Венчурное инвестирование в России: первопроходцы в выигрыше! Возникновение венчурной индустрии в России

Гулькин Павел

    В июле 2003 г. венчурной индустрии в России исполняется 10 лет, считая с момента приятия решения об организации 11 региональных венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на встрече <Большой семерки> в Токио в июле 1993 г. <Мы обязались предоставить средства, - говорилось в итоговом меморандуме, посвященном дальнейшим планам в отношении поддержки реформ в России, - для создания 300-миллионного Фонда малых и средних предприятий в тесном сотрудничестве с ЕБРР. Мы осознаем важность улучшения доступа к рынку для развития экономических реформ в России...>1.
    Выполняя принятое на токийском саммите решение об освоении выделенных 300 млн долл., ЕБРР запустил программу региональных венчурных фондов. Через год после завершения саммита, 7 июля 1994 г., банк объявил о создании первого из 11 региональных венчурных фондов, которым стал Смоленский региональный венчурный фонд, управляемый компанией Siparex Gestion et Finance (SIGEFI). Цель создания этого и последующих фондов определялась как <оказание содействия укреплению приватизированных компаний посредством прямых инвестиций в акционерный капитал>2.
    В период с июля 1994 г. по август 1995 г. было сформировано еще 6 аналогичных региональных венчурных фондов. 15 августа 1995 г. было объявлено о создании Северо-Западного регионального венчурного фонда, управляемого консорциумом, образованным скандинавскими компаниями: Euroventures Management AB (частной шведской венчурной фирмой), Den Norske Bank (Норвегия), FINNFUND (финской финансовой корпорацией), SITRA (одним из крупнейших финских венчурных фондов), Sitrans (российско-финским консалтинговым совместным предприятием) и SND (норвежским промышленным и региональным фондом развития). В декабре 1995 г. был сформирован Западно-российский региональный венчурный фонд, управлявшийся консорциумом итальянских фирм: Sofipa Spa и Iritech Spa. Последним, 11-м по счету фондом в этой плеяде стал РВФ Rabo Black Earth, ориентировавшийся на территорию российского Черноземья и управлявшийся консорциумом голландских компаний во главе с Rabobank International3, об образовании которого было объявлено 26 ноября 1996 г.
    Каждый региональный венчурный фонд (РВФ) обслуживал отведенную ему географическую территорию России, каждый располагал капиталом в размере около 30 млн долл., к которому дополнительно присовокуплялись 20 млн долл. средств технической помощи, предназначенных для покрытия затрат, связанных с функционированием управляющих компаний и подготовкой отобранных отечественных фирм к получению инвестиций. Эти дополнительные средства выделялись правительством той страны, откуда происходила управляющая компания или консорциум, составленный из компаний того или иного региона. Каждый фонд должен был совершать инвестиции в размере от 240 тыс. до 2,4 млн экю в компании, с числом работающих от 200 до 5000 человек, которые были приватизированы в соответствие с программой массовой приватизации, проводимой правительством РФ.
    Вслед за ЕБРР другим крупным игроком на нарождающемся российском рынке венчурных и прямых частных инвестиций стала Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC) - инвестиционное подразделение Мирового банка, специализирующееся на работе с новыми рынками развивающихся стран. В том же июле 1993 г. IFC приняла решение о выделении 8 млн долл. Framlington Russian Investment Fund. Предполагалось, что общий объем фонда составит 50 млн долл. Помимо IFC, другими инвесторами должны были выступить ЕБРР и несколько европейских частных венчурных компаний. Управлять этим фондом должна была базирующаяся в Лондоне дочерняя компания финансовой группы Framlington Group PLC4.
    С середины 90-х годов до 2001 г. IFC участвовала в качестве инвестора еще в нескольких венчурных фондах и фондах прямых частных инвестиций в России5.
    Американское правительство также решило не оставаться в стороне от благородного дела поддержки идущих реформ в стане бывшего противника. На одном из заседаний двусторонней российско-американской комиссии Гора-Черномырдина было принято политическое решение о создании новых инструментов рисковых инвестиций в предприятия РФ. На средства, выделенные Американским агентством по международному развитию (USAID), в 1994 г. были образованы два фонда - Российско-американский фонд предприятий (Russian American Enterprise Fund, RAEF) и Фонд для крупных предприятий (Fund for Large Enterprises in Russia, FLER). В апреле 1995 г. оба этих фонда слились в Американо-российский инвестиционных фонд (U.S. Russia Investment Fund, TUSRIF), объявленный капитал которого составлял 440 млн долл. Предполагалось, что новый фонд будет осуществлять венчурные инвестиции в российские предприятия с целью <поощрения инвестиционной активности в России>.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Считается, что венчурные инвестиции, являясь инвестициями <повышенного> риска должны обеспечивать возврат инвесторам в диапазоне не менее 25-30% годовых. Достоверно определить эффективность венчурных инвестиций в российские компании на основании имеющихся данных не представляется возможным. Даже доступные сведения об объемах и нормах возврата на сделанные инвестиции достаточно противоречивы. Пожалуй, только Baring Vostok решился публично объявить об успехе своего первого фонда, обнародовав сведения о том, что средняя внутренняя норма доходности (IRR) на 12 реализованных им инвестиций достигла более 70% годовых6. По сообщениям российских СМИ, 7.
    Показатели возврата инвесторам, обеспеченного BVCP, являются на сегодняшний день самыми высокими из известных норм доходности среди действующих в РФ венчурных фондов и компаний. Согласно данным, опубликованным OPIC - Overseas Private Investment Corporation - правительственного агентства США, гарантирующего американских частных инвесторов при совершении ими инвестиций за пределами своей страны, средневзвешенная доходность 5 фондов, действующих на территории России и стран СНГ8, составляла на 31 марта 2000 г. 15,7%. Этот показатель является одним из самых высоких среди показателей венчурных фондов, обеспеченных гарантиями OPIC, работающих в 8 развивающихся регионах мира9 (см. рисунок).
    Так или иначе на сегодняшний день эти данные являются единственными официальными показателями, характеризующими эффективность инвестиций в российские компании из источников венчурного капитала.

