Либерализация движения капитала и дерегулирование валютных отношений являются ключевым элементом общей финансовой либерализации и глобализации финансовых рынков. По мнению ряда западных исследователей, применительно к развивающимся странам не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и экономическим ростом, ростом инвестиций и снижением инфляции. Среди экономистов и политиков растет интерес к мерам, способным ограничить или смягчить болезненные последствия оттока капиталов. Так, в период азиатского валютно-финансового кризиса главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц заявил, что <пришло время рассмотреть налоговые и иного рода ограничения на международные потоки капитала>. Контроль за движением капитала присутствовал практически во всех странах вплоть до конца 70-х годов. Во Франции и Италии он существовал до конца 80-х годов; Китай и Индия используют контроль до сих пор; Малайзия ввела ряд решительных мер по реанимации контроля за движением капитала осенью 1998 г. во время острого кризиса. Мероприятия, направленные на ограничение операций, связанных с движением капитала, в целях нейтрализации последствий августовского кризиса 1998 г. проводились и в России. |
Вывоз капитала достигает действительно угрожающих масштабов - около 20 млрд долл. в год, что соизмеримо с объемом прибыли всех российских предприятий. Специалисты считают, что в случае возврата этого капитала в Россию страна смогла бы не только решить проблему выплат внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.
Формированию <системы бегства> финансовых ресурсов из России способствовал ряд причин, порой противоречивых:
Одним из основных направле-ний массового вывода валютных средств за рубеж через многообразные финансовые схемы является использование оффшорных зон. У государства нет контроля за операциями оффшорных компаний, поэтому последние активно используют возможность избегать налогового пресса. При этом движущим мотивом российских компаний является аккумуляция прибыли и увеличение оборота капитала посредством свободного перемещения ресурсов в экономически стабильные и безопасные страны.
Использование оффшоров и статуса иностранных представительств стало среди российских коммерческих структур одним из наиболее популярных способов ухода от налогообложения. В то же время политика привлечения иностранных инвестиций путем предоставления льгот и более низкого налогообложения для иностранцев привела к тому, что в итоге в форме иностранного капитала в российскую экономику стали реинвестировать ранее вывезенный из России капитал. Так, например, до кризиса 1998 г. значительная доля иностранных инвестиций в ГКО приходилась именно на российские деньги. Инвестиции из Кипра в Россию за 1999 г. составили 3 млрд долл., но лишь 5 млн долл. из этой суммы принадлежали гражданам Кипра, а все остальные, по данным Министерства по налогам и сборам РФ, представляли собой капиталы, ранее вывезенные россиянами за рубеж.
Несмотря на снижение объемов <беглого> капитала в 1999 г., именно на этот год пришелся рост бегства капиталов в оффшоры: ежемесячный объем операций, связанных с экономически необоснованными переводами валютных средств в оффшорные зоны, увеличился с 800 млн долл. в январе до 1 млрд долл. к середине года.
Только по корреспондентским счетам банков, зарегистрированным в Республике Науру, в 1998 г. дебетовые обороты составили 70 млрд долл., что более чем в 2 раза превышает объем российского импорта из стран дальнего зарубежья. Всего с корсчетов, открытых иностранными банками оффшорных зон в российских банках в 1998 г., было списано 78 млрд долл., или более 70% от общего объема средств, списанных с корреспондентских счетов банков-нерезидентов. И то, что за год обороты по таким счетам возросли почти вдвое, свидетельствует о прямом использовании данного канала для вывода валютных средств за границу.
По данным банковской статистики, на корсчетах банков-нерезидентов, открытых в ряде крупных российских банков, числятся значительные суммы. Вероятно, нерезидентами здесь выступают свои же организации, зарегистрированные в оффшорных зонах.
Для перекачки валютных средств также активно использовались услуги балтийских (в основном латвийских) банков, которые принимают и конвертируют рубли, равно как и валюты стран СНГ.
