Учет ценных бумаг в кредитных организациях

Галиуллина Гульшат

    Вопрос доработки российского законодательства всегда является актуальным, в том числе в сфере рынка ценных бумаг, где возможны неоднозначные толкования и не все детали взаимоотношений участников рынка и российских регулятивных органов ясны. Это вызывает некоторые сложности как при совершении операций, так и при их учете.

    Один из последних конфликтов с регулятором на рынке ценных бумаг возник из-за разногласий в части разделения сделок на адресные и безадресные. В соответствии с постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) № 1-пс от 04 января 2002 г. <О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг> (далее - Постановление ФКЦБ № 1-пс) все биржевые сделки классифицируются как адресные заявки, направленные конкретному участнику, и как безадресные, направленные всем участникам рынка. Но данной трактовки явно недостаточно для однозначного определения сделок. В случае адресных заявок предполагается, что участники знают контрагента и цена здесь зависит от договоренности покупателя и продавца. В безадресных сделках участник торгов выбирает не компанию, а цену, по которой он хотел бы заключить сделку. При этом он не знает, кто является продавцом или покупателем ценных бумаг.
    Но на практике одна и та же сделка может быть безадресной с точки зрения заявки и адресной с точки зрения ее совершения. Торговля на фондовой бирже может предполагать непосредственное обсуждение параметров сделки между участниками перед ее заключением, таким образом, заявки на покупку и продажу не являются анонимными. Так, любая сделка из безадресной может превратиться в адресную. Поэтому отнесение каждой конкретной сделки на рынке к тому или иному виду - не однозначно.
    В настоящее время в соответствии с внутренними положениями организаторов торгов адресными считаются сделки, заключенные в режиме переговоров, а безадресными - заключенные электронным способом. Такой вариант ФКЦБ оценивает как соответствующий для расчета рыночной цены на основе совокупного спроса и предложения, к определению которой и сводилась вся проблема.
    Надо заметить, что Постановление ФКЦБ № 1-пс вступило в действие с 1 апреля, а вопросы у регулятора возникли только по отчетности за IV кв. Между тем в действующем законодательстве не содержатся нормы, в соответствии с которыми адресные сделки исключаются из базы для расчета рыночных цен. В соответствии с распоряжением ФКЦБ № 1087-р от 5 октября 1998 г. <Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний> (далее - Распоряжением ФКЦБ № 1087-р) рыночная цена рассчитывается следующим образом:

  • в случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге было совершено 10 и более сделок через организатора торговли, рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли;
  • в случае если в течение торгового дня по ценной бумаге на дату расчета рыночной цены было совершено менее 10 сделок через организатора торговли (в том числе отсутствии сделок), рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена ценной бумаги по последним 10 сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли. Таким образом, норма, в соответствии с которой в расчет рыночной цены принимаются только безадресные сделки, отсутствует в правовой базе.
        Все совершаемые операции с ценными бумагами отражаются в бухгалтерском и в налоговом учете, где также может возникнуть неопределенность в связи с неоднозначным толкованием действующего законодательства. Рассмотрим подробнее случаи, которые могут возникнуть у кредитных организаций.

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

        Согласно Приложению 11 к положению Банка России № 205-П от 05 декабря 2002 г. <О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ> ( далее - Приложение 11) банки объединяют эмиссионные ценные бумаги в торговый портфель, инвестиционный портфель или портфель контрольного участия в зависимости от целей приобретения и котируемости бумаг на организованном рынке. Торговый портфель формируется из числа котируемых ценных бумаг, приобретаемых с целью получения дохода от их реализации, а также из ценных бумаг, которые не предназначены для удержания в портфеле свыше 180 дней и могут быть реализованы. Инвестиционный портфель объединяет ценные бумаги, приобретаемые с целью получения инвестиционного дохода, а также в расчете на возможность роста их стоимости в длительной или неопределенной перспективе. Портфель контрольного участия - голосующие акции, приобретенные в количестве, обеспечивающем получение контроля над управлением организацией - эмитентом или существенное влияние на нее.
        Установлен следующий порядок формирования портфелей:
        1. В торговый портфель зачисляются:

