генов>? Пора в рамках созданного увидеть ростки новой и плодотворной системы хозяйствования, культивировать их, опираясь на рационализм экономического мышления.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".