Среднесрочные перспективы кредитного рейтинга России

Рожков Андрей
Аналитик "ЦентрИнвест Секьюритис", канд. экон. наук

    После повышения долгосрочного кредитного рейтинга России международными агентствами Standard & Poor's и Moody's в декабре 2002 г. вероятность дальнейшего повышения рейтинга этими агентствами, безусловно, снизилась. Каковы текущие перспективы кредитного рейтинга России? Какими являются основные сценарии изменения рейтинга России на среднесрочную перспективу и как, исходя из этого, должна быть построена инвестиционная стратегия участников рынка? Ответы на эти и некоторые другие вопросы предлагает автор статьи.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ

    Возможность очередного повышения рейтинга России будет зависеть от ряда условий, которые были обозначены специалистами основных рейтинговых агентств. Все выставленные России условия можно разделить на 3 группы:
    Экономика
    В данной группе присутствуют как способность экономики страны демонстрировать устойчивый рост, так и способность России своевременно и в полном объеме обеспечивать выплату по государственному долгу. Рейтинговые агентства называли такие конкретные проблемы российской экономики, как негативное влияние продолжающегося укрепления национальной валюты; низкий рост объема инвестиций (замедление темпов роста с 7-8% в 2001 г. до 1,7-2,6% в 2002 г.); высокая зависимость бюджетных доходов от цен на нефть и газ; а также постоянное увеличение расходов за счет повышения зарплаты работникам госсектора. Относительно проблемы выплаты внешнего долга эксперты агентств отмечают, что основной показатель - отношение выплат по госдолгу к доходам федерального бюджета - остается на высоком уровне (даже выше уровня, сложившегося перед кризисом 1998 г.).
    Структурные преобразования и реформы
    Данные условия продолжают выделяться специалистами агентств в силу того, что экономика России далека от статуса страны с развитой рыночной экономикой. В числе наиболее значимых структурных преобразований специалисты выделяют банковскую реформу и реформу естественных монополий, а также административную реформу и реформу ЖКХ. Осуществление этих преобразований, по мнению аналитиков, позволит построить многоотраслевую экономику и уменьшить ее зависимость от энергетического сектора. Помимо этого, преобразования помогут повысить эффективность в очерченных сферах бизнеса и более ясно определить правила работы в них.
    Политика
    Политические условия разбиваются на две основные группы. Первая: способность нынешней политической власти в полном объеме выполнять заявленные реформы. Вторая: вероятность нынешней политической власти быть переизбранной в Госдуму в декабре 2003 г. и президентских выборах весной 2004 г. В числе менее значимых условий выдвигаются: подверженность власти влиянию олигархов; способность правительства находить общий язык с главами регионов при проведении необходимых преобразований; возможность проведения реформы армии и одновременное сближение позиций России с НАТО.

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ УСЛОВИЙ

    В данной статье приводятся лишь наиболее общие оценки складывающейся ситуации, а также наиболее вероятный, по мнению автора, сценарий развития событий.
    Несколько меньшие темпы роста экономики России в 2003 г. (вероятный сценарий), чем в 2002 г., не должны помешать решению проблемы 2003 г. и выплатам по внешнему долгу в полном объеме. При этом правительство должно продолжать политику эффективного управления госдолгом: не должно возникнуть <головокружение от успехов>. Любое отклонение от взятого курса может негативно сказаться на будущей финансовой стабильности правительства: ведь уже в 2005 г. России предстоят внешние выплаты на сумму почти эквивалентную выплатам, отнесенным на 2003 г., - 17,5 млрд долл. Сохранение текущей политики эффективного управления госдолгом отвечает интересам правительства и должно способствовать повышению кредитного рейтинга России.
    Продолжение объявленных правительством реформ и преобразований не так однозначно: сезон выборов в Госдуму и президентские выборы делают маловероятным проведение непопулярных преобразований в стране. Примером может служить <замораживание> депутатами нижней палаты парламента пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики в конце 2002 г. Не вдаваясь в прогнозы конкретных шагов законодателей, следует лишь отметить, что довольно явная приостановка реформ даст специалистам рейтинговых агентств основание для формального отказа от повышения кредитного рейтинга. Этот отказ окажется вполне обоснованным, ведь в стране качественным образом с точки зрения институциональных преобразований ничего не изменится, в то время как развитие экономики будет замедляться. Следует отметить также, что в дальнейшем на фоне закономерного замедления роста экономики проведение реформ окажется еще менее популярным шагом, так как изменение структуры отраслей не всегда сопровождается их мгновенным оздоровлением. Вдобавок будет утерян экономический момент. Резюмируя эту группу условий повышения рейтинга, стоит отметить, что однозначного сигнала в пользу повышения рейтинга она не дает, а наоборот, несет угрозу для сохранения рейтинга на нынешнем уровне.
    Последняя группа условий, связанных с политикой и способностью президента страны сохранять политическое равновесие и авторитет в обществе, выглядит более позитивно и предсказуемо. Рейтинг президента страны остается довольно высоким, и есть большая уверенность в том, что он будет оставаться таковым и в ближайшие годы. Таким образом, обеспокоенности инвестиционных институтов относительно исхода президентских выборов не существует.
    Несколько по-иному обстоят дела с выборами в Госдуму. Здесь позиции партий, поддерживающих правительство, не являются очень сильными, и поэтому результаты выборов представляют определенный риск: оппозиционная Дума не сможет эффективно и быстро работать над законопроектами, необходимыми для продолжения реформ в обществе. Впрочем, учитывая силу Кремля и использование новых политтехнологий, можно полагать, что вероятность появления в России левой Думы все же ниже, чем центристской или даже правой.

