1 день c Сергеем Кузнецовым

РЦБ
Издательский Дом

    Пенсионная реформа в России началась? В преддверии перераспределения пенсионных средств активность российских финансовых компаний, желающих поучаствовать в <дегустации пенсионного пирога>, выросла до предела. <Интерфин трейд> - одна из самых молодых фирм на российском финансовом рынке, но опыт и репутация ее топ-менеджмента позволили <Интерфин трейд> буквально за два года ворваться в двадцатку крупнейших брокерских компаний России.
    Генеральный директор <Интерфин трейд> Сергей Кузнецов в банковском бизнесе не новичок. Он начинал профессиональную деятельность финансиста в 1993 г. в <Автобанке>. С 1996 по 1999 г. возглавлял направление долговых ценных бумаг и деривативов в <Альфа-Капитале> и <Альфа-банке>, занимался инвестиционными программами в <ИМПЭКСБанке>, организовывал вексельную и долговую площадки. В <Интерфин трейд> С. Кузнецов - практически со дня основания компании, занимая последовательно должности начальника управления активных операций, управляющего директора и генерального директора.
    За один день, проведенный с Сергеем Кузнецовым, мы обсудили многие аспекты деятельности <Интерфин трейд>, расстановку сил на российском финансовом рынке и, естественно, не могли не коснуться некоторых сторон частной жизни генерального директора.

    10.05. <Я - "сова", мне очень легко поздно ложиться и очень тяжело рано вставать. На работу приезжаю обычно около 10 часов утра. Два-три раза в неделю стараюсь участвовать в традиционных утренних совещаниях с участием аналитиков, управляющих активами и трейдеров>.

    РЦБ: <Интерфин трейд> - молодая, набирающая обороты компания. Каких результатов удалось достичь за последний год? Какие направления для Вас приоритетны?

    С. К. Я считаю, за год сделано достаточно много. Компания выросла по всем показателям: например, количество сотрудников увеличилось вдвое, объем привлеченных клиентских средств - втрое, количество активных брокерских счетов - почти на порядок. Но это вполне естественно - с <минимума> расти всегда легче. Наша компания весь год продержалась в первой двадцатке в списке РТС по обороту торгов. <Интерфин трейд> активно развивает розничное направление, реализовано несколько значимых для компании проектов по корпоративным финансам. Возможно, это еще не очень крупные проекты, но они позволили установить отношения с серьезными корпоративными клиентами.
    Мы очень гордимся тем, что профессиональное сообщество высоко оценило наши успехи в минувшем году - компания <Интерфин трейд> стала победителем национального конкурса НАУФОР <Элита фондового рынка> в номинации <Компания - открытие года> и лауреатом в номинации <Компания вексельного рынка>. Причем лично для меня вексельная номинация особенно важна: имея в своем распоряжении сравнительно небольшой ресурс - и человеческий, и финансовый, мы смогли в течение полутора лет создать один из самых эффективных вексельных трейдингов на рынке.
    В конце прошлого года <Интерфин трейд> первым из российских инвестиционных банков (и пока, по-моему, единственный) открыл представительство в Китае. Для нас это одновременно и перспективный проект, и вполне рентабельное направление бизнеса. Взаимный интерес российского и китайского бизнеса колоссален, и наша задача - стать связующим звеном, органичным и полезным для обеих сторон. Сильные позиции в китайском истеблишменте позволили нам запустить в этом году два интересных инвестиционных проекта с участием крупнейших государственных корпораций КНР. Несколько месяцев назад директор по развитию бизнеса <Интерфин трейд> Георгий Улуханов был избран председателем Комиссии МТПП по экономическому сотрудничеству с партнерами в КНР.

    РЦБ: Какое направление деятельности Вы считаете сильной стороной компании <Интерфин трейд>?

    С. К. Пока наиболее успешное направление - управление активами, по крайней мере, с точки зрения его удельного веса в общей структуре дохода компании. Мы рассматриваем управление активами как фундамент для развития всей группы компаний <Интерфин трейд>. Речь идет как об индивидуальном управлении по договору доверительного управления, так и о нашей управляющей компании <Интерфин КАПИТАЛ>. Сейчас завершилось размещение двух крупных интервальных отраслевых фондов: региональной электроэнергетики и региональной электросвязи - <Энергия КАПИТАЛ> и <Телеком КАПИТАЛ>. В общей сложности с пайщиков собрано свыше 1 млрд руб., это позволило нам занять 11-е место среди управляющих компаний по сумме активов, находящихся в управлении. Есть планы по созданию еще одного-двух фондов.

