Заслон отмыванию денег и финансированию терроризма

Вахания Владимир

    Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) недавно подписали соглашение <Об организации взаимодействия и координации деятельности сторон по выполнению задач, возложенных на них законом ''О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем'' и иными нормативными актами РФ>. В этой связи представляет интерес участие КФМ в Эгмонтской группе финансовых разведок и сама группа <Эгмонт>.

ЭГМОНТСКАЯ ГРУППА ФИНАНСОВЫХ РАЗВЕДОК (группа <Эгмонт>)

    Важную роль в противодействии отмыванию денег и финансировании терроризма играет группа <Эгмонт>, объединяющая финансовые разведки 69 стран. Первое заседание группы состоялось 9 июня 1995 г. в брюссельском дворце Эгмонт-Аренберг. Отсюда и ее название - <Эгмонт>. Группа <Эгмонт> представляет собой международную параорганизацию1. Феномен функционирования в международной жизни параорганизаций, которые по своей природе не являются международными организациями, международными конференциями или предварительными ступенями образования таковых, достаточно известен. На это было обращено внимание известных юристов-международников Богуславского М.М.2, Вельяминова Г.М., Шамсиева Х.Р.3, Арсентьева Ю.А.4. Они, в частности, отмечали отсутствие или непубликацию учредительных документов этих организаций. Но это не меняет дело, главное - полезность той или иной параорганизации для международного сообщества.
    Группа <Эгмонт> создана для обмена оперативной информацией, в частности, с помощью специального информационного узла <Безопасная сеть ''Эгмонт''>. В этой сети финансовые разведчики могут почерпнуть актуальную информацию о способах легализации преступных доходов, о новых технологичес-ких разработках и средствах анализа финансовых данных.
    Главы финансовых разведок собираются на ежегодные пленарные заседания. Структуру <Эгмонта> составляют три рабочие группы: правовая, по внешним связям и связанная с обучением.
    Определенное представление о международно-правовых аспектах деятельности группы <Эгмонт> дает принятое 13 июня 2001 г. участниками Эгмонтской группы Заявление о цели (Гаага)5. В нем указывается, что участники Эгмонтской группы решили содействовать развитию разведок и сотрудничеству между ними в интересах борьбы с отмыванием денег.
    В этой связи они подтверждают согласие с определением финансовой разведки, принятым на пленарном заседании группы в ноябре 1996 г., а именно: <Центральное национальное агентство, ответственное за получение (поскольку это разрешено и спрашивается), анализ и распространение среди компетентных органов раскрытой финансовой информации, касающейся подозреваемых доходов от преступления или требуемой по национальному законодательству с тем, чтобы противодействовать отмыванию денег>.
    Кроме того, были одобрены выводы правовой рабочей группы, касающиеся установления агентств, которые подпадают в настоящее время под определение <финансовая разведка>. Впредь финансовые разведки будут созывать пленарные заседания и приглашать на них лиц и агентства, которые имеют возможность внести вклад в достижение целей Эгмонтской группы финансовых разведок. Участниками Эгмонтской группы являются финансовые разведки и другие агентства, представляющие правительства, которые не имеют в настоящее время подобных структур. Все другие приглашенные лица, агентства или международные организации рассматриваются как наблюдатели.
    Решающее значение придается развитию сети обмена информацией на основе <Принципов обмена информации между финансовыми разведками для случаев отмывания денег>.
    В Заявлении о цели указывается на право каждой финансовой разведки на сотрудничество на дополнительных условиях, как это требуется в соответствии с национальным законодательством.
    Финансовые разведки договорились о следующих приоритетных целях:

  • определение соответствующих обстоятельств, необходимых для получения статуса участника, по вышеуказанной дефиниции финансовой разведки;
  • помощь в организации финансовых разведок при правительствах;
  • обмен информацией на основе взаимопомощи или соглашений;
  • доступ на Web-сайт, обеспеченный организацией <Эгмонт> для всех финансовых разведок;
  • развитие программ обучения, организация региональных семинаров и обмен персоналом;
  • поддержание непрерывности в управлении Эгмонтской группы, планирование регулярности и места проведения пленарных заседаний;
  • внедрение процедуры, с помощью которой могут приниматься решения в отношении соответствия некоторых агентств определению <финансовая разведка>;
  • создание дополнительных рабочих групп;
  • подготовка материалов, для использования на презентациях и в групп.
        Концепция финансовой разведки получила дальнейшее развитие. Рабочая правовая группа разработала специальную процедуру признания той или иной организации в качестве финансовой разведки6.
        По мере того как члену специальной группы становится известно о национальном органе по противодействию отмыванию денег, который соответствует вышеуказанной дефиниции, он получает адекватную идентификационную информацию (название и адрес национальной финансовой разведки, контактное лицо, как правило, это глава организации и законодательство, относящееся к организационной структуре и отмыванию денег). На заседании рабочей группы по внешним связям ее члены принимают решение направить информацию председателю правовой рабочей группы, который в свою очередь принимает решение о направлении письма в потенциальную финансовую разведку. Письмо содержит копию Заявления о цели, краткую информацию о группе <Эгмонт> и вопросник. Также руководителю организации предлагается ответить на вопрос о том, соответствует ли данная разведка дефиниции, представленной в Заявлении о цели, и заинтересована ли она в том, чтобы стать членом группы <Эгмонт>. В случае положительного ответа руководителя данной организации просят предоставить заполненный вопросник и иную документацию в Эгмонтскую правовую рабочую группу. Вопросник используется для этой процедуры так же, как и для сбора текущей информации уже признанной финансовой разведки. Копии вопросника имеются в <Безопасной сети ''Эгмонт''>.
        Правовая рабочая группа выполняет роль <спонсора> для кандидата в финансовую разведку. В обязанности <спонсора> входит: определенное руководство кандидатом и выступление от его имени во время заседаний рабочей группы. После выполнения соответствующих формальностей председатель правовой рабочей группы включает вопрос о кандидатстве в повестку обсуждения на следующее заседание рабочей группы.
        С февраля 2002 г. группа <Эгмонт> является наблюдателем в Группе финансовых действий против отмывания денег (ФАТФ)7.
        Помимо внутренних административных вопросов, основной задачей группы <Эгмонт> в 2002/2003 г. было развитие финансовых разведок в экономически развитых странах мира, где они отсутствуют. Группа сфокусировала внимание на качестве обмена информации.
        Если правовая рабочая группа приходит к выводу, что кандидат действительно соответствует установленной дефиниции, то она рекомендует главам финансовых разведок принять его в члены. На следующем пленарном заседании главы разведок дают окончательное решение, соответствует ли данный кандидат установленной дефиниции.

    КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

        Финансовой разведкой России является Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) (далее - Комитет). 5 июня 2002 г. члены <Группы Эгмонт> единогласно проголосовали за включение российского КФМ в свою организацию.
        Основными задачами Комитета в сфере международного сотрудничества являются:

  • осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • представление в установленном порядке Российской Федерации в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия (отмыванию) денег и финансированию терроризма.
        В этой связи Комитет выполняет следующие функции:
  • участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • изучает международные опыт и практику противодействия отмыванию и финансированию денег терроризма;
  • проводит мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • участвует в деятельности международных организаций в области противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
  • участвует в разработке нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер, направленных на противодействие незаконным формам вывоза и ввоза капитала.
        Для выполнения своих задач и функций Комитет имеет право:
  • осуществлять в установленном порядке и в пределах своей компетенции взаимодействие с другими органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;
  • запрашивать у компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации информацию, необходимую для решения возложенных на Комитет задач в сфере противодействия лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • представлять компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе соответствующую информацию в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в случае если представляемая информация не наносит ущерба национальной безопасности РФ;
  • участвовать в подготовке и заключении международник договоров Российской Федерации по вопросам противодействия легализации отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • участвовать в установленном порядке в приеме иностранных делегаций, прибывающих в Российскую Федерацию, в работе делегаций Российской Федерации, направляемых в иностранные государства, направлять в иностранные государства делегации для рассмотрения вопросов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
        Подготовка к вступлению КФМ в группу <Эгмонт> началась давно, с момента образования Комитета. Еще в феврале 2002 г. во время заседания ФАТФ в Гонконге главе российских финансовых разведчиков В. Зубкову удалось заручиться поддержкой сразу двух иностранных финансовых разведок - Швейцарии и Словакии, которые согласились стать поручителями КФМ в вопросах вступления в группу <Эгмонт>. Затем к этому процессу подключились и другие страны. В частности, во время визита в Россию в апреле 2002 г. замминистра финансов США Д. Фолл пообещал, что Минфин США будет продвигать КФМ на международной арене и окажет ему содействие в вопросе вступления в группу <Эгмонт>. Так, американцы помогли российским разведчикам оформить необходимые для вступления в группу <Эгмонт> документы, которые в мае были переданы группе.
        КФМ и Министерство финансов США подписали меморандум об оказании технического содействия. В рамках технической помощи планируется обучение российского персонала, а также передача опыта управления для создания полноценной координирующей структуры, каким должен являться КФМ. Общая стоимость технической помощи, которая будет оказана КФМ, составит на первоначальном этапе 2-3 млн долл. Документ включает в себя сотрудничество ведомств по обучению российских и финансовых разведчиков, создание и развитие организационной структуры, содействие в области информационных систем, необходимого программного обеспечения, содействие при налаживании отношений с финансовыми разведками других стран.
        11 февраля 2003 г. глава КФМ В. Зубков подписал с французскими коллегами соглашение о сотрудничестве. На прошедших в Париже переговорах руководитель французской финансовой разведки А. Кадью поделился опытом работы этой службы. Были достигнуты договоренности об обмене информацией, о совместной работе по некоторым направлениям, о заключении соответствующего соглашения. Для России очень важен опыт работы французской финансовой разведки и контакты с этой службой, имеющей значительный вес в Европе.
        Подобные соглашения о сотрудничестве были подписаны с Чехией, Бельгией, Италией и Панамой8.
        Чтобы КФМ было легче войти в международное сообщество своих коллег, а России соответствовать требованиям ФАТФ, в департаменте валютного контроля Минфина создан отдел по борьбе с финансированием терроризма. По словам В. Зубкова, этот орган в составе 10 человек во взаимодействии с КФМ занимается выявлением источников финансирования терроризма в стране9.
        КФМ России в настоящее время, помимо вопросов, связанных с участием в Эгмонтской группе, решает весьма важные задачи. Включая внесение со стороны КФМ дополнений и изменений в российское законодательство в связи с принятием новых рекомендаций ФАТФ по борьбе с легализацией преступно полученных денег денег10.
        Комитет по финансовому мониторингу России полностью соответствует дефиниции, представленной в Заявлении о цели финансовых разведок Эгмонтской группы от 13 июня 2001 г., и вносит важный вклад в деятельность этой организации.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".