СБОР НОВЫХ ФОНДОВ

    Рост доверия зарубежных инвесторов к России и повышение ее инвестиционной привлекательности выразились в том, что сразу несколько крупных западных финансовых структур объявили о своих намерениях в ближайшее время создать новые венчурные фонды, ориентирующиеся на страны СНГ, и в первую очередь на Россию.
    24 января 2002 г. Baring Vostok Capital Partners (BVCP) сообщил о завершении первого закрытия в декабре 2001 г. первого после кризиса 1998 г. фонда прямых инвестиций, общий объем средств которого составил 205 млн долл. Источниками инвестиций стали средства пенсионных фондов и инвестиционных компаний США и Западной Европы10.
    13 февраля 2002 г. ЕБРР объявил об аналогичном проекте предполагаемых дополнительных инвестиций в действующий Региональный венчурный фонд Северо-Запада и Запада России - North West & West Russia Regional Venture Fund. Предполагается, что дополнительное финансирование позволит менеджерам фонда и в будущем осуществлять инвестиции в российские частные компании, сохранить действующую команду менеджеров и отработать механизм <выхода> из существующих инвестиций. К середине 2003 г. планируется привлечь частный капитал в размере 27,5млн долл.11
    В апреле 2002 г. OPIC объявила о решении гарантировать до 30% инвестиций в новый создаваемый венчурный фонд Russia Private Equity Fund, действующий на территории России. Общий размер фонда должен составить 100 млн долл.12
    В июне 2002 г. <...Компания Russia Partners Management, управляющая в России деятельностью 4 венчурных инвестиционных фондов, до конца текущего года намерена завершить работу над созданием нового фонда - Russia Partners-2... предполагается, что фонд начнет работу во втором полугодии текущего года с капиталом примерно 250 млн долл. Средства Russia Partners-2 будут инвестироваться прежде всего в проекты в сфере телекоммуникации и транспорта, а также будут направляться на расширение производства определенных промышленных предприятий, в том числе по изготовлению цемента. ...Наиболее предпочтительными объектами для инвестиций станут региональное телевидение и радио, а также предприятия, которые будут созданы в ходе реформирования железнодорожного транспорта>13.
    25 июня 2002 г. ЕБРР объявил о новом проекте дополнительного внесения инвестиций в действующие Санкт-Петербургский региональный венчурный фонд и Региональный венчурный фонд Центральной России, находящиеся под управлением Quadriga Capital Russia с 1996 г. Цели выделения дополнительного финансирования в эти фонды были названа такие же, как и в случае с Региональным венчурным фондом Северо-Запада и Запада России. Как ожидается, всего с учетом дополнительно привлекаемого финансирования из частных источников размер этого фонда составит 100 млн долл.14
    25 сентября 2002 г. газета <Ведомости> сообщила, что OPIC - Корпорация по зарубежным частным инвестициям США намерена в ближайшем году вложить в российскую экономику 1 млрд долл. Деньги американских инвесторов будут направлены в энергетику, телекоммуникации, строительство и, возможно, финансовый сектор15.
    В октябре 2002 г. Управляющий директор фонда Draper Fisher Jurvetson Тимоти Дрейпер объявил, что этот фонд рассматривает возможность инвестирования в российские компании около 100 млн долл. Сейчас, как сообщил Дрейпер, фонд ведет переговоры с рядом российских инвестиционных фондов, в числе которых <Дельта Капитал>, <Альфа-Капитал> и <Спутник>. <Мы считаем, что инвестиции должны быть долгосрочными - не менее 4-7 лет>, - говорит он16. В этом же месяце появилась информация о том, что <Альфа-Эко> вместе со шведской Vostok Nafta Investments на паритетных началах создали фонд прямых инвестиций Russia Resources Fund. Партнеры вложили в проект по 20 млн долл. и планируют за счет привлечения инвесторов увеличить размер фонда до 200-300 млн долл. Приоритеты инвестиций - нефтегазовый сектор, электроэнергетика и горно-рудная промышленность. Планы создания подобных фондов вынашивают сейчас также нефтяники и металлурги. И фонд, и управляющая компания зарегистрированы на Бермудских островах17.
    Таким образом, объем новых обязательств инвесторов по совершению инвестиций в существующие и вновь образуемые венчурные фонды и фонды прямых инвестиций на 2002-2003 гг. составляет почти 2 млрд долл. - почти столько же, сколько составлял объем находящихся под управлением таких фондов средств в докризисный период.

ЮРИДИЧЕСКОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Вплоть до 2002 г. венчурная индустрия в Российской Федерации пребывала на положении незаконнорожденного или, вернее, незаконно привнесенного извне феномена. Венчурные фонды, ориентированные на инвестиции в российские компании, стали появляться на территории РФ в 1994-1995 гг. Первые венчурные фонды, действующие на российской территории и ориентированные исключительно на компании российского происхождения, были региональными венчурными фондами ЕБРР, образованными во исполнение решения, принятого руководителями стран <Большой семерки> в июле 1993 г. Согласно данным EVCA - European Venture Capital Association, в 1998 г., до августовского кризиса, в России действовало не менее 40 венчурных фондов с капитализацией 2,5-3 млрд долл.18 При этом ни пребывание, ни деятельность венчурных фондов и фондов прямых инвестиций никаким образом не учитывались и не регламентировались российским законодательством.
    Первое упоминание о <венчурном> способе финансирования российского бизнеса появилось в ведомственном распоряжении Миннауки России в 1999 г. в документе, утвержденном Правительством Российской Федерации и носящем название <Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы>.
    В 1999 г. некая инициативная группа опубликовала <Проект закона о венчурной деятельности>, который намеревалась предложить для рассмотрения и принятия Государственной думе РФ. Венчурное сообщество очень резко отреагировало на подобную инициативу. В рамках мероприятий, проведенных Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ) в 2000-2001 гг., специалисты, занятые в этой индустрии, единодушно высказались против принятия каких-либо отдельных и специальных документов или постановлений, регламентирующих этот вид инвестиционной деятельности. Такое решение было зафиксировано и опубликовано в <Белой книге. Венчурное инвестирование в России> в 2001 г. в следующей формулировке: <Существующие и изложенные выше проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов. Роль государства заключается в создании условий и стимулов для привлечения капитала (инвестиций) в малый и средний бизнес, используя венчурный капитал как инструмент (способ) инвестиций>19.
    В марте 2000 г. Правительством РФ был организован <фонд фондов> <Венчурный инновационный фонд> (ВИФ) с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Этот фонд является первым чисто российским фондом, который призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес. В настоящее время создан первый венчурный фонд с капиталом, частично предоставляемым ВИФ, и ведутся переговоры о создании еще одного нового фонда.
    Настоящим <прорывом> в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике стало постановление ФКЦБ России № 31/пс от 14 августа 2002 г. <Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов>20. В нем впервые за всю историю деятельности венчурных институтов в Российской Федерации в числе прочих инвестиционных институтов упоминаются <венчурные> фонды. При этом согласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ, <венчурные> (особо рисковые) фонды относятся к категории <закрытых паевых инвестиционных фондов>. В данном постановлении определены государственные требования к составу и структуре активов венчурных фондов. В нем также регламентируются обязанности управляющей компании уведомлять акционеров (владельцев) об изменении стоимости активов венчурного фонда и устранять выявившиеся несоответствия между реальной и нормативными структурами активов <мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, в течение 1 года со дня, когда указанное несоответствие было или должно было быть обнаружено>21. Помимо этого, в постановлении также приведена примерная структура активов, которыми может располагать фонд, по категориям и долевым соотношениям.