    РЦБ: Связано ли активное развитие именно этого направления с грядущей пенсионной реформой? Как Вы оцениваете ее перспективы?

    С. К. Этот сегмент чрезвычайно интересен. Я считаю, что ничего интереснее сейчас нет. Это та ниша, в которой имеет смысл работать, это <длинные> деньги, не обремененные сложными инвестиционными условиями. Конечно, будут ограничения по объектам инвестирования, тем не менее этот ресурс очень удобен в работе. Я согласен с оценками многих аналитиков, что на начальном этапе суммы, которые перейдут в управление частным управляющим компаниям, будут невелики, но мне кажется, что года через три произойдет качественный скачок, а в течение пяти лет в процентном отношении мы сможем достичь уровня Польши. Безусловно, в первый год никакая рекламная кампания или разъяснительные мероприятия не смогут вывести серьезные ресурсы из государственного пенсионного фонда. Слишком плохо знает наш народ, что собой представляют коллективные формы инвестиций.
    Надо признать, что чековые фонды начала 90-х гг. оказали <медвежью услугу> всему фондовому рынку. Понадобится время, чтобы переломить негативный настрой населения. Но у пенсионной реформы огромные перспективы. В ближайшие три года в этом все убедятся. Некоторые крупные управляющие компании аффилированы с финансово-промышленными группами, за которыми стоят реальные предприятия с реальными работающими людьми - это десятки, а то и сотни тысяч людей. Именно пенсионные средства этих людей будут в первую очередь перенаправлены в частные управляющие компании. Среди этого контингента проще провести разъяснительную работу. Но я уверен, что года через три разговоры о фондовом рынке постепенно выйдут за рамки профессиональных кругов и эти проблемы будут обсуждаться на бытовом уровне так же, как сейчас все обсуждают текущие курсы валют. Информация о текущем состоянии счетов по накопительной части будет открыта для людей, и они достаточно быстро увидят, что рост накоплений тех, кто доверился частным управляющим компаниям, в несколько раз превышает счета оставшихся в ВЭБе, который будет работать исключительно с государственными долговыми бумагами.

    РЦБ: В результате пенсионной реформы на фондовый рынок поступит значительная денежная масса; в этой связи многие эксперты опасаются, что потенциал российского фондового рынка недостаточен, ощущается дефицит высококачественных инструментов. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы таких инструментов становилось больше, капитализация рынка росла и не было бы необходимости вкладывать <пенсионные> деньги в государственные бумаги, доходность которых уже отрицательная?

    С. К. Мне кажется, что все не так уж плохо. Если соотнести объем накопительной части пенсионного фонда и объем капитализации российского рынка, масштабы рынка корпоративных заимствований, то, на первый взгляд, результат будет свидетельствовать, что рынок действительно не способен переварить такой объем средств. Однако <пенсионные> деньги придут на рынок не сразу, а постепенно, и, на мой взгляд, пройдет не меньше 3-5 лет, пока существенная часть пенсионных накоплений поступит на фондовый рынок. Учитывая темпы развития нашего фондового рынка, и прежде всего рынка корпоративных заимствований, за 3-5 лет рынок вполне будет готов принять такой объем средств.
    И нельзя сбрасывать со счетов, что Россия активно интегрируется в мировой финансовый рынок, а пенсионные средства могут размещаться в том числе и в надежные западные активы. В связи с этим в текущем году мы уделяли большое внимание развитию нашей дочерней компании на Кипре и к концу года получили Европейскую лицензию финансовой компании.

    РЦБ: При успешном развитии пенсионной реформы на какой сегмент рынка стоит обратить особое внимание и частным лицам, и профессиональным участникам?

