Факты и комментарии

РЦБ
Издательский Дом

Требуются структурные преобразования     Открывая заседание правительства, на котором рассматривался вопрос об исполнении бюджета за первое полугодие 2000 г., премьер-министр РФ М. Касьянов заявил, что в этот период в экономике России рост ВВП происходил самыми высокими темпами за всю новейшую историю страны.
    Действительно, рост ВВП составил 7%, поступление доходов в федеральный бюджет (наибольшее за последние 10 лет) - 17% ВВП, объем инвестиций в основной капитал заметно вырос и составил 378,7 млрд руб. против 331,8 млрд руб. в первом полугодии 1999 г.
    Как отмечают эксперты Института экономики РАН, благоприятная внешняя конъюнктура и развитие экспорта обусловили сохранение позитивной динамики во всех важнейших отраслях промышленности. По предварительной оценке, за первые 8 месяцев 2000 г. темп роста производства в черной металлургии составил 120,4%, в цветной металлургии - 113,2%, в химической и нефтехимической промышленности - 117,1%, в машиностроении и металлообработке - 115,5%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 115,6%, в промышленности строительных материалов - 110%, в пищевой промышленности - 110,7%
    В то же время нельзя не отметить, что буквально перед началом заседания правительства М. Касьянов выразил мнение, что во втором полугодии 2000 г. рост ВВП будет меньше, так как эффект девальвации уже исчез, а для устойчивого роста экономики потребуются глубокие структурные преобразования.
    Как отмечает аналитик Института проблем переходного периода О. Изряднова, нынешняя ситуация характеризуется, с одной стороны, значительным уменьшением возможностей дальнейшего наращивания импортозамещения, ориентированного главным образом на вовлечение в производство резервных мощностей, а с другой стороны, изменением конкурентной среды на внутреннем рынке. В этой ситуации активная структурно-инвестиционная политика, безусловно, является необходимым элементом стратегии экономического роста.

    Этот горячий нефтяной фьючерс
    В последнее время ситуация на мировом нефтяном рынке по своей динамичности и остросюжетности напоминает политический триллер.
    20 сентября 2000 г. на торгах в Нью-Йорке цена барреля нефти во фьючерсных контрактах на следующий месяц достигла 37,5 долл. Фактически это самый высокий уровень цены за последнее время. Напомним, что в 1998 г. цена равнялась 10 долл. за баррель. В этой ситуации президент США принял решение выделить 30 млн баррелей из национального стратегического резерва, что спровоцировало падение цен на 15% - рекордный показатель с января 1991 г.
    26 сентября, по мере того как все большее число инвесторов разочаровывалось в эффективности усилий, предпринятых США для стабилизации цен на энергоносители, цены опять начали расти.
    Промышленно развитые страны бьют тревогу. Например, Япония и Австралия, являющиеся крупнейшими потребителями нефти и нефтепродуктов, считают, что дальнейший рост цен на нефть на мировых рынках может привести к замедлению темпов экономического роста в этих странах. Представители стран G7 заявили, что они приложат все усилия для стабилизации ситуации на товарных рынках.
    Определенная часть стран - членов ОПЕК на сложившуюся на нефтяном рынке ситуацию смотрят несколько иначе. Так, представитель Ирана Хуссейн Каземпур Ардебили сказал, что его страну нынешние цены на нефть вполне устраивают. Да и президент нефтяного картеля, венесуэлец Али Родригес, считает, что высокие цены зависят не столько от ОПЕК, сколько от спекулянтов, скупающих фьючерсные контракты.
    10 сентября 2000 г. состоялся очередной саммит стран - членов ОПЕК. Участники договорились с 1 октября увеличить добычу нефти на 800 тыс. баррелей в день. Приведет ли это к перелому ситуации - сказать трудно. Ведь такой суточный прирост добычи вряд ли сможет на деле способствовать насыщению рынка, к тому же <скорое увеличение> добычи маловероятно по чисто техническим причинам.
    Можно предположить, что в следующем году ценовая политика на мировом нефтяном рынке может резко измениться. Страны ОПЕК активно вкладывают деньги в разработку новых месторождений. Увеличивают добычу Россия, Мексика, Норвегия и Великобритания, а также международные корпорации, которые осуществляют добычу нефти по всему миру. Аналитик ИК <Центринвест> А. Блохин считает проблематичным, чтобы простое увеличение экспорта нефти смогло привести к снижению цен на нее до приемлемого уровня. Проблема, по его мнению, кроется в недостатке перерабатывающих мощностей для удовлетворения ажиотажного спроса на нефтепродукты.
    Создается впечатление, что многие потребители нефтепродуктов в течение 1999 г. <проедали> имевшиеся у них запасы в надежде, что сплоченность ОПЕК в плане добровольных ограничений по добыче нефти нарушится, что на рынок будет выкинуто избыточное количество нефти, а цены пойдут вниз. Однако этого не произошло. Запасы нефти в преддверии зимы 2001 г. оказались недостаточными. В этой связи уже не столько страны ОПЕК, сколько правительства ведущих индустриальных стран - импортеров нефти должны помочь сбить панические настроения и соответственно цену на нефть.

