Применение Интернет-технологий для развития инфраструктуры фондового рынка России подтолкнуло брокеров на переход к новому уровню автоматизации дилинговой деятельности. Старая технология обработки документов в конце рабочего дня (back-office) просто изжила себя, как только клиенты получили возможность самостоятельно выставлять свои заявки на ММВБ, МФБ, СПВБ посредством шлюзов. |
Перед брокерами, предоставляющими услуги вывода клиентских заявок в торговые системы бирж, в первую очередь встала задача проверки и соблюдения лимитов каждого клиента. Задача усложняется, если брокер выводит заявки клиентов на различные торговые площадки (биржи). Возникает представление инвестиционного портфеля брокера как многомерного портфеля1.
Общий портфель понимается как совокупность субпортфелей клиентских, собственных, классифицируемых по следующим определяющим признакам:
Y(T) = Sni=1YiViti/ Sni=1Viti,
где Y(T) - доходность субпортфеля за период Т; ti - время существования субпортфеля без внешнего изменения остатка денежных средств, Yi - доходность i-го субпортфеля за время ti; Vi - начальный объем i-го субпортфеля за время ti; n - количество периодов ti в общем времени существования субпортфеля Т; причем
Т = Sni=1ti.
Полученные методом многофакторного взвешивания агрегированные характеристики какого-либо инструмента или в целом всего <среза> многомерного портфеля имеют логическую трактовку с точки зрения экономического смысла и математически корректны.
Общий подход к трактовке полученных расчетных характеристик заключается в создании некоторого синтетического актива, обладающего характеристиками реального субпортфеля. Хотя метод многофакторного взвешивания не нов2, автор ни разу не сталкивался с его реализацией в каком-либо коммерческом программном продукте для автоматизации дилинговой деятельности. И проблема on-line-расчета доходности субпортфеля, т.е. нахождение эффективности управления субпортфелем (оценки деятельности конкретного трейдера, менеджера), с точки зрения автора, становится особенно актуальной именно при использовании Интернет-технологий.
Возможно, у некоторых брокеров (портфельных менеджеров) существуют собственные решения для наблюдения за эволюцией характеристик управляемых портфелей (субпортфелей). Однако автор просто хотел поделится реализованными и проверенными на практике разработками, ни в коем случае не претендуя на истинность в последней инстанции.
Обоснуем подробнее в теоретических отступлениях наш взгляд на метод описания эволюции агрегированными характеристиками каждого субпортфеля (общего портфеля) и проблему оценки деятельности портфельного менеджера.
Первое теоретическое отступление. При управлении многомерным инвестиционным портфелем необходимо раскрыть понятие <мониторинга состояния портфеля и рынка>. Каждый аналитик использует в своей деятельности конечный набор характеристик рынка и портфеля (субпортфеля). Количество собираемых и хранимых экономических показателей рынков ограничено бюджетом аналитических служб финансовых агентов. Как правило, за сбор и хранение информации о состоянии рынков отвечает аналитическое подразделение финансового агента (брокера), а за состояние портфеля - портфельный менеджер.
Следовательно, важнейшим принципом осуществления мониторинга финансовых рынков и мониторинга инвестиционного портфеля (субпортфеля) является единый подход к отобранным, хранимым, используемым в целях сравнения характеристикам. Содержание мониторинга рынка и мониторинга портфеля (субпортфеля) нами формализуется через введение объекта сравнения эффективности управления портфелем (субпортфелем) - эталонного портфеля (субпортфеля).
Для портфельного менеджера технология управления многомерным инвестиционным портфелем (субпортфелями) заключается в построении набора эволюций реального и виртуальных портфелей (субпортфелей) с последующей реализацией какого-либо из них. Выбор из возможного набора эволюций портфелей - оптимизационная задача инвестирования. В этой оптимизационной задаче на высшем уровне абстракции единицей изучения является <портфель>, а не отдельный инструмент.
Для описания новой единицы изучения - портфеля, служат уже не данные в виде информации по ценам инструментов, а агрегированные данные, которые являются финансовыми характеристиками инвестиционного портфеля. Финансовые характеристики портфеля - временные <срезы> многомерного пространства инвестиционных возможностей. Последовательные временные <срезы> позиционирования инвестиционного портфеля дают траекторию эволюции целевых функций и соответствующих им агрегированных характеристик портфеля - доходности, риска, ликвидности в соответствии с целями портфельного инвестирования (известны общие цели инвестирования - обеспечение сохранности, доходности, ликвидности капитала).
Второе теоретическое отступление. Почему в качестве главной агрегированной характеристики предлагается использовать <доходность за период>?
Для количественной оценки риска и ликвидности необходима техническая реализация (например, Кондор+, RiskMetrics) общепризнанных (а значит, и апробированных) методик расчета. Для характеристики риска существует общепризнанная и внедряемая в западной практике методология Value at Risk3. Но еще требуется доказать, что она подходит для нашего отечественного рынка, который узок по набору инвестиционных инструментов и который можно по желанию считать эффективным или неэффективным.
Ликвидность портфеля как агрегированная характеристика используется портфельными менеджерами интуитивно. Общепринятых количественных характеристик ликвидности не существует как на западных рынках, так и в России. Первые результаты исследования темы опубликованы в мае 1999 г. Bank for International Settlements4.
Третье теоретическое отступление. Почему одному из виртуальных портфелей (субпортфелей) мы приписываем статус эталонного?
С объектом сравнения (эталоном) для эффективных рынков теоретически все ясно: это рыночный портфель, как наиболее близкий к эффективному и состоящий из всех существующих инвестиционных инструментов.
По негласному соглашению принято считать, что данное утверждение относится и к российскому рынку. Формально в рыночный портфель необходимо включить: недвижимость, драгоценные металлы, произведения искусства и человеческий капитал. Кроме того, у инвесторов всегда наблюдаются, с точки зрения профессионала, иррациональные предпочтения. Тем самым встает проблема адекватного выбора объекта сравнения при оценке управления конкретным портфелем (субпортфелем).
Как считают аналитики, <одним из средств решения этого вопроса является конструирование сопоставимого портфеля, отражающего инвестиционный стиль менеджера. Сопоставимые портфели, используемые для такого сравнения, носят название традиционных эталонных портфелей.
Традиционные эталонные портфели состоят из ценных бумаг, из которых инвестор обычно делает свой выбор. В традиционном эталонном портфеле данные типы ценных бумаг взяты в долях, соответствующих долям, которые обычно менеджер отводит ценным бумагам этого типа в портфеле>5.
Трудности в описании рыночного портфеля приводят к использованию на практике вместо него рыночных индикаторов и индексов. Брокеры в своей практической деятельности методом сравнения рыночных индикаторов и индексов с показателями конкретного портфеля (субпортфеля) часто оценивают эффективность управления портфеля. Однако такое сравнение не корректно, если состав сравниваемого инвестиционного портфеля (субпортфеля) отличается от листинга индекса.
Еще более сложная ситуация наблюдается, если для какого-либо сектора рынка не рассчитывается официальный индекс (например, на вексельном рынке публикуемые и рассчитываемые индексы носят субъективный характер в силу конфиденциальности сделок) или в состав реального субпортфеля помимо ценных бумаг в качестве инвестиционных инструментов входят валюты.
Мы выделяем две причины некорректности использования официального индекса в качестве эталонного портфеля (субпортфеля).
Во-первых, набор дилинговых инструментов, из которых строится инвестиционный портфель как самого брокера, так и его клиентов, определяется не только рыночной конъюнктурой. С нашей точки зрения, наоборот, внутренние факторы (ограничения) финансового посредника (брокера) задают границы используемого набора финансовых инструментов:
Повторим основные идеи, ставшие, с точки зрения автора, сегодня еще более актуальными:
E-mail автора: suhow@ncbank.ru