    С. К. Ипотека - тот сегмент, который мог бы поглотить значительную часть ресурсов пенсионных накоплений. Это колоссальные ценности, которые до сих пор фактически выведены из финансового оборота. Это большое упущение, учитывая темпы роста цен на недвижимость и землю. Надеюсь, что в ближайшее время наконец-то будут приняты законы, регламентирующие работу на рынке ипотечных заимствований.

    10.45. Утром есть полчаса для чтения газет, журналов, новостей в Интернете. Это единственное относительно спокойное время в бурном деловом дне. Потом обязательный обход подразделений фронт-офиса и мидл-офиса. Живое общение вне кабинета руководителя иной раз важнее для понимания работы компании, чем самый подробный ежемесячный отчет о работе.

    РЦБ: Как Вы оцениваете перспективы фондового рынка на ближайший год? Какие секторы наиболее интересны?

    С. К. По-моему мнению, в ближайшие полгода-год ничего плохого с рынком произойти не должно.
    Я предполагаю избирательный рост по отдельным отраслям. Наиболее интересны Ростелеком и региональные предприятия электросвязи. В этом году в значительной степени они свое <отыграли>, однако макроэкономически их капитализация и сейчас неоправданно низкая. Учитывая удачное наложение возрастающего интереса западных портфельных инвесторов к России на позитивную в целом динамику акций высокотехнологичных компаний в Америке, я думаю, можно рассчитывать на серьезный рост этого сектора в ближайшие год-два. Хорошие шансы на курсовой рост имеют местные акции Газпрома: даже принимая во внимание различные политические аспекты, совершенно очевидна их колоссальная недооцененность. Своим клиентам я рекомендую в этом году особое внимание обратить на ряд металлургических и машиностроительных предприятий. Металлургия сегодня - на подъеме. Машиностроение в условиях экономического роста и прихода в отрасль серьезных инвесторов имеет очень хорошие перспективы. <Нефтяные> бумаги, думаю, уже достаточно дорогие в России. При снижении цен на нефть им будет непросто удержаться на нынешних уровнях. Исходя из фундаментального анализа, в <нефтянке> наиболее перспективным является ЛУКОЙЛ. Хотя наши западные клиенты упорно отдают предпочтения ЮКОСу.
    Что касается электроэнергетики, то сегодня эта интереснейшая отрасль является <полем битвы> стратегических инвесторов и спекулянтов. Портфельным инвесторам имеет смысл входить в этот сектор экономики, по крайней мере, на 3-4 года. Однако значительный интерес к нашему фонду региональных электроэнергетических компаний показал, что очень многие на рынке ожидают роста капитализации отрасли до окончания ее реформирования.

    13.00. Совещание. Тема: пенсионная реформа и работа с клиентами. В кабинете Сергея собираются первый заместитель и давний друг Тигран Мхитарьян, генеральный директор УК <Интерфин КАПИТАЛ> Дмитрий Сачин, руководители клиентского и маркетингового подразделений.

    РЦБ: Каково Ваше отношение к системе демпинга в рамках развития брокерско-дилерской компании?