    На торги выставляется...
    Правительством РФ рассмотрен и в целом одобрен новый закон о приватизации, который после детализации отдельных его положений в октябре 2000 г. должен быть представлен в Госдуму. Как заявил заместитель министра имущественных отношений С. Моложавый, новый закон должен существенно улучшить инвестиционный климат в России. Согласно законопроекту вся госсобственность будет разделена на три категории (в зависимости от степени привлекательности для инвесторов).
    Первая категория - крупные инвестиционно привлекательные компании. Вторая - региональные компании среднего уровня. Третья - остальные предприятия и учреждения. Перечень предприятий первой и второй категорий будет утверждаться правительством.
    В проекте закона предусмотрены 14 способов приватизации, и только 4 из них будут применять при приватизации инвестиционно привлекательных объектов. Предприятия первой и второй категорий будут продаваться только через аукцион, специализированный аукцион и размещение ценных бумаг на западных рынках. Предприятия, вошедшие во вторую категорию, могут быть проданы на так называемом <конкурсе с условиями>.
    Оставшимися десятью способами продажи госсобственности, среди которых - <прямая продажа предприятия>, продажа арендатору с договором о праве выкупа, продажа работникам предприятия и др., будет реализовано имущество, которое не войдет в первую и вторую категории, иначе говоря, имущество, не представляющее особой важности или убыточное.
    По данным информационного агентства АК&М, на 1 августа 2000 г. в России образовано около 31 тыс. акционерных обществ. При этом в 1999 г. было приватизировано 677 предприятий. В настоящее время государству принадлежат пакеты акций 3359 АО и 504 АО, в отношении которых используется специальное право на участие в управлении. Государство владеет 100% уставного капитала в 43 АО, более 50% уставного капитала - в 328 АО, от 25 до 50% уставного капитала - в 966 АО. В остальных компаниях доля участия государства составляет менее 25%. n

    Роснефть пока не продается
    По последним данным, в 2000 г., да и, возможно, в следующем году, Роснефть продаваться не будет. Министр имущественных отношений РФ Ф. Газизулин объяснил это тем, что <сейчас компания осуществляет ряд мер, повышающих ее инвестиционную привлекательность>, но после их завершения акции все-таки могут быть выставлены на продажу. А пока Роснефть <наращивает мускулы> и, как выразился ее президент С. Богданчиков, стремится <возвратить растащенные активы и вернуться к структуре образца 1995 г.>.
    В настоящее время Роснефть скупает пакеты акций предприятий, в которые активно привлекаются инвестиции. Уже приобретено больше половины акций <Алтайнефтепродукта>, в стадии завершения находится сделка по архангельской компании <Севернефтьсервис>, продолжается борьба за <Краснодарнефтегаз> и <Архангельскгеологодобычу>, есть планы по приобретению 90% Комсомольского НПЗ. Кроме того, Роснефть намерена забрать у своего дочернего предприятия <Сахалинморнефтегаз> его доли в сахалинских шельфовых консорциумах, прежде всего в <Сахалине - 1>, и не прочь выкупить у компании Shell часть ее доли в проекте <Сахалин - 2>.
    Аналитик ИК <Олма> Ю. Кафиев не исключает негласного разрешения проводить консолидацию госкомпании, поскольку есть высокая прибыль, которая по предварительным оценкам, за 2000 г. может превысить 1 млрд долл. (за 7 месяцев текущего года общая добыча нефти и газового конденсата НК <Роснефть> составила 7439 тыс. тонн, выручка - 41802 тыс. руб., а сумма инвестиций в развитие превысила 8 млрд руб.).
    Ю. Кафиев полагает, что или государство использует укрепление структуры Роснефти для того, чтобы выгоднее продать ее на аукционе, или же менеджмент надеется сохранить ее в виде сильной государственной компании на неопределенное время, и эта идея в какой-то степени поддерживается государством.

    Вариации на тему <АРКО>
    Во исполнение известного тезиса о <необходимости более интенсивного движения в сторону реформирования банковского сектора> правительство приняло решение вернуться к пакету законов, корректирующих ход банковской реформы. Как заявил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Владимир Тарачев, поправки в законы <О банках и банковской деятельности>, <О Центральном банке> и <О банкротстве кредитных организаций> позволяют снять большое число замечаний, высказанных депутатами и президентом.
    На фоне предстоящего второго чтения поправок к банковским законам версии реформирования Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) приобретают более четкие очертания. Как отмечает <Коммерсантъ>, первый вариант предусматривает создание холдинга, куда войдут РБР, Россельхозбанк и АРКО. Агентство со своими подопечными банками должно обеспечить холдингу филиальную сеть. Второй вариант - более жесткий: ликвидация АРКО и передача его банков РБР. Есть и еще один вариант, предложенный председателем думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Шохиным, - превратить агентство в коммерческий банк и <сразу же его приватизировать и продать> вместе со всеми банками, находящимися под управлением АРКО. n