  • котируемые ценные бумаги, приобретаемые с целью перепродажи в течение 180 календарных дней;
  • котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретенные по договорам, предусматривающим возможность обратной продажи в течение 180 календарных дней;
  • котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретенные по договорам займа (вне зависимости от срока договора и эмитента).
        2. В инвестиционный портфель включаются:
  • котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретенные для получения инвестиционного дохода;
  • котируемые ценные бумаги, приобретенные для перепродажи, рассчитанные на удержание в портфеле свыше 180 календарных дней;
  • некотируемые ценные бумаги, приобретенные для перепродажи;
  • котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретенные с целью обратной продажи, если срок обратной продажи превышает 180 дней.
        3. В портфель контрольного участия зачисляются:
  • приобретенные кредитной организацией голосующие акции в количестве, соответствующем критериям существенного влияния, установленным положением Банка России № 191-П от 30 июля 2002 г. <О консолидированной отчетности>.     Для формирования портфелей необходимо правильно определить принадлежность ценных бумаг к котируемым или некотируемым. К котируемым ценным бумагам в целях бухгалтерского учета относятся бумаги, соответствующие одновременно следующим условиям:
        1) наличие допуска к обращению на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынке ценных бумаг (включая зарубежные открытые организованные рынки или организаторов торговли), имеющего соответствующую лицензию ФКЦБ (национального уполномоченного органа);
        2) информация о рыночной цене общедоступна, т. е. подлежит раскрытию в соответствии с российским и зарубежным законодательством о рынке ценных бумаг, или доступ к ней не требует наличия у пользователя специальных прав;
        3) оборот за последний календарный месяц на вышеуказанном организованном открытом рынке или через организатора торговли составляет не менее средней суммы сделок за месяц, которая в соответствии с нормативными актами ФКЦБ установлена для включения ценных бумаг в котировальный лист 1-го уровня.
        В соответствии с Постановлением ФКЦБ № 1-пс допуск к обращению ценных бумаг у организатора торгов осуществляется путем включения в котировальный лист <А> 1-го уровня, 2-го уровня и в котировальный лист <Б>. Ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, - внесписочные ценные бумаги также могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок. Для прохождения листинга устанавливаются определенные требования, в том числе к оборотам. Так, в целях бухгалтерского учета с 1 апреля 2002 г. к котируемым ценным бумагам могут быть отнесены:
  • облигации, оборот по которым за последний календарный месяц составил не менее 400 тыс. руб.;
  • акции, оборот по которым за последний календарный месяц составил не менее 2 млн руб.
        Для включения ценных бумаг в котировальный лист 1-го уровня в данных оборотах ФКЦБ России не учитывает сделки, совершенные в результате объявленных адресных заявок. Банк России не выделяет адресные заявки и определяет критерии котируемости применительно к ценным бумагам вне зависимости от включения или не включения в котировальные листы какого-либо уровня, т. е. в том числе к внесписочным ценным бумагам. Оценка ценных бумаг на признак котируемости должна производиться на постоянной основе, и, если ценная бумага начинает или перестает соответствовать признакам котируемой по ежемесячным оборотам, в конце месяца она подлежит обязательному перемещению из одного портфеля в другой либо по счетам учета котируемых или некотируемых ценных бумаг инвестиционного портфеля.
        Таким образом, ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга и включенные в котировальные листы организатора торговли, и котируемые ценные бумаги для целей бухгалтерского учета - не одно и то же.
        Дальнейший учет вложений в ценные бумаги в зависимости от целей приобретения осуществляется по цене приобретения или по рыночной цене.
        1. По цене приобретения учитываются ценные бумаги:
  • инвестиционного портфеля;
  • портфеля контрольного участия;
  • торгового портфеля в части ценных бумаг, приобретенных по договорам с обратной продажей и по договорам займа.
        2. По рыночной цене учитывается торговый портфель в части котируемых ценных бумаг.
        Если учет ведется по цене приобретения, то балансовая стоимость ценной бумаги не изменяется в течение срока нахождения в соответствующем портфеле. Если учет ведется по рыночной цене, вложения в ценные бумаги периодически (после каждой операции и в конце месяца) переоцениваются путем умножения количества ценных бумаг на их рыночную цену.
