Подоходный налог при совершении сделок с ценными бумагами - можно ли пользоваться <московской> льготой?

Дюрягин Владимир

ИСТОРИЯ ВОПРОСА - ПЕРВЫЙ ЭТАП

    Чтобы поддержать интерес к фондовому рынку и привлечь на него дополнительные финансовые средства, в марте 1999 г. московскими властями были внесены изменения в закон г. Москвы <О льготах по подоходному налогу с физических лиц>, в соответствии с которыми доходы физических лиц, получаемые от продажи эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих им на праве собственности через посредничество профессиональных участников рынка ценных бумаг, исключались из налогообложения в части подоходного налога, подлежащего зачислению в бюджет Москвы. Перечень органи-
    заций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, чьи клиенты могли воспользоваться указанной льготой, утверждался Московским региональным отделением ФКЦБ России.
    Несмотря на то что льгота была установлена именно для Москвы, пользоваться ею получили возможность не только жители столицы, но и все граждане, совершающие сделки с ценными бумагами на московском фондовом рынке в соответствии с разъяснениями Управления ГНС в Письме № 08-12/19207 от 15 декабря 1999 г.
    Учитывая, что подавляющее большинство сделок физических лиц с ценными бумагами приходится именно на московский фондовый рынок, воспользоваться этой льготой получили возможность значительное число граждан, совершающих сделки с ценными бумагами.
    В соответствии с законом РФ <О подоходном налоге с физических лиц> исчисление и удержание подоходного налога производилось с облагаемого дохода физических лиц по двум ставкам: 3% в федеральный бюджет и по прогрессивной шкале в бюджет субъекта РФ. Однако в соответствии с московским законодательством в 1999 г. исчисление и удержание подоходного налога производилось только в федеральный бюджет без взимания налога в бюджет Москвы.

ВТОРОЙ ЭТАП - ПЕССИМИСТИЧНЫЙ

    С 1 января 2000 г. федеральным законом № 207 от 25 ноября 1999 г. <О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"> были установлены единые ставки налога для федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
    В соответствии со ст. 10 федерального закона <О бюджете на 2000 год> платежи от взимания подоходного налога с физических лиц должны распределяться между этими бюджетами в пропорции 16 и 84% соответственно и производиться одним платежным поручением с последующим распределением сумм налога между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
    В связи с этим московские льготы по подоходному налогу практически не могли быть реализованы. В результате возникшего правового вакуума одни профессиональные участники рынка продолжали применять льготу и удерживали подоходный налог только в федеральный бюджет, другие ее не использовали и взимали налоги в полном объеме.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ОПЯТЬ ОПТИМИСТИЧНЫЙ

    Для устранения этих противоречий 14 июня 2000 г. был принят закон г. Москвы №16 <О внесении изменений в закон города Москвы № 26 от 2 июля 1997 г. "О льготах по подоходному налогу с физических лиц"> (далее - Закон г. Москвы), в соответствии с которым в совокупный доход, полученный физическими лицами - клиентами профессиональных участников рынка ценных бумаг, не включаются суммы, получаемые от следующих операций с ценными бумагами:

  • продажи их по договорам комиссии и поручения;
  • операций доверительного управления по договорам доверительного управления;
  • продажи паев ПИФов, инвестирующих денежные средства в эмиссионные ценные бумаги, котирующиеся на рынке.
        Однако здесь возникли новые затруднения: получалось, что действие льготы распространялось на весь доход физических лиц от операций с ценными бумагами и паями ПИФов, в том числе и на суммы, распределяемые в федеральный бюджет.
        Профессиональные участники рынка ценных бумаг обратились за разъяснениями в ГНС России, которая Письмом № 08-08/39210 от 24 августа 2000 г. подтвердила, что в Москве освобождению от налогообложения подлежит вся сумма дохода, полученная от операций с ценными бумагами. Однако брокеры не спешат этим воспользоваться, так как опасаются, что к концу года могут появиться новые разъяснения ГНС, отменяющие предыдущие, и тогда профессиональным участникам рынка ценных бумаг придется заплатить не только эти налоги, но и крупные штрафы.