В России до сих пор не создана эффективная система контроля за операциями с участием оффшоров, которая позволила бы выявить мнимые сделки с завышенными (заниженными) ценами, оценить фиктивность контрактов. Несовершенство законодательства в области контроля сферы услуг, валютных операций, международных расчетов препятствует выполнению органами валютного контроля своих функций, а с помощью имевшихся инструментов регулирования остановить массовое бегство капитала через многообразные схемы расчетов с резидентами оффшорных зон не удалось.
В западных странах споры о легитимности <налоговых гаваней> идут уже давно. В последнее время повышенное внимание к ним проявляется в связи со скандалом вокруг Bank of New York.
Техника финансовых махинаций, по которым деньги выводились из России и оказывались на счетах BONY, строилась на <трех началах>: занижение контрактной стоимости, использование подставных фирм и финансовых посредников. То, что в России называется <окололегальными операциями> (не позволяют назвать это <махинациями> пробелы в валютном законодательстве), в США объявили отмыванием <грязных денег< и начали крупномасштабное расследование.
Широкие возможности оффшоров по реализации схем по уводу и последующему отмыванию денег, отсутствие контроля за денежными потоками побудили официальные власти США заявить о необходимости реформировать финансовую систему одного из самых популярных оффшоров Республики Науру в соответствии с международными стандартами. Ведущие западноевропейские и американские банки (Deutsche Bank, Bankers Trust и др.) отказываются от сотрудничества с фирмами и банками, зарегистрированными в оффшорных зонах, и запрещают любые платежи и банковские переводы, как исходящие, так и поступающие в их адрес из таких юрисдикций, как Антигуа и Барбуда, Вануату, Науру, Палау и др.
Однако, вопреки представлениям о преобладании в общем потоке ресурсов, направляемых в оффшоры, <грязных денег<, переводимых с целью использования в легальном экономическом обороте капитала, основная доля принадлежит, по-видимому, не им. По мнению председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Шохина, в России нет процессов отмывания денег, а есть проблема неэффективной налоговой системы. Ведь все, что вывозится из России, вывозится практически по легальным каналам - это манипуляции на экспортно-импортных ценах. Только в 1999 г. таким образом российские фирмы скрыли от государства около 1 млрд долл.
Основной поток денег, проходящих через оффшоры, сегодня принадлежит участникам вполне легальных внешнеторговых операций, желающих избавиться от чрезмерной опеки российских финансовых органов, поэтому борьба с оттоком капитала не должна замыкаться на административных методах. Стремлению капиталов <уйти в оффшоры> нужно противопоставить эффективную налоговую систему, снизив налоги и сократив их количество.
Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, непомерное налоговое бремя вынуждало судовладельцев регистрировать суда под флагами стран с льготным налогообложением. В результате 94% российских внешнеторговых грузов перевозятся судами, зарегистрированными за рубежом, в связи с чем Россия только в 1999 г., по оценкам, потеряла около 3 млрд долл. Для выхода из критической ситуации планируется заменить стандартное налогообложение на взимание фиксированного платежа, т.е. фактически предоставить льготы, аналогичные существующим в оффшорах.
В связи с необходимостью ограничения несанкционированного оттока капитала из России и совершенствования регулирования операций российских банков с кредитными организациями, находящимися в оффшорных зонах, Банк России принял ряд документов, которые, в частности, предусматривают ограничения на привлечение средств от резидентов оффшорных зон, определение порядка резервирования под операции с нерезидентами оффшорных зон, ужесточение требований к резервам, создаваемым под ссудную задолженность так называемых <фирм-однодневок>.
Согласно принятым в 1999 г. поправкам в закон <О банках и банковской деятельности> Банк России получил право лицензировать открытие банками корсчетов в оффшорных банках (ранее можно было открывать беспрепятственно), а в случае обнаружения нарушений закрывать счета и налагать санкции.
Был разработан определенный порядок установления банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Для открытия счетов ностро в иностранной валюте в упомянутых банках или открытия этими банками счетов лоро в российских банках должны соблюдаться несколько требований:
Очевидно, что такое сложное явление, как бегство капиталов, требует системного подхода, отдельной программы. Исходя из принципов комплексности и оперативности регулирующего воздействия, было бы, по-видимому, целесообразно принять следующие меры: