Некоторые итоги использования IP-телефонии

Голышко Александр

    Альтернативные решения по доставке телекоммуникационных услуг рассматриваются сегодня многими телекоммуникационными операторами. И, очень кстати, в 1995 г. разработчиками компьютерной техники была предложена технология пакетной передачи голосовых сообщений с помощью Интернет-протокола или, как ее чаще называют, IP-телефонии.

    Родившись как некая забава для пользователей сети Интернет, IP-телефония довольно быстро усовершенствовалась, проникла в качестве логического дополнения в телефонную сеть общего пользования (ТфОП) и заняла достойную нишу среди технологий доставки телекоммуникационных услуг. Впрочем, для этого есть все основания, ибо технология IP-телефонии позволяет передавать по одному телефонному каналу (64 Кбит/с) во много раз большее число разговоров с помощью голосовых IP-пакетов.
    Внедрение высокопроизводительных технологий передачи данных и массовое строительство магистральных линий связи привели к тому, что канальная емкость телекоммуникационных магистралей перестала быть дорогостоящим объектом. Если в 1985 г. средняя стоимость строительства мили одного оптического волокна составляла 12,4 долл., то уже к 1998 г. она не превышала 7 центов.
    Получилось, что операторам целесообразно отказаться от дорогих технологий управления канальными ресурсами в пользу сохранения определенного процента избыточности и расширения использования простых и универсальных протоколов передачи информации (в первую очередь протоколов семейства TCP/IP).
    Взрыв интереса к Интернет-телефонии (так называется услуга дальней связи с использованием технологии IP-телефонии), которую часто отождествляют с IP-телефонией, обусловлен именно появлением сетей с избыточными ресурсами и возможностью использования универсального протокола ТСР/IP как для передачи данных, так и для передачи голосового трафика, а в перспективе и для видеоинформации. При этом появились предпосылки значительного удешевления дальней связи, в результате чего быстро возникли альтернативные телефонные операторы.
    Традиционные телефонные операторы дальней связи (а это самый доходный сегмент рынка проводной телефонии в мире) своевременно не заметили конкурента и довольно долго не придавали ему серьезного значения.
    Тем временем преобразователи речи и протоколы ее передачи в
    IP-формате быстро совершенствовались, потом появились и специализированные шлюзы, позволяющие соединять ТфОП с сетью Интернет. После этого услугой провайдеров Интернет-телефонии могли воспользоваться любые абоненты ТфОП и потенциальный рынок расширился до планетарных масштабов. Несмотря на то что Интернет-телефония уступала традиционной в качестве передачи речи, абоненты все равно были готовы пользоваться ею из-за значительно меньших тарифов.
    В результате возникшей угрозы острой конкуренции традиционные телефонисты также вынуждены были заняться IP-технологиями и довольно быстро преуспели в этом, используя различные IP-решения, начиная с создания резервных каналов для пропуска трафика на случай перегрузок или аварий сетей. Сейчас уже проектируются универсальные магистральные IP-сети, которые в будущем должны дополнить традиционные телефонные сети услугами передачи данных, видео и мультимедиа.
    Вместе с тем оказалось, что гарантированно высокое качество голосовой связи при использовании IP-телефонии не может быть получено при работе по общедоступным каналам Интернета, где условия передачи IP-пакетов порой непредсказуемы. То есть нужны выделенные каналы связи, и в результате IP-телефония не приводит к значительной экономии средств, вкладываемых в передачу голосового трафика на дальние расстояния. Тем более что за последние два года тарифы на дальнюю связь сильно уменьшились.
    Сегодня IP-технологии с успехом применяются для создания мультисервисных корпоративных сетей связи. А вот Интернет-телефонией в классическом виде выгоднее заниматься маленькой компании, полностью базирующейся на арендованных ресурсах и работающей с весьма небольшим трафиком.
    Крупные же телекоммуникационные операторы, работающие с большим числом клиентов, вынуждены вкладывать средства, мало уступающие тем, которые нужны для создания традиционной сетевой инфра-структуры. Трафик множества абонентов нужно где-то собрать, преобразовать, передать в нужный регион и, вернув в исходный вид, подать в местную ТФОП. Для этого вместо общедоступного Интернета нужно выделить магистральные каналы (уплотненные с помощью технологии IP-телефонии) во все регионы и страны, повысить мощность местной телефонной сети в местах установки шлюза или установить несколько шлюзов (для чего нужно вкладывать в местную ТфОП хорошие инвестиции). Для этого целесообразно найти зарубежных партнеров, также работающих с Интернет-телефонией и имеющих выходы в ТфОП других государств. Именно так и работают сегодня серьезные поставщики услуг Интернет-телефонии.
    В частности, московская компания <МТУ-Информ> и американская корпорация ITXC почти год назад объявили о сопряжении инфра-
    структуры <МТУ-Информ> с глобальной сетью Интернет-телефонии ITXC.net. Сегодня <МТУ-Информ> предлагает своим клиентам универсальные Интернет-карты, которые позволяют как получить доступ в Интернет, так и воспользоваться услугой междугородной и международной связи по привлекательным тарифам.
    В общем, для крупных операторов IP-телефония сегодня - еще один способ уплотнения телефонного канала, применение которого зависит скорее от предложений поставщика оборудования, а не от преимуществ новой технологии.
    Таким образом, несмотря на доминирование трафика данных над чисто голосовым трафиком, в ближайшие годы пока не ожидается полного вытеснения традиционных технологий передачи голоса.
    С точки зрения оператора, более важной представляется возможность использования гибкой и универсальной технологии строительства мультипротокольной сети, передающей одновременно данные и голос в формате IP-пакетов. Здесь открываются возможности для комплексного подхода к обслуживанию клиента.
    В частности, технологии IP-телефонии позволяют сегодня получить эффективное решение проблемы <последней мили> для представителей малого бизнеса. С этой целью компанией <МТУ-Информ> на базе оборудования Cisco Systems испытан и внедрен способ телекоммуникационного обеспечения малых офисов с помощью технологии Voice over IP, который позволяет через одну витую медную пару подключить несколько телефонных аппаратов к АТС-компании, а несколько компьютеров - к сети Интернет.

© ЗАО "Группа РЦБ".