    СОМНЕНИЯ ОСТАЮТСЯ

        Оправданы ли опасения профессиональных участников рынка ценных бумаг?
        Действительно, в соответствии со ст. 22 федерального закона <О подоходном налоге с физических лиц> суммы налогов, своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет, взыскиваются с организаций в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
        Однако законных оснований для наложения штрафа и взыскания неудержанных сумм налога с профессиональных участников рынка ценных бумаг в приведенном случае не имеется, потому что они не совершали налогового правонарушения. В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное действие (или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и других лиц, в то время как в нашем случае вина и противоправность в действиях (бездействиях) профессиональных участников рынка ценных бумаг отсутствуют. Предоставляя льготу по подоходному налогу на основании Закона г. Москвы, профессиональные участники рынка ценных бумаг действуют правомерно. Законных оснований для применения налоговых санкций к профессиональным участникам рынка ценных бумаг за неудержание подоходного налога нет, что следует из п. 1 ст. 111 НК РФ, которая устанавливает, что выполнение налогоплательщиком, налоговым агентом письменных разъяснений налоговых органов о применении законодательства о налогах и сборах исключает вину лица в совершении налогового правонарушения. Таким образом, применение льготы по подоходному налогу на основании Закона г. Москвы и соответствующих разъяснений ГНС исключает вину лиц, их применяющих, и к ним не могут быть применены налоговые санкции.
        Опасения профессиональных участников рынка ценных бумаг о возможности взыскания с них не удержанных сумм подоходного налога также безосновательны. В соответствии с законом РФ <О подоходном налоге с физических лиц> субъектом подоходного налога является сам налогоплательщик, а на налогового агента возложена только обязанность по удержанию сумм налога у источника выплаты доходов и перечислению их в бюджет.
        При этом налог должен удерживаться непосредственно из доходов физических лиц, а не из средств налогового агента. Законом прямо запрещено уплачивать подоходный налог за счет средств организаций (п. 4 ст. 20 закона РФ <О подоходном налоге с физических лиц>). Если же у профессионального участника рынка ценных бумаг по какой-то причине отсутствует возможность удержать подоходный налог у источника выплаты дохода (например, в связи с прекращением действия договора с физическим лицом), то закон налагает на него лишь одну обязанность - в месячный срок сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание же задолженности по подоходному налогу должно производиться на основании извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу (ст. 21 закона РФ <О подоходном налоге с физических лиц>).
        Отсюда можно сделать следующий вывод: до тех пор пока Закон г. Москвы не будет отменен органом, его принявшим, или признан недействительным в судебном порядке, профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе применять его положения и освобождать от налогообложения всю сумму доходов физических лиц от операций с ценными бумагами. Более того, указанному закону была придана обратная сила и его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 г., поэтому клиенты, с которых был удержан подоходный налог, вправе потребовать его возмещения или зачета в счет будущих платежей в соответствии со ст. 78 НК РФ.

    ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

        Со вступлением в силу Ч. 2 НК РФ с 1 января 2001 г. утрачивает свое действие федеральный закон <О подоходном налоге с физических лиц>. Согласно новой части НК РФ предоставление дополнительных льгот по подоходному налогу с физических лиц на основании региональных законодательных актов о налогах и сборах не предусмотрено, поэтому и Закон г. Москвы с 1 января 2001 г. применяться уже не может. Однако льгота по налогообложению операций физических лиц с ценными бумагами может быть восстановлена, если будут приняты соответствующие изменения и дополнения в законодательстве РФ.
        Недавно бюджетный комитет Госдумы поддержал законопроект, внесенный Георгием Боосом, согласно которому органы законодательной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты в соответствии с законодательством. Если данный закон будет принят, льготное налогообложение операций физических лиц с ценными бумагами может сохраниться и в следующем году.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".