        До недавнего времени рыночная цена отражалась в отчетах об итогах торгов. В настоящее время после окончательного определения принципов разделения сделок на адресные и безадресные в отчетах фигурирует рыночная оценка со ссылкой, что она определяется как рыночная цена в соответствии с распоряжением ФКЦБ № 1087-р .
        В действующем законодательстве устанавливается еще и рыночная стоимость, рассчитываемая как средневзвешенная цена. В соответствии с положением ЦБР № 89-П от 24 сентября 1999 г. <О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков> (далее -Положением ЦБР № 89-П) в банковской практике применяется рыночная стоимость, рассчитываемая как средневзвешенная цена одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение последнего торгового дня отчетного месяца на фондовой бирже или через организатора торговли. Рыночная стоимость может совпадать с рыночной ценой при количестве зарегистрированных сделок более 10 и не совпадать при меньшем количестве в течение торгового дня.
        В итоге при определении текущей стоимости ценной бумаги приходится сталкиваться с рядом понятий: <рыночная цена>, <рыночная оценка>, <рыночная стоимость>, <средневзвешенная цена>, применение каждого из которых четко не регламентировано.
        Попытаемся отследить выбор цены для переоценки котируемых бумаг торгового портфеля. В соответствии с Приложением 11 рыночная цена для бухгалтерского учета определяется как рыночная цена ценной бумаги, рассчитанная организатором торгов в соответствии с нормативными актами ФКЦБ, т.е. является рыночной оценкой в соответствии с Распоряжением ФКЦБ № 1087-р. Письмо ФКЦБ от 20 апреля 1999 г. № АК-02/2043 <О порядке расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг> устанавливает, что именно данная рыночная цена применяется в следующих случаях:
  • при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги;
  • при переоценке вложений в ценные бумаги;
  • при определении рыночной цены эмиссионных ценных бумаг в целях определения финансового результата от реализации и иного выбытия ценных бумаг.
        Справедливость применения рыночной цены закрепляется и письмом Банка России № 174-Т от 15 декабря 2002 г. <О практическом применении указания ЦБР № 1054-У от 20 ноября 2001 г. Банка России <О внесении изменений и дополнений в <Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ>Банка России>. (далее - Письмо № 174-Т), согласно которому средневзвешенная цена применяется только в случае, если ценная бумага соответствует критерию котируемости по ежемесячному обороту, но в течение месяца организатором торговли рыночная цена не рассчитывалась. Таким образом, отражение в балансе стоимости ценных бумаг с учетом переоценки осуществляется по рыночной цене (рыночной оценке).
        Кредитные организации в соответствии с Положением ЦБР № 89-П определяют рыночный риск, который в дальнейшем применяется для расчета обязательных нормативов деятельности банка. Для расчета рыночного риска ценные бумаги торгового портфеля переоцениваются по рыночной стоимости (средневзвешенной цене торгового дня) на дату составления отчетности - на конец месяца. В результате стоимость портфеля ценных бумаг для расчета рыночных рисков не соответствует их балансовой стоимости.
        Также следует определиться с выбором торговой площадки, рыночная цена которой применяется в целях переоценки. Согласно Письму Банка России № 174-Т выбор цены осуществляется в порядке, аналогичном установленному для определения цены в целях рыночных рисков. В соответствии с Положением ЦБР № 89-П, если по одной и той же ценной бумаге на дату расчета размера рыночных рисков сделки совершались на двух или более организаторов торгов, то рыночная стоимость определяется по тому организатору торговли, у которого был наибольший в отчетном месяце оборот. При этом наибольший оборот определяется по результатам торгов на тех торговых площадках, где кредитная организация имеет прямой доступ (собственное торговое место) или осуществляет операции покупки и продажи ценных бумаг через брокера. Кроме того, если в течение отчетного месяца торги проводились на двух или более торговых площадках, а на дату расчета размера рыночных рисков торги проводились только на одной бирже, то рыночная стоимость определяется по данному организатору торговли, независимо от того, где был наибольший оборот в отчетном месяце (средневзвешенная цена по итогам торгового дня другими организаторами торгов не рассчитывалась). Но справедливо ли применение последнего пункта в целях переоценки ценных бумаг, когда за основу берется рыночная цена (рыночная оценка), которая рассчитывается всегда и не привязана к сделкам, совершаемым в течение торгового дня?

    НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

        В соответствии со ст. 280 гл. 25 Налогового кодекса РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно от налоговой базы по операциям с не обращающимися ценными бумагами (за исключением налогооблагаемой базы у дилера).
        В целях налогообложения ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
        1) если есть допуск к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
        2) если информация о ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
        3) если рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
        Под рыночной котировкой ценной бумаги в целях налогового учета понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли, или, если средневзвешенная цена не рассчитывается, то половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня.
        Доходы и расходы в налоговом учете определяются на дату приобретения и реализации ценных бумаг, значит ли это, что признание ценных бумаг обращающимися или не обращающимися производится так же на эти даты? Неопределенность может возникнуть по ценным бумагам, когда на дату совершения операции налогоплательщиком не через торговую площадку, операций у организатора торгов не зафиксировано. По данным ценным бумагам не будет ни средневзвешенной цены, ни максимальной и минимальной цен. Правомерность отнесения данных бумаг к обращающимся на организованном рынке логически справедлива, но однозначно в законодательстве не определена.
        В соответствии с названными условиями ценные бумаги, включенные в котировальные листы <А> и <Б> в целях налогообложения являются обращающимися. Внесписочные ценные бумаги, которые также являются объектом сделок на организованных площадках без прохождения процедуры листинга, соответственно тоже признаются обращающимися для целей налогового учета.
        Таким образом, при определении статуса ценных бумаг возникает следующее:

  • бумага, включенная в котировальный лист <А> 1-го и 2-го уровней, является котируемой ценной бумагой для целей бухгалтерского учета и обращающейся для целей налогового;
  • бумага, включенная в котировальный лист <Б>, может быть и котируемой, и не котируемой для бухгалтерского учета и является обращающейся для целей налогового;
  • внесписочная бумага, не включенная в котировальные листы, может быть и котируемой, и не котируемой для бухгалтерского учета и является обращающейся для целей налогообложения.
        Появляются еще два понятия - <рыночная котировка> и <рыночная цена для налогообложения>. В качестве рыночной цены для определения финансового результата в целях налогообложения применяется цена, находящаяся в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок, зарегистрированных организатором торговли по данным ценным бумагам на дату совершения соответствующей сделки (при отсутствии - на дату ближайших торгов в течение 12 месяцев). Выбор торговой площадки налогоплательщиком осуществляется по его усмотрению без дополнительных требований к допуску к торгам самостоятельно или через брокера, а также требований к величине оборотов (в отличие от бухгалтерского учета).

    * * *

        Неоднозначные толкования и не отрегулированные вопросы в законодательстве усложняют практическую работу при совершении операций с ценными бумагами, которые требуют соответствия ряду нормативных актов по бухгалтерскому учету, законодательству о финансовых рынках, налоговому, валютному законодательству. В этой связи Банк России начал применять практику размещения проектов нормативных актов на сайте для обсуждения и сбора замечаний и рекомендаций. Такой подход позволяет корректировать правовые нормы уже в процессе разработки с учетом сложившейся практики работы и избежать разночтений и несоответствий. Фондовый рынок находится в ожидании подобной акции со стороны Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".