    Новый игрок на фондовом рынке
    В настоящее время мировое банковское сообщество находится в состоянии перманентных переговоров о вариантах слияний и поглощений. Традиционные банки лихорадит под натиском конкурентов, предлагающих клиентам новые услуги в области телефонного банкинга и Интернет-банкинга.
    Общая тенденция банковских слияний и поглощений определяется: во-первых, экономией за счет сокращения персонала, а во-вторых - значительным прогрессом в области телекоммуникаций. Если в начале 90-х годов государственные антимонопольные органы не приветствовали процессы слияний, боясь в результате получить новые монопольные структуры, то теперь подход изменился: укрупнение банков считается фактором устранения балласта - малоэффективных и убыточных кредитных учреждений, а также средством усиления конкуренции.
    Впервые слияние западных банковских гигантов затронет и российский рынок. Дело в том, что завершается поглощение британского Robert Fleming Holding американским Chase Manhattan Bank, соответственно объединяются и их российские дочерние структуры - <Флеминг ЮСБ> и <Чейз Манхеттен Банк Интернешнл>. Пока нет юридического оформления сделки, дочерние структуры будут работать в России под единым брендом - Chase Fleming.
    Как отмечают эксперты газеты <Коммерсантъ>, от <Чейз Манхеттен Банк Интернешнл> новой структуре достанутся подразделения, специализирующиеся на кастодиальных и банковских услугах, а от <Флеминг ЮСБ> - corporate finance, консалтинг и брокерское обслуживание. n

    ПАРТАД ужесточает требования к филиалам
    Как образно определила газета <Время новостей>, ПАРТАД подвела <интеллектуальные итоги года>. Во всяком случае так ее руководство расценивает недавние решения совета директоров.
    Принятие типовых правил ведения реестра, стандартов взаимодействия регистратора и номинального держателя, упорядочение отношений головной конторы и ее филиалов - вот те меры, которые должны способствовать дальнейшему совершенствованию инфраструктуры фондового рынка. Одобренные советом директоров ПАРТАД предложения по изменению типовых правил ведения реестра ужесточают требования к филиалам регистраторов и их трансфер-агентам. Регистраторы - члены ПАРТАД должны обеспечить доступ ко всем ведущимся ими реестрам во всех своих филиалах. Этот пункт типовых правил предполагается сделать обязательным с 1 апреля 2001 г.
    По мнению эксперта АО <Реестр> Сергея Карулина, данные меры совета директоров ПАРТАД очень своевременны. Тем более что они развивают тенденцию, о которой заявило новое руководство ФКЦБ России. Как недавно сказал председатель ФКЦБ И. Костиков, <комиссия видит свою задачу во всесторонней защите интересов инвесторов, а также во внедрении проблематики корпоративного управления в российское законодательство и общественное сознание>.
    Безусловно, меры предпринимаемые ПАРТАД, будут способствовать защите инвесторов, особенно мелких. Все, кто имел дело с <карманными> регистраторами, знают, как трудно <однопроцентнику> получить список акционеров у такого регистратора: либо незаконный отказ, либо этот регистратор заломит за список такую цену, что она просто будет не по карману акционеру. Кроме того, у таких регистраторов также много незаконных отказов при выдаче списка акционеров <десятипроцентнику> для проведения внеочередного собрания акционеров.

    Новая система для неликвидов
    21 сентября 2000 г. начала работу Национальная котировальная система (НКС) НАУФОР. На состоявшейся презентации системы председатель правления
    НАУФОР И. Тырышкин отметил, что создание НКС стало логичным этапом в развитии информационных продуктов ассоциации. В добавление к системе СОНАР, раскрывающей информацию о деятельности профессиональных участников фондового рынка - членах
    НАУФОР, и системе СКРИН <Эмитент>, предоставляющей пользователям корпоративную информацию о 1500 эмитентов, новый продукт - Национальная котировальная система предоставит членам НАУФОР достоверную информацию о котировках эмитентов, включенных в СКРИН <Эмитент>.
    Как сообщил начальник управления информационных систем НАУФОР Д. Оленьков, многие московские и региональные компании - члены НАУФОР уже приступили к работе в системе. Десятки пользователей обращаются в ассоциацию с просьбой предоставить доступ для работы в НКС.
    Однако планы НАУФОР этим не ограничиваются. <Мы планируем разработать аналогичные системы по векселям и "вэбовкам", - заявил Д. Оленьков. - К началу следующего года, наверное, будем презентовать эти блоки>.

    Обзор подготовлен по материалам информационных агентств и печати.

© ЗАО "Группа РЦБ".