    С. К. Безусловно, брокерское направление - основа деятельности любой инвестиционной компании. Этот сегмент может обеспечить стабильность, потому что брокерский доход опосредованно зависит от рыночной конъюнктуры, и вне зависимости от волатильности, колебаний и трендов брокер получает комиссию. В настоящее время доходы от брокерских комиссий не превышают 20% суммарного дохода компании. Хотелось бы довести эту долю до 40% - в этом случае мы смогли бы больше внимания уделять перспективным проектам, сосредоточиться на дальнейшем развитии. Что касается демпинга, то эта тема действительно актуальна в брокерском сообществе. Хотя, на мой взгляд, проблема достаточно локальная.
    Действительно, существует ряд Интернет-брокеров, показывающих колоссальные биржевые обороты, предлагающих клиентам огромные кредитные <плечи> при низких комиссиях. Их бизнес, ориентированный на мелких розничных клиентов, относительно низкозатратен, так как не предполагает разработку серьезных консультационно-аналитических и информационных продуктов. Те, кто пришел первыми в этот сегмент рынка, смогли захватить большую его часть. Остальные пытаются наверстать упущенное, максимально снижая комиссии и провоцируя жесточайшую конкуренцию. А что прикажете им делать? Торговые платформы у большинства брокеров одинаковые, новые идеи об улучшении сервиса обслуживания розничных клиентов практически исчерпаны. Размер комиссии становится основным аргументом в конкурентной борьбе.
    Крупные старые инвестиционные компании нередко обвиняют Интернет-брокеров в чрезмерном демпинге, искренне сомневаясь в наличии у последних каких бы то ни было рациональности и здравого смысла. На мой взгляд, классический брокер или брокер-дилер не должены рассматривать Интернет-торговлю как доходное бизнес-направление. Интернет-брокеридж и брокеридж классический - это два совершенно разных бизнеса, со своими концепциями, подходами и продуктовыми корзинами.
    В лучших инвестицинных банках один серьезный аналитик может <стоить> больше, чем весь фонд заработной платы иной уважаемой компании <новой волны>. Клиент Интернет-брокера - это либо дей-трейдер, либо некрупный инвестор, в основном частный. К сожалению, потенциал роста их количества в России ограничен.
    Клиент классической брокерской компании - это крупный портфельный инвестор, частный или институциональный. Для него гораздо важнее наличие свежих инвестиционных идей и возможность получить от брокера мгновенную и высокую ликвидность, чем размер комиссии. Демпинг здесь практически не возможен.
    Что касается <Интерфин трейд>, то здесь наша позиция достаточно проста. В перспективе мы видим у себя приоритетное развитие классического брокериджа. Тем не менее мы энергично развиваем Интернет-трейдинг, рассматривая его как базис для продвижения других наших услуг и продуктов. Не предоставляем сверх разрешенного ФКЦБ уровня <плечи>, полагая, что проигрыш клиентов нас не устраивает стратегически.

    14:15. Совещание не заканчивается, а плавно перетекает в обед. К Тиграну и Дмитрию присоединяется один из крупных клиентов. В нескольких шагах от офиса, в тихом зале китайского ресторана с ним спонтанно устраивается <экспертное> интервью.

    РЦБ: Какие клиенты интересны Вашей компании и каким Вы себе представляете оптимального клиента?

    С. К. Оптимальный клиент для нас тот, кого мы можем обслуживать комплексно. Например, частный клиент - собственник промышленных активов или менеджер крупного промышленного предприятия. Здесь мы можем предлагать и доверительное управление, и брокеридж, и финансовое консультирование.
    Что касается блока корпоративных финансов, то оптимальный клиент - достаточно крупные региональные предприятия, не входящие ни в какую финансово-промышленную группу, акционеры которых пришли к выводу, что их бизнес пора перестраивать, что <прозрачность> и открытость гораздо эффективнее, чем мнимая налоговая оптимизация. В этом случае нам есть, что предложить таким клиентам.

    РЦБ: То есть Вы заинтересованы в развитии именно регионального направления?

    С. К. Естественно, компания должна утвердиться в первую очередь в Москве. В ближайшие два года мы вряд ли приступим к выстраиванию филиальной сети. С регионами <Интерфин трейд> достаточно активно работает через дружеские партнерские компании. Перечень регионов и городов, в которых нам есть на кого опереться, довольно обширен, очень много контактов приобретено нами за предыдущий год, в результате сейчас региональных проектов у нас существенно больше, чем московских. В условиях, когда наша управляющая компания заработала в полную силу, это стало особенно значимо. Когда в управлении <Интерфин КАПИТАЛ> был 1 млн долл., говорить о выстраивании региональной сети продаж было преждевременно. Сегодня в трех фондах аккумулированно почти 35 млн долл., и нам есть что предложить клиентам.
    Мы располагаем финансовыми продуктами, которые, как показывают маркетинговые исследования, чрезвычайно интересны частным инвесторам - и региональным, и московским, поэтому в ближайшие месяцы мы начнем создавать сеть продаж через партнерские компании. Например, уже ведутся переговоры с несколькими круп-ными банками об использовании их региональной филиальной сети для этих целей. Есть очень интересные решения, хотя говорить об этом пока преждевременно. Это целая партнерская программа долгосрочных соглашений с дружественными компаниями.

    РЦБ: Какова структура <Интерфин трейд>?

