Бегство капитала - проблема или ее следствие?

Сумароков Евгений

    Либерализация движения капитала и дерегулирование валютных отношений являются ключевым элементом общей финансовой либерализации и глобализации финансовых рынков.
    По мнению ряда западных исследователей, применительно к развивающимся странам не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и экономическим ростом, ростом инвестиций и снижением инфляции.
    Среди экономистов и политиков растет интерес к мерам, способным ограничить или смягчить болезненные последствия оттока капиталов. Так, в период азиатского валютно-финансового кризиса главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц заявил, что <пришло время рассмотреть налоговые и иного рода ограничения на международные потоки капитала>.
    Контроль за движением капитала присутствовал практически во всех странах вплоть до конца 70-х годов. Во Франции и Италии он существовал до конца 80-х годов; Китай и Индия используют контроль до сих пор; Малайзия ввела ряд решительных мер по реанимации контроля за движением капитала осенью 1998 г. во время острого кризиса.
    Мероприятия, направленные на ограничение операций, связанных с движением капитала, в целях нейтрализации последствий августовского кризиса 1998 г. проводились и в России.

КАКОВА ЦЕНА ВОПРОСА?

    Вывоз капитала достигает действительно угрожающих масштабов - около 20 млрд долл. в год, что соизмеримо с объемом прибыли всех российских предприятий. Специалисты считают, что в случае возврата этого капитала в Россию страна смогла бы не только решить проблему выплат внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.
    Формированию <системы бегства> финансовых ресурсов из России способствовал ряд причин, порой противоречивых:

  • Непривлекательность общего инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей вызвала естественный отток капитала в поисках более благоприятных условий для развития бизнеса.
  • Валютное законодательство составлено так, что нерезиденты практически не ограничены в проведении операций в иностранной валюте, могут свободно конвертировать валюту, перемещать средства за границу.
  • Недооценка регулирующих мер и отсутствие должного контроля за международными финансовыми операциями активизировали бегство капиталов не только по нелегальным, но и по легальным каналам.
  • По подсчетам Минфина РФ, в 1999 г. отток капитала из России несколько снизился по сравнению с 1998 г. и составил около 25 млрд долл. Снижение объема вывозимых средств объясняется отчасти сокращением внешнеторгового оборота: после августа 1998 г. импорт сократился на 40-60%, соответственно уменьшилась доля невозвращенных авансов под импорт.
        Существенную роль сыграло также резкое снижение оборотов на фондовом рынке и рынке ГКО, большая часть денег на который попадала через оффшорные компании, впоследствии выводившие прибыль из России. В методику расчета величины оттока капитала по сумме показателей платежного баланса (<торговые кредиты и авансы>, <изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам> и <чистые ошибки и пропуски>) не включены потери валютной выручки или товарной стоимости от занижения или завышения цен экспортерами и импортерами, составляющие, по разным оценкам, не менее 3-5 млрд долл.