ТРИ СЦЕНАРИЯ

    Подводя итог, можно предложить три сценария, при развитии которых следует ожидать повышения кредитного рейтинга России. Первый, пессимистичный сценарий заключается в том, что на фоне постепенного замедления темпов роста экономики Дума становится более консервативной и явно тормозит принятие необходимых законопроектов, осложняя и замедляя таким образом ход реформ. При данном сценарии повышаются шансы прохождения в новую Думу левых партий и лишь небольшой части депутатов, настроенных на продолжение реформ. При данном сценарии ожидать очередного повышения рейтинга не стоит до лета 2004 г.
    Второй сценарий, наиболее вероятный на данный момент, отличается от предыдущего тем, что в 2003 г. Дума сохранит реформаторский настрой, однако он все же будет отличаться от настроя на работу предыдущих лет большей умеренностью. В сценарии на выборах в декабре 2003 г. победу одерживают депутаты центристских партий, поддерживающих президента и правительство. В этом случае повышение рейтинга России может произойти в период между выборами в Госдуму и президентскими выборами. Фактически риски президентских выборов будут отсутствовать, и это даст аналитикам агентств осторожное право повысить России рейтинг. Повышение рейтинга в данном случае может произойти в период между выборами: с конца декабря 2003 г. до весны 2004 г.
    Последний, оптимистичный сценарий будет иметь место в случае, если по трем направлениям - экономике, структурным преобразованиям и в политике - будет отмечаться позитивная динамика. При развитии этого сценария в экономике будет отмечаться не замедление темпов роста, а их ускорение (возможно, в случае высоких цен на нефть (25-27 долл. за баррель) и осуществления прогнозов МВФ и ВБ о начале инвестиционного бума в России). Реформистский настрой Госдумы не будет утерян, и, несмотря на приближение выборов, правительству удастся реализовать намеченные законопроекты. Само же правительство начнет действовать таким образом, что повысит эффективность работы и уменьшит бюрократическую роль управления (собственно, это то, о чем говорил Президент РФ Владимир Путин в традиционном послании к Федеральному собранию весной 2002 г.).
    Оптимистичный сценарий предполагает убедительную победу проправительственных партий на выборах в Госдуму, причем победа этих партий будет прогнозироваться заранее. Если это действительно произойдет, рейтинговые агентства будут поставлены в трудную ситуацию: им придется отказаться от ранее сделанных консервативных прогнозов и наперегонки начать повышать сначала прогноз по рейтингу, а затем и сам рейтинг. При таком сценарии повышение рейтинга может произойти еще до выборов в Госдуму.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА: КАК СЕБЯ ВЕСТИ ИНВЕСТОРУ

    Вероятность выполнения каждого из предложенных сценариев может быть оценена уже в течение первых месяцев текущего года. В этом отношении показательными могут стать первые полученные данные о состоянии экономики. Главным вопросом станет - сохранились ли в начале года темпы роста в промышленности и сфере услуг? Исходя из ответа, могут быть сделаны косвенные выводы и по другим направлениям - благополучия в бюджетной сфере, выплате госдолга и накоплений в золотовалютных резервах. Важными окажутся сообщения из Госдумы: когда будут обсуждаться реформа ЖКХ и другие законопроекты? Насколько антирыночными окажутся поправки депутатов и правительства к этим законопроектам перед выборами?
    На данный момент можно констатировать, что ответы на приведенные вопросы скорее подходят для нейтрального сценария, а значит, возможное повышение кредитного рейтинга России может состояться уже в период с конца декабря текущего года по май 2004 г. (см. таблицу)

 

Moody's S&P Fitch

Инвестиционная группа

Baa1 BBB+ BBB+
Baa2 BBB BBB
Baa3 BBB- BBB-

Переходная группа

Ba1 BB+ BB+
Ba2 (17/12/02) BB (05/12/02) BB
Ba3 BB- BB- (05/05/02)

Группа высокого риска

B1 B+ (19/12/01) B+
B2 B B
B3 B- B-

    Выполнение приведенного прогноза может быть частично подтверждено, в случае если рейтинговые агентства пересмотрят в сторону повышения прогноз по кредитному рейтингу. Прогноз по кредитному рейтингу должен быть пересмотрен специалистами агентств до уровня <позитивный> со <стабильного> на данный момент. Причем это повышение прогноза рейтинга должно будет состояться до сентября-октября текущего года. Отмечу, что это предполагаемое повышение прогноза рейтинга может стать хорошим сигналом для начала приобретения акций российских компаний в расчете на скорое повышение самого рейтинга. Повышение прогноза станет своего рода экспертным сигналом в отношении того, что Россия <идет верным путем через трудный, по всем параметрам, 2003 год>.

© ЗАО "Группа РЦБ".