    С. К. <Интерфин трейд> - материнская компания для нескольких фирм. Наша основная <дочка> - управляющая компания <Интерфин КАПИТАЛ> (бывшая <РК-менеджмент>), под ее управлением находятся три фонда: фонд <Партнерство> - небольшой, но один из самых успешных в категории смешанных инвестиций, и еще два новых интервальных фонда - <Энергия КАПИТАЛ> и <Телеком КАПИТАЛ>.
    Вторая дочерняя компания - , в которой нам принадлежит больше 50% акций, - это динамично развивающаяся IT-компания, активно представленная на рынке. Наш soft написан этой фирмой, несколько крупных банков и профучастников либо уже купили, либо в стадии покупки этого soft, связанного с автоматизацией работы инвестиционной компании или фондового подразделения банка.
    Третья <дочка> - регистратор <ДАРОСС>. Это самодостаточный бизнес, который полностью себя окупает; для нас он интересен тем, что позволяет расширять клиентскую базу. Головная компания - <Интерфин трейд>, все основные структурные подразделения сосредоточены именно здесь, так же как и управление активами на настоящий момент пока сосредоточено в <Интерфин трейд>. Все компании действуют в рамках единой политики: у нас единые юридическая служба и риск-менеджмент. Единый для финансовой и управляющей компании финансовый комитет определяет лимитную и тарифную политику. Инвестиционный комитет определяет направления собственных инвестиций.
    У нас достаточно жестко регламентированы обязанности и сфера ответственности каждого директора. Кроме общего руководства, я лично курирую управление активами, аналитические исследования, PR и ряд других направлений.

    РЦБ: Основа любой компании - ее сотрудники. В чем секрет кадровой политики <Интерфин трейд>?

    С. К. В компании - здоровый психологический климат, при громадном притоке новых сотрудников, за последние два года из компании не ушел ни один специалист, которого мы не хотели бы потерять. Хотя мы только сейчас вышли на рыночный уровень компенсации. Несколько раз я был свидетелем того, как нашим лучшим сотрудникам делали предложения другие фирмы, предлагая значительно более высокую зарплату, чем в <Интерфин трейд>, но люди, к моему удивлению, оставались в нашей компании. Думаю, что причина - в климате и, может быть, в том энтузиазме, который естествен для любого нового дела, развивающегося и растущего у тебя на глазах.
    Всего два с половиной года назад нас было только несколько единомышленников. Сегодня в компании более 90 человек, осенью будем еще расширяться. У нас действительно очень дружный коллектив, вместе отмечаем многие праздники, как минимум два раза в год: на Новый год и в день рождения компании устраиваем серьезные корпоративные мероприятия, на которые приглашаем не только сотрудников, но и наших партнеров и коллег из других компаний. Пару-тройку раз в год все вместе выезжаем в дом отдыха, сотрудники очень любят такие <вылазки> на природу. Мне кажется, это помогает поддерживать нормальный психологический климат, а это очень важно, поскольку всем приходится очень много работать.
    Сейчас первый этап становления компании завершен, стало немного полегче, а еще некоторое время назад, когда я уходил из офиса около 11 часов вечера, я редко был последним, сотрудники back-офиса, бухгалтерия, юристы все еще работали. В итоге мы пришли к тому, что в административном порядке запретили задерживаться на рабочем месте после 21.30 часов вечера и обязали охрану в 22 часа всех потихонечку начинать выгонять. Трудовой энтузиазм - потрясающая вещь, но в таком режиме работать долго невозможно.

    15:30. Снова в офисе. Воспользовавшись обеденным перерывом, сотрудники обсуждают вечернюю игру в Лиге РТС - кто-то поедет играть, кто-то <болеть>. Очень важно хоть пять или десять минут поговорить с ними. Живой, искренний интерес топ-менеджмента жизнью компании - характерная черта внутрикорпоративной культуры <Интерфин трейд>.

    С. К. Футбольная команда <Интерфин трейд> занимает высокие позиции в Лиге РТС. Но сотрудники так плотно загружены работой в офисе, когда же они успевают играть в футбол? Вы тоже играете?
    Сам я, к сожалению, только болельщик. С удовольствием наблюдаю, как играет наша команда, но сам - не игрок. В нашей компании нашелся энтузиаст - руководитель отдела PR, который выразил желание организовать команду, арендовать поле; сотрудники с удовольствием играют теперь в футбол, часто собираются на утреннюю тренировку перед работой. У нас нет больших спортивных амбиций - обязательно выиграть у <Атона> или <Тройки>, для нас главное, что это сплачивает коллектив, доставляет удовольствие как игрокам, так и болельщикам. Все, у кого есть время, обязательно приезжают <поболеть> за своих, очень переживают, поддерживают.