ВЫВОД

    В результате проведенного статистического и аналитического исследования венчурной индустрии в Российской Федерации за 1994-2001 гг. можно сделать следующие заключения и выводы:

  • Выявленные осуществленные венчурные инвестиции в российские предприятия на протяжении 1994-2001 гг. в размере 580,6 млн долл. (см. таблицу) в совокупности со ставшими известными, но не идентифицированными с убедительной достоверностью, иными венчурными вложениями позволяют выдвинуть предположение, что примерная суммарная величина венчурных и приравниваемых к ним прямых инвестиций, осуществленных через специализированные венчурные фонды и компании, может составлять от 1,5 до 1,8 млрд долл. в течение рассмотренного периода. Данный показатель вполне согласуется с оценкой, приводимой цитировавшимися профессионалами, работающими в данной индустрии, исходивших в своих прогнозах из совокупной капитализации венчурных фондов и компаний, работавших с российскими предприятиями до кризиса 1998 г.,br>

    Год Фонд Портфельная компания Сумма, долл.

    1998-2001

    BVPE-BPEP Surgutneftegas, Burren Energy, Golden Telecom, SladCo, ST Far Eastern Timber, ru-Net

    89 500

    1998-2001

    CIPEF Bravo, Golden Telecom

    58000

    1999

    ComCap Gecor

    4 000

    1996-1997

    Defence Enterprise Fund RAMEC, OrbitSoft, RAIES International, MPS-Telekom, Metallurgichesky Zavod Ametist

    27 050

    1994-2000

    Delta Capital Pentacom, Frank's Siberian Supreme, Inc, Independent Network Television Holdings, Bitech Petroleum Corp., Sun Interbrew, Polygrafoformleniye, Saint Springs, Lomonosov (Imperial) Porcelain Factory, Phargo Limited, SPAR, Segol RadioPAGE Inc., Vita Plus, Tse

    97604

    1999

    EBRD Hotel Corporation

    14 216

    1995-1998

    EBRD-Russia Partners Lower Volga Saratov Wallpaper Mill, Gloria Jeans, ROLTI sub-investment, Natur Produkt Holdings, Alpha Cement, FlexoPrint, Lada Khleb, Povolzhe Brewery, TSR, Nizhpharm, Arnest, Molochny Kombinat Stavrolpolsky

    30936

    1996-2001

    EBRD-RVF-St Petersburg New Era, Morion, Natur Produkt Holdings, Wood Products, Stroykomplekt, ZAO Parnas-M, Nizhpharm, Multiflex, Pekar, Moelven Energo, ROK (OAO Fish processing Plant №1), ZAO Disegni

    32439

    1999-2001

    EBRD-RVF-West Siberia Siberian Company, Fort, Katren, MS United Limited, Protector-M, Pyaterochka

    28966

    1995-2001

    EBRD-RVF-Central Russia Nizhpharm, Natur Produkt Holdings, ZAO Parnas-M, Natur Produkt Holdings, Multiflex, ICT, CJSC Bridgetown, Torgovy Dom ERA

    23676

    1997-2001

    EBRD-RVF-Eagle Black Earth Fund Polipak, Belgorod Fodder Factory, Kodotel, Lipetskii Khladokombinat, Kalina, Altes Investments, Isoroc, Stroydetal, TAKF, Tamak

    26241

    1994-2001

    EBRD-RVF-Eagle Smolensk Fund OASIS, SITALL, Faience, Polygran, TSR, Korall, Kalina, Altes Investments

