Подъем мировой экономики вполне реален

Петров Валерий
канд. экон. наук

    Интервью с заместителем генерального директора ММВБ Валерием Петровым

    РЦБ: Официальные власти США заявили, что недавняя энергетическая авария в Америке никак не повлияла на экономику страны. Так ли это в действительности?

    В. П. Если говорить о влиянии этих событий на фондовый рынок, то, с моей точки зрения, последствия были разнесены по времени. В первые дни после аварии значительно упали котировки First Energy Corporation, сбои в работе сетей которой, возможно, послужили началом катастрофы. Кроме того, реакция американских инвесторов выразилась в том, что увеличились вложения в компании, занимающиеся развитием нетрадиционной энергетики. Подорожали акции компаний, выпускающих источники бесперебойного питания для компьютеров и другой техники.
    Однако в долгосрочной перспективе эта авария значительных последствий не имела. Например, в последнее время на фондовом рынке начался спрос на акции американских энергетических компаний. Логика инвесторов понятна - они ожидают, что теперь отрасль будет привлекать особое внимание американских властей. По некоторым данным, для модернизации системы электроснабжения США требуется 56 млрд долл. Очевидно, такое отношение американских властей к проблеме и привлекает частные вложения в электроэнергетику.

    РЦБ: Специалисты Всемирного банка предсказывают подъем мировой экономики в 2004 г. Каково Ваше мнение по этому поводу?

    В. П. Действительно, не так давно Всемирный банк обнародовал доклад <Глобальные экономические перспективы в 2004 г.>. По оценке специалистов, экономика развивающихся стран в 2003 г. вырастет на 4%, в 2004 г. - на 4,9%, а в развитых странах - на 2 и 3% соответственно.
    Мне кажется, данный прогноз является вполне обоснованным и соответствует тем экономическим реалиям, которые существуют в мире на сегодняшний день. Во многом его выполнение будет зависеть от темпов восстановления американской экономики. Основные риски, которые необходимо учитывать, -политические, в первую очередь те, которые способны повлиять на цену нефти, и, конечно же, темпы нормализации ситуации в горячих точках планеты, прежде всего в Израиле, Ираке и Чечне.

    РЦБ: Как Вы оцениваете текущее положение банковских систем Японии и Европы?

    В. П. Современное состояние банковских систем Японии и Европы достаточно сложное. Однако причины этого положения различные.
    В последнее десятилетие деятельность банковской системы Японии характеризуется сохраняющейся неустойчивостью, определяющейся общим состоянием экономики. Семь крупнейших японских банков объявили об убытках по итогам завершившегося этой весной финансового года. Уже второй год подряд <семерка> заканчивает с убытками. Чтобы избежать банкротства банка, государство истратило 2 трлн иен (17 млрд долл.) для увеличения собственного капитала банка.
    Проблемами японской экономики по-прежнему остаются дефляция и <расчистка> долгов банковской системы. Тем не менее за 1992-2002 гг. было ликвидировано <плохих долгов> на 81,5 трлн иен. И хотя на конец 2001/2002 г. долги все еще составляли 42 трлн иен, показав в дальнейшем тенденцию к увеличению, японская экономика вообще и банковская система в частности имеют хорошие шансы на восстановление.
    У европейской банковской системы - проблемы несколько иного свойства. С моей точки зрения, дают себя знать последствия перехода на единую европейскую валюту разных по уровню экономического развития стран. Ведущие страны Европейского союза - Германия и Франция по-разному представляют валютную политику ЕС. Французы рассматривают денежную политику как инструмент регулирования экономического роста, и поэтому для них приоритетным является снижение процентных ставок, стимулирующее рост экономики. Немцы, напротив, традиционно стремятся к более высокой стоимости кредита, чтобы удерживать под контролем инфляцию. Этот застарелый конфликт мешает развитию финансово-кредитной системы Евросоюза. Текущее положение европейской банковской системы более стабильное, чем японской. Но нерешенные проблемы вызывают определенные опасения, которые могут найти свое выражение как в усилении процессов слияния и поглощения среди банков Еврозоны, так и в выносе страны официальной регистрации и налогообложения банков за пределы ЕС.

    РЦБ: На Ваш взгляд, какого уровня достигнут индексы DJIA и NASDAQ в IV кв. 2003 г.?

    В. П. У американских брокеров есть такая поговорка: <Биржевой индекс может оценить не только будущее, но и то, что за ним последует>. Мне кажется, что точный прогноз никто не возьмется делать.
    Но если говорить серьезно, то в последнее время макроэкономические показатели США позволяют прогнозировать рост производства и увеличение прибыли компаний, по результатам деятельности которых рассчитываются основные фондовые индексы, в том числе DJIA и NASDAQ. Ожидания инвесторов во многом связаны с возможностью возвращения на этот рынок крупных институциональных игроков, которые хотели бы отыграться за несколько последних <плохих> лет.
    В определенной степени их прогнозы сбываются. По крайней мере, с 11 марта 2003 г., когда основные американские фондовые индексы достигли <дна> и на Уолл-стрит началось <ралли>, индекс Dow Jones прибавил более 25%, NASDAQ, более 45%. В сентябре NASDAQ - который является наиболее волатильным на рынке, достиг 17-месячного максимума, Dow Jones Industrial поднялся выше 9600 пунктов, что стало максимальным значением за 14 месяцев. После чего последовала вполне ожидаемая коррекция, однако фундаментальный анализ позволяет оптимистично оценивать среднесрочную перспективу. Вполне вероятно, что до конца этого года Dow Jones сможет приблизиться к психологически важному уровню в 10000 пунктов, а NASDAQ - к 2000 пунктам.

© ЗАО "Группа РЦБ".