    РЦБ: По Вашим словам, всего 2,5 года назад четыре человека стояли у истоков компании. Что для вас стало решающим фактором при принятии решения о начале нового дела? Было ли это авантюрой?

    С. К. Да, мы с Тиграном Мхитарьяном действительно стояли у истоков. А тем самым истоком для компании стал Бадри Гобечия, его идеи и колоссальная воля. Если бы предложение нам поступило не от Бадри, мы его изначально расценили бы как авантюру. У нас к тому времени накопился достаточно большой опыт работы и в крупных структурах, и в небольших собственных фирмах, мы знали и очень хорошо представляли, что рыночная среда крайне недружественная, конкуренция колоссальная, рынок уже поделен, инфраструктура дорогая - дешевле создать средних размеров банк, чем крупную инвестиционную компанию.
    Бадри мы знали достаточно хорошо, когда он возглавлял в <Российском кредите> одно из крупных клиентских подразделений. У нас был опыт совместной реализации проектов, и мы испытывали к нему огромное уважение. И не только мы. Глядя на то, с каким пиететом относились к нему сотрудники, можно было не сомневаться, что потенциальное ядро компании уже в распоряжении потенциального менеджмента. Бадри потрясающе креативен и обладает великолепным даром убеждения. Так что даже такие закоренелые скептики, как мы, через какой-то месяц пришли к твердой уверенности, что вместе мы просто не можем не создать компанию мечты.

    РЦБ: Чем Вас привлекла карьера финансиста?

    С. К. Образование я получил техническое, закончил в 1993 г. МИРЭА, хотя всегда считал себя человеком скорее гуманитарного склада. Учился, правда, ровно и довольно неплохо по всем предметам, занимал призовые места в районных олимпиадах как по литературе, так и по физике, закончил школу с медалью. Но пошел в технический вуз по накатанной дорожке - все родственники так или иначе занимались электроникой, большим преимуществом была и <бронь> от армии. Но уже ко второму курсу я стал искать возможность от сугубо технических предметов перебраться поближе к гуманитарным. Такая возможность мне представилась, когда на факультете появилось направление <Искусственный интеллект>. Новое, интересное направление на стыке математики, кибернетики и психологии. Наверное, я с удовольствием работал бы по этой специализации и дальше, но в 1993 г. в НИИ, куда я устроился, зарплата не превышала 15 долл. в месяц. Поработав несколько месяцев, я понял, что так жить невозможно, нужно что-то менять. Я поступил в Экономическую академию при Минэкономики и стал искать работу уже на новом поприще.
    В конце 1993 г. пришел в Автобанк, в управление ценных бумаг; начинал с биржевой торговли ваучерами, другими ценными бумагами. До сих пор помню стресс, когда мы с напарником впервые вошли в торговый зал РТСБ, с огромным чемоданом кэша в сопровождении бесполезного и безоружного охранника. В зале заключались сделки <с голоса>, здесь же где-нибудь в углу, иногда на полу, происходил расчет. Толпы людей, шум, - этот кошмар сопровождал меня несколько месяцев и днем, и ночью. Через год перешел в другой банк, развивать новое перспективное направление - ГКО. Мы создали там очень успешный дилинг. Впервые я осознал, что выбранная профессия может приносить колоссальное удовлетворение, в первую очередь, с точки зрения возможностей для самореализации.
    К сожалению, банк не смог оправиться после кризиса августа 1995 г. и в 1996 г. практически свернул свой бизнес. Я перешел в Альфа-Капитал, где мне доверили создать новое для компании направление - трейдинг ценных бумаг с фиксированной доходностью. Было создано соответствующее подразделение; чуть позже мы с Тиграном, который к тому времени к нам присоединился, развили еще одно направление - деривативы. Фронт наших работ был весьма широк: управление активами, клиентские операции с векселями и производными инструментами, зачетные схемы, хеджирование акций. После поглощения компании <Альфа-банком> я оказался в банке, возглавив отдел векселей и деривативов.
    Кризис 1998 г. для <Альфа-банка> был менее болезненным, чем для подавляющего большинства участников финансового рынка. Тем не менее фондовое подразделение было сокращено приблизительно на 70%. Мы с Тиграном остались, но большинство наших друзей ушли. Резко изменился психологический климат, хотя команда в банке оставалась очень профессиональной. С теплотой мы вспоминаем 3 года работы в этой структуре. Однако тогда, в начале 1999 г., правильнее было уйти. Мы перешли в ИМПЭКСБанк, где создали вексельную торговую площадку - тогда это было практически единственным направлением, на котором можно было зарабатывать. Площадка стала одной из самых заметных и эффективных в Москве, в то время она фактически <кормила> весь банк. Когда в конце 1999 г. тема перестала быть актуальной, мы ушли из Банка и сосредоточились на собственном проекте - небольшой инвестиционной компании, переданной нам товарищами.
    В компании было всего 10 человек, при этом она была высокорентабельной. Мы оказывали брокерские услуги, работали на вексельном рынке, у нас была своя ниша, своя клиентская база. Полтора года мы работали в этом бизнесе, пока не была свернута вексельная программа московского строительного комплекса - одна из основных наших тем. Встал вопрос: <Что делать дальше?>. К тому времени у нас была серьезная клиентура, которой мы оказывали консалтинговые услуги, что позволяло нам неплохо существовать и без инфраструктуры инвестиционной компании. Поэтому нам надо было ограничиться либо только консультационными услугами, либо искать новую нишу для всей инвестиционной компании. Именно в тот момент и поступило предложение от Бадри Гобечия, и мы пошли по третьему пути.

    16:30. Несколько собеседований подряд. Компания растет, нужны новые специалисты. По некоторым направлениям - управление активами, аналитические исследования, клиентское обслуживание - Сергей предпочитает лично участвовать уже в первом интервью. Это дает прекрасную возможность побеседовать с замечательными профессионалами, по-новому взглянуть на существующий бизнес. Другой важный момент - необходимость комплексно оценить соискателя и определить направления последующих интервью с ним других руководителей компании.

    РЦБ: Ваш рабочий день преимущественно проходит в офисе?

    С. К. И да, и нет. Наш офис очень удобно расположен, так что многие встречи проходят непосредственно в компании. Два-три раза в неделю стараюсь участвовать в традиционных утренних совещаниях с участием аналитиков, управляющих активами и трейдеров. Раньше я бывал на этих планерках ежедневно, а сейчас стараюсь их посещать в основном не для того, чтобы узнать для себя что-то новое, мне интересно посмотреть на взаимоотношения сотрудников разных подразделений, ведь от этого в большой степени зависит успех общей работы. Мне важно видеть, насколько люди активны, насколько здравы их суждения.
    Еще более серьезное мероприятие - совещание с управляющими активами в присутствии 1-2 ведущих аналитиков, на котором обсуждается торговая стратегия. Я, конечно, непосредственно не вмешиваюсь в вопросы трейдинга, но в тех случаях, когда происходят значимые события или появляются интуитивные ощущения, что необходимо внести коррективы в торговую стратегию по крупным портфелям, я эти процессы стараюсь контролировать. Однако мой голос - совещательный.
    Безусловно, если мы назначаем одного из наших управляющих ответственным за портфель, то наш принцип - он лично должен нести профессиональную ответственность, естественно, в рамках определенных ограничений, установленных риск-менеджментом. Но в целом мы в процесс управления не вмешиваемся, можем давать какие-то советы, а принимать их или не принимать - дело управляющего. Исключения возможны по портфелям дружественных структур, когда задействованы личные контакты акционеров или менеджмента, за которые мы несем чисто человеческую ответственность. И если наша точка зрения не совпадает с точкой зрения управляющего, а аналитики нас поддерживают, то в таких случаях мы считаем себя вправе выделить часть портфеля и отстранить от нее управляющего. Такая практика существует, но применяется нечасто. Когда мнения вновь совпадают, мы портфель восстанавливаем, а финансовый результат - положительный или отрицательный - считается обособленно и не влияет на результат конкретного управляющего.
    Время обеда тоже стараюсь использовать с пользой для дела. Обычно это либо бизнес-ланч с партнерами или крупными клиентами, либо дружеский обед с коллегами. Сейчас директорам компании редко удается вместе собраться, а обед - прекрасная возможность. Конечно, чаще всего он превращается в очередное производственное совещание, но от этого, к сожалению, никуда не денешься. Без таких обедов было бы очень тяжело чувствовать реальную жизнь компании в целом.