    9916

    1996-2001

    EBRD-RVF-Eagle Urals Fund Primula, Spetstransavto, Polipak, Uniland, Plast-Rifey, Kalina, Metran, Altes Investments, Kreker, TAKF

    29895

    1995-1999

    EBRD-RVF-Far East & East Siberia Promacfes, Irkutsmebel, Khabmakaronservice, Nakhodka Meat Plant, Ussuriisk Milk Factory, OAO "Spring", Dakgomz, Amur Pivo

    12483

    1995-2001

    EBRD-RVF-NW&W Russia OAO Sawmill No 3, Teplichnoye, Italforma, Polygran, TSR, A-Pressen EE AS, OGF Ekaterinburg, OAO ESTA, OGF Nizhny Novgorod, Olympia, Pokrovsky Stekolny Zavod, Pekar, ROK (OAO Fish processing Plant №1), Retal, Craftrise, ESTA Regionalnye Kabelnye Seti, ESTA

    71016

    1999-2000

    Orion Capital Rambler.ru, Lenta.ru

    2400

    1996-1999

    RTF Tekra, Ascod, Institute of Network Technologies, Alkor Bio, Lumex

    2710

    2000

    Sputnik Technology Afisha.ru

    2 000

    1998, 2001

    SUN Capital Partners Воронежская кондитерская фабрика, Cybiko Inc

    16000

    1996-2001

    SwedFund Rurik Investment Fund, Prosperity Cub Fund, Petmol Dairy, Advakom, Most V Velikie Luki

    3610

    Итого

     

     

    582 658

  • Как явствует из проведенного исследования об отраслевом распределении венчурных инвестиций, осуществленных в российские предприятия на протяжении периода 1994-2001 гг., преимущественная часть этих средств направлялась в телекоммуникационную и <традиционные> отрасли экономики. Более 51% всех венчурных выявленных инвестиций приходится на долю телекоммуникационного и пищевого секторов экономики - соответственно 25,3 и 25,9%. За ними в нисходящем порядке следуют секторы: медицинской и фармацевтической промышленности (9%), строительный и производство стройматериалов (8,4%), потребительских товаров и услуг (7,7%) и сектор досуга, туризма и развлечений (6,3%). Примечательно, что доля добывающих отраслей в общем объеме совершенных венчурных инвестиций очень незначительна - всего 2,7%. В прилагаемом общем перечне компаний с венчурными инвестициями можно обнаружить не более 10-15 фирм, которых условно можно обозначить как растущие высокотехнологичные компании - традиционных для венчурного бизнеса объектов приложения инвестиций.
  • Географическое распределение венчурных инвестиций в представленной выборке выглядит очень неравномерно. Из общего объема выявленных венчурных инвестиций 181 млн долл. приходится на долю Москвы и 144,7 млн долл. - на долю Санкт-Петербурга. Это составляет соответственно почти 32 и 25% всех инвестиций. Удельный вес 5 крупных российских городов, в компании которых были произведены вложения из источников венчурного капитала (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Тверь), в общем объеме совершенных венчурных инвестиций достигает 74%, что свидетельствует о серьезной диспропорции в географическом и территориальном распределении привлекательных для венчурных инвесторов объектов инвестирования в Российской Федерации.
  • Несколько необычным на фоне общей динамики экономического развития Российской Федерации выглядит тенденция изменения объемов венчурных вложений на протяжении 1997-2000 гг. (см. таблицу). С учетом известных обстоятельств кризиса 1998 г. и данных о сворачивании деятельности некоторых венчурных фондов в России в этот и последующие годы кажется малообъяснимым самый высокий показатель объема венчурных инвестиций в 1999 году (почти 150 млн долл. против 138 млн долл. в 1998 г., или 71 млн долл. в 2000 г.) за весь рассматриваемый период. Возможно, такая не синхронизированная динамика венчурных инвестиций с циклом общеэкономического развития Российской Федерации вызвана несколько <отложенной> реакцией венчурных капиталистов, которые, не являясь спекулятивными инвесторами, ориентируются на достаточно длительный срок пребывания в инвестируемых компаниях - до 10 лет. Исходя из этого теоретического постулата, можно предположить, что пик общего экономического кризиса 1998-1999 гг. оказался более благоприятным не только для отечественных производителей, воспользовавшихся ослаблением местной валюты для оптимизации структуры издержек производства, но и для обслуживающих их венчурных инвесторов, осуществивших инвестиции в 40 компаний в 1998 г. и 28 компаний в 1999 г. Выявленные венчурные инвестиции в 2000 г. были произведены всего в 20 компаний.
  • Начиная с 2001 г. наблюдается рост объемов венчурных инвестиций в российские компании по сравнению с предшествующим <малоурожайным> 2000 г. Объем венчурных инвестиций в этом году составил 124 млн долл., достигнув почти 90% уровня кризисного 1998 г. Количество российских компаний, привлекших венчурный капитал в этом году достигло 28 - столько же, сколько было в самый <насыщенный> инвестициями 1999 г.
  • Нам представляется, что, вопреки прогнозам некоторых аналитиков, предсказывающих сокращение объемов венчурных инвестиций в Российскую Федерацию в ближайшую временную перспективу, венчурная индустрия будет переживать <третью приливную волну>, начиная именно с 2002 г. В этом нас убеждают следующие обнаруженные факты и проявившиеся тенденции.
  • Динамика венчурных инвестиций начиная с 2001 г. демонстрирует восходящую тенденцию.
  • 2001 г. и особенно 2002 г. стали периодами начала <выходов> венчурных фондов из проинвестированных ими в предшествующие годы компаний. При этом показатели эффективности вложений венчурных инвестиций в России является одними из самых высоких в мире среди стран с развивающимися экономиками (см. сравнительную таблицу эффективности прямых иностранных инвестиций в разделе <Результативность венчурных инвестиций в российские предприятия>).
  • Успехи, которые демонстрируют отдельные венчурные фонды и компании, например Baring Vostok Capital Partners, позволяют им собирать новые, более крупные фонды, ориентирующиеся на российские предприятия.
  • Если в начале своего появления венчурная индустрия в Российской Федерации была представлена в основном венчурными фондами, возникшими вследствие той или иной правительственной (TUSRIF), ведомственной (Defense Enterprise Fund) или межгосударственной (региональные фонды ЕБРР) инициативы, то с течением времени к этим, до сих пор во многом определяющим <физиономию> данного бизнеса, инвестиционным институтам, добавились совершенно частные образования - BVCP, CIPEF, Orion Capital и др.
  • В последние годы наблюдается тенденция активного вовлечения российских по происхождению капиталов в венчурный бизнес. Уже возникают и действуют чисто российские по источникам капитала и составам управляющих команд венчурные фонды и компании. Пока они не в состоянии полноценно конкурировать на рынке венчурных инвестиций с зарубежными фондами и компаниями, однако в сфере прямых инвестиций в некоторые наиболее привлекательные отрасли и предприятия российские финансово-промышленные структуры ведут себя достаточно независимо и даже агрессивно по отношению к своим западным венчурным конкурентам.
        В области законодательного обеспечения венчурной деятельности и - в более широком плане - в сфере взаимодействия российских государственных структур и венчурной индустрии имеет место серьезное и конструктивное развитие. Российское правительство в настоящее время рассматривает венчурную индустрию как серьезный и практически безальтернативный источник финансирования, в первую очередь отечественных инноваций, и предпринимает разумные и обоснованные шаги на пути сближения интересов и сотрудничества с венчурными капиталистами. Пример образования <фонда фондов> ВИФ является ярким тому подтверждением.
  • Сообщество профессионалов, работающих в венчурном бизнесе, уже окрепло настолько, что смогло сформулировать, высказать и донести до сведения властных структур самостоятельную весомую и аргументированную позицию, почувствовав опасность <обюрокрачивания> венчурного бизнеса. Этот демарш по поводу одной из самых принципиальных для специалистов, занятых в венчурной индустрии, проблем завершился к полному удовлетворению членов венчурного сообщества.
        Собранные и проанализированные нами сведения количественного и качественного характера заставляют нас сделать логическое и естественное заключение о в общем благоприятных перспективах развития венчурной индустрии в Российской Федерации на предстоящие несколько лет при условии сохранения достигнутой положительной динамики развития, углублении и упрочении наметившихся позитивных тенденций в экономической жизни страны.

        Материал был подготовлен на основе: Гулькин П. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики; Венчурные инвестиции в РФ в 1994-2001 гг. Аналитическое и статистическое исследование. С.-Петербург: АЦ <Альпари СПб>, 2002.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".