    КАНАЛЫ УТЕЧКИ

        Одним из основных направле-ний массового вывода валютных средств за рубеж через многообразные финансовые схемы является использование оффшорных зон. У государства нет контроля за операциями оффшорных компаний, поэтому последние активно используют возможность избегать налогового пресса. При этом движущим мотивом российских компаний является аккумуляция прибыли и увеличение оборота капитала посредством свободного перемещения ресурсов в экономически стабильные и безопасные страны.
        Использование оффшоров и статуса иностранных представительств стало среди российских коммерческих структур одним из наиболее популярных способов ухода от налогообложения. В то же время политика привлечения иностранных инвестиций путем предоставления льгот и более низкого налогообложения для иностранцев привела к тому, что в итоге в форме иностранного капитала в российскую экономику стали реинвестировать ранее вывезенный из России капитал. Так, например, до кризиса 1998 г. значительная доля иностранных инвестиций в ГКО приходилась именно на российские деньги. Инвестиции из Кипра в Россию за 1999 г. составили 3 млрд долл., но лишь 5 млн долл. из этой суммы принадлежали гражданам Кипра, а все остальные, по данным Министерства по налогам и сборам РФ, представляли собой капиталы, ранее вывезенные россиянами за рубеж.
        Несмотря на снижение объемов <беглого> капитала в 1999 г., именно на этот год пришелся рост бегства капиталов в оффшоры: ежемесячный объем операций, связанных с экономически необоснованными переводами валютных средств в оффшорные зоны, увеличился с 800 млн долл. в январе до 1 млрд долл. к середине года.
        Только по корреспондентским счетам банков, зарегистрированным в Республике Науру, в 1998 г. дебетовые обороты составили 70 млрд долл., что более чем в 2 раза превышает объем российского импорта из стран дальнего зарубежья. Всего с корсчетов, открытых иностранными банками оффшорных зон в российских банках в 1998 г., было списано 78 млрд долл., или более 70% от общего объема средств, списанных с корреспондентских счетов банков-нерезидентов. И то, что за год обороты по таким счетам возросли почти вдвое, свидетельствует о прямом использовании данного канала для вывода валютных средств за границу.
        По данным банковской статистики, на корсчетах банков-нерезидентов, открытых в ряде крупных российских банков, числятся значительные суммы. Вероятно, нерезидентами здесь выступают свои же организации, зарегистрированные в оффшорных зонах.
        Для перекачки валютных средств также активно использовались услуги балтийских (в основном латвийских) банков, которые принимают и конвертируют рубли, равно как и валюты стран СНГ.
        В России до сих пор не создана эффективная система контроля за операциями с участием оффшоров, которая позволила бы выявить мнимые сделки с завышенными (заниженными) ценами, оценить фиктивность контрактов. Несовершенство законодательства в области контроля сферы услуг, валютных операций, международных расчетов препятствует выполнению органами валютного контроля своих функций, а с помощью имевшихся инструментов регулирования остановить массовое бегство капитала через многообразные схемы расчетов с резидентами оффшорных зон не удалось.
        В западных странах споры о легитимности <налоговых гаваней> идут уже давно. В последнее время повышенное внимание к ним проявляется в связи со скандалом вокруг Bank of New York.
        Техника финансовых махинаций, по которым деньги выводились из России и оказывались на счетах BONY, строилась на <трех началах>: занижение контрактной стоимости, использование подставных фирм и финансовых посредников. То, что в России называется <окололегальными операциями> (не позволяют назвать это <махинациями> пробелы в валютном законодательстве), в США объявили отмыванием <грязных денег< и начали крупномасштабное расследование.
        Широкие возможности оффшоров по реализации схем по уводу и последующему отмыванию денег, отсутствие контроля за денежными потоками побудили официальные власти США заявить о необходимости реформировать финансовую систему одного из самых популярных оффшоров Республики Науру в соответствии с международными стандартами. Ведущие западноевропейские и американские банки (Deutsche Bank, Bankers Trust и др.) отказываются от сотрудничества с фирмами и банками, зарегистрированными в оффшорных зонах, и запрещают любые платежи и банковские переводы, как исходящие, так и поступающие в их адрес из таких юрисдикций, как Антигуа и Барбуда, Вануату, Науру, Палау и др.
        Однако, вопреки представлениям о преобладании в общем потоке ресурсов, направляемых в оффшоры, <грязных денег<, переводимых с целью использования в легальном экономическом обороте капитала, основная доля принадлежит, по-видимому, не им. По мнению председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Шохина, в России нет процессов отмывания денег, а есть проблема неэффективной налоговой системы. Ведь все, что вывозится из России, вывозится практически по легальным каналам - это манипуляции на экспортно-импортных ценах. Только в 1999 г. таким образом российские фирмы скрыли от государства около 1 млрд долл.
        Основной поток денег, проходящих через оффшоры, сегодня принадлежит участникам вполне легальных внешнеторговых операций, желающих избавиться от чрезмерной опеки российских финансовых органов, поэтому борьба с оттоком капитала не должна замыкаться на административных методах. Стремлению капиталов <уйти в оффшоры> нужно противопоставить эффективную налоговую систему, снизив налоги и сократив их количество.
        Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, непомерное налоговое бремя вынуждало судовладельцев регистрировать суда под флагами стран с льготным налогообложением. В результате 94% российских внешнеторговых грузов перевозятся судами, зарегистрированными за рубежом, в связи с чем Россия только в 1999 г., по оценкам, потеряла около 3 млрд долл. Для выхода из критической ситуации планируется заменить стандартное налогообложение на взимание фиксированного платежа, т.е. фактически предоставить льготы, аналогичные существующим в оффшорах.
        В связи с необходимостью ограничения несанкционированного оттока капитала из России и совершенствования регулирования операций российских банков с кредитными организациями, находящимися в оффшорных зонах, Банк России принял ряд документов, которые, в частности, предусматривают ограничения на привлечение средств от резидентов оффшорных зон, определение порядка резервирования под операции с нерезидентами оффшорных зон, ужесточение требований к резервам, создаваемым под ссудную задолженность так называемых <фирм-однодневок>.

    МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

        Согласно принятым в 1999 г. поправкам в закон <О банках и банковской деятельности> Банк России получил право лицензировать открытие банками корсчетов в оффшорных банках (ранее можно было открывать беспрепятственно), а в случае обнаружения нарушений закрывать счета и налагать санкции.
        Был разработан определенный порядок установления банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Для открытия счетов ностро в иностранной валюте в упомянутых банках или открытия этими банками счетов лоро в российских банках должны соблюдаться несколько требований:

  • Банк-нерезидент должен иметь определенный кредитный рейтинг, а также собственные средства или уставный капитал в сумме не менее чем 100 млн. евро (или эквивалент).
  • Если зарубежный банк-контрагент не отвечает указанным требованиям, но имеет размеры собственных средств или уставного капитала не менее суммы, эквивалентной 100 млн. евро, уполномоченные банки устанавливают корреспондентские отношения при представлении банком-нерезидентом следующих документов: копии аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности банка и отчета о прибылях и убытках за последние три года; документа, подтверждающего наличие у банка постоянного офиса по месту нахождения.
  • Открытие российскими банками счетов лоро в валюте Российской Федерации банкам-нерезидентам не допускается. Фактически запрещено проведение конверсионных операций рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами, по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым в уполномоченных банках.
  • Банк России обязал кредитные организации формировать резерв под операции с резидентами оффшорных зон. Резерв должен формироваться под всю ссудную задолженность в составе, определенном в Инструкции № 62а от 30 июня 1997 г. для кредитных операций.
        Принятие дополнительных регулирующих мер уже в III кв. 1999 г. позволило сократить вдвое объемы купленной и переведенной в оффшорные зоны валюты. Повышение эффективности мер валютного контроля привело к существенному сокращению утечки капитала и по внешнеторговым каналам. Однако проводимых на сегодняшний день мероприятий по пресечению бегства капитала явно недостаточно.
        Исследования внешнеэкономической деятельности показывают, что 30% товаров уходят за рубеж по бартеру, лишь 40% оплачиваются в иностранной валюте. Система таможенно-банковского контроля охватывает пока 70% российского экспорта и 65% российского импорта, т.е. значительная часть операций находится вне сферы валютного контроля.
        1 января 2000 г. вступила в действие Инструкция Банка России № 86-у, устанавливающая новый порядок осуществления контроля за экспортными операциями.
  • Принципиально новым положением стало распространение механизма таможенно-банковского контроля на операции в рублях. Экспортер обязан зачислить выручку на свой рублевый и/или валютный счета в банке, подписавшем паспорт сделки. Отсутствие в экспортном контракте условия, предусматривающего поступление выручки на счет экспортера в этом банке, является основанием для отказа в подписании паспорта сделки.
  • Коммерческие банки обязаны ежемесячно представлять отчет об операциях по экспортным контрактам. В отчете должна содержаться информация о движении товаров и платежей, включая ожидаемое поступление выручки с учетом контрактных сроков, а также о структуре платежей по валютам и по странам, стоимости неоплаченных товаров и несвоевременно поступивших платежах.
  • В целях совершенствования системы таможенно-банковского контроля Банк России считает необходимым распространить технологию системы на валютные операции, осуществляемые в иных таможенных режимах (в дополнение режимов экспорта и импорта), а также на импортные операции между российскими резидентами и их иностранными контрагентами с расчетами в рублях. Это позволит контролировать еще примерно 30% российского внешнеторгового оборота.
  • В процессе расширения сферы валютного регулирования и контроля планируются также более детальный анализ рублевых операций нерезидентов, в том числе возможная паспортизация контрактов, кодификация оснований покупки валюты и платежей в иностранной валюте и валюте РФ.
        Таким образом, в поле зрения контрольных органов попадут операции с рублями, по которым экспортная выручка либо оседала за границей, либо через многочисленные <серые> схемы шла на приобретение иностранной валюты с ее последующей репатриацией.
        В отсутствие нормативного акта, устанавливающего порядок осуществления валютного контроля за экспортом и импортом услуг, в обстоятельствах, требующих неотложного вмешательства регулирующих органов для перекрытия каналов нелегального вывоза валютных средств за пределы страны, было принято довольно радикальное постановление. Покупка валюты под платежи за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной собственности в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долл., осуществляется при условии представления в банк заключения Министерства экономического развития и торговли об обоснованности данных платежей. Указание распространяется на определенный перечень услуг, которые чаще всего оказывались предметом фиктивных контрактов (консультативные, маркетинговые, рекламные, арендные услуги, по исследованиям и разработкам и пр.).
        В настоящее время контролирующие органы предлагают новые варианты усиления валютного контроля, преследующие цель перекрыть один из основных каналов бегства капиталов из России: через <фирмы-однодневки> или подставные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.
        Для обеспечения полной и оперативной информации о формах и направлениях бегства капитала необходимо сделать внешнеторговую активность более прозрачной и доступной для контроля. Полноценный правовой механизм, обеспечивающий такую возможность, в России еще только начинает создаваться.
        В числе последних разработок в этой области - формирование новой технологии мониторинга контрактов повышенного риска. Взяв за основу 6 признаков <подозрительности> валютных операций, Банк России разработал форму отчетности по паспортизации экспортно-импортных контрактов, договоров на оказание услуг, выполнение работ, кредитных договоров и обязал клиентов - юридических лиц представлять в обслуживающие их коммерческие банки сведения о перечисленных договорах.
        Таким образом, с одной стороны, в органы валютного контроля ежедекадно поступает информация о банковских клиентах и их операциях, что позволяет принимать решения о необходимости проведения проверок хозяйственной деятельности той или иной фирмы. С другой стороны, планируется предоставить коммерческим банкам как агентам валютного контроля ряд дополнительных полномочий. В их числе право приостановления (предварительно на 2 дня) проведения той или иной операции клиента, если она имеет подозрительный характер и нацелена на незаконный перевод средств за рубеж.
        Признаки сомнительности сделки следующие:
  • заключение сделки российской фирмой, с момента образования которой прошло меньше трех месяцев;
  • получателем российских экспортных товаров выступает одна иностранная фирма, а плательщиком - другая;
  • контракт не выполнен, а штрафные санкции не применены;
  • авансовый платеж по контракту превышает 30% общей стоимости;
  • предоставление иностранным контрагентом займа под очень высокий процент;
  • участие в сделке фирмы, зарегистрированной в оффшорной зоне.
        Кроме того, Банк России намерен обязать уполномоченные банки сообщать в регулирующие органы (МВД, Министерство экономического развития и торговли, налоговую полицию) о факте существования подозрительной сделки, после чего проводится официальное расследование (предварительно в течение 10 дней).

    ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?

        Очевидно, что такое сложное явление, как бегство капиталов, требует системного подхода, отдельной программы. Исходя из принципов комплексности и оперативности регулирующего воздействия, было бы, по-видимому, целесообразно принять следующие меры:

  • Прекратить налоговое стимулирование вывоза капитала. Этого можно было бы достичь как посредством снижения общего уровня налогов, так и изменения отдельных правил налогообложения.
  • Отменить возмещение НДС экспортерам, не репатриирующим валютную выручку, или возмещать эти расходы только при продаже валюты на бирже.
  • Заменить метод учета реализованной продукции <по поступлению средств на расчетный счет> на метод <по отгрузке> при исчислении налогооблагаемой прибыли. Риск понести значительные финансовые потери в случае неплатежей будет являться действенным стимулом к репатриации выручки и ее обязательной продаже.
  • Осуществить аналогичный переход на метод взимания НДС по импорту товаров и услуг на условиях предоплаты не в момент пересечения границы, а в момент перевода средств. Это сделает фиктивные импортные контракты невыгодными.
  • Ввести уравнительный налог на вывоз капитала в форме портфельных инвестиций и финансовых кредитов. Наряду с ослаблением налогового пресса, данное ограничение позволит направить инвестиционные потоки в реальный сектор и форсировать процесс импортозамещения.
  • Установить предел занижения экспортных цен относительно мировых. Если отклонение превышает определенное значение, экспортные пошлины, акцизы будут взиматься по цене, приближенной к мировой.
  • Ускорить принятие закона <О государственном регулировании вывоза российского капитала>, обязывающего правительство уполномочить один из существующих федеральных органов власти регулировать вывоз капитала и координировать деятельность остальных органов власти в этой сфере, а также предоставить правительству право вводить ограничения и запреты на отдельные виды, формы и направления вывоза капитала (на данный момент проект принят в первом чтении).
        Одновременно следует совершенствовать недостаточно проработанное законодательство в области валютного контроля за экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, за проведением толлинговых операций, за репатриацией полученной прибыли или размещенных в России активов иностранных инвесторов.
  • Активно участвовать на уровне правительств и международных финансовых структур в процессе воздействия на оффшорные центры с целью упорядочения контроля за их деятельностью и регулирования проблем бегства капиталов.
        Контроль за движением капитала является временным средством, помогающим решить принципиальные проблемы мировой финансовой системы. Вместе с тем следует иметь в виду, что Россия в целях сохранения и упрочения своих позиций на международных рынках капитала и товарных рынках может вкладывать определенные средства в зарубежную экономику и финансы, одновременно осуществляя контроль за производительным использованием этих средств и пресекая нелегальный отток капитала.
        Важнейшим условием эффективности применения регулирования является использование административных и ограничительных мер параллельно с рычагами экономического воздействия. Положительные результаты ужесточения валютного контроля не должны вызвать в качестве обратной реакции предпринимателей поиск ими новых каналов и способов вывоза валюты за рубеж и совершенствование приемов противодействия валютному законодательству.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".