    19.05. Закрылись российские торговые площадки. Управляющие портфелями, аналитики и трейдеры обсуждают закрывшийся день. Сергей незаметно входит в отдел и слушает дискуссию. Раньше ему часто приходилось <рулить> такими совещаниями, даже заставлять людей обмениваться мнениями. Теперь это одно из неформальных, но обязательных мероприятий, которое завершает торговый день. Выходя из комнаты в которой разгорается жаркая дискуссия, Сергей замечает: <В споре рождается истина>.

    РЦБ: Как поздно Вы уходите из офиса, приходится ли охране гасить свет в Вашем кабинете?

    С. К. Охранники обходят мой кабинет стороной. Сейчас компания почти не работает в авральном режиме, и, как правило, часов в 10 вечера я уже уезжаю домой. Бывает, конечно, что какие-то сложные переговоры могут затянуться и за полночь, но мы стараемся себя сдерживать. Безусловно, моя семья не в восторге от моей столь активной бизнес-жизни, но супруга стойко переносит такую реальность, поскольку развитие бизнеса происходит у нее на глазах, она видит, что это серьезный и тяжелый проект, и относится к моей вечной занятости с пониманием. Больше всего мы переживаем, что мне очень мало удается общаться с сыном. Я с ним пересекаюсь минут на двадцать утром, до того, как жена увозит его в детский сад, а вечером, когда возвращаюсь домой, он уже спит. Стараюсь наверстывать упущенное в выходные.

    19.30. Совещание - теперь у председателя совета директоров компании Бадри Гобечия. Он вернулся из зарубежной поездки - переговоры с западными клиентами и партнерами. Обсуждаются стратегические вопросы развития группы компаний <Интерфин трейд>, и на это никто не жалеет времени.

    РЦБ: Каким образом Вы предпочитаете проводить отпуск?

    С. К. Летом недели на две выбираемся всей семьей к морю, как правило, в Турцию или Крым. Пока ребенок маленький, главным является мягкость климата и легкость перелета. Пытаюсь еще и зимой выбрать неделю, чтобы съездить с женой в горы, покататься на лыжах. Очень нравятся Альпы, особенно в Швейцарии и Австрии. Я всего три сезона катаюсь на лыжах, и мой уровень не очень высок. Но удовольствие получаю колоссальное, и от катания, и от природы.
    Помимо активного отдыха, <отдушиной> для меня является и общение с друзьями. У меня замечательные старинные друзья, великолепная компания. По удачному стечению обстоятельств мне часто удается совмещать общение с семьей и друзьями. Мы дружим семьями и домами, летом вместе часто выбираемся на природу, зимой встречаемся чуть реже.

    РЦБ: Время, конечно, не имеет сослагательного наклонения. Но если бы не было внешних факторов, таких, например, как резкие экономические перемены в России, то какую гуманитарную сферу Вы бы для себя избрали?

    С. К. Лет десять назад мне были интересны социология и политология. Я мог легко представить себя, работающим в этой области. Сегодня, неожиданно помолодев лет на десять-пятнадцать, я оказался бы перед сложным выбором: в одинаковой степени мне были бы интересны коммуникационная психология и, вы не поверите, инвестиционно-банковский бизнес. Возможно, я выбрал бы его. Мне всегда больше нравились прикладные науки?

    21.00. В самом конце совещания раздается звонок - футбольная команда выиграла очередной матч. Обрадованные рулевые <Интерфин трейд> принимают это за хороший знак, который сулит исполнение всех намеченных планов. Нам по пути, и последняя часть разговора проходит в машине Сергея, которая быстро несет нас по вечерней Москве?

© ЗАО "Группа РЦБ".